kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока биологии в 6 классе.
Тема урока: «Плоды и их классификация»
Тип урока: урок открытия новых знаний;
Цель: ознакомление с видами плодов и со способами распространения плодов и семян.
 Развивающие задачи:
•    развивать навыки самостоятельной работы 
•    продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы
•    учить объективно оценивать свои знания.
Образовательные задачи:
•    создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний
•    познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян
•    научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду
•    научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения
Воспитательные задачи:
•    воспитывать культуру общения и  ответственность за результат своего труда.
Планируемый результат:
1.Предметный результат –  знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; познать  роль плодов в природе и хозяйственной деятельности человека.
       2.Личностный результат – воспитание  у учащихся познавательного  интереса  к предмету, формирование  культуры общения, коммуникативных  качеств.
      3.Метапредметный результат –  формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие  умений  выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи  формирования УУД:
Познавательные УУД:
- умение  формулировать  тему и  проблему урока;
- умение добывать новые знания,  делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя; поиск и выделение нужной информации;  анализ объектов с целью выделения признаков;       
Коммуникативные УУД:
- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;
 -  развивать умение слушать и понимать  речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ; 
- осуществлять  совместную  познавательную  деятельность в группах;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать  свою точку зрения,  оценивать свои действия  и действия  одноклассников;
- Регулятивные УУД:
- умение  определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
- умение проговаривать последовательность  действий на уроке;
- умение подводить итоги  своей  деятельности на уроке;
- умение оценивать свои  учебные действия;
Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, проблемный, практический.
Оборудование: 
•    таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”
•    натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца
•    коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)
•    инструктивные карточки для работы в группах
•    ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока по биологии»

План – конспект урока биологии в 6 классе.

Тема урока: «Плоды и их классификация»

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Цель: ознакомление с видами плодов и со способами распространения плодов и семян.

Развивающие задачи:

  • развивать навыки самостоятельной работы

  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы

  • учить объективно оценивать свои знания.

Образовательные задачи:

  • создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний

  • познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян

  • научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду

  • научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения

Воспитательные задачи:

  • воспитывать культуру общения и ответственность за результат своего труда.

Планируемый результат:

1.Предметный результат – знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; познать роль плодов в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.Личностный результат – воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения, коммуникативных качеств.

3.Метапредметный результат – формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.





Задачи формирования УУД:

Познавательные УУД:

- умение формулировать тему и проблему урока;

- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;

- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;

- Регулятивные УУД:

- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

- умение оценивать свои учебные действия;

Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, проблемный, практический.
Оборудование:

  • таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”

  • натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца

  • коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)

  • инструктивные карточки для работы в группах

  • ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.





Ход урока


  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель.

Добрый день, ребята! Мы продолжаем с вами изучить органы растения.

Что такое орган? На какие группы делятся органы? Какие генеративные органы вам известны?

Учащиеся.

Цветок, плод, семя.

Учитель. Молодцы! А сейчас я предлагаю собрать модель цветка.

Выходят от каждого ряда по 1 ученику и собирают модель цветка. Первый справившийся с заданием остается у доски и называет части цветка, указывая значение.

Ребята помогите мне разгадать загадку. Для этого

Обведите выделенные буквы правильных суждений:

П.Опыление - это перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика.

А.Главная часть цветка - яркий околоцветник, привлекающий опылителей.

Л.Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.

О. Пестик - женский половой орган, а тычинки - мужской.

Е. Цветковое растение состоит из корней, стеблей, листьев.

У. Двойным оплодотворением у цветковых растений называют слияние яйцеклетки сначала с одним, а затем с другим спермием.

П. Ветроопыляемые растения обычно растут поодиночке.

Я. По сравнению с пыльцой насекомоопыляемых растений пыльца ветроопыляемых крупнее.

Д. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш семени.

И. Тычинки и пестик бывают в каждом цветке.

Какое слово у вас получилась? Плод. Правильно.

2. Актуализация знаний.

Ребята! А где образуется плод у растения? (в завязи пестика).

А сейчас поиграем в волшебную корзинку.

- Я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзине, ваша задача назвать орган и растение к которому он принадлежит.

- Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (плоды).

- А все ли перечисленные предметы являются плодами?

(нет кочан капусты, морковь и свекла плодами не являются).


Узнаем об этом в ходе нашего интересного общения на уроке. Давайте настроимся на поиск и творчество.

Я предлагаю на уроке всем активно поработать и получить максимум знаний.


3. Погружение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для растений, так и для нас темой – Строение, значение и классификация плодов.

А для чего человеку надо знать всё о плодах? Каково значение плодов в жизни человека?

Варианты ответов:

1. Употребляет в пищу.
2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.)
3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.);
4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.

Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать.

- Запишите в тетрадях число и тему урока «Плоды»

- А чтобы вы хотели бы узнать ещё о плодах на сегодняшнем уроке?

Это и будет нашей целью урока.


Работа с диском «Сферы» П.48. Виды плодов.

1 группа получает задание: найти материал о строении плода

2 группа: какие функции выполняют плоды

3 группа: классификация плодов

4 группа: какие способы распространения плодов и семян существуют

Работа с ноутбуками по электронному учебнику «Сферы».

Модельные ответы:

Вывод 1: Строение плода. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник- разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Вывод 2: Функции плода. Важнейшие функции плода- защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян, которые созревают и развиваются за счет плода.

Вывод 3: По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

Вывод 4: Способы распространения семян: саморазбрасыванием, ветром, животными, человеком, водой.

Лабораторная работа. Работа в группах.


Учитель: “Практика – лучший учитель”- говорил блестящий древнеримский оратор и философ Цицерон, поэтому знания вы получите самостоятельно, выполняете задания лабораторной работы по инструктивной карточке. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.

  2. Впишите названия исследуемых растений в таблицу и составьте характеристику их плодов.

  3. Укажите название плода растений.

  4. Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян исследуемых растений.

  5. Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных растений, впишите эти способы в таблицу.

  6. Сведения занесите в таблицу.

Название растения

Название

плода

Плод

Способ распространения

Приспособления к распространению


Сочный или сухой

Односемянный или многосемянный


  1. Сформулируйте вывод о способах распространения в природе плодов и семян.


Вывод: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).

4. Закрепление

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру "Яблоко раздора": ваша задача высказать свое мнение на каждый вопрос и из всех мнений выбрать наиболее верное.

1.Относят ли клубни картофеля и корнеплод моркови к плодам. Почему?

2. Сухими плодами считают зерновку, семянку, орех, желудь, все они имеют одну особенность. Какую?

Ответ (Все они раскрываются и внутри имеют одно семя)

3. Зерновка, семянка это сухие плоды и имеют внутри одно семя, а бывают ли сухие плоды многосемянные? Если да, приведите примеры.

(Ответ. Да бывают. Пример: стручок, боб, коробочка и семянка.)

4. Чем плод костянка отличается от плода семянки? (Ответ)

5. У смородины, крыжовника, винограда и томата плоды одного типа Как называется такой плод и почему мы в быту томат так не называем?

(- Ответ: У томата плод ягода, но томат в быту мы относим к овощам, а не к ягодам)

6.Почему плоды такие разные? 

( Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения) 

7. А вот плоды земляники сочные мы их называем ягода. Верно ли такое название ?

(- Ответ: Нет, не верно. Правильно плод земляники называется многоорешком).

8. Плод у яблони ложный называется яблоком, так мы называем его и быту. А вот ботаники яблоком называют плоды груши, рябины. Как вы думаете, правильно ли это?.

( Ответ: Да правильно. Внутри сочного околоплодника находятся многочисленные семечки)

9. Правильно ли утверждение что горошинки- это плоды растения гороха посевного?

10. Арбуз, дыня, огурец, - к какому типу плодов вы их отнесете?



Учитель:

Ребята. При подготовке к уроку у меня возникла проблема. На одном из слайдов презентации ВИРУС частично повредил текст. Помогите восстановить его. Верные ответы напишите на листочках.


После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется ..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .

Обобщение и корректировка ответов учащихся. Ответы: плод, сочные, сухие, костянка, вишни, ягода, томат, семянка, одуванчика, коробочка, мака, распространения.

Выводы:

Плоды и семена несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад

Работа с диском – тренажором по комплекту «Сферы»

5. Рефлексия.

Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.

Давайте подведем итог урока.

Расположите на полях человечка, идущего по ступенькам.

На верхнюю ступеньку, если вам все было понятно и интересно на уроке.

На вторую ступеньку – если остались непонятными некоторые вопросы.

На нижнюю ступеньку, кто совсем не разобрался в теме.

6. Домашнее задание.

По учебнику п.48, тетрадь тренажер стр. 36 № 6

Творческое задание, составить кроссворд по теме «Плоды»,

сообщение на тему: "Кладезь витаминов", или модельки плодов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
план-конспект урока по биологии

Автор: Корнилина Наталья Валентиновна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254380


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства