Цель:
продолжить формирование у учащихся знаний о строении эукариотической клетки; объяснить сущность принципа построения клеточной мембраны, ее функций; раскрыть роль ядра как наиважнейшей структуры эукариотической клетки; познакомить со строением ядра; раскрыть основные понятия экзоцитоз, эндоцитоз, кариоплазма, кариотип; развивать самостоятельность в работе, логическое мышление; воспитывать уважение к собственному труду и труду товарищей.
Основные понятия: цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз, ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы, диплоидные и гаплоидные наборы хромосом.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Строение мембраны», карточки с заданиями, презентация, видеоролики, микроскоп
Ход урока
- Организационный момент.
-настрой и готовность к уроку
II. Проверка знаний учащихся.
Разминка «Мозговой штурм» (быстро ответить на вопросы- 2 мин)
III Постановка темы и цели урока
IV. Актуализация знаний учащихся подводящих к изучению новой темы
Попрошу обратить внимание наис.22,23 учебника
1 группа слайд №1
2 группа слайд №2,3
3 группа термины выписываем на доску
ВЫВОДЫ:
- Клетки растений и животных отличаются друг от друга
- Не все эукариотические клетки имеют ядро
- Внутреннее строение клеток зависит от тех функций, которое она выполняет в многоклеточном организме.
Изучение нового материала.
Итак, запишем в тетради тему нашего урока Слайд №5
У: -Любая эукариотическая клетка имеет очень сложное строение цитоплазма заключает в себе органоиды( Слайд №6) - вспомнить!?
-клетки которые могут иметь мембрану а могут и не иметь. Мембранные органоиды бывают одномембраные и двумембранные. (Слайд №7) схема в тетрадь учащихся
У:- Содержимое клетки, а также многих органоидов ограничивают биологические мембраны.
Видеоролик Цитоплазматическая (или клеточная) мембрана (Слайд №8)
-Что нового узнали просмотрев этот ролик?
Выводы по фильму
-Клеточная мембрана – это оболочка клетки, выполняющая следующие функции:
-Функции мембраны: (Слайд №9)
1. Отделяет содержимое клетки от внешней среды.
2. Защищает содержимое клетки.
3. Поддерживает форму клетки (органоидов).
4. Осуществляет взаимодействие клетки с внешней средой и с соседними клетками.
5. Избирательно проводит в клетку питательные вещества и выводит из клетки продукты обмена.
-Строение клеточной мембраны (Слайд 10)
Учитель:Главные химические компоненты, образующие цитоплазматическую мембрану, – белки и сложные липиды, которые обеспечивают избирательное проникновение веществ из внешней во внутреннюю среду и обратно.
(Слайд 11)Важной проблемой является транспорт веществ через плазматические мембраны. Он необходим для доставки питательных веществ в клетку, вывода токсичных отходов, создания градиентов для поддержания нервной и мышечной активности. Существуют следующие механизмы транспорта веществ через мембрану:
- диффузия (газы, жирорастворимые молекулы проникают прямо через плазматическую мембрану); при облегчённой диффузии растворимое в воде вещество проходит через мембрану по особому каналу, создаваемому какой-либо специфической молекулой;
- осмос (диффузия воды через полунепроницаемые мембраны);
- активный транспорт (перенос молекул из области с меньшей концентрацией в область с большей, например, посредством специальных транспортных белков, требует затраты энергии АТФ);
при эндоцитозе мембрана образует впячивания, которые затем трансформируются в пузырьки или вакуоли. Различают фагоцитоз – поглощение твёрдых частиц (например, лейкоцитами крови) – и пиноцитоз – поглощение жидкостей;
экзоцитоз – процесс, обратный эндоцитозу; из клеток выводятся непереварившиеся остатки твёрдых частиц и жидкий секрет. -Транспортные функции клеточной мембраны (плазмолемы)
(Слайд №12)-Запомните: Над плазматической мембраной клетки могут располагаться надмембранные структуры. Их строение является влажным классификационным признаком. У животных это гликокаликс (белково-углеводный комплекс), у растений, грибов и бактерий – клеточная стенка. В состав клеточной стенки растений входит целлюлоза, грибов – хитин, бактерий – белково-полисахаридный комплекс муреин.у клеток растений, грибов и бактерий цитоплазматическая мембрана покрыта клеточной стенкой
Под мембраной находятся две важнейшие части клетки – цитоплазма и ядро. В цитоплазме находятся органоиды и включения.
-Цитоплазма – внутреннее полувязкое содержимое клетки. Работа с таблицей на доске
Состав цитоплазмы:вспомните?
– все виды органических и неорганических веществ, 85% - вода,нерастворимые отходы обменных процессов и запасные питательные вещества, 10% - белки; 5% - липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты и минеральные соединения
– органоиды клетки.
-Запомните!: цитоплазма функционирует только в присутствии ядра (у эукариот). Без него долго существовать цитоплазма не может, так же как и ядро без цитоплазмы.
Роль цитоплазмы заключается в объединении всех клеточных структур и обеспечении их химического взаимодействия.
СЛАЙД №13Учитель Большинство клеток одноклеточных и многоклеточных животных, а также растений содержат ядро. Клетки, не имеющие оформленного ядра, называют прокариотическими, а имеющие ядро – эукариотическими.(Айгуль, Айрат) По форме ядро чаще всего круглое или овальное
Одна клетка может содержать одно или несколько ядер, это зависит от степени активности клетки. К многоядерным клеткам относятся, например, клетки костного мозга, печени, мышечной ткани и др.Почему? (Алина, Анжелика)
Видеоролик №14
Выводы
Ядро – важнейшая составная часть клетки, которая выполняет функции хранения и передачи наследственной информации, а также регулирует все процессы, протекающие в клетке.
Строение ядра: используя просмотренный ролик и текст учебника на стр.57-59 составьте схему состава ядра.
Ядерный сок (нуклеоплазма) – полужидкое вещество (в гелеобразном состоянии), представляющее внутреннюю среду ядра. В ядерном соке находятся ядрышки и хромосомы. Ядерный сок имеет сложный состав: аминокислоты, белки, ферменты и др.
Ядрышко – плотное округлое тельце, состоящее из РНК и белка. Ядрышки образуются на определенных участках хромосом, в них синтезируется РНК. Ядрышки формируются и видны только в неделящихся клетках, а во время деления разрушаются.
Хромосомы. В неделящихся ядрах хромосомы имеют вид тончайших нитей, их не видно в световой микроскоп. Эти нити представляют собой ДНК в соединении с белком (хроматин).
Хроматин – спирализованные и уплотненные участки хромосом.
Хромосомный набор клетки
Кариотип – набор хромосом, содержащийся в клетках одного организма.
Все клетки организма делятся на соматические и половые.
Человек
2n = 46 хромосом
n = 23 хромосомы
Половые клетки содержат вдвое меньше хромосом, чем соматические. В этом заключается их биологический смысл: во время полового процесса происходит обмен генетической информацией и восстановление диплоидного набора:
? + ?
Хромосомы, одинаковые по форме и размеру и несущие одинаковые гены, – гомологичные хромосомы.
Человек
2n = 46 хромосом 22 пары – гомологичные хромосомы, 1 пара – половые хромосомы (? Y, ? Х).
- Групповая работа 1 группа строение и функции клеточного центра, 2 группа – строение и функции рибосом, 3 группа – терминология по этим разделам
Отчёт слайды 19-24
IV. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:
1. Каковы функции наружной мембраны клетки?
2. Какое строение имеет клеточная мембрана?
3. Какими способами различные вещества могут попадать внутрь клетки?
4. Чем пиноцитоз отличается от фагоцитоза?
5. Почему у растительных клеток нет фагоцитоза?
6.Почему клетка, из которой удалено ядро, не может долго существовать?
7. Почему ядро не способно к самостоятельному существованию?
8. Какие функции выполняет ядро?
Итерактивный тест edu.tatar
Домашнее задание: § 14, Начать заполнять таблицу:
Название органоида
Строение
Функции
Подготовить сообщение клеточном центре, рибосомах.