kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Иммунитет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                      Разработка урока по биологии 8 класс.  Тема урока «Иммунитет»

 Цель :

  1. Сформировать понятие иммунитет;
  2. Познакомить учащихся с видами иммунитета;
  3. Познакомить учащихся  с защитными свойствами организмаю.

I. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»

Тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки)

 2.Выполнение работы (учащиеся выполняют задания, а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на слайде после обмена работами)

 Коды ответов:

 Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д.        Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.

 Норма оценок: 7 правильных ответов - «5»; 5-6 - «4»; 3-4 - «3»; менее 3 - незачет.

 3.Проверка результатов биологического диктанта

II. Изучение нового материала

Историческая справка. (Сообщение учащегося- опережающее задание).

 В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно  видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в  Европе погибла четверть  населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов встречалось редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с животными, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой.  Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Широкое практическое применение оспопрививания применялось без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера. В 1881г. Он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод,  что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают  в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал - вакциной.

 - Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?

                                                           Тема урока «Иммунитет».

I вариант. Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?»

 1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты.

 2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов.

 3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания.

 4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ.

(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

Задание: Прочитайте текст учебника и выясните, правильны ли ваши мнения, напротив тех предложений, которые отражают суть, какого ни будь, из 4 утверждений отметьте номер утверждения, который подтверждает или опровергает эти понятия.

Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)

II вариант. Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+», не согласны «-», сомневаетесь «?»

 1. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием.

 2. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным.

 3. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции.

 4. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет.

(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

Задание: найдите в учебнике на информацию о разновидностях иммунитета и дайте им определения.

            Беседа

 Какие виды иммунитета существуют?  (в ходе беседы в тетради заполняют схему «Виды иммунитета»

 Иммунитет:    I. Естественный    II. Искусственный    

1).  Врожденный  2). Приобретенный  (активный, пассивный).

 Отвечают на вопрос и формулируют вывод:

             Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).

            Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин - культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет. 

           Вакцина - культура ослабленных микробов.

          Сыворотка - жидкая часть крови без форменных элементов и фибрина переболевших людей или животных,  (записывают в тетрадь)

III. Итог урока:

 1). Оценка знаний

IV. Домашнее задание: приготовить сообщения по темам «Как наш организм защищается от инфекций», «СПИД».

 Приложение №1 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д.   Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.

V. Закрепление новых знаний:

 ВАРИАНТ №1

I. Какие утверждения верны?

 1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа  б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа

2. Плазма крови - это:  а) особый тип соединительной ткани;  б) межклеточное вещество.

 3. Эритроциты- это: а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.в) мелкие ядерные

 4. Лейкоциты - это:  а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;  б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;  в) бесцветные клетки непостоянной формы.

 II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.)

 Понятия:                                                  Утверждения:

 1. Фагоцитоз.                                    А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и  проникновению в организм болезнетворных организмов,

 2. Свертывание                                Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами

 крови. микробов и других чужеродных веществ.

 3. Фибриноген.                                В. Нерастворимый белок.

 4. Фибрин.                                       Г. Растворимый белок плазмы.

 5. Тромб.                                         Д. Нити фибрина, образующие густую сеть - сгусток крови,  закрывающий рану.

 ВАРИАНТ №2 Приложение №1

 I. Какие утверждения верны?

 1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов;

 б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем

 в крови, но много лимфоцитов;

 в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем

 в крови, по меньше лимфоцитов;

 2. Кровь – это:  а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

 б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости; 

в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с летками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани.

 3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов;

 4.Тромбоциты – это:  а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;  б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;  в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге.

 II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.)

 Понятия:                                                       Утверждения:

 1. Фагоцитоз.                                               А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и  проникновению в организм болезнетворных организмов.

 2. Свертывание                                          Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов  крови. и других чужеродных веществ.

 3. Фибриноген.                                         В. Нерастворимый белок.

 4. Фибрин.                                                Г. Растворимый белок плазмы.

 5. Тромб.                                                 Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови,  закрывающий рану.

                  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Иммунитет" »

Разработка урока по биологии 8 класс. Тема урока «Иммунитет»

Цель урока:

Образовательная:

  1. Сформировать понятие иммунитет;

  2. Познакомить учащихся с видами иммунитета;

  3. Познакомить учащихся с защитными свойствами организма

Воспитательные:

  • продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;

I. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»

Тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки)

2.Выполнение работы (учащиеся выполняют задания, а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на слайде после обмена работами)

Коды ответов:

Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д. Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.

Норма оценок: 7 правильных ответов - «5»; 5-6 - «4»; 3-4 - «3»; менее 3 - незачет.

3.Проверка результатов биологического диктанта

II. Изучение нового материала

Историческая справка. (Сообщение учащегося- опережающее задание).

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов встречалось редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с животными, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой. Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Широкое практическое применение оспопрививания применялось без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера. В 1881г. Он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод, что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают

в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал - вакциной.

- Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?

Тема урока «Иммунитет».

I вариант. Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?»

1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты.

2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов.

3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания.

4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ.

(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

Задание: Прочитайте текст учебника и выясните, правильны ли ваши мнения, напротив тех предложений, которые отражают суть, какого ни будь, из 4 утверждений отметьте номер утверждения, который подтверждает или опровергает эти понятия.

Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)

II вариант. Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+», не согласны «-», сомневаетесь «?»

1. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием.

2. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным.

3. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции.

4. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет.

(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

Задание: найдите в учебнике на информацию о разновидностях иммунитета и дайте им определения.

Беседа

Какие виды иммунитета существуют? (в ходе беседы в тетради заполняют схему «Виды иммунитета»

Иммунитет: I. Естественный II. Искусственный

1). Врожденный 2). Приобретенный (активный, пассивный).

Отвечают на вопрос и формулируют вывод:

Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).

Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин - культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет.

Вакцина - культура ослабленных микробов.

Сыворотка - жидкая часть крови без форменных элементов и фибрина переболевших людей или животных, (записывают в тетрадь)

III. Итог урока:

1). Оценка знаний

IV. Домашнее задание: приготовить сообщения по темам «Как наш организм защищается от инфекций», «СПИД».

Приложение №1 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д. Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.

V. Закрепление новых знаний:

ВАРИАНТ №1

I. Какие утверждения верны?

1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа

2. Плазма крови - это: а) особый тип соединительной ткани; б) межклеточное вещество.

3. Эритроциты- это: а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.в) мелкие ядерные

4. Лейкоциты - это: а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; в) бесцветные клетки непостоянной формы.

II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.)

Понятия: Утверждения:

1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и проникновению в организм болезнетворных организмов,

2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами

крови. микробов и других чужеродных веществ.

3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.

4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.

5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть - сгусток крови, закрывающий рану.

ВАРИАНТ №2 Приложение №1

I. Какие утверждения верны?

1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов;

б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем

в крови, но много лимфоцитов;

в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем

в крови, по меньше лимфоцитов;

2. Кровь – это: а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с летками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани.

3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов;

4.Тромбоциты – это: а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге; б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге; в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге.

II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.)

Понятия: Утверждения:

1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и проникновению в организм болезнетворных организмов.

2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов крови. и других чужеродных веществ.

3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.

4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.

5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови, закрывающий рану.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Иммунитет"

Автор: Ахтырская Нина Владимировна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Разработка урока по теме "Иммунитет" "
    ["seo_title"] => string(37) "razrabotka-uroka-po-tiemie-immunitiet"
    ["file_id"] => string(6) "143196"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418473749"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Витамины в овощах и фруктах" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-1-klassie-vitaminy-v-ovoshchakh-i-fruktakh"
    ["file_id"] => string(6) "193311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427625344"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по биологии в 8 классе "Витамины" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-8-klassie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "196898"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428140722"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока в 7 классе. Тема: «Одежда для сна - пижама». "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-v-7-klassie-tiema-odiezhda-dlia-sna-pizhama"
    ["file_id"] => string(6) "214984"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432545584"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока и презентация по теме: "Гигиена питания""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokaipriezientatsiiapotiemiegighiienapitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "339506"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471333973"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства