kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии на тему: " Вид.Критерии вида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок преподавателя Ефимовой Н.А. по дисциплине биология

Дата проведения:__________________

Группа:___________________________

Тема урока: Вид. Критерии вида.

Функции процесса обучения:

  • Образовательные:  
    • сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»;
    • изучить критерии вида и их содержание;
  • развивающие:
    • продолжить развитие коммуникативных умений, устной монологической речи учащихся;
    • способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • воспитательные:       
  • содействовать в ходе урока формированию научной картины мира на основе
    •  
  • воспитывать наблюдательность, внимательность  к миру живых организмов

Оборудование:

таблицы по общей биологии, рисунки с изображением  животных и растений разных видов.

Вид урока: комбинированный

Этапы урока:

1.Организационный момент

Приветствие, постановка целей, проверка отсутствующих

2.Проверка домашнего задания (ответ у доски по вопросам):

               1.Какие доказательства эволюции вам известны, в чем суть эмбриологических доказательств?

              2.В чем заключаются сравнительно-анатомические доказательства?

              3.Сущность палеонтологических доказательств эволюции?

              4. В чем смысл биогеографических и молекулярных доказательств эволюции?

3.Изучение нового материала

    Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. Сейчас на ней обитает около 50000 видов растений, более 2 млн видов животных, не менее 100000 видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов.

    Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов.            Что же такое вид? Что мы понимаем под данным понятием? (ответы студентов)

    В основе эволюционного учения Ч. Дарвина лежит понятие вид (запись определения в тетрадь.)                                               

    Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в ученой среде. Для процедуры определения вида используют критерии вида.

   Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого.

    Выделяют 6 критериев вида:

  1. Морфологический.
  2. Физиологический.
  3. Географический.
  4. Генетический.
  5. Экологический.
  6. Биохимический

     Эти критерии мы будем сейчас изучать.

 

       В основе морфологического критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения между особями одного вида. Этот критерий — самый удобный и поэтому широко используется в систематике.

      Однако особи в пределах вида иногда так сильно различаются, что только по морфологическому критерию не всегда удается определить, к какому виду они относятся. Вместе с тем существуют виды морфологически сходные, но особи этих видов не скрещиваются между собой. Это — виды-двойники, которые исследователи открывают во многих систематических группах.  Установлено , что под названием «малярийный комар» существует до 15 внешне неразличимых видов, ранее считавшихся одним видом. Около 5% всех видов насекомых, птиц, рыб, земноводных, червей составляют виды-двойники.

          В основу физиологического критерия положено сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида, прежде всего сходство размножения. Особи разных видов, как правило, не скрещиваются, или потомство их бесплодно. Например, у многих видов мухи дрозофилы сперма особей чужого вида вызывает иммунную реакцию, что приводит к гибели сперматозоидов в половых путях самки. В то же время в природе есть виды, особи которых скрещиваются и дают плодовитое потомство (некоторые виды канареек, зябликов, тополей, ив).

      Географический критерий основан на том, что каждый вид занимает определенную территорию или акваторию, называемую ареалом. Он может быть большим или меньшим, прерывистым или сплошным (рис. 1.2). Однако огромное число видов имеет накладывающиеся или перекрывающиеся ареалы.

    Кроме того, существуют виды, не имеющие четких границ распространения, а также виды-космополиты, обитающие на огромных пространствах суши всех континентов или океана (например, растения — пастушья сумка, одуванчик лекарственный, виды рдестов, ряски, тростника, животные-синантропы — постельный клоп, рыжий таракан, комнатная муха ). Поэтому географический критерий, как и другие, не является абсолютным.

      Экологический критерий основан на том, что каждый вид может существовать только в определенных условиях. Так, например, лютик едкий произрастает на пойменных лугах, лютик ползучий —  на заболоченных местах. Существуют, однако, виды, которые не имеют строгой экологической приуроченности. К ним относятся многие сорные растения, а также виды, находящиеся под опекой человека: комнатные и культурные растения, домашние животные.

      Генетический  критерий основан на различии видов по . числу, форме и размерам хромосом. Для подавляющего большинства видов характерен строго определенный кариотип. Однако и этот критерий не является универсальным, т.к. внезапно может произойти мутация.

     Биохимический критерий позволяет различать виды по составу и структуре определенных белков, нуклеиновых кислот и др. Особи одного вида имеют сходную структуру ДНК, что обусловливает синтез одинаковых белков, отличающихся от белков другого вида. Вместе с тем у некоторых бактерий, грибов, высших растений состав ДНК оказался очень близким. Следовательно, есть виды-двойники и по биохимическим признакам.

      Таким образом, только учет всех или большинства критериев позволяет отличить особей одного вида от другого.

4.Закрепление материала ( беседа по вопросам)

  • Что представляет собой вид ?
  •  Что такое критерии вида ?
  •  Применения каких критериев достаточно для выделения вида ?
  •  Какие критерии наиболее объективны для разделения близкородственных

видов ?

5. Домашнее задание (2мин)

Конспект, подготовить 1) Сообщение «Правда ли, что ворон — это муж вороны?»

2) Используя литературные источники, приведите конкретные примеры географического, экологического  критериев.

6.Подведение итогов

О каком критерии идет речь?

                                                Заяц-беляк и заяц-русак

Род собственно зайцев, к которому относятся русак и беляк, а также еще 28 видов, довольно многочислен. Наиболее известные в России зайцы — беляк и русак. Беляка можно встретить на территории от побережья Северного Ледовитого океана до южной границы лесной зоны, в Сибири — до границ с Казахстаном, Китаем и Монголией, а на Дальнем Востоке — от Чукотки до и Северной Кореи. Распространен беляк и в лесах Европы, а также на востоке Северной Америки. Русак обитает на территории Европейской России от Карелии юга Архангельской области до южных границ страны, на Украине и в Закавказье. А вот в Сибири этот заяц обитает только на юге и к западу от Байкала.

Беляк получил свое название благодаря белоснежному зимнему меху. Только кончики ушей остаются у него черными весь год. Русак же в некоторых северных местностях тоже сильно светлеет к зиме, но снежно-белым он не бывает никогда. А на юге он вовсе не меняет окраски.

Русак больше приспособлен к жизни в открытых ландшафтах, поскольку он крупнее беляка, да и бегает лучше. На коротких дистанциях этот заяц может развивать скорость до 50 км/час. У беляка лапы широкие, с густым опушением чтобы меньше проваливаться в рыхлые лесные сугробы. А у русака лапы уже, ведь на открытых местах снег, как правило, твердый, слежавшийся, «утоптанный ветром».

Длина тела беляка — 45—75 см, масса — 2,5—5,5 кг. Уши короче, чем у русака. Длина тела русака — 50—70 см, масса до 5 (иногда 7) кг.

Размножаются зайцы обычно два, а на юге три или даже четыре раза в год. У зайцев-беляков в выводе может быть по два, три пять, семь зайчат, а у русаков - обычно всего один или два зайчонка. Русаки начинают пробовать траву через две недели после рождения, а беляки и того быстрее — через неделю.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему: " Вид.Критерии вида" »

Урок преподавателя Ефимовой Н.А. по дисциплине биология

Дата проведения:__________________

Группа:___________________________

Тема урока: Вид. Критерии вида.

Функции процесса обучения:

  • Образовательные:

    • сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»;

    • изучить критерии вида и их содержание;

  • развивающие:

    • продолжить развитие коммуникативных умений, устной монологической речи учащихся;

    • способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию научной картины мира на основе

целостности

    • воспитывать наблюдательность, внимательность к миру живых организмов

Оборудование:

таблицы по общей биологии, рисунки с изображением животных и растений разных видов.

Вид урока: комбинированный

















Этапы урока:

1.Организационный момент

Приветствие, постановка целей, проверка отсутствующих

2.Проверка домашнего задания (ответ у доски по вопросам):

1.Какие доказательства эволюции вам известны, в чем суть эмбриологических доказательств?

2.В чем заключаются сравнительно-анатомические доказательства?

3.Сущность палеонтологических доказательств эволюции?

4. В чем смысл биогеографических и молекулярных доказательств эволюции?

3.Изучение нового материала

Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. Сейчас на ней обитает около 50000 видов растений, более 2 млн видов животных, не менее 100000 видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов.

Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов. Что же такое вид? Что мы понимаем под данным понятием? (ответы студентов)

В основе эволюционного учения Ч. Дарвина лежит понятие вид (запись определения в тетрадь.)

Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в ученой среде. Для процедуры определения вида используют критерии вида.

Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого.

Выделяют 6 критериев вида:

  1. Морфологический.

  2. Физиологический.

  3. Географический.

  4. Генетический.

  5. Экологический.

  6. Биохимический

Эти критерии мы будем сейчас изучать.



В основе морфологического критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения между особями одного вида. Этот критерий — самый удобный и поэтому широко используется в систематике.

Однако особи в пределах вида иногда так сильно различаются, что только по морфологическому критерию не всегда удается определить, к какому виду они относятся. Вместе с тем существуют виды морфологически сходные, но особи этих видов не скрещиваются между собой. Это — виды-двойники, которые исследователи открывают во многих систематических группах. Установлено , что под названием «малярийный комар» существует до 15 внешне неразличимых видов, ранее считавшихся одним видом. Около 5% всех видов насекомых, птиц, рыб, земноводных, червей составляют виды-двойники.

В основу физиологического критерия положено сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида, прежде всего сходство размножения. Особи разных видов, как правило, не скрещиваются, или потомство их бесплодно. Например, у многих видов мухи дрозофилы сперма особей чужого вида вызывает иммунную реакцию, что приводит к гибели сперматозоидов в половых путях самки. В то же время в природе есть виды, особи которых скрещиваются и дают плодовитое потомство (некоторые виды канареек, зябликов, тополей, ив).

Географический критерий основан на том, что каждый вид занимает определенную территорию или акваторию, называемую ареалом. Он может быть большим или меньшим, прерывистым или сплошным (рис. 1.2). Однако огромное число видов имеет накладывающиеся или перекрывающиеся ареалы.

Кроме того, существуют виды, не имеющие четких границ распространения, а также виды-космополиты, обитающие на огромных пространствах суши всех континентов или океана (например, растения — пастушья сумка, одуванчик лекарственный, виды рдестов, ряски, тростника, животные-синантропы — постельный клоп, рыжий таракан, комнатная муха ). Поэтому географический критерий, как и другие, не является абсолютным.

Экологический критерий основан на том, что каждый вид может существовать только в определенных условиях. Так, например, лютик едкий произрастает на пойменных лугах, лютик ползучий — на заболоченных местах. Существуют, однако, виды, которые не имеют строгой экологической приуроченности. К ним относятся многие сорные растения, а также виды, находящиеся под опекой человека: комнатные и культурные растения, домашние животные.

Генетический критерий основан на различии видов по . числу, форме и размерам хромосом. Для подавляющего большинства видов характерен строго определенный кариотип. Однако и этот критерий не является универсальным, т.к. внезапно может произойти мутация.

Биохимический критерий позволяет различать виды по составу и структуре определенных белков, нуклеиновых кислот и др. Особи одного вида имеют сходную структуру ДНК, что обусловливает синтез одинаковых белков, отличающихся от белков другого вида. Вместе с тем у некоторых бактерий, грибов, высших растений состав ДНК оказался очень близким. Следовательно, есть виды-двойники и по биохимическим признакам.

Таким образом, только учет всех или большинства критериев позволяет отличить особей одного вида от другого.

4.Закрепление материала ( беседа по вопросам)

  • Что представляет собой вид ?

  • Что такое критерии вида ?

  • Применения каких критериев достаточно для выделения вида ?

  • Какие критерии наиболее объективны для разделения близкородственных

видов ?

5. Домашнее задание (2мин)

Конспект, подготовить 1) Сообщение «Правда ли, что ворон — это муж вороны?»

2) Используя литературные источники, приведите конкретные примеры географического, экологического критериев.

6.Подведение итогов

О каком критерии идет речь?

Заяц-беляк и заяц-русак

Род собственно зайцев, к которому относятся русак и беляк, а также еще 28 видов, довольно многочислен. Наиболее известные в России зайцы — беляк и русак. Беляка можно встретить на территории от побережья Северного Ледовитого океана до южной границы лесной зоны, в Сибири — до границ с Казахстаном, Китаем и Монголией, а на Дальнем Востоке — от Чукотки до и Северной Кореи. Распространен беляк и в лесах Европы, а также на востоке Северной Америки. Русак обитает на территории Европейской России от Карелии юга Архангельской области до южных границ страны, на Украине и в Закавказье. А вот в Сибири этот заяц обитает только на юге и к западу от Байкала.

Беляк получил свое название благодаря белоснежному зимнему меху. Только кончики ушей остаются у него черными весь год. Русак же в некоторых северных местностях тоже сильно светлеет к зиме, но снежно-белым он не бывает никогда. А на юге он вовсе не меняет окраски.

Русак больше приспособлен к жизни в открытых ландшафтах, поскольку он крупнее беляка, да и бегает лучше. На коротких дистанциях этот заяц может развивать скорость до 50 км/час. У беляка лапы широкие, с густым опушением чтобы меньше проваливаться в рыхлые лесные сугробы. А у русака лапы уже, ведь на открытых местах снег, как правило, твердый, слежавшийся, «утоптанный ветром».

Длина тела беляка — 45—75 см, масса — 2,5—5,5 кг. Уши короче, чем у русака. Длина тела русака — 50—70 см, масса до 5 (иногда 7) кг.

Размножаются зайцы обычно два, а на юге три или даже четыре раза в год. У зайцев-беляков в выводе может быть по два, три пять, семь зайчат, а у русаков - обычно всего один или два зайчонка. Русаки начинают пробовать траву через две недели после рождения, а беляки и того быстрее — через неделю.

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по биологии на тему: " Вид.Критерии вида"

Автор: Ефимова Наталья Александровна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101724


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства