kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока по биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свойства и функции белков.

Биология (11 класс)

Цель  урока: углубить и расширить знания о важнейшей роли белков в  жизнедеятельности живых организмов на основе изучения свойств и функций белков.

 Задачи:

- обучающие: сформировать знания о белках как макромолекулах-биополимерах, о свойствах и функциях белков, их ведущей роли в процессах жизнедеятельности.

-развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи  между неживой и живой природой; развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.

-воспитательные: воспитание положительной мотивации учения, воспитание правильной самооценки и чувства ответственности; воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.

 Тип урока: изучение нового  темы.

 Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа.

 Необходимое техническое оборудование: локальная  компьютерная сеть, интерактивная доска,   раздаточный материал.

Организационный момент:

Приветствие учителя. Раздача рейтинговых листов. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

Вводная часть:

"Мир не мог бы существовать, если бы был так просто построен» - Гёте.
Жизнь и белок неразрывно связаны. Насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика сам жизнь. Научные данные современной биологии подтверждают гениальное высказывание о белках Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел». Уже в 19 веке была ясна первостепенная биологическая роль белков. Но строение белка было изучено лишь в 20 веке. Нам известно, что любые клетки, ткани, органы состоят из большого числа различных белков. Например, содержание белков (в % сухой массы):
- мышцы – 80%;
- кожа – 63%;
- печень – 57%;
- мозг – 45%;
- кости – 28%.
Мы видим, что из органических веществ клетки на первом месте по количеству и значению стоят белки.
По современным данным эволюция отобрала 1010 – 10 12 различных белков, входящих в состав живых организмов. Количество белков характеризует степень сложности организмов. Известно, что в кишечной палочке 3000 белков, а в организме человека более 5миллионов. Также характерна видовая специфичность белков. Так в организме одного человека имеется около 100 тысяч различных белков, отличающихся по строению белков другого человека, что является преградой на пути пересадки ткани и органов от одного организма к другому - отторжения трансплантатов – то есть пересаженных органов.
Ученым удалось выяснить состав белковой молекулы.
«Чтобы постичь бесконечное, надо сначала разъединить, а потом соединить» - изречение Гёте хорошо иллюстрирует направление изучения белка.
Ученые разложили молекулы белка на отдельные атомы и составили формулы. Например, один из белков имеет состав С1130 Н1782 О356 N328 S12.
Подобная формула ничего не говорит о расположении атомов в молекуле и характере соединения атомов.
Ясно, что по сравнению с другими молекулами белки являются великанами.
Чтобы подчеркнуть размеры такие молекулы называют макромолекулами.
Белки относятся к полимерам.
Фронтальный опрос учащихся:
-Что является составной частью, то есть структурным звеном полимера?
-Что является мономером белковой молекулы?
-Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
-Какие свойства они определяют?
-Как из аминокислот образуются молекулы белка?
-Какие структуры белка вы знаете?
(Работа с динамическими моделями – отрезки гибкого провода.  Демонстрация Первичной, вторичной, третичной, четвертичной структуры белка).
-Чем обусловлены свойства белковой молекулы?

Основная часть:

Белки в биосистемах. Строение, свойства и функции.

Использование интерактивные ЭУМ, информационного  типа.

Презентация ЭОР    http://fcior.edu.ru/card/4504/belki-v-biosistemah-stroenie-svoystva-i-funkcii.html
Денатурация (сообщение об изменении свойства молекул белка на примере шерстяной пряжи

Конструктор белковой молекулы.

Использование интерактивные ЭУМ, практического  типа.   

Презентация ЭОР     http://fcior.edu.ru/card/7456/konstruktor-belkovyh-molekul.html

 

Демонстрация таблицы «Биологическая роль белков».

Рефлексия:               

Учитель предлагает заполнить рейтинговые листы (тесты).   

Обучающиеся индивидуально заполняют рейтинговые листы.
 

                                      Р Е Й Т И Н Г О В Ы Й  Л И С Т

Класс ___________ Фамилия, имя_________________________

1. Из предложенных ниже терминов выберите один, соответствующий по смыслу термину, стоящему впереди:
ПОЛИМЕР: а) радикал, б) мономер, в) аминокислота, г) белок.

2. Исключите лишние понятия, зачеркнув его:
а) радикал, б) аминогруппа, в) карбоксильная группа, г) аминокислота.

3. Изменяемыми частями аминокислоты являются:
а) аминогруппа и карбоксильная группа;
б) радикал;
в) карбоксильная группа;
г) радикал и карбоксильная группа.

4. Первичная структура белка удерживается:
а) водородными связями;
б) пептидными связями;
в) гидрофобными связями;
г) дисульфидными связями.

5.  Молекулы белков отличаются друг от друга:
а) последовательностью чередования аминокислот;
б) количеством аминокислот в молекуле;
в) формой третичной структуры;
г) всеми указанными особенностями.

6. В процессе биохимических реакций ферменты:
а) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются;
б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции;
в) замедляют химические реакции, не изменяясь;
г) замедляют химические реакции, изменяясь.

7. От каких условий зависит действие ферментов в организме:
а) от температуры среды
б) от рН среды;
в) от концентрации реагирующих веществ и концентрации фермента;
г) от всех перечисленных условий.

Самооценка за урок ___________  Оценка учителя_________________
 

Демонстрация экспонатов (рога, перья, шерсть, шелк натуральный, яйцо, бобы, мясо).
Что общего между этими экспонатами?
Вывод:
Белки всех живых организмов построены из одних и тех же аминокислот. Сложная структура белков обуславливает выполнение ими разнообразных функций. Белок – высшая форма развития органических веществ.

Проверка рейтинговых листов. Анализ самооценки учащихся. Выставление оценок учителем.

Домашнее задание.

Параграф 44.Вопросы №2,3 на стр.182.

Задача.
Известно, что для взрослого человека необходимо 1,5 г белка на 1 кг массы тела в день. Зная свой вес, определите суточную норму потребления белка для своего организма.

 

Использованная литература.

Учебник: Биология: 11 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Понамарева, О. А. Корнилова, Л. В. Симонова / под редакцией проф. И. Н. Пономаревой.- М. ;  Вентана –Граф , 2010 – 416 с.  

 

Перечень используемых на данном уроке ЭОР .

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1. Белки в биосистемах. Строение, свойства и функции.

http://fcior.edu.ru/card/4504/belki-v-biosistemah-stroenie-svoystva-i-funkcii.html

2. Конструктор белковой молекулы.

http://fcior.edu.ru/card/7456/konstruktor-belkovyh-molekul.html

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по биологии" »

Свойства и функции белков.

Биология (11 класс)

Цель урока: углубить и расширить знания о важнейшей роли белков в жизнедеятельности живых организмов на основе изучения свойств и функций белков.

Задачи:

- обучающие: сформировать знания о белках как макромолекулах-биополимерах, о свойствах и функциях белков, их ведущей роли в процессах жизнедеятельности.

-развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой; развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.

-воспитательные: воспитание положительной мотивации учения, воспитание правильной самооценки и чувства ответственности; воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.

Тип урока: изучение нового темы.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: локальная компьютерная сеть, интерактивная доска, раздаточный материал.

Организационный момент:

Приветствие учителя. Раздача рейтинговых листов. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

Вводная часть:

"Мир не мог бы существовать, если бы был так просто построен» - Гёте.
Жизнь и белок неразрывно связаны. Насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика сам жизнь. Научные данные современной биологии подтверждают гениальное высказывание о белках Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел». Уже в 19 веке была ясна первостепенная биологическая роль белков. Но строение белка было изучено лишь в 20 веке. Нам известно, что любые клетки, ткани, органы состоят из большого числа различных белков. Например, содержание белков (в % сухой массы):
- мышцы – 80%;
- кожа – 63%;
- печень – 57%;
- мозг – 45%;
- кости – 28%.
Мы видим, что из органических веществ клетки на первом месте по количеству и значению стоят белки.
По современным данным эволюция отобрала 1010 – 10 12 различных белков, входящих в состав живых организмов. Количество белков характеризует степень сложности организмов. Известно, что в кишечной палочке 3000 белков, а в организме человека более 5миллионов. Также характерна видовая специфичность белков. Так в организме одного человека имеется около 100 тысяч различных белков, отличающихся по строению белков другого человека, что является преградой на пути пересадки ткани и органов от одного организма к другому - отторжения трансплантатов – то есть пересаженных органов.
Ученым удалось выяснить состав белковой молекулы.
«Чтобы постичь бесконечное, надо сначала разъединить, а потом соединить» - изречение Гёте хорошо иллюстрирует направление изучения белка.
Ученые разложили молекулы белка на отдельные атомы и составили формулы. Например, один из белков имеет состав С1130 Н1782 О356 N328 S12.
Подобная формула ничего не говорит о расположении атомов в молекуле и характере соединения атомов.
Ясно, что по сравнению с другими молекулами белки являются великанами.
Чтобы подчеркнуть размеры такие молекулы называют макромолекулами.
Белки относятся к полимерам.
Фронтальный опрос учащихся:
-Что является составной частью, то есть структурным звеном полимера?
-Что является мономером белковой молекулы?
-Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
-Какие свойства они определяют?
-Как из аминокислот образуются молекулы белка?
-Какие структуры белка вы знаете?
(Работа с динамическими моделями – отрезки гибкого провода. Демонстрация Первичной, вторичной, третичной, четвертичной структуры белка).
-Чем обусловлены свойства белковой молекулы?

Основная часть:

Белки в биосистемах. Строение, свойства и функции.

Использование интерактивные ЭУМ, информационного типа.

Презентация ЭОР http://fcior.edu.ru/card/4504/belki-v-biosistemah-stroenie-svoystva-i-funkcii.html
Денатурация (сообщение об изменении свойства молекул белка на примере шерстяной пряжи

Конструктор белковой молекулы.

Использование интерактивные ЭУМ, практического типа.

Презентация ЭОР http://fcior.edu.ru/card/7456/konstruktor-belkovyh-molekul.html


Демонстрация таблицы «Биологическая роль белков».

Рефлексия:

Учитель предлагает заполнить рейтинговые листы (тесты).


Обучающиеся индивидуально заполняют рейтинговые листы.

Р Е Й Т И Н Г О В Ы Й Л И С Т

Класс ___________ Фамилия, имя_________________________

1. Из предложенных ниже терминов выберите один, соответствующий по смыслу термину, стоящему впереди:
ПОЛИМЕР: а) радикал, б) мономер, в) аминокислота, г) белок.

2. Исключите лишние понятия, зачеркнув его:
а) радикал, б) аминогруппа, в) карбоксильная группа, г) аминокислота.

3. Изменяемыми частями аминокислоты являются:
а) аминогруппа и карбоксильная группа;
б) радикал;
в) карбоксильная группа;
г) радикал и карбоксильная группа.

4. Первичная структура белка удерживается:
а) водородными связями;
б) пептидными связями;
в) гидрофобными связями;
г) дисульфидными связями.

5. Молекулы белков отличаются друг от друга:
а) последовательностью чередования аминокислот;
б) количеством аминокислот в молекуле;
в) формой третичной структуры;
г) всеми указанными особенностями.

6. В процессе биохимических реакций ферменты:
а) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются;
б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции;
в) замедляют химические реакции, не изменяясь;
г) замедляют химические реакции, изменяясь.

7. От каких условий зависит действие ферментов в организме:
а) от температуры среды
б) от рН среды;
в) от концентрации реагирующих веществ и концентрации фермента;
г) от всех перечисленных условий.



Самооценка за урок ___________ Оценка учителя_________________

Демонстрация экспонатов (рога, перья, шерсть, шелк натуральный, яйцо, бобы, мясо).
Что общего между этими экспонатами?
Вывод:
Белки всех живых организмов построены из одних и тех же аминокислот. Сложная структура белков обуславливает выполнение ими разнообразных функций. Белок – высшая форма развития органических веществ.

Проверка рейтинговых листов. Анализ самооценки учащихся. Выставление оценок учителем.

Домашнее задание.

Параграф 44.Вопросы №2,3 на стр.182.

Задача.
Известно, что для взрослого человека необходимо 1,5 г белка на 1 кг массы тела в день. Зная свой вес, определите суточную норму потребления белка для своего организма.



Использованная литература.

Учебник: Биология: 11 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Понамарева, О. А. Корнилова, Л. В. Симонова / под редакцией проф. И. Н. Пономаревой.- М. ; Вентана –Граф , 2010 – 416 с.



Перечень используемых на данном уроке ЭОР .

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Белки в биосистемах. Строение, свойства и функции.


Интерактивные ЭУМ, информационный тип

Презентация ЭОР

http://fcior.edu.ru/card/4504/belki-v-biosistemah-stroenie-svoystva-i-funkcii.html

2

Конструктор белковой молекулы.

Интерактивные ЭУМ, практический тип

Презентация ЭОР

http://fcior.edu.ru/card/7456/konstruktor-belkovyh-molekul.html





I




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Конспект урока по биологии"

Автор: Байкова Файруза Залифовна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146420

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект  урока биологии на тему "Тип Моллюски""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-tip-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "251736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271099"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока биологии в 7 классе "Класс земноводные" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-v-7-klassie-klass-ziemnovodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "218599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433847972"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект  урока биологии в 6 классе "Клеточное строение растений" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-biologhii-v-6-klassie-klietochnoie-stroieniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "133381"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416501469"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока биологии "Рефлекторная теория поведения" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-biologhii-riefliektornaia-tieoriia-poviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108671"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403801851"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ "ОТРЯД ДВУКРЫЛЫЕ" С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-biologii-otriad-dvukrylyie-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "143655"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418567254"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства