Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Гипотезы происхождения жизни"»
Урок № 99
Группа № 53
Профессия: повар, кондитер
Дата 15.04.16
Тема урока: Гипотезы происхождения жизни
Дидактические цели урока:
1. Образовательная: познакомить с основными гипотезами происхождения жизни на Земле. Показать, как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления
2.Развивающая: продолжить формировать умение использовать имеющиеся для объяснения понятий, биологических закономерностей.
3.Воспитательная: формирование естественнонаучного мировоззрения
Тип занятия: Усвоения новых знаний на основе имеющих
Вид учебного занятия: урок – беседа
Форма организации обучения: рассказ, беседа.
Средства обучения: медиа оборудование, учебник, таблицы, фрагменты презентации «Гипотезы происхождения жизни»
Межпредметные связи: химия. Изучение гипотезы биохимической эволюции.
Связь с профессией: консервирование на основе пастеризации (опыт Луи Пастера)
Цель урока: познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни на Земле.
3. Актуализация опорных знаний обучающихся
(фронтальный опрос – 5 минут)
Ставится проблемный вопрос: что такое жизнь?
Чем живые организмы отличаются от неживого?
(Примерные ответы обучающихся: жизнь есть способ существования белковых тел, обязательным моментом является обмен веществ. Свойства живого: рост и развитие, размножение, метаболизм, движение, изменчивость, наследственность, энергозависимость)
4. Начальная мотивация учебной деятельности (2 -3 минуты)
Жизнь существует на Земле миллиарды лет. Она заполняет все уголки нашей планеты. Озёра, реки, моря, океаны, горы, равнины, пустыни, даже воздух – населены живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле, существовало около 4,5 млрд. видов животных и растений. Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете? Во все ли эпохи истории Земли растительный и животный мир были такими, как сейчас?
5. Изучение нового материала – беседа, объяснение, работа с учебником, заполнение таблицы (20-22 минуты)
В разные времена у разных народов существовали свои гипотезы о возникновении жизни.
Вопросы: Что такое гипотеза? Чем гипотеза отличается от теории или закона? С какими гипотезами вы знакомы?
Рассказ о гипотезах происхождения жизни на Земле.
Креационизм (жизнь создана Богом)
Сторонники креационизма убеждены в сотворении мироздания Богом из ничего. Жизнь также возникла по воле Бога. Причём Бог мог использовать и материю для создания живых существ (Адам был создан из праха земного, Ева из ребра Адама).
Панспермии (жизнь занесена из космоса)
Самостоятельная работа с учебником (В.М. Константинов Биология М., 2013г.) стр. 232.
Обучающиеся отвечают на вопросы, продолжают заполнение таблицы
В древнем мире была распространена идея самозарождения. Аристотель: черви появляются из гниющего мяса под влиянием «жизненной силы».
Такие представления сохранялись до 19 века. Но в 17-18 веках ученные пытались с помощью опытов доказать невозможность самозарождения жизни. В 17 веке Франческо Реди проделал опыты.
Сырое мясо в закрытом горшке (демонстрация рисунков на слайдах «Опыты Реди»)
Сырое мясо в четырех сосудах было открыто, в 4х-прикрыто кисеёй - это легкая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань. Результат: в открытых сосудах завелись личинки мясной мухи, а в закрытых самозарождения не произошло.
Опыты Пастера. Французский учёный Луи Пастер опроверг теорию самозарождения микроорганизмов. Вывод: даже одноклеточные микробы не могут сами по себе появиться, или возникнуть. Жизнь не может самозародиться из неживого.
Луи Пастер обрабатывал питательную среду через нагревание, которую размещал в колбах имеющие различные, в том числе S-образные трубочки. После обработки в колбах бульон сохранялся неограниченно долго. Так как колбы имели длинные изогнутые трубки то пыль в трубках оседала, не достигая бульона в колбе. И в бульон не попадали гнилостные бактерии, находящиеся на пыли. Если же трубки убирались и пыль оседала на бульон (на пыли содержались и микробы), то бульон вскоре прокисал.
Длительное сохранение продуктов путём пастеризации, консервации названо в честь Луи Пастера. Стерилизация операционных от микробов основана на этом же открытии (демонстрация рисунков на слайдах «Опыты Пастера»)
Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. В 20-е годы XXв. русский учёный А.И.Опарин и англичанин Дж.Холдейн высказали гипотезу о возникновении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений, которая и легла в основу современных представлений. Эта гипотеза завоевала много сторонников, т.к. получила экспериментальное подтверждение. Стенли Миллер смоделировал условия, предположительно существовавшие в первичной атмосфере Земли и в созданной им установке получил аминокислоты (демонстрация рисунков на слайдах «Аппарат Миллера»)
Гипотеза геологической вечности жизни. В соответствии с которой синтез органических веществ осуществляется не на Земле, а на ранних стадиях развития Солнечной системы, то есть за пределами Земли. Возникшие в космических условиях органические вещества вошли в состав многих космических тел. Однако лишь на Земле сложились условия для их преобразования в живые тела.
В процессе объяснения заполняется таблиц: Гипотезы происхождения жизни.
гипотеза
сущность
учёные
Креационизм
жизнь создана Богом
Жорж Кювье
панспермии
жизнь занесена из космоса
Аррениус
самозарождения
Жизнь была всегда
Аристотель
биохимическая гипотеза
химическая эволюция; биологическая эволюция. Абиогенез – живое возникло из неживого. Биогенез – живое возникло из живого
А.И. Опарин
геологической вечности жизни
Органические вещества возникли вне Земли, на Земле дали начало жизни.
Вернадский
6.Закрепление полученных знаний (5 минут)
Тест (дидактический раздаточный материал)
Вариант 1
1. Живое отличается от живого:
1) составом неорганических соединений.
2) наличием катализаторов.
3) взаимодействием молекул друг с другом.
4) обменными процессами
2. В чём суть теории панспермии:
1) жизнь возникла в специфических условиях древней Земли в результате процессов, подчиняющимся физическим и химическим законам
2) жизнь возникала и возникает неоднократно из неживого вещества, в частности, из земли в процессе гниения
3) появление жизни на Земле в результате переноса с других планет «зародышей жизни», например, спор микроорганизмов
3. Сущность теории биогенеза состоит:
1)происхождения живого из неживого.
2) появлением живого только из живого.
3)сотворения мира богом.
4) занесения жизни из космоса
Ответы: 1.- 4; 2. – 3; 3. -2.
Вариант 2
1.Сущность теории абиогенеза состоит:
1) происхождения живого из неживого.
2)появлением живого только из живого.
3)сотворения мира богом.
4)занесения жизни из космоса
2. Сущность теории стационарное состояние состоит:
1) аминокислоты и сложные органические вещества, а, возможно, простейшие организмы распространены во Вселенной и были занесены на Землю с кометным и метеоритным веществом
2) жизнь никогда не возникала, она существовала всегда, и будет существовать вечно
3) создание жизни Творцом – богом в определенное время
3. Опыт Ф. Реди доказал:
1) самозарождение жизни.
2) появление живого только из живого
3) занесение семян жизни из космоса.
4) биохимической эволюцией.
Ответы: 1.- 1; 2. – 2; 3. -1.
(Проводится самопроверка выполненных заданий с помощью презентации)
7. Обобщение и систематизация изученного материала (5 минут)
Таким образом, господствующая гипотеза о происхождении жизни – химическая эволюция. Сначала организмы появились из неживого, т.е. из химических веществ (абиогенез), но сейчас живое происходит от живого (биогенез).
8. Итоговая часть занятия (3 минуты)
Анализ качества работы обучающихся индивидуально и по группе в целом. Выявление типичных ошибок и причин, вызывающих их. Выставление оценок.
9.Домашнее задание. (1-2 минуты)
выполнение заданий для самостоятельной работы: подготовить сообщения «Эволюция человека», «Положение человека в системе животного мира»
Приложение
Так изначально выглядит таблица, которую предстоит заполнять обучающимся
Иллюстрация опыта Франческо Реди
Аппарат Стенли Миллера
Так выглядит таблица к окончанию урока
Слайд для самопроверки обучающимися выполнения теста
Интернет - информация для самообразования:
http://jbio.ru/proisxozhdenie-zhizni - Зарождение жизни