Органы и системы органов
Цели урока: формирование понятия об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение новой темы
Активизация познавательной деятельности
Учитель предлагает учащимся выполнить следующие задания.
1.Рассмотреть рисунки и указать систему органов.
2.Найти соответствие между органом и системой органов.
1. Дыхательная
2.Выделительная
3. Пищеварительная
а) пищевод; б)рот;
в) мочеточники; г) почки;
д) трахеи; е)желудок;
ж)гортань; з) легкие.
1-д,ж,з 2-в,г 3-а,б,е
Записать недостающие органы в каждой системе.
Задание 3.
1 - носовая полость, носоглотка,бронхи.
2 – мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
3- ротовая полость, глотка,кишечник,анус.
4. Записать название системы органов по указанным функциям. 1.Переносит питательные вещества и кислород.
2.Обеспечивает воспроизведение себе подобных.
3.Обеспечивает газообмен в животном организме.
4.Придает телу форму, служит ему опорой, защищает внутренние органы от повреждений.
5.Выводит из организма вредные и ненужные вещества – продукты его жизнедеятельности.
Задание 4.
1-кровеносная
2- с.о. размножения
3-дыхательная
4-опорная(скелет)
5-выделительная
► Наш организм. Это определение кажется настолько привычным и понятным, что мы редко задумываемcя над его сущностью. И на вопрос: «Что же это все-таки такое?» - каждый ответит, очевидно, по-своему. А как?
Учитель предлагает учащимся самостоятельно, индивидуально определить понятие «организм», сделав записи на листе. Через 2-3 минуты учащиеся обмениваются мнениями в паре, а затем в четверке, обсуждают и записывают одно обобщенное понятие.
Организм - это определенный биологический комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды. Система эта относительно стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов. Органы, в свою очередь, состоят из тканей, ткани - из клеток, клетки - из молекул.
Молекулы, клетки, ткани, органы, системы органов - все эти «этажи» или разные «уровни» живого объединены в организме человека в единое и нераздельное целое. Как устроен и что может каждый «этаж» сам по себе, каким образом достигается четкая согласованная их деятельность?
Учащиеся с помощью учителя формулируют цель и задачи урока.
2. Рассказ учителя с использованием схемы «Организм человека как единая целостная система»
► 1. Вся окружающая нас природа разделяется на органическую и неорганическую. К первой относятся животные и растительные организмы, а также неклеточные формы жизни - вирусы, ко второй - минералы.
2. Химический анализ показывает, что любой живой организм состоит из тех элементов, которые часто встречаются и в неживой природе, в неорганическом мире. 96 % веса тела составляют кислород, углерод, водород, азот. Еще 3 % приходится на долю кальция, фосфора, калия, серы. Прочие химические элементы имеются в организме в совсем небольших количествах.
Французский химик Г. Бертран подсчитал, что тело человека, весящего около 100 кг, содержит кислорода 63 кг, углерода - 19 кг, водорода - 9 кг, азота - 5 кг, кальция — 1 кг, фосфора — 700 г, серы — 640 г, натрия — 250 г, калия — 220 г, хрома — 180 г, магния — 40 г, железа - 3 г, йода - 0,03 г. Фтора, брома, марганца, меди - еще меньше.
3. Живое и неживое построено из одних и тех же элементов. Но в живых организмах они объединены в особые химические соединения - органические вещества (молекулы). Можно выделить четыре большие группы этих веществ — белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Они входят в состав любой живой клетки. Эти крупные молекулы играют роль строительных блоков, из которых создаются сложные надмолекулярные комплексы. Вещества клетки расположены не хаотично, а образуют упорядоченные структуры-органоиды, которые обеспечивают все процессы жизнедеятельности клетки.
4. Организм человека — огромное «многоклеточное государство». Клетки, из которых построено тело человека, неодинаковы и отличаются своей специализацией, т. е. приспособлены к выполнению определенных функций. Например, главная функция клеток мышц - сокращение, нервных - выработка электрических сигналов, железистых — выделение секрета. Есть клетки, выполняющие опорную функцию, функцию размножения и многие другие. Клетка - структурная и функциональная единица всех живых организмов и все клетки имеют единый план строения.
5. Клетки «одной специальности» объединяются в группы. Вместе с расположенными между этими клетками межклеточным веществом такие специализированные системы клеток получили название тканей. Все разнообразие тканей человека условно подразделяют на эпителиальную (покровную) ткань, соединительные, мышечные ткани и нервную.
6. Из нескольких тканей, среди которых одна имеет функционально ведущее значение, складываются органы, совместная и координированная работа которых обеспечивает возможность нашего существования.
Органы, выполняющие единую функцию, имеющие общий план строения и развития, объединяются в
систему органов.
А Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, половая, кровеносная (сердечно-сосудистая), покровная, эндокринная и нервная. Все системы органов взаимосвязаны и составляют единый организм. 7. Определяющим началом всего является генотип.
Наш организм - система саморегулирующаяся.
Саморегуляция достигается взаимодействием всех клеток, тканей, органов, взаимосвязью и взаимоподчиненностью всех процессов, в них происходящих. Нарушение работы одного органа в той или иной степени нарушает деятельность и других органов.
- Каким же образом обеспечиваются подобные «цепные реакции» нашего организма?
Путей таких несколько и наиболее изученными являются два: гуморальный и нервный.
Гуморальный, или химический. В различных клетках и органах в ходе жизнедеятельности образуются различные по своей химической природе и физиологическому действию вещества. Большинство из них обладает огромной биологической активностью, то есть способностью в очень небольших концентрациях вызывать значительные изменения в работе органов. Основными представителями гуморальных регуляторов являются гормоны, которые вырабатываются в железах эндокринной системы.
Нервный. Согласует и регулирует деятельность различных клеток, тканей и органов, приспосабливая ее к разным условиям жизни.
Для нервной системы характерно многообразие функций и почти неограниченная власть над физиологическими процессами. Даже гуморальная регуляция в известной мере подчиняется ей. Так, образование и выделение большинства гормонов осуществляется под контролирующим влиянием нервной системы. Действие нервной системы происходит всегда в тесной согласованности с гуморальными процессами.
Оба этих механизма, дополняя друг друга, обеспечивают важнейшую особенность нашего организма — саморегуляцию физиологических функций, приводящую к автоматическому поддержанию необходимых организму условий существования.
Если нервный и гуморальный механизм регулируют лишь интенсивность функций клеток, органов и тканей, то какая же причина (или сила) формирует организм, предопределяет развитие и существование его?
Как вы понимаете выражение «Организм — единое целое»? Подумайте и объясните, могут ли органы осуществлять функции вне организма?
Объясните, почему над суставами пальцев руки кожа собрана в складки.
Учитель просит учащихся положить руки на парты ладонной стороной вниз и рассмотреть свои пальцы. Учащиеся замечают, что над суставами кожа собрана в с к пилки. Сколько их? Учитель предлагает самостоятельно объяснить значение этих структурных образований. (Структура — от лат. строение, устройство). Учащиеся отмечают, что благодаря складкам кожи над суставами пальцы можно сгибать. Такое строение позволяет совершать различные хватательные движения, а это и есть функция этого органа.
- Придумайте опыт, который бы доказал, что складки кожи, над суставами необходимы для функционирования пальцев. (Для доказательства достаточно второй рукой захватить складку кожи указательного пальца и попытаться его согнуть. Это не получается. Если убрать кожные складки, нарушается функция пальца: его нельзя согнуть в суставе. Нарушение структуры (складок) делает невозможной функцию кисти (схватывание вещи)).
Вывод: между структурой (строением) и функцией органов и частей тела существует тесная связь.
-Напишите, как можно больше, названий органов человеческого тела за 2-3 мин. У учащихся закономерно возникают вопросы типа «А (зуб, мозг, нос и т. д.) - это орган?»
Учитель предлагает учащимся выяснить это, используя материал учебника
На следующем этапе урока учитель кратко рассказывает о внешнем и внутреннем строении человеческого организма: называет части тела, показывает на таблице полости тела.
Формирование навыка работы с анатомическими таблицами, рисунками, нахождение проекции внутренних органов на своем теле организуется в ходе выполнения следующего задания:
Пользуясь рисунками в учебнике, таблицами, научитесь распознавать на себе место расположения важнейших органов в своем теле (гортани, легких, сердца, диафрагмы, печени, желудка, кишечника, селезенки и др.)
Определите, какой орган помещается:
а) под диафрагмой в правом боку и по средней линии тела;
б) под диафрагмой левее от средней линии;
в) в левом боку чуть ниже диафрагмы;
г) выше диафрагмы под грудной костью;
д) в брюшной полости по обе стороны поясничного отдела позвоночника.
Закрепление изученного материала
Сформулируйте основные выводы темы.
1. Организм — биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.
2. Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани - органы, органы - системы органов, а те - организм в целом.
3. Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиологических функций организма.
4. Орган - часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая определенную функцию.
5. Функции - реакции организма, направленные на удовлетворение возникших в нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособление к ней.
6. Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь.
7. Физиологические системы органов человека: покровная, опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая, эндокринная, нервная.
Тестирование
ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
б | в | в | а | б | г | а |
самооценка
IV. Домашнее задание
§ 9
Заполните таблицу в тетради. Таблица. Строение и функции систем органов
Название системы | Органы, из которых она состоит | Функции |
| | |