kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Иммунитет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                      Разработка урока по биологии 8 класс.  Тема урока «Иммунитет»

 Цель :

  1. Сформировать понятие иммунитет;
  2. Познакомить учащихся с видами иммунитета;
  3. Познакомить учащихся  с защитными свойствами организмаю.

I. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»

Тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки)

 2.Выполнение работы (учащиеся выполняют задания, а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на слайде после обмена работами)

 Коды ответов:

 Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д.        Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.

 Норма оценок: 7 правильных ответов - «5»; 5-6 - «4»; 3-4 - «3»; менее 3 - незачет.

 3.Проверка результатов биологического диктанта

II. Изучение нового материала

Историческая справка. (Сообщение учащегося- опережающее задание).

 В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно  видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в  Европе погибла четверть  населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов встречалось редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с животными, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой.  Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Широкое практическое применение оспопрививания применялось без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера. В 1881г. Он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод,  что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают  в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал - вакциной.

 - Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?

                                                           Тема урока «Иммунитет».

I вариант. Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?»

 1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты.

 2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов.

 3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания.

 4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ.

(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

Задание: Прочитайте текст учебника и выясните, правильны ли ваши мнения, напротив тех предложений, которые отражают суть, какого ни будь, из 4 утверждений отметьте номер утверждения, который подтверждает или опровергает эти понятия.

Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)

II вариант. Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+», не согласны «-», сомневаетесь «?»

 1. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием.

 2. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным.

 3. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции.

 4. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет.

(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

Задание: найдите в учебнике на информацию о разновидностях иммунитета и дайте им определения.

            Беседа

 Какие виды иммунитета существуют?  (в ходе беседы в тетради заполняют схему «Виды иммунитета»

 Иммунитет:    I. Естественный    II. Искусственный    

1).  Врожденный  2). Приобретенный  (активный, пассивный).

 Отвечают на вопрос и формулируют вывод:

             Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).

            Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин - культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет. 

           Вакцина - культура ослабленных микробов.

          Сыворотка - жидкая часть крови без форменных элементов и фибрина переболевших людей или животных,  (записывают в тетрадь)

III. Итог урока:

 1). Оценка знаний

IV. Домашнее задание: приготовить сообщения по темам «Как наш организм защищается от инфекций», «СПИД».

 Приложение №1 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д.   Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.

V. Закрепление новых знаний:

 ВАРИАНТ №1

I. Какие утверждения верны?

 1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа  б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа

2. Плазма крови - это:  а) особый тип соединительной ткани;  б) межклеточное вещество.

 3. Эритроциты- это: а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.в) мелкие ядерные

 4. Лейкоциты - это:  а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;  б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы;  в) бесцветные клетки непостоянной формы.

 II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.)

 Понятия:                                                  Утверждения:

 1. Фагоцитоз.                                    А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и  проникновению в организм болезнетворных организмов,

 2. Свертывание                                Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами

 крови. микробов и других чужеродных веществ.

 3. Фибриноген.                                В. Нерастворимый белок.

 4. Фибрин.                                       Г. Растворимый белок плазмы.

 5. Тромб.                                         Д. Нити фибрина, образующие густую сеть - сгусток крови,  закрывающий рану.

 ВАРИАНТ №2 Приложение №1

 I. Какие утверждения верны?

 1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов;

 б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем

 в крови, но много лимфоцитов;

 в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем

 в крови, по меньше лимфоцитов;

 2. Кровь – это:  а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

 б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости; 

в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с летками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани.

 3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов;

 4.Тромбоциты – это:  а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;  б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге;  в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге.

 II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.)

 Понятия:                                                       Утверждения:

 1. Фагоцитоз.                                               А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и  проникновению в организм болезнетворных организмов.

 2. Свертывание                                          Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов  крови. и других чужеродных веществ.

 3. Фибриноген.                                         В. Нерастворимый белок.

 4. Фибрин.                                                Г. Растворимый белок плазмы.

 5. Тромб.                                                 Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови,  закрывающий рану.

                  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Иммунитет" »

Разработка урока по биологии 8 класс. Тема урока «Иммунитет»

Цель урока:

Образовательная:

  1. Сформировать понятие иммунитет;

  2. Познакомить учащихся с видами иммунитета;

  3. Познакомить учащихся с защитными свойствами организма

Воспитательные:

  • продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;

I. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции»

Тестовые задания на карточках по вариантам: Вариант 1. Вариант 2. (карточки)

2.Выполнение работы (учащиеся выполняют задания, а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на слайде после обмена работами)

Коды ответов:

Вариант №1 I. 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д. Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.

Норма оценок: 7 правильных ответов - «5»; 5-6 - «4»; 3-4 - «3»; менее 3 - незачет.

3.Проверка результатов биологического диктанта

II. Изучение нового материала

Историческая справка. (Сообщение учащегося- опережающее задание).

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Она проникала всюду города и селения вымирали, на улицах можно видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В веке в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов встречалось редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшими дело с животными, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой. Эти наблюдения позволили английскому врачу Эдуаоду Дженнеру в 1776 г.предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Широкое практическое применение оспопрививания применялось без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера. В 1881г. Он изучил действия возбудителя куриной холеры обычно вызывающей 100% гибель, оставались живы. Луи Пастер сделал вывод, что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают

в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал - вакциной.

- Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?

Тема урока «Иммунитет».

I вариант. Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?»

1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты.

2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов.

3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания.

4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ.

(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

Задание: Прочитайте текст учебника и выясните, правильны ли ваши мнения, напротив тех предложений, которые отражают суть, какого ни будь, из 4 утверждений отметьте номер утверждения, который подтверждает или опровергает эти понятия.

Беседа по прочитанному тексту ( учитель на доске делает поправки, ставит «+», «-»)

II вариант. Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+», не согласны «-», сомневаетесь «?»

1. Лечебную сыворотку готовят из крови животного или крови человека, переболевшего заболеванием.

2. Иммунитет, приобретенной после прививки, называют естественным.

3. Иммунная система человека может быть поражена вирусом СПИД, в результате чего человек может погибнуть от любой инфекции.

4. После ряда перенесенных заболеваний люди приобретают искусственный иммунитет.

(Учитель читает утверждения и ставит знаки «-», «+», «?» на доске против каждого утверждения по мнениям учащихся, поднимают руку)

Задание: найдите в учебнике на информацию о разновидностях иммунитета и дайте им определения.

Беседа

Какие виды иммунитета существуют? (в ходе беседы в тетради заполняют схему «Виды иммунитета»

Иммунитет: I. Естественный II. Искусственный

1). Врожденный 2). Приобретенный (активный, пассивный).

Отвечают на вопрос и формулируют вывод:

Естественный иммунитет, который вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный).

Искусственный (приобретенный) иммунитет, который приобретается в результате введения или вакцин - культур ослабленных микробов. Это активный искусственный иммунитет. Или введения лечебных сывороток – крови переболевших людей или животных. Это пассивный искусственный иммунитет.

Вакцина - культура ослабленных микробов.

Сыворотка - жидкая часть крови без форменных элементов и фибрина переболевших людей или животных, (записывают в тетрадь)

III. Итог урока:

1). Оценка знаний

IV. Домашнее задание: приготовить сообщения по темам «Как наш организм защищается от инфекций», «СПИД».

Приложение №1 1а,2б,3а,4в П. 16, З г, 5д. Вариант 2. I. 16, 2в, 36, 4а. П. 2а, 4в, 5д.

V. Закрепление новых знаний:

ВАРИАНТ №1

I. Какие утверждения верны?

1. Внутренняя среда организма человека – это: а) тканевая жидкость, кровь, лимфа б) кровь и тканевая жидкость в) кровь и лимфа

2. Плазма крови - это: а) особый тип соединительной ткани; б) межклеточное вещество.

3. Эритроциты- это: а) безъядерные мелкие красные клетки двояковогнутой формы; б) ядерные мелкие бесцветные клетки двояковогнутой формы.в) мелкие ядерные

4. Лейкоциты - это: а) мелкие безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; б) крупные безъядерные бесцветные клетки непостоянной формы; в) бесцветные клетки непостоянной формы.

II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (1. 3, 5.)

Понятия: Утверждения:

1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и проникновению в организм болезнетворных организмов,

2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами

крови. микробов и других чужеродных веществ.

3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.

4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.

5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть - сгусток крови, закрывающий рану.

ВАРИАНТ №2 Приложение №1

I. Какие утверждения верны?

1. Лимфа – это: а) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и лимфоцитов, больше белков, чем в крови, много тромбоцитов;

б) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов меньше белков, чем

в крови, но много лимфоцитов;

в) прозрачная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, больше белков, чем

в крови, по меньше лимфоцитов;

2. Кровь – это: а) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

б) промежуточная внутренняя среда, находящаяся вне сосудов, соприкасающаяся непосредственно с клетками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости;

в) промежуточная внутренняя среда, находящаяся в сосудах, непосредственно не соприкасающаяся с летками, поддерживающая постоянство состава тканевой жидкости. Особый вид соединительной ткани.

3. В 1мм3 крови содержится: а) 5,5 — 7 млн. эритроцитов б) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов в) 450 – 550 тыс. эритроцитов;

4.Тромбоциты – это: а) небольшие безъядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге; б) небольшие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге; в) большие ядерные кровяные пластинки, образующиеся в красном костном мозге.

II. Установите соответствие между понятиями и утверждениями (2,4,5.)

Понятия: Утверждения:

1. Фагоцитоз. А. Защитная реакция организма, препятствующая потери крови и проникновению в организм болезнетворных организмов.

2. Свертывание Б. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов крови. и других чужеродных веществ.

3. Фибриноген. В. Нерастворимый белок.

4. Фибрин. Г. Растворимый белок плазмы.

5. Тромб. Д. Нити фибрина, образующие густую сеть – сгусток крови, закрывающий рану.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Иммунитет"

Автор: Ахтырская Нина Владимировна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Разработка урока по теме "Иммунитет" "
    ["seo_title"] => string(37) "razrabotka-uroka-po-tiemie-immunitiet"
    ["file_id"] => string(6) "143196"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418473749"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Витамины в овощах и фруктах" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-1-klassie-vitaminy-v-ovoshchakh-i-fruktakh"
    ["file_id"] => string(6) "193311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427625344"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по биологии в 8 классе "Витамины" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-8-klassie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "196898"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428140722"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока в 7 классе. Тема: «Одежда для сна - пижама». "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-v-7-klassie-tiema-odiezhda-dlia-sna-pizhama"
    ["file_id"] => string(6) "214984"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432545584"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока и презентация по теме: "Гигиена питания""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokaipriezientatsiiapotiemiegighiienapitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "339506"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471333973"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства