kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Гипотезы происхождения жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся знакомятся с основными гипотезами происхождения жизни на Земле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Гипотезы происхождения жизни"»

Урок № 99

Группа № 53

Профессия: повар, кондитер

Дата 15.04.16

Тема урока: Гипотезы происхождения жизни

Дидактические цели урока:

1. Образовательная: познакомить с основными гипотезами происхождения жизни на Земле. Показать, как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления

2.Развивающая: продолжить формировать умение использовать имеющиеся для объяснения понятий, биологических закономерностей.

3.Воспитательная: формирование естественнонаучного мировоззрения

Тип занятия: Усвоения новых знаний на основе имеющих

Вид учебного занятия: урок – беседа

Форма организации обучения: рассказ, беседа.

Средства обучения: медиа оборудование, учебник, таблицы, фрагменты презентации «Гипотезы происхождения жизни»

Межпредметные связи: химия. Изучение гипотезы биохимической эволюции.

Связь с профессией: консервирование на основе пастеризации (опыт Луи Пастера)

ХОД УРОКА

1.Организационный момент: приветствие, подготовка обучающихся к занятию, рапорт дежурного. (1-2 минуты)

2.Сообщение темы и целей занятия (1-2 минуты)

Тема урока: Гипотезы происхождения жизни

Цель урока: познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни на Земле.

3. Актуализация опорных знаний обучающихся

(фронтальный опрос – 5 минут)

Ставится проблемный вопрос: что такое жизнь?

Чем живые организмы отличаются от неживого?

(Примерные ответы обучающихся: жизнь есть способ существования белковых тел, обязательным моментом является обмен веществ. Свойства живого: рост и развитие, размножение, метаболизм, движение, изменчивость, наследственность, энергозависимость)

4. Начальная мотивация учебной деятельности (2 -3 минуты)

Жизнь существует на Земле миллиарды лет. Она заполняет все уголки нашей планеты. Озёра, реки, моря, океаны, горы, равнины, пустыни, даже воздух – населены живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле, существовало около 4,5 млрд. видов животных и растений. Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете? Во все ли эпохи истории Земли растительный и животный мир были такими, как сейчас?

5. Изучение нового материала – беседа, объяснение, работа с учебником, заполнение таблицы (20-22 минуты)

В разные времена у разных народов существовали свои гипотезы о возникновении жизни.

Вопросы: Что такое гипотеза? Чем гипотеза отличается от теории или закона? С какими гипотезами вы знакомы?

Рассказ о гипотезах происхождения жизни на Земле.

Креационизм (жизнь создана Богом)

Сторонники креационизма убеждены в сотворении мироздания Богом из ничего. Жизнь также возникла по воле Бога. Причём Бог мог использовать и материю для создания живых существ (Адам был создан из праха земного, Ева из ребра Адама).

Панспермии (жизнь занесена из космоса)

Самостоятельная работа с учебником (В.М. Константинов Биология М., 2013г.) стр. 232.

Обучающиеся отвечают на вопросы, продолжают заполнение таблицы

- В чём суть гипотезы панспермии?

- Кем была сформулирована гипотеза панспермии?

Самозарождения (объяснение преподавателя, обучающиеся заполняют таблицу)

В древнем мире была распространена идея самозарождения. Аристотель: черви появляются из гниющего мяса под влиянием «жизненной силы».

Такие представления сохранялись до 19 века. Но в 17-18 веках ученные пытались с помощью опытов доказать невозможность самозарождения жизни. В 17 веке Франческо Реди проделал опыты.

Сырое мясо в закрытом горшке (демонстрация рисунков на слайдах «Опыты Реди»)

Сырое мясо в четырех сосудах было открыто, в 4х-прикрыто кисеёй - это легкая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань. Результат: в открытых сосудах завелись личинки мясной мухи, а в закрытых самозарождения не произошло.

Опыты Пастера. Французский учёный Луи Пастер опроверг теорию самозарождения микроорганизмов. Вывод: даже одноклеточные микробы не могут сами по себе появиться, или возникнуть. Жизнь не может самозародиться из неживого.

Луи Пастер обрабатывал питательную среду через нагревание, которую размещал в колбах имеющие различные, в том числе S-образные трубочки. После обработки в колбах бульон сохранялся неограниченно долго. Так как колбы имели длинные изогнутые трубки то пыль в трубках оседала, не достигая бульона в колбе. И в бульон не попадали гнилостные бактерии, находящиеся на пыли. Если же трубки убирались и пыль оседала на бульон (на пыли содержались и микробы), то бульон вскоре прокисал.

Длительное сохранение продуктов путём пастеризации, консервации названо в честь Луи Пастера. Стерилизация операционных от микробов основана на этом же открытии (демонстрация рисунков на слайдах «Опыты Пастера»)

Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. В 20-е годы XXв. русский учёный А.И.Опарин и англичанин Дж.Холдейн высказали гипотезу о возникновении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений, которая и легла в основу современных представлений. Эта гипотеза завоевала много сторонников, т.к. получила экспериментальное подтверждение. Стенли Миллер смоделировал условия, предположительно существовавшие в первичной атмосфере Земли и в созданной им установке получил аминокислоты (демонстрация рисунков на слайдах «Аппарат Миллера»)

Гипотеза геологической вечности жизни. В соответствии с которой синтез органических веществ осуществляется не на Земле, а на ранних стадиях развития Солнечной системы, то есть за пределами Земли. Возникшие в космических условиях органические вещества вошли в состав многих космических тел. Однако лишь на Земле сложились условия для их преобразования в живые тела.

В процессе объяснения заполняется таблиц: Гипотезы происхождения жизни.

гипотеза

сущность

учёные

Креационизм

жизнь создана Богом

Жорж Кювье

панспермии

жизнь занесена из космоса

Аррениус

самозарождения

Жизнь была всегда

Аристотель

биохимическая гипотеза

химическая эволюция; биологическая эволюция. Абиогенез – живое возникло из неживого. Биогенез – живое возникло из живого

А.И. Опарин

геологической вечности жизни

Органические вещества возникли вне Земли, на Земле дали начало жизни.

Вернадский



6.Закрепление полученных знаний (5 минут)

Тест (дидактический раздаточный материал)


Вариант 1


1. Живое отличается от живого:

1) составом неорганических соединений.

2) наличием катализаторов.

3) взаимодействием молекул друг с другом.

4) обменными процессами


2. В чём суть теории панспермии:


1) жизнь возникла в специфических условиях древней Земли в результате процессов, подчиняющимся физическим и химическим законам

2) жизнь возникала и возникает неоднократно из неживого вещества, в частности, из земли в процессе гниения

3) появление жизни на Земле в результате переноса с других планет «зародышей жизни», например, спор микроорганизмов


3. Сущность теории биогенеза состоит:


1)происхождения живого из неживого.

2) появлением живого только из живого.

3)сотворения мира богом.

4) занесения жизни из космоса


Ответы: 1.- 4; 2. – 3; 3. -2.


Вариант 2


1.Сущность теории абиогенеза состоит:


1) происхождения живого из неживого.

2)появлением живого только из живого.

3)сотворения мира богом.

4)занесения жизни из космоса


2. Сущность теории стационарное состояние состоит:

1) аминокислоты и сложные органические вещества, а, возможно, простейшие организмы распространены во Вселенной и были занесены на Землю с кометным и метеоритным веществом

2) жизнь никогда не возникала, она существовала всегда, и будет существовать вечно

3) создание жизни Творцом – богом в определенное время


3. Опыт Ф. Реди доказал:


1) самозарождение жизни.

2) появление живого только из живого

3) занесение семян жизни из космоса.

4) биохимической эволюцией.

Ответы: 1.- 1; 2. – 2; 3. -1.


(Проводится самопроверка выполненных заданий с помощью презентации)


7. Обобщение и систематизация изученного материала (5 минут)


Таким образом, господствующая гипотеза о происхождении жизни – химическая эволюция. Сначала организмы появились из неживого, т.е. из химических веществ (абиогенез), но сейчас живое происходит от живого (биогенез).


8. Итоговая часть занятия (3 минуты)

Анализ качества работы обучающихся индивидуально и по группе в целом. Выявление типичных ошибок и причин, вызывающих их. Выставление оценок.


9.Домашнее задание. (1-2 минуты)

выполнение заданий для самостоятельной работы: подготовить сообщения «Эволюция человека», «Положение человека в системе животного мира»


Приложение

Так изначально выглядит таблица, которую предстоит заполнять обучающимся

Иллюстрация опыта Франческо Реди

Аппарат Стенли Миллера

Так выглядит таблица к окончанию урока

Слайд для самопроверки обучающимися выполнения теста



Интернет - информация для самообразования:

http://jbio.ru/proisxozhdenie-zhizni - Зарождение жизни

https://ru.wikipedia.org/wiki/ - Возникновение_жизни

http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/proishozhdenie-zhizni.html - Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока по биологии "Гипотезы происхождения жизни"

Автор: Лапушкина Вера Ивановна

Дата: 26.07.2016

Номер свидетельства: 338088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по биологии на тему "Гипотезы происхождения жизни на Земле" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-gipotiezy-proiskhozhdieniia-zhizni-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "108978"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403979615"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по географии 5 класс Вулканы. "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-5-klass-vulkany"
    ["file_id"] => string(6) "204308"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429631508"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока на тему: "Гипотезы происхождения жизни на Земле""
    ["seo_title"] => string(64) "konspekt_uroka_na_temu_gipotezy_proiskhozhdeniia_zhizni_na_zemle"
    ["file_id"] => string(6) "519588"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568302180"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему "Химический состав растений""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemukhimichieskiisostavrastienii"
    ["file_id"] => string(6) "277531"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452929557"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока для 7 класса Позвоночные"
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt_uroka_dlia_7_klassa_pozvonochnyie"
    ["file_id"] => string(6) "421889"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497503522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства