План – конспект урока биологии в 6 классе.
Тема урока: «Плоды и их классификация»
Тип урока: урок открытия новых знаний;
Цель: ознакомление с видами плодов и со способами распространения плодов и семян.
Развивающие задачи:
• развивать навыки самостоятельной работы
• продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы
• учить объективно оценивать свои знания.
Образовательные задачи:
• создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний
• познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян
• научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду
• научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения
Воспитательные задачи:
• воспитывать культуру общения и ответственность за результат своего труда.
Планируемый результат:
1.Предметный результат – знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; познать роль плодов в природе и хозяйственной деятельности человека.
2.Личностный результат – воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения, коммуникативных качеств.
3.Метапредметный результат – формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.
Задачи формирования УУД:
Познавательные УУД:
- умение формулировать тему и проблему урока;
- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные УУД:
- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;
- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;
- осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;
- Регулятивные УУД:
- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
- умение оценивать свои учебные действия;
Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, проблемный, практический.
Оборудование:
• таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”
• натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца
• коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)
• инструктивные карточки для работы в группах
• ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока по биологии»
План – конспект урока биологии в 6 классе.
Тема урока: «Плоды и их классификация»
Тип урока: урок открытия новых знаний;
Цель: ознакомление с видами плодов и со способами распространения плодов и семян.
Развивающие задачи:
развивать навыки самостоятельной работы
продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы
учить объективно оценивать свои знания.
Образовательные задачи:
создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний
познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян
научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду
научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения
Воспитательные задачи:
воспитывать культуру общения и ответственность за результат своего труда.
Планируемый результат:
1.Предметный результат – знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; познать роль плодов в природе и хозяйственной деятельности человека.
2.Личностный результат – воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения, коммуникативных качеств.
3.Метапредметный результат – формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.
Задачи формирования УУД:
Познавательные УУД:
- умение формулировать тему и проблему урока;
- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные УУД:
- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;
- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;
- осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;
- Регулятивные УУД:
- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
- умение оценивать свои учебные действия;
Методы обучения: словесные, наглядные, работа в группах, проблемный, практический. Оборудование:
таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”
коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)
инструктивные карточки для работы в группах
ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель.
Добрый день, ребята! Мы продолжаем с вами изучить органы растения.
Что такое орган? На какие группы делятся органы? Какие генеративные органы вам известны?
Учащиеся.
Цветок, плод, семя.
Учитель. Молодцы! А сейчас я предлагаю собрать модель цветка.
Выходят от каждого ряда по 1 ученику и собирают модель цветка. Первый справившийся с заданием остается у доски и называет части цветка, указывая значение.
Ребята помогите мне разгадать загадку. Для этого
Обведите выделенные буквы правильных суждений:
П.Опыление - это перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика.
А.Главная часть цветка - яркий околоцветник, привлекающий опылителей.
Л.Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.
О. Пестик - женский половой орган, а тычинки - мужской.
Е. Цветковое растение состоит из корней, стеблей, листьев.
У. Двойным оплодотворением у цветковых растений называют слияние яйцеклетки сначала с одним, а затем с другим спермием.
П. Ветроопыляемые растения обычно растут поодиночке.
Я. По сравнению с пыльцой насекомоопыляемых растений пыльца ветроопыляемых крупнее.
Д. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш семени.
И. Тычинки и пестик бывают в каждом цветке.
Какое слово у вас получилась? Плод. Правильно.
2. Актуализация знаний.
Ребята! А где образуется плод у растения? (в завязи пестика).
А сейчас поиграем в волшебную корзинку.
- Я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзине, ваша задача назвать орган и растение к которому он принадлежит.
- Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (плоды).
- А все ли перечисленные предметы являются плодами?
(нет кочан капусты, морковь и свекла плодами не являются).
Узнаем об этом в ходе нашего интересного общения на уроке. Давайте настроимся на поиск и творчество.
Я предлагаю на уроке всем активно поработать и получить максимум знаний.
3. Погружение в тему.
Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для растений, так и для нас темой – Строение, значение и классификация плодов.
А для чего человеку надо знать всё о плодах? Каково значение плодов в жизни человека?
Варианты ответов:
1. Употребляет в пищу. 2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.) 3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.); 4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.
Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать.
- Запишите в тетрадях число и тему урока «Плоды»
- А чтобы вы хотели бы узнать ещё о плодах на сегодняшнем уроке?
Это и будет нашей целью урока.
Работа с диском «Сферы» П.48. Виды плодов.
1 группа получает задание: найти материал о строении плода
2 группа: какие функции выполняют плоды
3 группа: классификация плодов
4 группа: какие способы распространения плодов и семян существуют
Работа с ноутбуками по электронному учебнику «Сферы».
Модельные ответы:
Вывод 1: Строение плода. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник- разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.
Вывод 2: Функции плода. Важнейшие функции плода- защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян, которые созревают и развиваются за счет плода.
Вывод 3: По количеству семян плоды разделяют на односемянныеи многосемянные. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.
Вывод 4: Способы распространения семян: саморазбрасыванием, ветром, животными, человеком, водой.
Лабораторная работа. Работа в группах.
Учитель: “Практика – лучший учитель”- говорил блестящий древнеримский оратор и философ Цицерон, поэтому знания вы получите самостоятельно, выполняете задания лабораторной работы по инструктивной карточке. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.
Инструктивная карточка
Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.
Впишите названия исследуемых растений в таблицу и составьте характеристику их плодов.
Укажите название плода растений.
Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян исследуемых растений.
Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных растений, впишите эти способы в таблицу.
Сведения занесите в таблицу.
Название растения
Название
плода
Плод
Способ распространения
Приспособления к распространению
Сочный или сухой
Односемянный или многосемянный
Сформулируйте вывод о способах распространения в природе плодов и семян.
Вывод: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).
4. Закрепление
Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру "Яблоко раздора": ваша задача высказать свое мнение на каждый вопрос и из всех мнений выбрать наиболее верное.
1.Относят ли клубни картофеля и корнеплод моркови к плодам. Почему?
2. Сухими плодами считают зерновку, семянку, орех, желудь, все они имеют одну особенность. Какую?
Ответ (Все они раскрываются и внутри имеют одно семя)
3. Зерновка, семянка это сухие плоды и имеют внутри одно семя, а бывают ли сухие плоды многосемянные? Если да, приведите примеры.
(Ответ. Да бывают. Пример: стручок, боб, коробочка и семянка.)
4. Чем плод костянка отличается от плода семянки? (Ответ)
5. У смородины, крыжовника, винограда и томата плоды одного типа Как называется такой плод и почему мы в быту томат так не называем?
(- Ответ: У томата плод ягода, но томат в быту мы относим к овощам, а не к ягодам)
6.Почему плоды такие разные?
( Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения)
7. А вот плоды земляники сочные мы их называем ягода. Верно ли такое название ?
(- Ответ: Нет, не верно. Правильно плод земляники называется многоорешком).
8. Плод у яблони ложный называется яблоком, так мы называем его и быту. А вот ботаники яблоком называют плоды груши, рябины. Как вы думаете, правильно ли это?.
( Ответ: Да правильно. Внутри сочного околоплодника находятся многочисленные семечки)
9. Правильно ли утверждение что горошинки- это плоды растения гороха посевного?
10. Арбуз, дыня, огурец, - к какому типу плодов вы их отнесете?
Учитель:
Ребята. При подготовке к уроку у меня возникла проблема. На одном из слайдов презентации ВИРУС частично повредил текст. Помогите восстановить его. Верные ответы напишите на листочках.
После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … .Сочный многосемянной плод называется ..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .
Плоды и семена несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад
Работа с диском – тренажором по комплекту «Сферы»
5. Рефлексия.
Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.
Давайте подведем итог урока.
Расположите на полях человечка, идущего по ступенькам.
На верхнюю ступеньку, если вам все было понятно и интересно на уроке.
На вторую ступеньку – если остались непонятными некоторые вопросы.
На нижнюю ступеньку, кто совсем не разобрался в теме.
6. Домашнее задание.
По учебнику п.48, тетрадь тренажер стр. 36 № 6
Творческое задание, составить кроссворд по теме «Плоды»,
сообщение на тему: "Кладезь витаминов", или модельки плодов.