Деятельность учителя и учеников. Методы и приемы, номера слайдов | Ход урока |
3) Проверка знаний и умений. (10 минут) |
Вопрос - ответ 2 слайд Вопросы игры. 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд | Вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. «Вопрос – ответ»:
1. На какие царства учёные делят живую природу? 2. Подумайте, что общего у бактерий и простейших? 3. В чём их главное отличие? 4. Что объединяет растения, грибы, животные? 5. На какие группы делятся животные? |
Индивидуальная работа учащихся со взаимопроверкой 8 слайд “Выбери”
9 слайд | Программированная работа (5 мин). Перед вами список различных организмов. Из этого списка выберите I - Беспозвоночных животных II -. Позвоночных животных. III - Растения Распредели по группам: 1.ПАУК- КРЕСТОВИК 2.РАК РЕЧНОЙ 3.СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ 4.МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА 5.ТИГР 6.ПАПОРОТНИК 7.ГУСЬ 8. БАБОЧКА-БЕЛЯНКА 9.ВОДОРОСЛИ 10.КРОКОДИЛ 11.ПИЯВКИ 12.ПОДСОЛНУХ 13.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ 14.КРОТ 15.МОХ-СФАГНУМ ОТВЕТЫ: беспозвоночные 1,2,8,11,13 позвоночные 4,5,7,10,14 растения 3,6,9,12,15 Проверяем работы “сосед - соседа”, ставим баллы. |
4) Изучение новой темы (15 минут) |
С помощью вопросов подвожу к теме урока. Слайд 10
Выбор темы команды Та команда, которая отгадывает загадку получает эмблему соответствующего цвета: Вода – синий Земля - коричневый Воздух - голубой
| Давно народ приметил и сложил пословицы. Подумайте о чём они говорят? Лебедь по поднебесью, мотылёк над землёй; всякому своё место. Море не поле, рад бы посеять, да зерно не держится. Рыбам - вода, птицам – воздух, человеку – вся земля. Ребята высказывают свои предположения Записывают в тетради тему урока «Три среды обитания» Изучать новую тему мы будем сегодня в командах. Каждая команда будет представлять одну из сред обитания. А вот в какую, вы сами выберете, угадав загадку. ПРО ВОДУ. Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц и звезды — В нем все отражается … Как это зеркало называется? (Пруд, озеро) Чего в гору не выкатить, В решете не унести И в руках не удержать? ПРО ЗЕМЛЮ И топчут ее, И режут ее — Она не серчает, Добром отвечает. Весь мир кормлю, А сама не ем. ПРО ВОЗДУХ Ты без него не сможешь жить Ни есть, ни пить, ни говорить. И даже, честно говоря, Разжечь не сможешь ты огня. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем. Придумывают название команд. Выбирают писаря, который будет заполнять листы учёта баллов. |
Групповая работа № 1 с карточками, изображающие различные организмы Приложение 1 Слайды 11 – 12 Проверяю правильность выполнения работы. Называю баллы, которые они заносят в учетный лист. | А теперь проверим насколько вы хорошо знаете, кто и где живёт? Та группа, которая быстрее и правильнее справиться с заданием, получает 5 баллов. Но команды могут заработать 4 балла, 3 балла, 2 балла, 1балл, то есть, количество баллов уменьшается на количество ошибок. Наземно-воздушная среда. 1. паук крестовик 2. сосна обыкновенная 3. тигр 4. папоротник 5. гусь 6. бабочка-белянка 7. подсолнух. Водная среда. 1. рак речной 2. морская черепаха 3. водоросли 4. пиявки 5. медуза 6. скат 7. водяная лилия Почвенная среда. 1. дождевой червь 2. крот 3. бактерии гниения 4. почвенные простейшие 5. слепни 6. грибница гриба 7. землеройка |
Групповая работа № 2. Работа с учебником. Заполнение таблицы. Оцениваю работу по пятибалльной системе. Слайд 13
Задаю дополнительные вопросы:
Слайды 15-18
Слайды:19,20,21
Задаю дополнительные вопросы:
Слайды 22, 23
| Организмы занимают ту среду обитания, к которой приспособились. Мы сегодня должны ответить на вопрос – в чём особенность каждой среды. Для этого каждая команда читает текс учебника и заполняет таблицу: Название среды обитания | Особенности Стр. 118-119 | Приспособленность организмов к данной среде обитания. | Наземно-воздушная | Кислород: Влага: Температура: Свет: | | 1.Какие приспособления? Ответ: бегающие, прыгающие и летающие организмы 2) тела покрыты шестью или перьями 3) листопад, перелёт птиц, спячка 4) запасы и добывание воды 2. Почему скорость передвижения в наземно – воздушной среде выше, чем в водной Ответ: меньше плотность Название среды обитания | Особенности стр.119 | Приспособленность организмов к данной среде обитания | Водная среда | Кислород: Влага: Температура: Свет: | | О заморах рыб (не хватает кислорода) Почему водоросли ниже глубины 200 м не встречаются? (мало света) К обитанию и в водной, и в наземно-воздушной средах приспособлены… Название среды обитания | Особенности стр. 119 | Приспособленность организмов к данной среде обитания | Почвенная среда | Кислород: Влага: Температура: Свет: | | Команда выбирает того, кто делает отчёт о проделанной работе |
Сообщение учащегося о роли дождевых червей в создании почвы | Показываем макет, созданный для наблюдения за дождевыми червями. |
Видео (3 минуты) | Физкультминутка для снятия утомления. Зарядка для глаз и пальцев рук |
5) Закрепление (10 минуты) |
«Четвёртый – лишний» | За быстрый правильный ответ можно получить дополнительный балл. Правила игры: Найдите “лишнего” и объясните свой выбор. Страус, Кенгуру, Крот, Волк Крот, Червь, Землеройка, Сова Крот, Червь, Землеройка, Сова |
Групповая работа № 3. Кроссворд – наоборот Группа за работу получает 4 балла | Каждая группа получает готовый кроссворд, к которому надо составить вопросы.
|
Рефлексия (4 мин.) | Учащиеся составляют синквейн от каждой команды. |
Выставление оценок (1 мин) |
|
Домашнее задание (1 мин.) | Стр.118-122 Подготовьте сообщения о любых животных и растениях, той среды обитания, которую вы сегодня представляли. |