в)воспитательные – формировать бережное отношение к природе, чувство патриотиза, любви к малой Родине.
Формирование УУД.
Познавательные: выявлять особенности объектов изучения, находить сходство и различие, устанавливать причинно-следственные связи, презентовать информацию.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; воспринимать речь учителя, одноклассников; оценивать свои достижения, причины неудач; проявлять доброжелательность, терпение к одноклассникам.
Регулятивные: формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему , определять цель учебной деятельности, планировать решение учебной задачи, анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности, своей и чужой.
Коммуникативные: формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, инициативное сотрудничество в группе для поиска и сбора информации для решения поставленной задачи.
в)воспитательные – формировать бережное отношение к природе, чувство патриотиза, любви к малой Родине.
Формирование УУД.
Познавательные: выявлять особенности объектов изучения, находить сходство и различие, устанавливать причинно-следственные связи, презентовать информацию.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; воспринимать речь учителя, одноклассников; оценивать свои достижения, причины неудач; проявлять доброжелательность, терпение к одноклассникам.
Регулятивные: формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему , определять цель учебной деятельности, планировать решение учебной задачи, анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности, своей и чужой.
Коммуникативные: формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, инициативное сотрудничество в группе для поиска и сбора информации для решения поставленной задачи.
Основные понятия: ткань, механическая ткань, покровная ткань, образовательная ткань, основная ткань, проводящая ткань.
Ход урока
I.Повторение изученного материала.
1.Организационный момент. Учитель приветствует учащихся: «Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, вы хорошо себя чувствуете, у вас хорошее настроение и вы готовы продолжить постигать тайны жизни растений». Учитель просит учащихся проверить все необходимое для урока: книги, тетрадь, дневник, письменные принадлежности -1 мин.
2.Актуализация знаний.
Учитель просит напомнить тему предыдущего урока -1 мин.
3.Проверка домашнего задания.
А)Учитель просит учащихся составить небольшой рассказ о жизнедеятельности клетки, используя термины: клетка, рост, кислород, размножение, дыхание, питание, движение цитоплазмы. Учащиеся выполняют работу либо индивидуально, либо в парах -3 мин.
Заслушиваются рассказы 2-3 учащихся, затем предлагается сравнить свою работу с образцом и оценить ее -2 мин.
Образец: клетка живая. Она дышит, питается, размножается, растет. Для дыхания она использует кислород. В клетке можно наблюдать движение цитоплазмы.
Б) Выполнение заданий у доски: вставить пропущенные буквы в терминах: ц.т.плазма, хр.м.сома, м..клетники, в.куоль, .б.лочка – 1 учащийся, второй устанавливает последовательность деления клетки, используя магнитное пособие -2 учащийся, установление соответствия между термином и его значением с помощью ЭОР. После выполнения каждого задания учащийся с места проверяет правильность выполнения задания – 3мин.
3. Учитель просит рассказать о делении клетки. После рассказа учитель просит проанализировать ответ одноклассника-3 мин.
Учитель подводит итог, выставляет и комментирует оценки1-2 мин.
II. Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации учителем: на столе стоит шкатулка, что в ней находится, вы должны угадать. «Здесь находится творение рук человеческих. По мнению ученых, это появилось 5 тысяч лет до н.э. Изготавливают это, переплетая нити на станке. Это находится на каждом из нас. Из этого шьют одежду для различных сезонов. Что в шкатулке? »
Учащиеся высказывают свои предположения и дают ответ: ткань.-1 мин.
Учитель просит объяснить, почему на уроке биологии мы заговорили о тканях. Учащиеся излагают свое мнение и кто-то высказывает предположение, что в у растения есть тоже ткани. Так с помощью учащихся называется тема урока, записывается в тетрадь.
Учитель подтверждает гипотезу существования тканей в растении, объяснив, что растительные ткани состоят из клеток.
Учащиеся совместно с учителем формулируют цель, задачи урока, предварительно вспоминая, что им известно о тканях из их жизненного опыта: они разные, имеют различное назначение, обладают различными свойствами (на доске учителем фиксируются высказывания, а затем по аналогии формулируются цели и задачи урока). Учащиеся предлагают выяснить, что такое ткань, какие виды тканей есть в растении, для чего они. На вопрос учителя, где мы можем найти ответы на интересующие вопросы, учащиеся предлагают: обратиться к учебнику, послушать учителя, найти информацию в интернете -3 мин.
Начинается поиск ответов на вопросы. Учитель просит дать определение растительной ткани, опираясь на определение ткани в технологии: ткань – полотно, состоящее из переплетенных нитей, изготовленных на станке.
Учащиеся пытаются формулировать определение растительной ткани, сравнивают с определением в учебнике на стр.46 и замечают, что их высказывания схожи с определением – 2мин.
Затем на рис. 27 учащиеся определяют количество растительных тканей, их разновидности.
Учитель предлагает обратиться к учебнику для нахождения информации о строении и функциях тканей. Данные учащиеся заносят в таблицу. Учитывая важность изучаемой темы, учитель учит учащихся отбирать необходимый материал (взаимосвязь строения и выполняемой функции красной нитью проходит через весь курс биологии), затем учащиеся работают в парах – 10мин.
Ткани растения
Название ткани
Особенности строения
Выполняемая функция
1.Покровная
Живые и мертвые клетки с плотно сомкнутыми , утолщенными оболочками
Защита
2.Механическая
Клетки с утолщенными оболочками
Прочность, форма, опора
3.Проводящая
Живые или мертвые в форме трубок
Передвижение воды, минеральных и питательных веществ
4.Основные
Живые, несколько видов
Синтез и запасание веществ
5.Образовательные
Небольшие размеры, тонкая оболочка, крупное ядро
Деление, образование других тканей
III.Закрепление– 10мин.
1.Проверка правильности заполнения таблицы.
Учитель обращает внимание, что повреждение покровной , механической ткани может привести к заболеванию и гибели растения, поэтому не стоит ломать растения, вырезать на коре деревьев слова, знаки и т.д. – 2мин
2. Практическая работа «Наблюдение растительных тканей».
Учащиеся рассматривают яблоко, спил дерева, определяют, находят растительные ткани. Учитель, а потом и учащиеся, демонстрирует механическую ткань льна, напоминает, что Смоленщина была до недавнего времени центром льноводства – 8мин.
IY.Домашнее задание -2мин.
П.10, знать определение, типы тканей, уметь объяснять взаимосвязь строения и выполняемой функции тканей.
По желанию подготовить сообщение на тему «Растительные волокна и их использование человеком», «Растительная пробка, получение и использование».
Написать мини-сочинение «Путешествие внутри растения»