Урок по теме "Плоды". Урок по программе В.В. Пасечника в 6 классе. На уроке учащиеся отвечают на вопросы: Что такое плод? Для чего нужны плоды? Какие бывают плоды? На уроке проходит лабораторная работа, учащиеся работают с раздаточным материалом (свежими плодами), а также учащиеся работают с текстом учебника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Плоды" »
Разработка урока биологии в 6-м классе по теме
"Плоды"
Цели урока:
Образовательные:
создание условий для актуализации и расширения знаний, учащихся о плодах как репродуктивном органе цветкового растения;
ознакомления с классификацией плодов;
формирования умений и навыков распознавать плоды.
Воспитательные:
создание условий для сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.
Развивающие:
создание условий для развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;
развития умений анализировать, делать выводы.
Учебно-материальное обеспечение:
компьютер, мультимедийный комплекс;
электронная презентация;
фильмотека;
плоды, корнеплоды растений;
рабочий лист для каждого ученика;
раздаточный материал для рефлексии (стикеры в виде плодов).
Натуральные фрукты и овощи
Формы и методы:
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Работа в парах
Методы, активизирующие мышление
Использование опорных схем
Самостоятельная работа
Эксперимент
Наглядный метод обучения
Структура урока:
Планируемые результаты обучения
Знать:
понятие плод;
классификацию плодов;
значение плодов.
Уметь:
распознавать плоды;
oпределять виды сухих и сочных плодов.
На уроке используется технология личностно-ориентированного воспитания и обучения школьников с элементами информационно-
коммуникативной и здоровье-сберегающей технологий.
Ход урока
Здравствуйте ребята!
Добрый день, мои друзья!
Посмотрите на меня.
А сейчас я вам скажу, что всех, всех я вас люблю!
Посмотрите друг на друга.
Протяните соседу руку.
И скажите не тая, что все, все мы здесь друзья!
Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого (приложение №1)
- Ребята, скажите, пожалуйста, какой большой раздел в биологии мы сейчас изучаем?
- Верно!
Я предлагаю обратить ваше внимание на экран (приложение №2 - слайд №1). На слайде показана схема, из которой видно, что все органы цветковых растений делятся на две большие группы. Какие, назовите их?
- Правильно! Но как мне кажется, на этой схеме, есть какая- то путаница. Найдите ошибку и исправьте ее. Для этого возьмите свои рабочие листы и выполните задание №1, расставив в пустые прямоугольники правильно названия основных органов цветкового растения.
- Выполнили? Давайте назовем органы вегетативные
- А репродуктивные?
- Давайте проверим правильность выполнения задания. Нам в этом поможет следующий слайд. (слайд №2) Посмотрите на экран и проверьте себя, у кого есть ошибки, обязательно их исправьте.
- Молодцы ребята! Скажите, какой репродуктивный орган цветковых растений мы изучали на последнем уроке? А, сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой видеосюжет.
(слайд №3 - распускание цветов).
- Мы сейчас прослушали музыку Чайковского «Вальс цветов» и наблюдали красивое явление распускания цветов в природе.
Так давайте, же вспомним строение цветка (слайд №4),
найдите у себя в рабочих листах задание №2.
Вам нужно подписать все части цветка. На рисунке они обозначены цифрами и буквами, а справа написаны все части цветка, вы должны лишь подписать, какая буква или цифра соответствует этой части цветка. Выполнив задание, поработайте в парах, чтобы проверить, друг друга, обсудите правильность выполнения задания.
- Проверить правильность выполнения задания можно по слайду (слайд №5).
У кого есть ошибки, исправьте, пожалуйста.
- Ребята скажите, что образуется на месте цветка после отцветания растений?
- Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? (слайд №6)
- Запишите себе в рабочий лист тему урока.
- Что вы хотите узнать сегодня на уроке о плодах?
- Запишите цели урока, которые стоят перед вами в ваши рабочие листы
- Значит, нам предстоит ответить на три основные вопроса урока (слайд №7-8)
Что? Какие? Зачем?
- Итак, когда поставлены цели, урока, мы приступаем к изучению нового материала. И первым перед нами стоит вопрос ЧТО? (слайд №8)
Я сегодня собиралась
Торопилась, сомневалась.
Все ль в корзинку положила?
Удивляюсь, что сложила
Вот здесь свёкла,
А вот слива.
Помидор лежит лениво.
Здесь и яблоко нашла,
Апельсин я положила,
Кабачок я прихватила
И картошку не забыла.
Вот скажите мне, друзья,
Все ль здесь верно у меня?
(ученики высказываются, размышляют)
- А давайте, чтобы развеять наши сомнения заглянем во внутрь всех этих предметов (разрезать предметы). Какую разницу вы видите?
- И так, что такое плод?
Правильно, молодцы! (Слайд №9)
Стенка плода, так называемый околоплодник образуется из разросшихся стенок завязи. Семязачаток находится в завязи пестика и служит для развития семени.
(слайд10)
Запишите себе в рабочий лист, что такое плод.
- Ответили на вопрос ЧТО?
- Какой вопрос будет следующим?
- Правильно!
Как вы думаете, какие бывают плоды? Посмотрите на экран (слайд №11).
Сравните плоды нарисованные на картинке слева и на картинке справа? В чем их отличие?
- Верно, молодцы! Плоды бывают сухие и сочные (слайд №11)
Какой плод на подносе у вас лишний? Правильно – орех. А почему?
Приведите примеры растений, у которых образуются сухие плоды.
- А теперь подумайте, у каких растений образуются сочные плоды?
- А можно сказать, что плоды отличаются друг от друга наличием количества семян внутри?
- Сравните плод сливы и плод помидора? В чем разница? Так вот, оказывается, что в зависимости от наличия количества семян внутри плода есть односемянные и многосемянные плоды.
Если у плода одно семя – это односемянной плод, Если два и более, то – это многосемянной плод.
Найдите в своих рабочих листах после вопроса КАКИЕ? Схему, о том какие плоды бывают, и заполните ее.
- А сейчас, я предлагаю вам выполнить небольшую лабораторную работу.
В продолжение заполнения начатой схемы самостоятельная работа «Классификация плодов». Вы должны будете поместить в вашу таблицу в рабочей тетради названия плодов растений плоды, которых лежат на ваших рабочих местах. Используя текст учебника и плоды растений (мандарин, огурец, слива, орех, помидор, яблоко) Заполните таблицу в соответствии с классификацией плодов.
- А теперь проверим, что у нас получилось.
- Не всегда название растения совпадает с названием плода. Слива это растение, плод этого растения называется костянка.
Костянка это сочный односемянной плод, семя одно и большое. Подпишите в таблице, что плод сливы называется костянка. Назовите еще примеры растений, плоды которых называются костянка? (Слайд 13)
- У томата плод ягода, многосемянной, сочный плод. Назовите еще примеры растений, плоды которых называются ягода? (Слайд 14)
- У яблони плод яблоко, многосемянный, сочный. У каких растений плод называется – яблоко? (Слайд 15)
- У огурца плод тыквина, сочный, многосемянный. Какие растения имеют плод – тыквина? (Слайд 16)
У вас на столе лежит мандарин, как называется у этого растения плод? Сочный, многосемянный_ померанец или гесперей. У кого так называется плод? (Слайд 17)
- У капусты плод называется стручок и относится к сухим, многосемянным плодам. Плод стручок имеется у таких растений как редис, редька, сурепка, брюква. (Слайд 20)
У фасоли плод называется боб – это сухой многосемянной плод. Такой плод созревает у гороха, бобов, акации. (Слайд 21)
У мака плод называется коробочка, это сухой, многосемянной плод. Такой плод образуется у тюльпана, табака, фиалки, хлопчатника. (Слайд 22)
Подсолнечник имеет сухой односемянной плод, который называется семянка. (Слайд 23)
Сухой плод у пшеницы, овса и ржи называется зерновка. (Слайд 24)
У ореха, односемянной, сухой плод, называется орешина (слайд №25)
У дуба односемянной, сухой плод, называется желудь. (Слайд 26)
- Последний вопрос урока, который мы ставили пред собой – ЗАЧЕМ? Кто скажет, зачем нужны семена?
Главное значение плода – это формирование, защита и распространение семени. (Слайд №27)
А также плоды принимают в пищу люди и животные. Запишите это в свои рабочие листы.
- Итак, скажите какие цели, вы поставили перед собой в начале урока? Вы ответили на все вопросы урока? (Слайд№28)
Достигнуты ли цели урока?
Закрепление по слайдам 29-30.
- Скажите ребята, вам понравился урок? А что понравилось больше всего? Соберите в мою корзинку плоды, которые лежат у вас на столе, цветной плод вкусный, не цветной не вкусный, Ваше настроение тоже может быть хорошим и не хорошим. Положите в корзину плод, схожий с вашим настроением.
Прочитать § 30, стр.142
Заполнить таблицу в рабочих листах
Дополнительное задание: Найти из дополнительных источников названия других видов плодов, встречающихся в природе (слайд №16). Спасибо за урок!( слайд №17)