kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока биологии в 6 классе по теме «Ткани растений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет Биология Тема урока Ткани растений Тип урока Урок изучения нового материала Цель урока Изучить особенности строения растительных тканей, научиться распознавать их, расширить представления учеников о строении разных органов растений. Задачи урока Образовательные: - сформировать у учащихся понятие о тканях, о строении и функциях основных типах тканей растительного организма. Развивающие: -развивать умения кратко и четко формулировать свои мысли, учебные навыки по поиску, систематизации представлению информации; - совершенствовать умения работать с микроскопом, находить исследуемые объекты на микропрепаратах. Воспитательные: - понимание важности каждой ткани и органа в жизни растения. Планируемые результаты обучения Предметные: Учащиеся знают понятие «ткань», выделяют их существенные признаки, различают ткани на рисунках и таблицах; умеют объяснять роль тканей в жизни растений. Основные понятия Ткань, основная ткань, покровная ткань, механическая ткань, проводящая ткань, образовательная ткань. Ресурсы УМК: Биология 6 класс, линия жизни В.В. Пасечник; рабочие тетради на печатной основе. Таблицы. Покровная ткань. Механическая ткань. Образовательная ткань. Основная ткань. Проводящая ткань. Формы урока Фронтальная работа, работа в группах, лабораторная работа. Методы Частично-поисковый. Технология Технология проблемно-диалогического обучения. Этапы урока Деятельность учителя

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока биологии в 6 классе по теме «Ткани растений»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Чиканская средняя общеобразовательная школа

Конспект открытого урока биологии в 6 классе по теме «Ткани растений» в технологии проблемно-диалогического обучения

Учитель: Аксаментова Марина Михайловна

Дата: .2014г

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Тема урока

Ткани растений

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Изучить особенности строения растительных тканей, научиться распознавать их, расширить представления учеников о строении разных органов растений.

Задачи урока

Образовательные:

- сформировать у учащихся понятие о тканях, о строении и функциях основных типах тканей растительного организма.

Развивающие:

-развивать умения кратко и четко формулировать свои мысли, учебные навыки по поиску, систематизации представлению информации;

- совершенствовать умения работать с микроскопом, находить исследуемые объекты на микропрепаратах.

Воспитательные:

- понимание важности каждой ткани и органа в жизни растения.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Учащиеся знают понятие «ткань», выделяют их существенные признаки, различают ткани на рисунках и таблицах; умеют объяснять роль тканей в жизни растений.

Основные понятия

Ткань, основная ткань, покровная ткань, механическая ткань, проводящая ткань, образовательная ткань.

Ресурсы

УМК: Биология 6 класс, линия жизни В.В. Пасечник; рабочие тетради на печатной основе.

Таблицы. Покровная ткань. Механическая ткань. Образовательная ткань. Основная ткань. Проводящая ткань.

Формы урока

Фронтальная работа, работа в группах, лабораторная работа.

Методы

Частично-поисковый.

Технология

Технология проблемно-диалогического обучения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

Цель: формирование положительного настроя на плодотворную работу.

1 мин

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к работе.

Приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний

Цель:

Актуализировать  учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.


5 мин




Задание №1

Учитель обращает внимание обучающихся на запись понятий:

Корень, ядро, тубус, цитоплазма, вакуоль, стебель, клеточная оболочка, окуляр, лист, хлоропласты.

Учитель просит самостоятельно и правильно сформулировать к ним задания.













Какое задание было самое интересное?

Почему?

Какой ответ был самым интересным?

Почему?

Придуманные вами задания и ответы на них говорят о том, что вы достаточно хорошо знаете изученный материал.

Или есть затруднения?

Посмотрим. Откроем тетради для проверочных работ, выполним задание.


Учитель раздаёт карточки с заданием

Задание №2 Соотнесите органоиды с их функциями

Органоиды клетки

Выполняемые функции

1 – хлоропласты

2 – ядро

3 – вакуоль

4 – цитоплазма

5 - оболочка

А. Запасает питательные

вещества и продукты обмена веществ клетки.

К. Обеспечивает деление клетки

Н. Внутреннее содержимое

клетки, обеспечивает связь между всеми компонентами

клетки, способна к движению.

И. Предохраняет клетку от

внешних воздействий, выполняет опорную функцию и придает форму клетке.

Т. Зернистые образования,

придают растению зеленый цвет.

Л. Зернистые образования. придают клетке малиновый цвет.

Проведём взаимопроверку.

Учитель на доске записывает верные ответы: 1т2к3а4н5и.

У кого другие ответы?


Почему получился такой результат? В чём затруднения?

Учитель просит правильно сформулировать предложение.








Какой материал необходимо повторить, чтобы в следующих проверочных работах улучшить результат?

А сейчас в ответах на вопросы уберите цифры, оставьте буквы. Какое слово вы получили?

Насколько оно вам известно?


И так, с одной стороны понятие «ткань» нам известно из повседневной жизни, как материал для пошива различных платьев, костюмов и т.д. Но известно ли вам понятие «ткань» как группа растительных клеток?

Какой возникает вопрос? Или какие возникают вопросы?

Есть ещё вопросы?








Обучающиеся читают на доске понятия и поочерёдно придумывают к ним задания. Все обучающиеся класса участвуют в выполнении заданий.

1.Сгруппировать данные понятия.

2.Показать на таблице «Строение растительной клетки» клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты.

3.В гербарном экземпляре растения показать его органы.

4.Рассказать о правилах работы с микроскопом.

5.Рассказать о том, как сделать микропрепарат кожицы чешуи лука.

6.Рассказать о том, какие изученные понятия можно предложить для составления кроссворда.

Учащиеся выбирают самое интересное задание и обосновывают свой выбор.

Учащиеся выбирают самый интересный ответ и обосновывают свой выбор.




Нет.

Открывают тетради для проверочных работ, записывают дату, получают задание №2.


Выполняют задание №2

Соотнесите органоиды с их функциями:

Органоиды клетки

Выполняемые функции

1 – хлоропласты

2 – ядро

3 – вакуоль

4 – цитоплазма

5 - оболочка

А. Запасает питательные

вещества и продукты обмена веществ клетки.

К. Обеспечивает деление клетки

Н. Внутреннее содержимое

клетки, обеспечивает связь между всеми компонентами

клетки, способна к движению.

И. Предохраняет клетку от

внешних воздействий, выполняет опорную функцию и придает форму клетке.

Т. Зернистые образования,

придают растению зеленый цвет.

Л. Зернистые образования. придают клетке малиновый цвет.

Взаимопроверка.

Учащиеся проверяют правильность выполненного задания, обсуждают полученный результат.

Например:

- у меня нет ошибок, я выполнил всё правильно.

-я готовился, рассказывал этот материал сестре, бабушке и не допустил ошибок.

Учащиеся, допустившие ошибки, формулируют предложение.

Например:

- я думал, что цитоплазма - это внутреннее содержимое

клетки, обеспечивает связь между всеми компонентами

клетки, способна к движению, а также запасает питательные вещества и продукты обмена веществ клетки. Сейчас вспомнил, что вакуоли запасают питательные вещества и продукты обмена веществ клетки.

- Повторить строение клетки.



Ткани.

Из повседневной жизни мы знаем, что под тканью подразумевают материал, из которого шьют различные вещи: платья, брюки и т.д.




Нет.

Что такое ткань?

Какие бывают ткани растений?

Нет.

3.Этап целеполагания

3 мин

Какая тема урока?

Все согласны с выбранной темой?

Учитель фиксирует тему урока на доске.

Какие задачи мы ставим перед собой на сегодняшнем уроке?








Запишем план урока на доске:

1. Что такое ткань?

2. Виды тканей.

3. Особенности строения и функции тканей.

4.Практическое использование.

Какими способами мы будем достигать этих целей?

Ткани растений.

Все.

Записывают тему урока в тетради.

Мы ставим следующие задачи:

- выяснить, что такое ткань?

- рассмотреть ткани под микроскопом;

- выяснить, какие бывают ткани;

- выяснить особенности строения тканей;

- выяснить, какие органы растений состоят из этих тканей;

- какое значение имеют эти ткани (их функция);

- практическое использование.


Запись плана в тетради.




Самостоятельная работа с текстом учебника.

Работа с учителем.

Работа в группах по заданию учителя.

Работа с микроскопами.

Работа с интернет-источниками, ЭОР

4. Этап изучения

новых знаний


10

мин

Реализация плана:

1.Что такое ткань?

Самостоятельная работа с учебником по рис. 44 (стр. 69), ответить на вопросы:

1.В чем сходство и различие клеток растений?

2.Самостоятельно составить определение понятия «ткань».

3. Почему ткани бывают разные?


Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям.



2.Виды тканей.

1). Организация исследовательских групп

Сегодня вы в лаборатории. Наша лаборатория делится на следующие исследовательские группы:

  • исследовательская группа по изучению покровной ткани;

  • исследовательская группа по изучению механической ткани;

  • исследовательская группа по изучению проводящей ткани;

  • исследовательская группа по изучению основной ткани;

  • исследовательская группа по изучению образовательной ткани.

3.Особенности строения и функции тканей.

1). Работа учащихся в исследовательских группах.

1. Каждая исследовательская группа получает задание:

- изучить по учебнику строение соответствующей ткани;

- рассмотреть соответствующую ткань под микроскопом, увидеть особенности строения 2).

- результаты работы занести в таблицу (рабочая тетрадь на печатной основе с.10 работа 16.) и на лист ватмана. Каждая группа заполняет только свою строку таблицы.

- подготовить рассказ об особенностях строения ткани.

2). Выступление сотрудников исследовательских групп.

3).Обмен информацией.



Рассказ обучающихся:

1.Клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет.

2.Ткань – это группы клеток, сходные по строению, происхождению.

Учащиеся дополняют понятие ткань, это не только клетки, но и межклеточное вещество.

Записывают рабочую формулу: Ткань= Клетки+Межклетники

Из тканей построены различные органы растений (стебли, листья, корни и т.д.)

3.Потому что выполняют разные функции.




Организуются 5 исследовательских групп. Руководители групп распределяют обязанности между

сотрудниками исследовательских групп.













Работа учащихся в исследовательских группах по заданию учителя.








Заполняют таблицу.


Выступают по своей теме исследования.

Отчет руководителей исследовательских групп.


После заполнения таблицы учащиеся делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой функции.

5.Этап первичной проверки понимания изученного

8

мин

Организация работы по рассматриванию готовых микропрепаратов растительных тканей под микроскопом.

Задание:

1.Подготовьте микроскоп к работе.

2.Рассмотрите предложенные готовые микропрепараты растительных тканей.

(5 пронумерованных микропрепаратов)

3.По строению и расположению клеток в тканях определите к каким типам тканей относятся исследуемые вами образцы.

Критерии оценивания:

пять правильных ответов – 5, четыре – 4 и т.д.


Учащиеся выполняют работу и оформляют ее в тетради.


Номер образца

Особенности клеток

Тип ткани

















6.Этап закрепления изученного материала.

7 мин

Задание. Выполнить тест.

По приведенным признакам узнать ткани растений, обозначенные цифрами 1-5.

Проверка правильности:

1-образовательная,

2-покровная,

3-механическая,

4-проводящая,

5-основная.

Взаимопроверка.

Критерии оценивания: пять

правильных ответов

– 5, четыре – 4 и т.д.



Вставьте пропущенное слово.

По особенностям строения и функциям узнайте, о какой

ткани растительного организма идёт речь?

1. Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами.Обеспечивает рост растения. Это ____________ ткань.

2. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, расположенными тесно друг к другу, прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток

толстые и прочные. Защищает растение от неблагоприятных воздействий, от повреждений.

Обеспечивает связь растения с окружающей средой

(дыхание, испарение). Это ____________ ткань.

3. Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие

оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует.

Придаёт опору растению. Это ____________ ткань.

4. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми

клетками, напоминающими сосуды или трубочки.

Обеспечивает передвижение растворов минеральных и

органических веществ. Это ____________ ткань.

5. Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей.

В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты.

Главная функция - образование и накопление

питательных веществ. Это ____________ ткань.


7. Этап

обобщения и

систематизации

2 мин

Беседа:

- Что такое «ткань»?

- Какие виды тканей выделяют у растений?

- Как называется ткань, клетки которой постоянно

делятся?

- У какой ткани клетки имеют хлоропласты?

- Как называется самая тонкая покровная ткань?

- Какая ткань образует каркас растений?

Отвечают на вопросы учителя.

8. Этап информации о домашнем задании

2 мин

Объясняет сущность домашнего задания.

Предлагает дома прочитать п.10, ответить на в.1-4 с.49.

Творческое задание: сварить клубни картофеля и сравнить ткани варёного картофеля с тканями сырого.

Фиксируют домашнее задание в дневниках

9.Рефлексия

2 мин

Учитель:

Предлагает вспомнить цель урока

Насколько наша деятельность соответствовала цели

урока.

На все ли вопросы мы нашли с вами ответ?






Как быть?



- Все согласны?


Называют цель урока

Отмечают наиболее трудные этапы урока.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы.


- Мы не ответили на вопрос: «Практическое значение тканей».

- Когда мы копали картофель у бабушки, то она меня попросила, чтобы я принёс крапивных мешков под клубни. Значит, из некоторых частей растений можно сделать материал?

- Найти ответ дома, спросить у бабушки, папы, мамы. На следующем уроке рассказать всему классу.

-Да.


Список использованной литературы

Учебник В. В. Пасечник Биология 6 класс «Бактерии, грибы, растения».

А.А.Калинина Методическое пособие «Поурочные разработки по биологии».

Э.Ф. Илларионов Методическое пособие «Поурочные разработки по биологии».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока биологии в 6 классе по теме «Ткани растений»

Автор: Аксаментиова Марина Михайловна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проектирование уроков биологии с использованием ЦОР. "
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniie-urokov-biologhii-s-ispol-zovaniiem-tsor"
    ["file_id"] => string(6) "186776"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426418456"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
    ["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "122107"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414154641"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии-биологии на тему "Металлы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-biologhii-na-tiemu-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "102279"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493824"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока  по биологии "Значение витаминов в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokapobiologhiiznachieniievitaminovvzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "327115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463393560"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока биологии "Лишайники", составленный по принципу системно-деятельностного подхода. "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-biologhii-lishainiki-sostavliennyi-po-printsipu-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "200575"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428857547"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства