Урок 5 класс
Тема: Строение растительной клетки.
Цели:
Образовательные: изучить основные части растительной клетки, пигменты, находящиеся в хлоропластах, в хромопластах; роль хлоропластов, пор, клеточного сока в жизни клетки;
Развивающие – продолжать формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, формировать практические навыки работы со световыми и цифровыми микроскопами
Воспитательные – развивать коллективные приёмы работы
Тип урока: лабораторная работа
Форма работы: индивидуально-групповая
Оборудование: для групп: №1 – световой и цифровой микроскоп, эпидермис сочной чешуи луковицы лука
№ 2- световой и цифровой микроскоп, лист элодеи;
№ 3- световой и цифровой микроскоп, мякоть плода арбуза, рябины, шиповника
Раздаточный материал: карточки-задания
Литература для учителя:
1.Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс.
2.Дорохина Л.Н. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии растений.
План урока
Вступительное слово учителя о теме и форме урока – 1мин.
Актуализация знаний по теме – 5 мин
Изучение нового материала – работа групп – 20 мин.
Отчёты групп – по 4 мин. Каждая, всего 16-18 мин.
Итоги урока - 2мин.
Домашнее задание.
Содержание урока.
Фронтальный опрос
Какие увеличительные приборы вы знаете?
Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает?
Как устроен микроскоп?
Назовите правила работы с микроскопом.
Назовите последовательность действий при приготовлении микропрепарата?
Какое строение имеют все живые организмы?
Изучение нового материала.
Класс делится на группы по четыре-пять человек. Каждая из них получает индивидуальное задание и обобщенный план изучения клетки.
План
Прочитать текст учебника.
Выделить в тексте основные элементы научных знаний.
Выполнить лабораторную работу по инструкции.
Подготовить сообщение для устного ответа.
Карточка №1
Прочтите § 2
Выпишите нужную вам информацию.
Выполните следующие задания:
Изготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука
Рассмотрите и изучите строение клетки под световым и цифровым микроскопом
Сравните строение клетки
Зарисуйте 1-2 клетки и обозначьте их части.
Подготовить текст устного выступления, содержащего ответы на вопросы:
а) Как называются светлые стенки клеток?
б) Как называются неутолщенные места этих стенок?
в) Какие части клетки видны в бесцветной зернистой цитоплазме?
г) Какое строение имеет клетка?
д) Где находится клеточный сок и что в нем содержится?
Карточка №2
1. Прочтите § 2
2. Выпишите нужную вам информацию.
3. Выполните следующие задания:
Изготовьте микропрепарат клетки листа элодеи
Рассмотрите и изучите строение клетки под световым и цифровым микроскопами
Сравните строение клеток
Зарисуйте 1-2 клетки и обозначьте их части.
Подготовить текст устного выступления, содержащего ответы на вопросы:
а) Как называются светлые стенки клеток?
б) Как называются неутолщенные места этих стенок?
в) Какие части клетки видны в бесцветной зернистой цитоплазме?
г) Какое строение имеет клетка?
д) Где находится клеточный сок и что в нем содержится?
е) Почему клетки листа элодеи зеленые?
Карточка №3
Прочтите § 2
Выпишите нужную вам информацию.
Выполните следующие задания:
Изготовьте микропрепарат клетки мякоти арбуза, рябины или шиповника.
Рассмотрите и изучите строение клетки под световым и цифровым микроскопами
Сравните строение клеток
Зарисуйте 1-2 клетки и обозначьте их части.
Подготовить текст устного выступления, содержащего ответы на вопросы:
а) Как называются светлые стенки клеток?
б) Как называются неутолщенные места этих стенок?
в) Какие части клетки видны в цитоплазме?
г) Какое строение имеет клетка?
д) Где находится клеточный сок и что в нем содержится?
е) Почему клетки мякоти арбуза, шиповника красные, а рябины оранжевые?
III. Отчёты групп.
Выполнение задания: «Создание модели города » по теме «Строение растительной клетки».
Рабочий лист учеников
Возьмите пластилин и создайте модель города по плану:
1 ученик. Границы города – белый цвет
2 ученик. Центр города - это власть, администрация - коричневый
3 ученик. Гиганты пищевой промышленности, которые готовят для нас пищу - зеленый
4 ученик. Памятники природы, зеленые насаждения, от которых мы получаем вдохновение, энергию - красным
5 ученик. Лечебные учреждения города, приходят на помощь, когда нам не хватает питательных веществ, поэтому участвуют в процессах пищеварения- желтый
6 ученик. Транспорт, который связывает все части произвольно.
Части города
Цвет на модели
Органоиды
Границы города
белый
Центр города - это власть, администрация
коричневый
Гиганты пищевой промышленности, которые готовят для нас пищу
зеленый
Памятники природы, зеленые насаждения
красный
Лечебные учреждения города
желтый
Транспорт
синий
Вывод __________________________________________________________
Мое настроение
Итоги урока.
Домашнее задание: § 2