Конспект урока по биологии: "Размножение и развитие птиц"
Конспект урока по биологии: "Размножение и развитие птиц"
План конспект урока по биологии: Размножение и развитие птиц. Класс делится на 4 группы, урок содержит 6 заданий разделенных на уровни сложности. Для закрепления выполняется Лабораторная работа №10 "Изучение куриного яйца." Урок составлен по требованиям семи модульной технологии образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии: "Размножение и развитие птиц" »
Урок №
Дата:
Класс:
Тема: "Размножение и развитие птиц."
Цель : изучение особенностей размножения, развития птиц и жизнедеятельности птиц в различные сезоны года, подчеркнуть впервые возникшую у птиц связь поколений и значение обучения в повышении выживаемости молодняка.
Задачи:
Обучающая: изучить различие в развитие птиц , установить биологическую роль размножения в жизни птиц, раскрыть особенности образа жизни.
Развивающие: научится сравнивать группы птиц между собой, делать выводы, работать с разными источниками информации.
Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к жизни птиц,
формирование у учащихся самостоятельности в работе с информацией, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, умению работать в команде.
Наглядные материалы: свежие и варенные куриные яйца, рисунки, фотографии, карточки.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны
Знать:
что размножение у птиц происходит на суше;
особенности строения половой системы птиц;
формирование, строение яйца в организме;
развитие зародыша;
типы развития птенцов.
Уметь:
распознавать системы органов птиц на таблицах, рисунках;
выявлять приспособленность организмов к среде обитания;
сравнивать животных основных классов.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель готовит кабинет к уроку, приветствует учащихся, настраивает их на коллаборативную среду, отмечает отсутствующих на уроке, предлагает учащимся сесть по группам методом цветных стикеров. Объявляет тему, цели, план урока.
Эпиграф: «Все – из яйца!»
Уильям Гарвей
II. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала (входной контроль).
Урок начинается с фронтальной беседы.
Учащимся, предлагается вспомнить, какие приспособления к полету и жизни на суше выработались у птиц:
Задание №1
Тело покрыто перьями;
Передние конечности видоизменены в крылья;
Сросшийся во всех отделах, кроме шейного, позвоночник;
Образование киля – это место прикрепления мышц;
Кости полые, тонкие;
Хорошо развиты грудные – летательные мышцы;
Двойное дыхание, при котором кровь насыщается кислородом на вдохе и выдохе;
Отсутствие челюстей с зубами и наличие легкого рогового клюва;
Постоянная температура тела + 420оС, зимой она выше на 60-700.
Активны в течение всего года;
Хорошо развиты зрение и слух;
Быстро идет обмен веществ;
Лучше развиты такие системы, как нервная, кровеносная, пищеварительная и т.д.
Задание № 2 1, 2 группа
Определите, к какому классу животных относятся отделы головного мозга, функции которых описаны.
Отдел мозга
Пресмыкающиеся
Птицы
Обонятельные доли
Запах воспринимают с помощью ноздрей и языка
Развиты слабо (кроме киви и падальщиков)
Передний мозг
Хорошо развит, появляются зачатки коры больших полушарий, выработка условных рефлексов
Сильно развит, больше площадь коры больших полушарий, сложные инстинкты.
Мозжечок
Слабо развит
Развит очень хорошо, точная координация движений
Средний мозг
Недостаточно развит
Хорошо развиты зрительные бугры, совершенное зрение.
3,4 группа
Какие приспособления к полету в строении внутренних органов имеют птицы
ПРИЗНАК
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ
Внешнее строение
Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея.
Скелет
Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей.
Мышцы
Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела).
Пищеварительная система
Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется.
Дыхательная система
Усложнение: появление ( вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе.
Кровеносная система
4 – камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца.
Нервная система
Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение.
Органы выделения
Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).
Все эти черты дают нам основание сделать вывод, что в процессе эволюции птицы достигли более высокого уровня организации по сравнению с пресмыкающимися.
Оказывается это не все черты. Итак, наша с вами задача найти черты приспособления птиц к полету и жизни на суше при изучении темы урока: «Размножение и развитие птиц». Для этого вы должны в процессе работы:
Повторить учебный материал об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц.
Получить представление об особенностях строения половой системы птиц, формировании, строения яйца птиц, развитием зародыша и типами развития птенцов.
Научиться работать с предложенным учителем материалом. Объективно оценивать свои знания.
III. Изучение нового материала
Коллективная форма работы (межгрупповая) по заданиям. Каждая группа, получив индивидуальное задание, решает общую проблему через изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно добывают новые знания. В группе идет разделение труда между учащимися для решения поставленной задачи, готовится выступление с обязательным выводом. Учащиеся делают записи в тетрадях.
Задание №3
Проблема: Найти черты приспособления птиц к полету и жизни на суше.
Цель: Изучить размножение и развитие птиц по плану:
строения половой системы птиц;
строение яйца птиц;
формирование яйца в организме птиц;
развитие зародыша в яйце;
типы развития птенцов.
Задание для I группы
Изучите текст «Органы размножения птиц» по учебнику биология 7 класс «Размножение», дополнительный материал (Приложение 4,см.Приложения).
Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
Какое строение имеет половая система самки и самца птицы.
Что такое процесс насиживания»?
Кто осуществляет насиживание?
Как долго длится насиживание?
Из скольких яиц может состоять кладка, чем это определяется?
Задание для II группы
Изучите текст « Типы развития птенцов» учебник 7 класс (Особенности организации птиц связанные с полетом. Размножение и развитие птиц). Внимательно рассмотрите рисунки.
Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
Каких птиц называют птенцовыми или гнездовыми? Приведите примеры.
Каких птиц называют выводковыми? Приведите примеры.
Найдите черты приспособленности птиц к лучшей выживаемости.
Как родители заботятся о каждой из этих групп?
Как долго протекает процесс развития у птенцовых и выводковых птенцов?
Задание для III группы
Изучите текст «Формирование яйца в организме птицы» по учебнику биология 7 класс, дополнительный материал, внимательно рассмотрите рисунки (Приложение 4, см. Приложения).
Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
Какое строение имеет яйцевод птицы?
Охарактеризуйте этапы формирования яйца в организм птицы
Найдите приспособления к полету у птиц при формировании яйца.
Сколько яиц может формироваться одновременно яйцеводе птицы?
Задание для IV группы
Изучите текст «Развитие зародыша в яйце»(Особенности организации птиц связанные с полетом. Размножение и развитие птиц), (Приложение 3, см.Приложения).
Внимательно рассмотрите рисунки.
Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце птицы?
Чем зародыш птицы напоминает зародыш рыб и пресмыкающихся?
Какие особенности развития зародыша связаны с приспособлением к жизни на суше?
Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце?
Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы, чем с развивающимся в нем птенцом. С чем это связано?
Задание № 4
1. Чем существенно различается размножение птиц и рептилий? (Птицы проявляют заботу о потомстве, что повышает выживаемость молодняка и уменьшает расход энергии на продуцирование большого количества яиц.)
2. Чем полезны контакты между родителями и птенцами? (Передачей индивидуального опыта родителей потомкам.)
3. Какие правила поведения в природе следует соблюдать во время гнездования птиц? (Не допускать их беспокойства и разорения гнезд, помогать птицам, развешивая искусственные гнездовья.)
4.Дана информация: “В период размножения у птиц на нижней части тела появляются особые наседные пятна. В этих местах пух частично выпадает, подкожный жир исчезает, а приток крови к коже усиливается. Поэтому она становится особенно тёплой. Садясь на гнездо, птица раздвигает брюшные перья, чтобы яйца могли соприкасаться с кожей наседных пятен”.
Какую проблему для этих птиц решают особые наседные пятна?
Задание №5
1 группа: раскройте понятие годовой цикл птиц.
2 группа: раскройте понятие половой диморфизм птиц.
3 группа: раскройте понятие ритуальное поведение птиц.
4 группа: раскройте понятие половой гнездостроение.
IV. Закрепление лабораторная работа № 10 «Изучение куриного яйца»
V. Подведение итогов.
1. Птицы размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрыты рядом оболочек;
2. Для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества;
3. Сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствует о родстве позвоночных этих классов;
4. Размножение птиц более совершенно, чем у изученных ранее позвоночных. Благодаря этому особи успешно и быстро приспосабливаются к изменившимся условиям обитания.
VI. Рефлексия (работа с учителем).
Заключение
Рефлексия
1. Прочитайте еще раз цели урока. 2. Достигли ли вы заданных целей? 3. Что понравилось при изучении нового материала? 4. Что мешало достижению целей? 5. Можно ли сказать, что на уроке вы чувствовали себя уверенно? 6. Выставите полученные оценки за урок себе в дневник и подготовьте для подписи.
Запишите домашнее задание: параграф № 53 , Ответить на вопросы. Выполнить задание в рабочих тетрадях