2. Актуализация знаний Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. 5 мин | Задание №1 Учитель обращает внимание обучающихся на запись понятий: Корень, ядро, тубус, цитоплазма, вакуоль, стебель, клеточная оболочка, окуляр, лист, хлоропласты. Учитель просит самостоятельно и правильно сформулировать к ним задания. Какое задание было самое интересное? Почему? Какой ответ был самым интересным? Почему? Придуманные вами задания и ответы на них говорят о том, что вы достаточно хорошо знаете изученный материал. Или есть затруднения? Посмотрим. Откроем тетради для проверочных работ, выполним задание. Учитель раздаёт карточки с заданием Задание №2 Соотнесите органоиды с их функциями Органоиды клетки | Выполняемые функции | 1 – хлоропласты 2 – ядро 3 – вакуоль 4 – цитоплазма 5 - оболочка | А. Запасает питательные вещества и продукты обмена веществ клетки. К. Обеспечивает деление клетки Н. Внутреннее содержимое клетки, обеспечивает связь между всеми компонентами клетки, способна к движению. И. Предохраняет клетку от внешних воздействий, выполняет опорную функцию и придает форму клетке. Т. Зернистые образования, придают растению зеленый цвет. Л. Зернистые образования. придают клетке малиновый цвет. | Проведём взаимопроверку. Учитель на доске записывает верные ответы: 1т2к3а4н5и. У кого другие ответы? Почему получился такой результат? В чём затруднения? Учитель просит правильно сформулировать предложение. Какой материал необходимо повторить, чтобы в следующих проверочных работах улучшить результат? А сейчас в ответах на вопросы уберите цифры, оставьте буквы. Какое слово вы получили? Насколько оно вам известно? И так, с одной стороны понятие «ткань» нам известно из повседневной жизни, как материал для пошива различных платьев, костюмов и т.д. Но известно ли вам понятие «ткань» как группа растительных клеток? Какой возникает вопрос? Или какие возникают вопросы? Есть ещё вопросы? | Обучающиеся читают на доске понятия и поочерёдно придумывают к ним задания. Все обучающиеся класса участвуют в выполнении заданий. 1.Сгруппировать данные понятия. 2.Показать на таблице «Строение растительной клетки» клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты. 3.В гербарном экземпляре растения показать его органы. 4.Рассказать о правилах работы с микроскопом. 5.Рассказать о том, как сделать микропрепарат кожицы чешуи лука. 6.Рассказать о том, какие изученные понятия можно предложить для составления кроссворда. Учащиеся выбирают самое интересное задание и обосновывают свой выбор. Учащиеся выбирают самый интересный ответ и обосновывают свой выбор. Нет. Открывают тетради для проверочных работ, записывают дату, получают задание №2. Выполняют задание №2 Соотнесите органоиды с их функциями: Органоиды клетки | Выполняемые функции | 1 – хлоропласты 2 – ядро 3 – вакуоль 4 – цитоплазма 5 - оболочка | А. Запасает питательные вещества и продукты обмена веществ клетки. К. Обеспечивает деление клетки Н. Внутреннее содержимое клетки, обеспечивает связь между всеми компонентами клетки, способна к движению. И. Предохраняет клетку от внешних воздействий, выполняет опорную функцию и придает форму клетке. Т. Зернистые образования, придают растению зеленый цвет. Л. Зернистые образования. придают клетке малиновый цвет. | Взаимопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполненного задания, обсуждают полученный результат. Например: - у меня нет ошибок, я выполнил всё правильно. -я готовился, рассказывал этот материал сестре, бабушке и не допустил ошибок. Учащиеся, допустившие ошибки, формулируют предложение. Например: - я думал, что цитоплазма - это внутреннее содержимое клетки, обеспечивает связь между всеми компонентами клетки, способна к движению, а также запасает питательные вещества и продукты обмена веществ клетки. Сейчас вспомнил, что вакуоли запасают питательные вещества и продукты обмена веществ клетки. - Повторить строение клетки. Ткани. Из повседневной жизни мы знаем, что под тканью подразумевают материал, из которого шьют различные вещи: платья, брюки и т.д. Нет. Что такое ткань? Какие бывают ткани растений? Нет. |
3.Этап целеполагания 3 мин | Какая тема урока? Все согласны с выбранной темой? Учитель фиксирует тему урока на доске. Какие задачи мы ставим перед собой на сегодняшнем уроке? Запишем план урока на доске: 1. Что такое ткань? 2. Виды тканей. 3. Особенности строения и функции тканей. 4.Практическое использование. Какими способами мы будем достигать этих целей? | Ткани растений. Все. Записывают тему урока в тетради. Мы ставим следующие задачи: - выяснить, что такое ткань? - рассмотреть ткани под микроскопом; - выяснить, какие бывают ткани; - выяснить особенности строения тканей; - выяснить, какие органы растений состоят из этих тканей; - какое значение имеют эти ткани (их функция); - практическое использование. Запись плана в тетради. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с учителем. Работа в группах по заданию учителя. Работа с микроскопами. Работа с интернет-источниками, ЭОР |
4. Этап изучения новых знаний 10 мин | Реализация плана: 1.Что такое ткань? Самостоятельная работа с учебником по рис. 44 (стр. 69), ответить на вопросы: 1.В чем сходство и различие клеток растений? 2.Самостоятельно составить определение понятия «ткань». 3. Почему ткани бывают разные? Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. 2.Виды тканей. 1). Организация исследовательских групп Сегодня вы в лаборатории. Наша лаборатория делится на следующие исследовательские группы: исследовательская группа по изучению покровной ткани; исследовательская группа по изучению механической ткани; исследовательская группа по изучению проводящей ткани; исследовательская группа по изучению основной ткани; исследовательская группа по изучению образовательной ткани. 3.Особенности строения и функции тканей. 1). Работа учащихся в исследовательских группах. 1. Каждая исследовательская группа получает задание: - изучить по учебнику строение соответствующей ткани; - рассмотреть соответствующую ткань под микроскопом, увидеть особенности строения 2). - результаты работы занести в таблицу (рабочая тетрадь на печатной основе с.10 работа 16.) и на лист ватмана. Каждая группа заполняет только свою строку таблицы. - подготовить рассказ об особенностях строения ткани. 2). Выступление сотрудников исследовательских групп. 3).Обмен информацией. | Рассказ обучающихся: 1.Клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет. 2.Ткань – это группы клеток, сходные по строению, происхождению. Учащиеся дополняют понятие ткань, это не только клетки, но и межклеточное вещество. Записывают рабочую формулу: Ткань= Клетки+Межклетники Из тканей построены различные органы растений (стебли, листья, корни и т.д.) 3.Потому что выполняют разные функции. Организуются 5 исследовательских групп. Руководители групп распределяют обязанности между сотрудниками исследовательских групп. Работа учащихся в исследовательских группах по заданию учителя. Заполняют таблицу. Выступают по своей теме исследования. Отчет руководителей исследовательских групп. После заполнения таблицы учащиеся делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой функции. |
6.Этап закрепления изученного материала. 7 мин | Задание. Выполнить тест. По приведенным признакам узнать ткани растений, обозначенные цифрами 1-5. Проверка правильности: 1-образовательная, 2-покровная, 3-механическая, 4-проводящая, 5-основная. Взаимопроверка. Критерии оценивания: пять правильных ответов – 5, четыре – 4 и т.д. | Вставьте пропущенное слово. По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь? 1. Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами.Обеспечивает рост растения. Это ____________ ткань. 2. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, расположенными тесно друг к другу, прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные. Защищает растение от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение). Это ____________ ткань. 3. Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует. Придаёт опору растению. Это ____________ ткань. 4. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ. Это ____________ ткань. 5. Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты. Главная функция - образование и накопление питательных веществ. Это ____________ ткань. |
9.Рефлексия 2 мин | Учитель: Предлагает вспомнить цель урока Насколько наша деятельность соответствовала цели урока. На все ли вопросы мы нашли с вами ответ? Как быть? - Все согласны? | Называют цель урока Отмечают наиболее трудные этапы урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы. - Мы не ответили на вопрос: «Практическое значение тканей». - Когда мы копали картофель у бабушки, то она меня попросила, чтобы я принёс крапивных мешков под клубни. Значит, из некоторых частей растений можно сделать материал? - Найти ответ дома, спросить у бабушки, папы, мамы. На следующем уроке рассказать всему классу. -Да. |