kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по биологии "Царство Вирусы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект по биологии на тему "Вирусы" составлен для учащихся 6 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Цель: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами. Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в парах и группах на разных этапах урока, выполняя задания разного характера, которые способствуют развитию логического мышления, творческой и познавательной активности школьников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Царство Вирусы. 6 класс.»


Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Поурочный план


Дата ______

Класс: 6 –ые

Предмет: биология

Тема уроков № 54- 55 Царство Вирусы.

Тип урока: изучение с первичным закреплением новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами.

Задачи: 

Образовательные - выяснить особенности строения и жизнедеятельности вирусов; раскрыть сущность внутриклеточного паразитизма вирусов во взаимодействии с клеткой; заострить внимание на опасности заражения вирусом СПИДа.

Развивающие - развитие способностей к поиску решения проблемы, самостоятельного мышления, умения формирования определений.

Воспитательные - стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция, беседа, выступления учащихся.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

Оборудование: таблица «Строение вирусов», научно-популярная литература о вирусах, мультимедийная презентация урока.

Если вы не готовы столкнуться с неожиданным,

То никогда с ним и не столкнетесь,

Поскольку его нельзя найти или выследить

Гераклит, философ V века до нашей эры.


ХОД УРОКА



Этап урока



Содержание учебного материала

МО

ФОПД

модули

I. Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем урок.

Р

Индивид


Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)


Оценивание для обучения и оценивание обучения


Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников




Управление и лидерство в обучении







Использование ИКТ в преподавании



Преподавание и обучение в соответствии

с возрастными особенностями учеников















Обучение критическому мышлению

II. Мотивация

Мы выяснили, что большинство живых существ имеют клеточное строение. Существуют ли другие формы жизни? Что собой представляют эти организмы? Это основная цель нашего урока. Вирусы – это уникальные существа, которые являются неклеточными формами жизни. Мы рассмотрим особенности вирусов, строение этих организмов, этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний. 

Р

НО




Коллект

III.

Изучение нового материала

А). Самостоятельная работа с учебником по заданиям для работы в группах:

используя материал на стр. 10- 12 параграфа 2 учебника под редакцией Кайыма,

подготовьте рассказ

1 группа – происхождение слова вирусы;

2 группа – история открытия вирусов;

3 группа – наука о вирусах;

4 группа – жизнеспособность вирусов;

5 группа- форма вирусов.

Примерные ответы групп:

1 группа – (от лат. «вирус» – яд).

2 группа – (Д.И.Ивановский, 1892г – вирус табачной мозаики).

3 группа – (вирусология - наука о вирусах).

4 группа – (вирусы – внутриклеточные организмы, т.е. жизнеспособны вирусы только в живой клетке).

5 группа - (вирусы по форме – шаровидные (вирус гриппа), кубовидную (вирус оспы), овальные, палочковидные (вирус табачной мозаики) , нитевидные).

Б). Размеры вирусов:

Вирусы нельзя увидеть в оптический микроскоп, так как их размеры меньше длины световой волны. Разглядеть их можно лишь с помощью электронного микроскопа.

  • мельчайшие живые организмы

  • размеры варьируют от 20 до 300нм

  • в среднем в 50 раз меньше бактерий

  • нельзя увидеть с помощью светового микроскопа

  • проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

В). Строение вирусов.

Используя материал учебника на стр. 11, выпишите в тетрадь особенности строения вирусов.

Вирусы представляют собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключённые в защитную белковую оболочку (капсид). Наличие капсида отличает вирусы от других инфекционных агентов, вироидов. Вирусы содержат только один тип нуклеиновой кислоты: либо ДНК, либо РНК. Полностью сформированный вирус называется вирионом.

Г). В какое царство относят вирусы и почему?

В настоящее время писано более 1000 различных видов вирусов. Виды объединяют в роды и семейства. Все вместе их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы. Более 500 видов вирусов могут вызывать инфекционные заболевания человека. Не описаны вирусы мхов и водорослей. Несколько видов вирусов известны у грибов, папоротникообразных и голосеменных. Известно много вирусов у цветковых растений.

Д). Размножение бактерий. Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов.

Г). Бактериофаги, их строение.

 В 1915 году Ф.Тоуртом были открыты вирусы бактерий – бактериофаги. Бактериофаги, или фаги, способны проникать в клетку бактерий и разрушать ее.

Самостоятельная работа с учебником по заданиям для работы в группах:

используя материал на стр. 11, рис. 2 параграфа 2 учебника под редакцией Кайыма,

ответьте на вопрос: Каково же строение фага? 

Д). Вирусы – возбудители болезней.

 Вирусы как возбудители заболеваний человека, животных, растений известны с глубокой древности. В прошлые века вирусные инфекции носили характер опустошительных эпидемий, охватывавших обширные территории. В 18 веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время.

– А что вам известно о вирусных заболеваниях?

Вирусные заболевания наносят большой ущерб животноводству и могут разрушить его в масштабе целой страны. Подобная катастрофа наблюдалась в конце 2000г. в Великобритании. В настоящее время от вируса птичьего гриппа погибает огромное количество домашних и диких птиц.

Самостоятельная работа с дополнительным материалом заданиям «о наиболее известных вирусных заболеваниях» для работы в группах:

1 группа – вирусные заболевания человека (корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес, гепатит, краснуха и др.);

2 группа – вирусные заболевания растений (мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов; карликовость; скручивание листьев и др.);

3 группа – вирусные заболевания животных (птичий грипп, ящур, чуму, бешенство; у насекомых - полиэдроз, грануломатоз);

4 группа - СПИД;

  1. группа – лечение вирусных инфекций и понятие об иммунитете.

ИП

НО














Р
НО








Р

ИП





ПП





Р


ИП





Р
НО
ИП

Работа в группах














Коллект









Работа в парах





Работа в группах




Индивид


Работа в группах




Работа в группах

III.Закрепление

А). Фронтальный опрос:

1. Как переводится слово вирус с латинского?

2. Кто открыл вирусы?

3. Что представляют собой вирусы?

4. Что является обязательными компонентами любого вируса?

5. Почему ученым не удается вырастить вирусы на искусственных питательных средах?

6. Как размножаются вирусы?

7. Почему вирусы – это уникальная форма жизни?

8. Что такое бактериофаг?

9. Перечислите вирусные заболевания растений.

10. Перечислите вирусные заболевания животных.

11. Перечислите вирусные заболевания человека.

12. Чем опасна ВИЧ-инфекция?

13. Каково значение вирусов?

Б). Закончите фразы (письменно):

  1. Наука о вирусах называется (вирусология).

  2. Вирусы обитают только в (живых клетках).

  3. Вирусы являются внутриклеточными (паразитами).

  4. Паразитизм вирусов – это паразитизм на (генетическом) уровне.

  5. В состав вирусов входит нуклеиновая кислота (ДНК) или (РНК) и несколько белков,

образующих оболочку вокруг нуклеиновой кислоты.

  1. Белковая оболочка вируса, предохраняющая его нуклеиновую кислоту от внешних

воздействий, носит название (капсид).

  1. Вирус, поражающий бактерии, называется (бактериофаг).

  2. Наука о вирусах (вирусология).

(взаимопроверка по шкале оценивания:

«5» - 8 ответов; «4» - 6- 7 ответов; «3»- 4-5 ответов; «2» - менее 2 ответов).

Р















Р

Индивид















Индивид

V. Подведе

ние итогов

Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы составили синквейн по теме «Вирус»:

  1. Существительное

  1. Вирусы (Яд)

  1. Два прилагательных

  1. Простые и сложные

  1. Изложение темы тремя словами

  1. Вызывают различные заболевания

  1. Отношение к теме четырьмя словами

  1. Защита организма – укрепление иммунитета

5. Синоним слова-сути темы

5. Паразит (облигатный)


Р

Индивид

VI. Д/З:

Выучить параграфы 2, подготовить сообщения о проявлении вирусных заболеваний.

Р

Индивид

VII. Рефлексия

Подумайте и скажите: необходимы ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Почему?

Р

Индивид





Приложение

Понятие о вирусах

Вирусы – внутриклеточные организмы

Ви́рус (от латинского virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. Вирусы являются облигатными паразитами — они не способны размножаться вне клетки. В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами).

Вирусы представляют собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключённые в защитную белковую оболочку (капсид). Вирусы содержат только один тип нуклеиновой кислоты: либо ДНК, либо РНК.

Вирусы являются одной из самых распространенных форм существования органической материи на планете по численности: воды мирового океана содержат колоссальное количество бактериофагов (около 1011 частиц на миллилитр воды).

История изучения вирусов

В 1852 году русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

В 1898 году голландец Бейеринк ввел термин «вирус» (от латинского – «яд»), чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей

Жизненный цикл вирусов

В отличие от всех организмов вирусы не способны размножаться бинарным делением (разделяться надвое). Попадая в клетку, нуклеиновая кислота вируса «заставляет» клетку синтезировать компоненты вируса из ее клеточных материалов. Это приводит клетку к гибели и освобождению образовавшихся новых (дочерних) вирионов, которые уже способны заражать другие клетки

Вирусные заболевания растений

У растений - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; наконец, у бактерий - их распад.

Вирусные заболевания животных

У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство; у насекомых - полиэдроз, грануломатоз.

Вирусные заболевания человека

Вирусными заболеваниями человека являются корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес.


СПИД

В 1981 году появилось новое, ранее не известное науке заболевание, получившее название СПИД. В 1983 году был открыт вирус, названный ВИЧ, вызывающий это заболевание

 ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, вызывающее заболевание СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. При этом заболевании происходит повреждение системы клеточного иммунитета – развиваются инфекционные заболевания и злокачественные новообразования, организм становится совершенно беззащитным перед микробами.

Вирус, вызывающий СПИД, содержит 2 молекулы РНК. Он специфически связывается с клетками крови – лейкоцитами, вследствие чего снижается их функциональная активность.

Многие путают два совершенно различных понятия – ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом. Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих

Пути передачи ВИЧ-инфекции:

  1. Половой

  2. От матери к ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении,

  3. Через кровь: при переливании крови, при пересадке органов, тканей,

  4. При использовании загрязненных мед. инструментов (шприц наркомана)

Какова вероятность заболеть СПИДом? Ведь в данном случае поражается система, выполняющая защитную функцию. 

Группы риска, где вероятность заболеть достаточно высока.

  1. гомосексуалисты

  2. люди, ведущие беспорядочную половую жизнь

  3. проститутки

  4. наркоманы

  5. доноры и реципиенты

Что же надо делать, чтобы защитить себя от этой болезни?

  1. использовать одноразовые инструменты

  2. установить хороший контроль за донорской кровью

  3. вести борьбу с наркоманией, связанной с заражением СПИДом.


Вирусы бактерий - бактериофаги

Бактериофаги – «пожиратели бактерий. Открыты в 1917 году одновременно во Франции и Англии

Используются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия)


Три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему.

1 способ - вакцинация.

Суть его сводится к простой формуле «Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса. Вакцины включают систему иммунитета. В 1885 году французский ученый Луи Пастер изобрел вакцину против бешенства. При введении в организм такие вирусы не вызывают заболевания, но создается активный иммунитет к данному вирусу.

2 способ – химиотерапия.

Это воздействие химических препаратов на вирусы. Трудность состоит в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего, воздействия на вирусы приводит к нарушению обмена веществ клеток.

3 способ – интерферон.

Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Опыт показывает, что если интерферон вырабатывается слабо, то вирусные заболевания протекают тяжелее).


Закончите фразы (письменно):

1. Наука о вирусах называется …. .

2. Вирусы обитают только в … … .

3. Вирусы являются внутриклеточными … .

4. Паразитизм вирусов – это паразитизм на … уровне.

5. В состав вирусов входит нуклеиновая кислота … или …. и несколько белков, образующих оболочку вокруг нуклеиновой кислоты.

6. Белковая оболочка вируса, предохраняющая его нуклеиновую кислоту от внешних воздействий, носит название … .

7. Вирус, поражающий бактерии, называется …

8. Наука о вирусах … .

(взаимопроверка по шкале оценивания: «5» - 8 ответов; «4» - 6- 7 ответов; «3»- 4-5 ответов; «2» - менее 2 ответов).











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
разработка урока по биологии "Царство Вирусы"

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197383


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства