kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Для чего и как мы дышим".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока:  урок – исследование

Тема урока: «Для чего и как мы дышим»

Цели:

- познакомить с органами дыхания человека;

- познакомить с процессом дыхания и его ролью для организма;

- развивать  умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формировать мотивацию к учебной и творческой деятельности;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;                                                                                                                                                                                             - воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе

Основные понятия: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие

Ресурсы:

- учебник Вахрушев А.А. Окружающий мир: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.  Москва: Баласс, 2015.- 30 с. (ч. 2);

- рабочая тетрадь к учебнику Вахрушев А.А.  Окружающий мир: 4 класс, часть 1 («Человек и природа»). Москва: Баласс, 2015. - 11 с.

- презентация;

- плакат с органами дыхания;

- видеофрагмент «Анатомия человека. Дыхание»;

- цифровой микроскоп;

- натуральный препарат «ткань лёгкого»;

- модель органов дыхания из прозрачных пластиковых бутылок и гибких трубочек (для опыта);

- видеофрагмент «Опыт с моделью дыхательной системы»;

- портновский сантиметр (на пару учащихся);

- секундомеры (на пару учащихся);

- поролоновые губки;

Ход урока

I.  Актуализация знаний 

- Здравствуйте, ребята!  

- Как вы думаете, что такое жизнь?     (Ответы детей.)

- А что нужно человеку для жизни?    (Ответы детей).

- Человек может обойтись без пищи месяц, без воды - неделю. А без чего он не может прожить даже несколько секунд? (Без воздуха мы не можем прожить и 2 минут. Некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а индийские ныряльщики за жемчугом 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти.)

П.  Формулирование темы и целей урока

- Определите тему урока.  (Для чего и как мы дышим.)

- Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

1. Узнать…                                                                                                                                                      

2. Развивать…

III. Открытие нового знания

- Человек рождается, делает свой первый вдох и уже не останавливается.

- Что такое дыхание? (Это вдох – выдох.)

Работа в парах.

Опыт 1. 

- Возьмите портновский сантиметр. Измерьте им грудную клетку при вдохе и выдохе.

- Что происходит при вдохе и выдохе? (Изменяется объём грудной клетки.)

Вывод: наш организм постоянно  обменивается воздухом с окружающей средой.

Работа в парах. 

Опыт 2.

- Включите секундомер и  задержите дыхание. Остановите время на секундомере, когда возникнет необходимость выдоха.

- Через  сколько секунд потребовалось сделать выдох?   (Ответы детей.)

- Почему возникает такая потребность?

- Почему человеку для жизни необходим воздух?   (Ответы детей.)

Работа в учебнике на стр. 30.

- Проверьте наши предположения.

- Не зря говорят о чём-то очень важном: «Нужен как воздух».

- Как воздух попадает к нам в организм?

- Как происходит процесс дыхания?

- Сегодня мы совершим небольшое путешествие вместе с воздухом в организм человека. 

Видеофрагмент «Анатомия человека. Дыхание».

- С какой системой органов связаны органы дыхания для выполнения функции газообмена? (Кровеносной системой.)

Вывод: дыхание происходит от хорошо отлаженной и взаимосвязанной работы органов дыхания.

Работа в группах.

- Каждой группе нужно собрать материал  из научных статей, словарей  и материалов учебника об одном из органов дыхания.

1 группа. О носовой полости.

2 группа. О гортани.

3 группа.  О трахеи.

4 группа.  О бронхах.

Отчеты  групп.

(Каждая группа ставит карточку с названием органа в нужное место на плакате.)

- Все органы, о которых вы рассказали  - это проводники воздуха. Главный орган дыхания – лёгкие. В них происходит газообмен. Из них воздух кровью разносится по всему организму.

(Учитель показывает поролоновые губки.)

- Лёгкие похожи на эти губки, но только  больше. Они состоят из бесчисленного множества пузырьков - альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в лёгкие, свежий воздух наполняет лёгочные пузырьки кислородом, а при выдохе углекислый газ  выходит, совершая обратный путь.

- Этот парный орган дыхания на латинском  звучит как «пульмо»  Отсюда название направления медицины -  пульмонология. А по-гречески - «пневмо». Отсюда название заболевания - пневмония.

- Какой возникает вопрос?

- Почему же «лёгкие»? Откуда такое название этого органа дыхания? (Раздельщики тушь животных заметили, что орган не тонет в воде, всплывет, и назвали его «легким».)

Работа в группах.

- Рассмотрите в микроскоп «ткань лёгкого».

- Ткань лёгкого нежная, мягкая и пористая.  Её легко повредить. Особенно опасны токсины. Они разрушают клетки лёгкого.

- Рассмотрите фото с лёгкими здорового человека и лёгкими курильщика.

- Почему лёгкие курильщика почернели?   (Ответы детей).

- Перед вами модель нашей дыхательной системы. Пластиковые бутылки – это лёгкие. Две трубочки, идущие от лёгких  - бронхи. Трубочка, идущая от бронх – трахея. На примере данной модели я продемонстрирую, какой вред нашим лёгким наносит всего одна сигарета.

Видеофрагмент «Опыт с моделью дыхательной системы».

(Учитель демонстрирует почерневшие ватные диски, находившиеся под крышками бутылочек - «лёгких».)

- Что ещё может грозить органам дыхания?    (Вирусы, бактерии.)

- Почему мы чихаем и кашляем, когда  болеем?

Работа с учебником на стр. 30.

- Проверьте наши предположения.

 Работа  в рабочей тетради на стр. 11, № 1.

IV.  Итог урока

Тест "Органы  дыхания”.

Выбери букву, соответствующую правильному ответу:

1. В каком органе дыхания воздух обогревается, увлажняется и  очищается?

ж) носовая полость;

и) гортань;

о) трахея.

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

а) носовая полость;

и) гортань;

м) трахея.

3. Какой орган  дыхания перекачивает  воздух?

н) трахея;

з) лёгкие;

в) бронхи;

4. Какую  функцию  выполняют  органы  дыхания?

б) очищают  кровь  от  отходов  жизнедеятельности клеток и  выводят  избыток  влаги;

т) переваривают  пищу и  обеспечивают  организм  питательными  веществами;

н) обеспечивают клетки организма  кислородом,  избавляют  от  углекислого    газа;

5. Где происходит обмен газов между кровью и воздухом?

ъ) в трахее;

ь) в альвеолах;

ы) в носовой полости

- Какое слово у вас получилось? (Жизнь.)

- На какой вопрос мы искали ответ в начале урока? (Что такое жизнь?)

- Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?

- Великий врач Древней Греции Гиппократ сказал: «Дышать - значит жить». 

- Будем бережно относиться к своему здоровью. Здоровому и жить здорово.

V. Рефлексия

- Закончите предложение:

  • Для меня было открытием то, что …
  • Мне показалось важным …
  • Материал урока был мне …
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Для чего и как мы дышим".»

Авторы: Пискунова Ольга Викторовна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 36

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок – исследование

Технологическая карта изучения темы

«Для чего и как мы дышим»

Тема

«Для чего и как мы дышим»

Цели

- познакомить с органами дыхания человека;

- познакомить с процессом дыхания и его ролью для организма;

- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формировать мотивацию к учебной и творческой деятельности;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни; - воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе

Основные понятия

носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие

Межпредметные связи

литературное чтение, русский язык

Ресурсы:

- основные




- дополнительные


- учебник Вахрушев А.А. Окружающий мир: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Баласс, 2015.- 30 с. (ч. 2);

- рабочая тетрадь к учебнику Вахрушев А.А. Окружающий мир: 4 класс, часть 1 («Человек и природа»). Москва: Баласс, 2015. - 11 с.

- презентация;

- плакат с органами дыхания;

- видеофрагмент «Анатомия человека. Дыхание»;

- цифровой микроскоп;

- натуральный препарат «ткань лёгкого»;

- модель органов дыхания из прозрачных пластиковых бутылок и гибких трубочек (для опыта);

- видеофрагмент «Опыт с моделью дыхательной системы»;

- портновский сантиметр (на пару учащихся);

- секундомеры (на пару учащихся);

- поролоновые губки;

Условные обозначения

Формы работы

фронтальная, парная, групповая



Этапы урока

Ход урока

I. Актуализация знаний







- Здравствуйте, ребята! В течение многих веков человечество искало ответ на вопрос, что такое жизнь. Пожалуй, и сегодня этот вопрос остаётся одним из самых важных.

- Как вы думаете, что такое жизнь? (Ответы детей.)

- А что нужно человеку для жизни? (Ответы детей).

- Человек может обойтись без пищи месяц, без воды - неделю. А без чего он не может прожить даже несколько секунд? (Без воздуха мы не можем прожить и 2 минут. Некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а индийские ныряльщики за жемчугом 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти.)

П. Формулирование темы и целей урока

- Определите тему урока. (Для чего и как мы дышим.)

- Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

1. Узнать…

2. Развивать…

III. Открытие нового знания






















































- Человек рождается, делает свой первый вдох и уже не останавливается.

- Что такое дыхание? (Это вдох – выдох.)

Работа в парах.

Опыт 1. 

- Возьмите портновский сантиметр. Измерьте им грудную клетку при вдохе и выдохе.

- Что происходит при вдохе и выдохе? (Изменяется объём грудной клетки.)

Вывод: наш организм постоянно  обменивается воздухом с окружающей средой.

Работа в парах. 

Опыт 2.

- Включите секундомер и задержите дыхание. Остановите время на секундомере, когда возникнет необходимость выдоха.

- Через сколько секунд потребовалось сделать выдох? (Ответы детей.)

- Почему возникает такая потребность?

- Почему человеку для жизни необходим воздух? (Ответы детей.)

Работа в учебнике на стр. 30.

- Проверьте наши предположения.

- Не зря говорят о чём-то очень важном: «Нужен как воздух».

- Как воздух попадает к нам в организм?

- Как происходит процесс дыхания?

- Сегодня мы совершим небольшое путешествие вместе с воздухом в организм человека. 

Видеофрагмент «Анатомия человека. Дыхание».

- С какой системой органов связаны органы дыхания для выполнения функции газообмена? (Кровеносной системой.)

Вывод: дыхание происходит от хорошо отлаженной и взаимосвязанной работы органов дыхания.

Работа в группах.

- Каждой группе нужно собрать материал из научных статей, словарей  и материалов учебника об одном из органов дыхания.

1 группа. О носовой полости.

2 группа. О гортани.

3 группа. О трахеи.

4 группа. О бронхах.

Отчеты  групп.

(Каждая группа ставит карточку с названием органа в нужное место на плакате.)

- Все органы, о которых вы рассказали - это проводники воздуха. Главный орган дыхания – лёгкие. В них происходит газообмен. Из них воздух кровью разносится по всему организму.

(Учитель показывает поролоновые губки.)

- Лёгкие похожи на эти губки, но только  больше. Они состоят из бесчисленного множества пузырьков - альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в лёгкие, свежий воздух наполняет лёгочные пузырьки кислородом, а при выдохе углекислый газ  выходит, совершая обратный путь.

- Этот парный орган дыхания на латинском звучит как «пульмо» Отсюда название направления медицины - пульмонология. А по-гречески - «пневмо». Отсюда название заболевания - пневмония.

- Какой возникает вопрос?

- Почему же «лёгкие»? Откуда такое название этого органа дыхания? (Раздельщики тушь животных заметили, что орган не тонет в воде, всплывет, и назвали его «легким».)

Работа в группах.

- Рассмотрите в микроскоп «ткань лёгкого».

- Ткань лёгкого нежная, мягкая и пористая. Её легко повредить. Особенно опасны токсины. Они разрушают клетки лёгкого.

- Рассмотрите фото с лёгкими здорового человека и лёгкими курильщика.

- Почему лёгкие курильщика почернели? (Ответы детей).

- Перед вами модель нашей дыхательной системы. Пластиковые бутылки – это лёгкие. Две трубочки, идущие от лёгких - бронхи. Трубочка, идущая от бронх – трахея. На примере данной модели я продемонстрирую, какой вред нашим лёгким наносит всего одна сигарета.

Видеофрагмент «Опыт с моделью дыхательной системы».

(Учитель демонстрирует почерневшие ватные диски, находившиеся под крышками бутылочек - «лёгких».)

- Что ещё может грозить органам дыхания? (Вирусы, бактерии.)

- Почему мы чихаем и кашляем, когда болеем?

Работа с учебником на стр. 30.

- Проверьте наши предположения.

Работа в рабочей тетради на стр. 11, № 1.

IV. Итог урока


Тест "Органы  дыхания”.

Выбери букву, соответствующую правильному ответу:

1. В каком органе дыхания воздух обогревается, увлажняется и  очищается?

ж) носовая полость;

и) гортань;

о) трахея.

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

а) носовая полость;

и) гортань;

м) трахея.

3. Какой орган  дыхания перекачивает  воздух?

н) трахея;

з) лёгкие;

в) бронхи;

4. Какую  функцию  выполняют  органы  дыхания?

б) очищают  кровь  от  отходов  жизнедеятельности клеток и  выводят  избыток  влаги;

т) переваривают  пищу и  обеспечивают  организм  питательными  веществами;

н) обеспечивают клетки организма  кислородом,  избавляют  от  углекислого    газа;

5. Где происходит обмен газов между кровью и воздухом?

ъ) в трахее;

ь) в альвеолах;

ы) в носовой полости

- Какое слово у вас получилось? (Жизнь.)

- На какой вопрос мы искали ответ в начале урока? (Что такое жизнь?)

- Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?

- Великий врач Древней Греции Гиппократ сказал: «Дышать - значит жить». 

- Будем бережно относиться к своему здоровью. Здоровому и жить здорово.

V. Рефлексия

- Закончите предложение:

  • Для меня было открытием то, что …

  • Мне показалось важным …

  • Материал урока был мне …






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Для чего и как мы дышим".

Автор: Пискунова Ольга Валерьевна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326741

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока окружающего мира по теме: "Наша безопасность. Огонь, вода и газ." "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-nasha-biezopasnost-oghon-voda-i-ghaz"
    ["file_id"] => string(6) "184921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426110869"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "175751"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424317643"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по биологии на тему: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания», 8 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_znachieniie_dykhaniia_stroieniie_i_funktsi"
    ["file_id"] => string(6) "417229"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495317477"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока окружающий мир "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "113567"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410468317"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Жизнь пресного водоёма". Технология ТОГИС."
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-priesnogho-vodoioma-tiekhnologhiia-togis-1"
    ["file_id"] => string(6) "253626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447613420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства