kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит интересный дополнительный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии.»

УРОК ПО ТЕМЕ

«ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ СООБЩЕСТВА»



Задачи: сформировать представление о природных и искусственных сообществах, их разнообразии и отличиях, продолжить экологическое воспитание школьников: убедить в необходимости бережного от­ношения к водным запасам, их охраны от загрязнения.

Оборудование: таблицы, открытки, картины с изображением искусственных и естественных сообществ, фрагмент диа­фильма, гербарии, коллекция «Биоценоз пресного водоема».

Ход урока

I. Проверка ранее усвоенных знаний

1. Составить у доски цепи питания: цепь выедания, цепь разложения.

2. Выбрать правильный ответ:

а) биоценоз — сообщество растений и животных, населяющих одну территорию, взаимно связанных в цепи питания, влияющих друг на друга и на среду обитания;

б) биоценоз — это форма взаимосвязей между организмами, при которой один из организмов существует за счет другого, принося ему только вред.

3. Исключить лишнее слово:

дуб, ежевика, орешник, ромашка, мышь, рожь.

  1. Назвать общее понятие (основная группа живых организмов в* природном сообществе): дождевой червь, грибы, бактерии.

  2. Составить слова из предложенных букв:

а) р, е, л, о б) м, е, я, з в) р, а, в, а, т


II. Изучение нового материала

1. Сообщение темы и задач урока. Актуали­зация знаний в ходе рассказа учителя и фрон­тальной беседы.

Вопросы-задания

1. Что представляет собой природное сообщество? (Совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга.)

2. Какие примеры природных сообществ вы можете привести? (Лес, степь, пустыня, река, море.)

  1. Искусственные сообщества создает, поддерживает и контролирует человек в своих интересах. Назовите примеры искусственных сообществ. (Поле, огород, парк, пастбище.)

  2. Какие отличия существуют между естественными и искусственными сообществами? Заполните табл. 1.













  1. Физкультминутка. Игра «Экохлоп».

Учитель называет различные сообщества

(лес, поле, пруд, огород, море, аквариум, луг), а учащиеся должны хлопнуть в ладоши только тогда, когда будут названы естествен­ные сообщества.

3. Знакомство с естественным природным сообществом пруда. Ролевая игра.

1. Учитель предлагает классу отправиться в подводное царство «Водяного царя», где обитают растения, рыбы и другие живот­ные, которые могут найти себе здесь пищу и убежище. Но прежде чем отправиться в путешествие, необходимо выработать и обосновать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоема. (В ходе беседы учащиеся называют эти правила и при­думывают для них условные знаки.)

2. Знакомство с царством начинает «Водяной царь», а помогают ему «девушки-водоросли».

(Во время путешествия ученики заполняют табл. 2.)


ОБИТАТЕЛИ ПРУДА


Растения

Животные





Водяной царь

Я Водяной, я Водяной,

Подружелюбнее со мной.

Пока чиста моя водица,

Придете вы ко мне напиться.

Путешественники, обратите внимание на деревья, растущие на берегу. Здесь можно встретить ивы, ольху. Деревья укрепляют своими корнями берега водоема. А теперь рассмотрим крупные травянистые прибреж­ные растения — рогоз, камыш, тростник.

У берега находится пояс осок, дальше на мелководье — пояс тростника, затем камы­ша, с увеличением глубины камыш уступает место кувшинкам. Многие называют кув­шинкой кубышку, рвать цветки кувшинки и кубышки нельзя. Размножаются эти рас­тения только семенами, а сорвав цветок, вы ломаете толстый мясистый стебель, из-за чего растение часто загнивает и погибает.

Посмотрите в дальний угол пруда, он как бы позеленел, покрывшись мелкими листоч­ками. Это ряска. Если внимательно рассмо­треть то, что кажется зеленым листочком, на самом деле уплощенный, как лепешечка, стебель ряски, от которого свешиваются в воду маленькие корни этого удивительного растения. Листьев у него нет.

1-я помощница-водоросль.

Интересно? То ли еще будет! Спускаем­ся в глубину пруда. Здесь обитают прикре­пленные к почве и не выходящие на по­верхность воды мои подруги — водоросли, но на большой глубине, куда не проникает солнечный свет, водоросли исчезают, дно остается незаросшим.

Различен и образ жизни водных живот­ных. Одни прикреплены к растениям или дну, другие свободно плавают, третьи пе­ремещаются с током воды, среди водных цветковых растений и водорослей. В пруду находят себе убежище и пищу рыбы, голо­вастики, жуки-плавунцы, водяные клопы, личинки некоторых насекомых (стрекоз, поденок).

А вот появилась большая, сильная стре­коза. У воды ее встретишь редко. Но всем стрекозам, где бы они ни летали, нужна вода, потому что в воду или в водные рас­тения они откладывают яйца, из которых развиваются личинки, способные жить только в воде. Личинки не похожи на взрослых стрекоз. Вот только глаза у них одинаковые.


Стрекоза.

О моих глазах надо сказать особо. Каж­дый глаз состоит из тысячи маленьких глаз­ков. Оба глаза большие, выпуклые. Благо­даря этому стрекозы могут смотреть во все стороны одновременно и сразу видеть, что делается и слева, и справа, и спереди, и сза­ди. Это очень удобно во время охоты. Ведь стрекозы — хищники и их личинки тоже. Стрекозы охотятся в воздухе, на лету хвата­ют насекомых. Личинки живут в воде, здесь же и еду себе добывают, но не гоняются за добычей, а подкарауливают ее. У личинки стрекозы есть очень длинная нижняя губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близ­ко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину, словно выстреливает ее, и хва­тает головастика или насекомое.

Но бывает и самой личинке надо спасаться, и здесь помогает ее быстрота. Точ­нее, способность мгновенно перемещаться с места на место. Вот ринулся на личинку хищный жук-плавунец. Еще секунда — и про­пала личинка. Но где же она? Только что была здесь, а теперь в другом месте. Как она там очутилась? Очень просто. Приве­ла в действие свой реактивный двигатель. Оказывается, у личинок стрекозы есть очень интересное приспособление: боль­шой мускульный мешок внутри тела. В него личинка всасывает воду, а потом с силой вы­брасывает ее. Получается водяной выстрел. Водяная стрела летит в одну сторону, а сама личинка — в противоположную. Совсем как ракета. Вот так и получается, что личинка делает молниеносный рывок и ускользает из-под самого носа врага.

Некоторые стрекозы улетают далеко от места своего рождения, но наступит время, и они обязательно вернутся.

2-я помощница-водоросль.

На водных растениях найдем брюхоно­гих моллюсков (улиток) — прудовиков, ка­тушек. Порой удается понаблюдать за пере­движением червей.

В толще воды, т.е. в слоях водоема с достаточной освещенностью, развивает­ся планктон - совокупность микроскопи­ческих растений и животных, которые неспособны противостоять течениям. К планктону относятся микроскопические водоросли (хлорелла, хламидомонада), простейшие (инфузория-туфелька), мно­гочисленные веслоногие и ветвистоусые ракообразные.

В придонном слое водоема условия жиз­ни совсем другие: сюда почти не проникают солнечные лучи, температура воды ниже, чем в приповерхностном слое, доступ кис­лорода ограничен. Поэтому в придонном слое зеленые растения существовать не мо­гут. К таким условиям приспособлены лишь немногие животные: некоторые виды рыб (лещ, карп), черви, личинки некоторых насекомых (мотыля), ручейники. Главным источником энергии для них служат мерт­вые растения и животные, опускающиеся сверху.

Водные бактерии, грибы распростране­ны повсюду, но особенно обильны на дне.

Учитель.

Вот и закончилось наше знакомство с обитателями пруда. Как же связаны между собой организмы в сообществе?

Все обитатели водоема связаны между собой пищевыми взаимоотношениями. Они образуют разнообразные цепи питания. Одноклеточные водоросли служат пищей растительноядным животным — простей­шим, мелким рачкам, личинкам насекомых, моллюскам и травоядным рыбам. Послед­ние, в свою очередь, являются кормом для плотоядных рыб (карп), часть из которых поедается крупными хищниками (щука). Не­которые сухопутные растительные организ­мы (гусеницы), попадая в воду, становятся добычей для водных хищников, раститель­ный опад оседает на дно и служит началом новых пищевых цепей. На нем развиваются бактерии, которыми питаются простейшие, моллюски и др.

Схема пищевых связей обита­телей водоема:

Одноклеточные водоросли мелкие ракообразные рыбы.

Растительный опадбактериипро­стейшиерачкирыбыхищные рыбы.

Таким образом, любая цепь питания в водоеме, как и в любой другой экосистеме, начинается либо с растений, либо с орга­нических остатков. Источником энергии в водоеме также служит солнечный свет. Его энергия используется растениями на об­разование органических веществ. Основ­ными производителями органического вещества в водоемах являются водоросли, входящие в состав планктона. Несмотря на большую скорость размножения, об­щая масса водорослей в водоемах обычно мала, так как они усиленно выедаются по­требителями.

Одно из обязательных условий существо­вания природного водоема — естественное очищение воды. Процесс этот сложен, в нем участвуют многие виды организмов: простейшие, ракообразные, моллюски, рас­тения. Простейших и мелких ракообразных называют «тонкими» фильтраторами. Дру­гие ракообразные, моллюски также прини­мают участие в фильтрации воды. При этом они поедают крупных бактерий, поэтому их относят к «грубым» фильтраторам.

Важная роль в очистке воды принадле­жит некоторым растениям. Так, водный ги­ацинт поглощает в большом количестве ядо­витые вещества, вредные отходы производ­ства. Камыш очищает воду от болезненных бактерий, излишков солей, отходов нефти. Хорошо очищают воду такие растения, как рогоз, осока, хвощ болотный.

Таким образом, все обитатели пруда по­могают жить друг другу и самому пруду. Так и мы с вами должны помогать жить нашим пру­дам, речушкам, родникам. Чистая вода нужна всем, без нее невозможна жизнь на Земле.

(Во время рассказа ученики просматривают картины, открытки, фрагменты диафильма, гер­барии, коллекцию «Биоценоз пресного водоема».)

4. Знакомство с аквариумом - искусствен­ным пресным водоемом. (Рассказ учителя.)

Аквариум — это действующая модель во­доема, управляемая человеком. Жизнедея­тельность модели зависит от знаний, опыта, внимания и ответственности того, кто ею управляет. В аквариуме сосредоточены че­тыре характерных для водной экосистемы компонента: неживые, так называемые аби­отические вещества (грунт, вода и т.д.) и три группы живых существ: производители (во­доросли и высшие водные растения), потре­бители (животные всех видов, от инфузорий до рыб, растительноядные и хищные), раз­рушители (бактерии и грибы, существующие за счет мертвых тканей растений и живот­ных; они перерабатывают ткани до простых веществ, пригодных для усвоения растени­ями). Кроме того, в аквариуме происходит круговорот веществ, подобный круговороту веществ в природе. Система аквариума, до известных пределов, обладает определенной устойчивостью, способностью восстанавли­вать нарушенное равновесие.

Аквариум с кристально чистой водой, разнообразными растениями и нарядными, как живые цветы, рыбками, становится под­линным украшением любого помещения. Созерцание этого живого и зеленого мира приносит эстетическое удовлетворение. Разведение растений, рыб и других обита­телей аквариума обогащает нас знаниями законов природы, дает возможность создавать новые породы, самому быть творцом живого и прекрасного.

(Во время рассказа ученики знакомятся с вод­ными растениями: ряской трехдольной, рого­листником темно-зеленым, элодеей канадской и др., с аквариумными рыбками: гуппи, меченос­цами, скаляриями, лялиусами и другими обита­телями аквариума по картинкам.)

III. Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам:

  • Какие естественные и искусственные со­общества вы знаете?

  • Чем искусственная экосистема отличает­ся от естественной?

  • Что служит источником энергии для оби­тателей природного водоема?

  • Как располагаются растения и животные в водоеме?

  • Что представляет собой аквариум?

  • Чем он отличается от пруда и что между ними общего?

Задание:

  1. Назовите растения, обитающие в пресноводных водоемах. Найдите их на картинках.

  2. Приведите примеры животных пруда. Узнайте их по картинкам.

  3. Перечислите растения и животных аквариума.

  4. Составьте пищевую цепь конкретного природного водоема.


IV. Домашнее задание: составить пище­вые цепи для пруда и аквариум а; нарисо­вать изученные сообщества с их обитателями.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока биологии.

Автор: Вострикова Валентина Ивановна

Дата: 30.08.2017

Номер свидетельства: 426811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект  урока биологии на тему "Тип Моллюски""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-tip-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "251736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271099"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока биологии в 7 классе "Класс земноводные" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-v-7-klassie-klass-ziemnovodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "218599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433847972"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект  урока биологии в 6 классе "Клеточное строение растений" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-biologhii-v-6-klassie-klietochnoie-stroieniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "133381"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416501469"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока биологии "Рефлекторная теория поведения" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-biologhii-riefliektornaia-tieoriia-poviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108671"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403801851"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ "ОТРЯД ДВУКРЫЛЫЕ" С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-biologii-otriad-dvukrylyie-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "143655"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418567254"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства