kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация урока природоведения 5 класс по теме: "Три среды обитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии 5 класс "Три среды обитания" составлен на основе авторской программы А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Тема: «Три среды обитания»

Цель урока: Познакомиться с тремя основными средами обитания животных и с условиями жизни в этих, а также с приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания.

Задачи:

обучающая: познакомить учащихся со средами обитания животных и их приспособленностью к жизни в этих средах;

воспитательная: обучать учащихся решению простые экологических задач;

развивающая: развивать умение анализировать, высказывать свои мысли обосновывать их.

Тип урока: комбинированный

Форма деятельности учащихся: работа в группах, парах, индивидуальная

Методы: частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, конверты с заданиями для групповой работы, карточки учёта групповой и индивидуальной работы.

Ход урока

1) Организационный момент (1 минута).

2) Подготовка к уроку, настрой на работу.

Деятельность учителя и учеников. Методы и приемы, номера слайдов

Ход урока

3) Проверка знаний и умений. (10 минут)

Вопрос - ответ

2 слайд

 

Вопросы игры.

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд


Вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.

«Вопрос – ответ»:



1. На какие царства учёные делят живую природу?

2. Подумайте, что общего у бактерий и простейших?

3. В чём их главное отличие?

4. Что объединяет растения, грибы, животные?

5. На какие группы делятся животные?

Индивидуальная работа учащихся со взаимопроверкой

 

 8 слайд “Выбери”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 













9 слайд

 

 


Программированная работа (5 мин).

Перед вами список различных организмов. Из этого списка выберите

I - Беспозвоночных животных

II -. Позвоночных животных.

III - Растения

Распредели по группам:

1.ПАУК- КРЕСТОВИК

2.РАК РЕЧНОЙ

3.СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ

4.МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА

5.ТИГР

6.ПАПОРОТНИК

7.ГУСЬ

8. БАБОЧКА-БЕЛЯНКА

9.ВОДОРОСЛИ

10.КРОКОДИЛ

11.ПИЯВКИ

12.ПОДСОЛНУХ

13.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

14.КРОТ

15.МОХ-СФАГНУМ

ОТВЕТЫ:

  • беспозвоночные 1,2,8,11,13

  • позвоночные 4,5,7,10,14

  • растения 3,6,9,12,15

Проверяем работы “сосед - соседа”, ставим баллы.

4) Изучение новой темы (15 минут)

С помощью вопросов подвожу к теме урока.

Слайд 10







Выбор темы команды 

Та команда, которая отгадывает загадку получает эмблему соответствующего цвета:

  1. Вода – синий

  2. Земля - коричневый

  3. Воздух - голубой


  

 
























Давно народ приметил и сложил пословицы. Подумайте о чём они говорят?

  1. Лебедь по поднебесью, мотылёк над землёй; всякому своё место.

  2. Море не поле, рад бы посеять, да зерно не держится.

  3. Рыбам - вода, птицам – воздух, человеку – вся земля.


Ребята высказывают свои предположения

Записывают в тетради тему урока «Три среды обитания»



Изучать новую тему мы будем сегодня в командах. Каждая команда будет представлять одну из сред обитания. А вот в какую, вы сами выберете, угадав загадку.

ПРО ВОДУ. 

  1. Глядятся в него молодые рябинки, 
    Цветные свои примеряя косынки. 
    Глядятся в него молодые березки, 
    Свои перед ним поправляя прически. 
    И месяц и звезды — 
    В нем все отражается …
    Как это зеркало называется? 
    (Пруд, озеро)


  1. Чего в гору не выкатить, 
    В решете не унести 
    И в руках не удержать? 

ПРО ЗЕМЛЮ

  1. И топчут ее, 
    И режут ее —
    Она не серчает, 
    Добром отвечает.


  1. Весь мир кормлю,
    А сама не ем.


ПРО ВОЗДУХ

  1. Ты без него не сможешь жить
    Ни есть, ни пить, ни говорить.
    И даже, честно говоря,
    Разжечь не сможешь ты огня.

  2. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. 
    Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

Придумывают название команд. Выбирают писаря, который будет заполнять листы учёта баллов.

Групповая работа № 1 с карточками, изображающие различные организмы

Приложение 1


Слайды 11 – 12





Проверяю правильность выполнения работы. Называю баллы, которые они заносят в учетный лист.

А теперь проверим насколько вы хорошо знаете, кто и где живёт?

Та группа, которая быстрее и правильнее справиться с заданием, получает 5 баллов. Но команды могут заработать 4 балла, 3 балла, 2 балла, 1балл, то есть, количество баллов уменьшается на количество ошибок.

Наземно-воздушная среда.

1. паук крестовик

2. сосна обыкновенная

3. тигр

4. папоротник

5. гусь

6. бабочка-белянка

7. подсолнух.

Водная среда.

1. рак речной

2. морская черепаха

3. водоросли

4. пиявки

5. медуза

6. скат

7. водяная лилия

Почвенная среда.

1. дождевой червь

2. крот

3. бактерии гниения

4. почвенные простейшие

5. слепни

6. грибница гриба

7. землеройка

Групповая работа № 2. Работа с учебником. Заполнение таблицы.

Оцениваю работу по пятибалльной системе.

Слайд 13











Задаю дополнительные вопросы:



Слайды 15-18

















Слайды:19,20,21







Задаю дополнительные вопросы:















Слайды 22, 23














Организмы занимают ту среду обитания, к которой приспособились. Мы сегодня должны ответить на вопрос – в чём особенность каждой среды. Для этого каждая команда читает текс учебника и заполняет таблицу:

Название среды обитания

Особенности

Стр. 118-119

Приспособленность организмов к данной среде обитания.

Наземно-воздушная

Кислород:


Влага:


Температура:

Свет:

 

 

1.Какие приспособления?

Ответ:

  1. бегающие, прыгающие и летающие организмы

2) тела покрыты шестью или перьями

3) листопад, перелёт птиц, спячка

4) запасы и добывание воды

2. Почему скорость передвижения в наземно – воздушной среде выше, чем в водной

Ответ: меньше плотность

Название среды обитания

Особенности
стр.119

Приспособленность организмов к данной среде обитания

Водная

среда


Кислород:


Влага:


Температура:

Свет:

 






  1. О заморах рыб (не хватает кислорода)

  2. Почему водоросли ниже глубины 200 м не встречаются? (мало света)

  3. К обитанию и в водной, и в наземно-воздушной средах приспособлены…

Название среды обитания

Особенности
стр. 119

Приспособленность организмов к данной среде обитания

Почвенная среда

Кислород:


Влага:


Температура:

Свет:

 

 















Команда выбирает того, кто делает отчёт о проделанной работе

Сообщение учащегося о роли дождевых червей в создании почвы

Показываем макет, созданный для наблюдения за дождевыми червями.

 Видео (3 минуты)

Физкультминутка для снятия утомления.

Зарядка для глаз и пальцев рук

5) Закрепление (10 минуты)

«Четвёртый – лишний»

За быстрый правильный ответ можно получить дополнительный балл.

Правила игры: Найдите “лишнего” и объясните свой выбор.

  1. Страус, Кенгуру, Крот, Волк

  2. Крот, Червь, Землеройка, Сова

  3. Крот, Червь, Землеройка, Сова

Групповая работа № 3.

Кроссворд – наоборот

Группа за работу получает

4 балла

Каждая группа получает готовый кроссворд, к которому надо составить вопросы.





Рефлексия (4 мин.)

Учащиеся составляют синквейн от каждой команды.

Выставление оценок

(1 мин)



 Домашнее задание

(1 мин.)

 

 

 

  1. Стр.118-122

  2. Подготовьте сообщения о любых животных и растениях, той среды обитания, которую вы сегодня представляли.







Распредели по группам:

I - Беспозвоночных животных

II -. Позвоночных животных.

III – Растения

1.ПАУК- КРЕСТОВИК

2.РАК РЕЧНОЙ

3.СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ

4.МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА

5.ТИГР

6.ПАПОРОТНИК

7.ГУСЬ

8. БАБОЧКА-БЕЛЯНКА

9.ВОДОРОСЛИ

10.КРОКОДИЛ

11.ПИЯВКИ

12.ПОДСОЛНУХ

13.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

14.КРОТ

15.МОХ-СФАГНУМ



Просмотр содержимого презентации
«pril»

Природоведение 5 класс Подготовила: Учитель биологии Плотникова Анна Александровна

Природоведение 5 класс

Подготовила:

Учитель биологии

Плотникова Анна Александровна

Что узнали на прошлом уроке?

Что узнали на прошлом уроке?

  • 1. На какие царства учёные делят живую природу?
Подумайте?

Подумайте?

Что общего у бактерий и простейших?

Что общего у бактерий и простейших?

  • В чём их главное отличие?
Что объединяет растения, грибы и животных?

Что объединяет растения, грибы и животных?

На какие две группы делятся животные?

На какие две группы делятся животные?

Выбери…

Выбери…

  • 1. паук – крестовик
  • 2. рак речной
  • 3. сосна обыкновенная
  • 4. морская черепаха
  • 5. тигр
  • 6. папоротник
  • 7. гусь
  • 8. бабочка - белянка
  • 9. водоросли
  • 10. крокодил
  • 11. пиявка
  • 12. подсолнух
  • 13. дождевой червь
  • 14. крот
  • 15. мох - сфагнум
Правильный ответ …

Правильный ответ …

  • Беспозвоночные:
  • 1, 2, 8, 11, 13
  • Позвоночные:
  • 4, 5, 7, 10, 14
  • Растения:
  • 3, 6, 9, 12, 15
Поставь оценку соседу

Поставь оценку соседу

  • «5» – без ошибок
  • «4» – 1-2 ошибки
  • «3» – 3-4 ошибок
  • «2» – 5-6 ошибок
  • «1» – 7 ошибок
« Среды обитания.  организмов»

« Среды обитания. организмов»

Цель:

Цель:

  • Познакомиться с тремя средами обитания живых организмов, изучить их особенности.
  • Выяснить приспособления организмов к разным средам обитания.
Разместите живые организмы  в их среду обитания

Разместите живые организмы

в их среду обитания

Заполняем таблицу Название среды обитания Особенности среды обитания ( температура, влага, свет, кислород) Наземно - воздушная Название живых организмов, обитающих в данной среде . Водная Особенности приспособ-лений организмов к среде обитания. Почвенная

Заполняем таблицу

Название

среды

обитания

Особенности среды обитания

( температура, влага, свет, кислород)

Наземно - воздушная

Название живых организмов, обитающих в данной среде .

Водная

Особенности приспособ-лений организмов к среде обитания.

Почвенная

Задания группам

Задания группам

  • Напишите в таблицу какие особенности данной вам среды находятся в избытке, недостатке, в норме.
  • В этом вам поможет учебник с. 118 - 122
Условия жизни в наземно-воздушной среде

Условия жизни в наземно-воздушной среде

  • Кислорода - достаточно;
  • Воды- не всегда достаточно;
  • Изменения температуры – значительные;
  • Света – достаточно.
Условия жизни в водной среде

Условия жизни в водной среде

  • Кислорода – часто не хватает;
  • Воды – достаточно;
  • Изменения температуры – незначительные;
  • Света- не всегда достаточно.
Заморы рыб

Заморы рыб

Почему водоросли ниже глубины 200 м не встречаются?

Почему водоросли ниже глубины 200 м не встречаются?

К обитанию и в водной, и в наземно-воздушной средах приспособлены…

К обитанию и в водной, и в наземно-воздушной средах приспособлены…

Условия жизни в почвенной среде:  Недостаток кислорода; Воды иногда очень много; Нет больших перепадов температуры; Свет не проникает.

Условия жизни в почвенной среде:

  • Недостаток кислорода;
  • Воды иногда очень много;
  • Нет больших перепадов температуры;
  • Свет не проникает.

Физминутка

Физминутка

Четвёртый лишний

Четвёртый лишний

  • Страус
  • Кенгуру
  • Крот
  • Волк
  • Страус
  • Кенгуру
  • Волк
Четвёртый лишний

Четвёртый лишний

  • Крот
  • Червь
  • Землеройка
  • Сова
  • Крот
  • Червь
  • Землеройка
Четвёртый лишний

Четвёртый лишний

  • Белка
  • Дельфин
  • Акула
  • Щука
  • Дельфин
  • Акула
  • Щука
Наземно-воздушная среда 1 4 к а м п ч я к а с 2 е л д п 3 о с т а и у в с е д ь

Наземно-воздушная среда

1

4

к

а

м

п

ч

я

к

а

с

2

е

л

д

п

3

о

с

т

а

и

у

в

с

е

д

ь

Водная среда жизни 1 п р 2 ы б ы о 3 м а з о р у б е р о ф 4 л ь

Водная среда жизни

1

п

р

2

ы

б

ы

о

3

м

а

з

о

р

у

б

е

р

о

ф

4

л

ь

Почвенная среда обитания 1 м и к 2 т о к р о о е р 3 ч в и г а н б 4 и ы р г з м ы

Почвенная среда обитания

1

м

и

к

2

т

о

к

р

о

о

е

р

3

ч

в

и

г

а

н

б

4

и

ы

р

г

з

м

ы

Синквейн 1 строка – одно существительное 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение, в форме существительного

Синквейн

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение, в форме существительного

Домашнее задание…

Домашнее задание…

  • Стр.учебника 118-122 (читать)
  • Подготовьте сообщения о любых животных и растениях, той среды обитания, которую вы сегодня представляли.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект и презентация урока природоведения 5 класс по теме: "Три среды обитания"

Автор: Плотникова Анна Александровна

Дата: 06.02.2017

Номер свидетельства: 388466


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства