kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии "Три среды обитания" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  изучения  нового  материала.

Содержание: Наземно-воздушная, водная и почвенная  среды  обитания  организмов. Приспособленность  организмов  к  среде обитания.

Технология: Технология  деятельностного  метода. Автор Петерсон (базовый  уровень)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Три среды обитания" 5 класс»

Урок биологии по теме «Три среды обитания»

( УМК «Сфера жизни» Н.И. Сонин, А.А. Плешаков )

5 класс


Цели:

1.Предметная: умеет сравнивать среды обитания и определять приспособления живых организмов к данным средам.

2.Межпредметная: умеет анализировать и находить причинно - следственные связи.

Содержание: Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Технология: Технология деятельностного метода. Автор Петерсон (базовый уровень)

Оборудование: учебник Сонин Н.И., А.А. Плешаков Биология. Введение в биологию. 5 кл., М.: Дрофа, 2015.

Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Сонина Н.И., А.А. Плешакова Биология. Введение в биологию. 5 кл., М.: Дрофа, 2015.

Демонстрационный материал:

Д 1.ЭОР

Раздаточный материал:

Р 1. Листы с тестами.


Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица Вы готовы начать работу? Тогда определите, что мы будем сегодня изучать на уроке. Учитель активизирует деятельность учеников через стихотворение  Леонида Олюнина:

Спросили у Мухи  – глазастой и бойкой: 
– Скажите, чем вас привлекает помойка? 
Не всякий пойдёт на такое сближение –
Отходы кругом и следы разложения. 
И Муха ответила –  честно, открыто: 
– Кому-то – помойка, кому-то – корыто. 
Легко здесь живётся, и просто – с питанием: 
Это моя среда обитания.

- (Будем изучать среду обитания)


  1. Актуализация знаний.
    –А где живут рыбы, зайцы, дождевые черви?

- (В воде, на земле и в почве).

- Значит не одна среда обитания. Вспомните из начальной школы, какие бывают среды обитания?

- (Наземно-воздушная среда, водная среда и почвенная среда).

- Сформулируем тему урока.

- (Три среды обитания).

- Давайте сформулируем, что же такое среда обитания? Дайте определение понятию, используя слова из списка:

Совокупность, всех, организм, условий, живёт, в которых

Учащиеся формулируют и записывают определение понятия «среда обитания» в рабочей тетради №163 с72.

(Среда обитания – совокупность всех условий, в которых живёт организм).

3.Проблемное объяснение нового знания.

- Каковы же условия обитания живых организмов в данных средах? И как живые организмы к ним приспособились? Чтобы разобраться с данными проблемами мы должны изучить среды обитания.

Учащимся предлагается рассмотреть живые организмы в учебнике с106-107 и определить, в каких средах они живут.

(Учащиеся называют представителей наземно-воздушной среды, водной среды и почвенной сред.)

- Теперь выполните задание №164 с72 в рабочей тетради. Задание: Подпишите на схеме три среды обитания организмов. Приведите примеры населяющих их животных.

- Чтобы определить условия обитания живых организмов и их приспособления поработаем с учебником. Выберите условия и приспособления из текста учебника с 104-107.

Учащиеся находят в тексте материал и зачитывают. (Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер.

- Найдите причинно-следственные связи: какие приспособления есть у живых организмов данной среды? (Приспособления: сильные ноги, приспособленные для бега и прыжков, наличие крыльев).

- Теперь рассмотрим водную среду.

( Водная среда имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода. Водоёмы и отдельные их участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25оС). Приспособления для плаванья: плавники, ласты, перепонки между пальцами, плавательные ножки, дыхание жабрами, обтекаемая форма тела).

- И, наконец, почвенная среда.

(Почвенная среда обитания представляет собой не простое твёрдое тело, как большинство пород литосферы, а сложную систему, состоящую из твёрдых частиц, окружённых воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, в ней складываются разнообразные условия, благоприятные для жизни множества организмов. Приспособления: тело овальное, компактное, передние ноги плоские как лопаты, приспособленные для рытья).




4.Первичное закрепление нового знания во внешней речи.

-Молодцы. Закрепим наши знания работой с видеоматериалами.

Учащиеся анализируют ЭОР «Приспособления животных к наземно-воздушной среде обитания», «Конечности наземных животных», «Наземные растения».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c65b371e-3a04-43c9-b4f3-b189191a6cee/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_02%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90d1-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69e8-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

Затем учащиеся анализируют ЭОР «Приспособления для плавания у животных», «Приспособления животных к водной среде обитания», «Водные плавающие растения».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90d8-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f167ab57-0805-4740-8eb0-b743d2ff5d90/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_01%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90d4-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

Учащиеся анализируют ЭОР «Приспособления животных к почвенной среде обитания».
   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09833e77-fb5d-458a-936a-45a66f45bd07/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_03%5D.swf





5.Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Теперь я предлагаю выполнить самостоятельную работу.

Учащиеся выполняют тестированные задания по двум вариантам и затем проверяют по образцу на доске.


Вариант I


1.Выпишите буквы, обозначающие названия сред обитания и рядом выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих средах.

А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
1.Кенгуру 2. Волк. 3. Акула 4. Крот. 5.Шмель 6. Рак. 7. Личинка майского жука. 8. Стрекоза 9. Щука. 10. Клубеньковые бактерии.  

2. Выберите правильный ответ. Водные растения не обитают на большой глубине, так как там недостаточно: А) тепла; Б) углекислого газа; В) света; Г) почвы.

3. Выберите правильный ответ. У многих животных, обитающих в почве, плохо развито: А) зрение; Б) обоняние; В) слух; Г) вкус.       

Вариант II


1.Выпишите буквы, обозначающие названия сред обитания и рядом выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих средах.

А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:

1. Выдра. 2. Лиса. 3. Муха. 4. Синица. 5. Землеройка. 6. Гриб белый 7. Слепыш. 8. Дождевой червь. 9. Медведка. 10. Дельфин.

2. Выберите правильный ответ. Значительные перепады температуры характерны для: А) почвенной среды; Б) водной среды; В) подземных пещер; Г) наземно-воздушной среды.

3. Выберите правильный ответ. В водной среде животные приспособились к недостатку: А) кислорода; Б) тепла; В) влаги; Г) азота.

Образец ответов на доске: I в 1. А369, Б1258, В4710 2.В 3.А

IIв 1. А110, Б2346, В5789 2.Г 3.А


6.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Учащиеся работают в парах и выполняют задание №165 с73 в рабочей тетради: с помощью учебника закончите заполнение таблицы «Сравнение условий жизни в разных средах».

Условия жизни

Наземно-воздушная среда

Водная среда

Почвенная среда

Кислород

Достаточно

Не всегда достаточно

Имеется

Вода

Не всегда достаточно

Достаточно

Имеется

Изменения температуры

Значительные

Незначительные

Незначительные

Свет

Достаточно

Чем глубже, тем меньше

Отсутствует

- Выполните задание №167 с74 в рабочей тетради. Для выполнения задания найдите причинно-следственные связи.

Задание: В каких средах, по вашему мнению, обитают насекомые, ножки которых изображены на рисунке? Можете ли вы назвать этих насекомых?

(Наземно-воздушная 2,4 Почвенная 1 Водная 3. 1-Медведка, 2-Муха, 3-Жук-плавунец, 4-Кузнечик)

7.Рефлексия учебной деятельности.

Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.

Дополните «Облако тегов»:

Сегодня я узнал (узнала) …
Было интересно узнать, что …
Было трудно …
Я выполнял задания …
Теперь я могу…
Я научился (научилась) …
У меня получилось …
Я смог (смогла)…
Меня удивило…

Домашнее задание: Изучить текст § 23, выполнить задания №168-170 с74-75 в рабочей тетради. Творческое задание: подготовить сообщение или мини-сочинение о растении или животном любой среды обитания и их приспособлениях к данной среде по материалам Интернета и дополнительной литературы.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии "Три среды обитания" 5 класс

Автор: Васильева Генриэта Евгеньевна

Дата: 03.04.2017

Номер свидетельства: 406309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект  урока биологии на тему "Тип Моллюски""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-tip-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "251736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271099"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект и презентация урока природоведения 5 класс по теме: "Три среды обитания""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_i_priezientatsiia_uroka_prirodoviedieniia_5_klass_po_tiemie_tri_sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "388466"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486379423"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "конспект урока биологии на тему "класс Двустворчатые. Беззубка" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-klass-dvustvorchatyie-biezzubka"
    ["file_id"] => string(6) "182994"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425665277"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока и презентация по теме "Многообразие и значение моллюсков""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokaipriezientatsiiapotiemiemnoghoobraziieiznachieniiemolliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "266813"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450257505"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект  урока  на тему "Биотические связи в природе" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-biotichieskiie-sviazi-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "186666"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426404061"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства