kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии 9 класс "Вирусы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии на тему "Вирусы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии 9 класс "Вирусы"»


План-конспект урока

Тема: «Вирусы» 9 класс

Цели урока:

Образовательная:

Ознакомление учащихся с неклеточной формой жизни – вирусами, рассмотреть основные признаки вирусов, особенности их размножения;

Развивающие:

-Формировать умение применять полученную информацию, сравнивать, делать выводы.

-Развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы.

-Развивать интеллектуальные способности, навыки познавательной самостоятельной активности.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучению живой природы;

-формировать научное мировоззрение.


Методы обучения:

- словесный: объяснительная беседа, рассказ;

- наглядно – образный;

- самостоятельная работа, работа в парах.


Тип урока: комбинированный.


Оборудование: таблицы «Вирус табачной мозаики», «Цикл развития вируса», «Вирусы».


Базовые понятия и термины: вирусы,вирусология,капсид,ящур, чума, бешенство,полиэдроз, грануломатоз, мозаика растений, оспа, корь, паротит, ВИЧ, СПИД.


Структура урока:

1.Организационный этап
2.Проверка ранее изученных знаний

3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности  
4.Изучение нового материала       
5.Закрепление нового материала

6.Подведение итогов урока   
7.Домашнее задание


Ход урока

1.Организационный момент.

-взаимное приветствие учащихся и учителя;

- фиксация отсутствующих;

- учитель убеждается к готовности учащихся к уроку.


2. Проверка ранее изученных знаний учащихся.

Устный опрос.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Как устроена молекула АТФ?

2. Какое значение играет АТФ в организме?

3. Как образуется АТФ?

4. Что такое макроэргическая связь?

5. Что нового вы узнали о витаминах?

6. Зачем нужны витамины в организме?

7. Что такое катализ?

8. Как называются биологические катализаторы?

9. Какой механизм работы фермента вы знаете?


3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности  
Вопросы для обучающихся:

1. На какие группы делятся все организмы по количеству клеток?

( одноклеточные и многоклеточные)

2.Что является основой любого организма?

(клетка)

3. Существуют растительные организмы и животные. А чем отличаются между собой клетки этих организмов?

(Клеточная стенка, вакуоли, хлоропласты и клеточный центр).

4. Ядро – это органоид многих клеток. А как называются организмы, у которых нет ядра?

(прокариоты)

5. Какой формы бывают клетки бактерии?

(бацилла, кокки, спириллы, вибрион).

Но существуют инеклеточные формы жизни. Это вирусы. О них мы с вами сегодня и поговорим.

4. Изучение нового материала.

1.Учитель. Самое многонаселенное царство микровселенной — это вирусы. По латыни вирус означает «яд» (древние греки так называли змеиный яд). Позднее все вещества и существа, которые могут вызывать болезнь, стали называть вирусами.
Ныне открыты и изучены многие сотни вирусов. Выяснилось, что три четверти всех известных болезней человека вызываются вирусами (оспа, чума, грипп, краснуха, корь, СПИД и др.) В процессе эволюции они приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов. Это позволяет разделить их на группы: вирусы животных, человека, растений бактерий (бактериофаги).
«Каково строение вирусов?» и «Как удается вирусу победить огромную по сравнению с ними, идеально устроенную клетку?», «Возбудителями каких болезней являются вирусы?» на эти вопросы мы ответив в ходе нашего урока.

На уроке мы будем использовать данные науки вирусологии.

Вирусология – наука изучающая вирусы.

2.Послушаем ученика (Ф.И.), который приготовил небольшое сообщение об истории вирусологии.( Ученик ранее получил задание приготовить сообщение, используя Интернет-ресурсы)

Сообщение ученика.

История вирусологии довольно необычна. Первая вак­цина для предупреждения вирусной инфекции — оспы была предложена английским врачом Э. Дженнером, почти за сто лет до открытия вирусов, вторая вакцина — антирабическая была предложена основателем микробиологии Л. Пастером — за семь лет до открытия вирусов.

Честь открытия вирусов принадлежит нашему сооте­чественнику Д. И. Ивановскому, который впервые в . доказал существование нового типа возбудителя болезней на примере мозаичной болезни табака. Дмитрий Иосифович Ивановский родился в 1864 году в Петербургской губернии. Окончив с отличием гимназию, в августе 1883 года он поступает в Петербургский университет на физико-математический факультет. Как нуждающийся студент Ивановский был освобожден от уплаты за обучение и получал стипендию.

Будучи студентом Петербургского университета, он выезжал на Украину и в Бессарабию для изучения причин болезни табака, а затем, после окончания университета, продолжал исследования в Никитском ботаническом саду под Ялтой. В содержимом пораженного листа он не обнаружил бактерий, однако сок больного растения вызывал поражения здоровых листьев. Д. И. Ивановский профильтровал сок больного растения через фильтр Шамберлана, поры которого задерживали мельчайшие бактерии. В результате он обнаружил, что воз­будитель проходит даже через такие поры, так как фильт­рат продолжал вызывать заболевание листьев табака. Культивирование его на искусственных питательных сре­дах оказалось невозможным. Д. И. Ивановский приходит к выводу, что возбудитель имеет необычную природу: он фильтруется через бактериальные фильтры и не способен расти на искусственных питательных средах. Он назвал новый тип возбудителя «фильтрующиеся бактерии».

БейеринкМартинус– в 1898 дал название ВИРУС

В конце 19 и начале 20 веков стали открывать вирусы один за другим. Например:

1898 – открытие вируса ящура (Фридрих Лефлер, Пауль Фрош).

1901 – открытие вируса желтой лихорадки.

1907 – открытие вируса натуральной оспы

Подавляющее большинство ныне живущих на Земле организмов состоит из клеток, и лишь вирусы не имеют клеточного строения.

По этому важнейшему признаку все живое в настоящее время делится учеными на две империи:
- доклеточные (вирусы и фаги),
- клеточные (все остальные организмы: бактерии и близкие к ним группы, грибы, зеленые растения, животные и человек).

3.Учитель. Важнейшими отличительными особенностями вирусов являются следующие:

1. Они содержат в своем составе только один из типов нуклеиновых кислот: либо рибонуклеиновую кислоту (РНК), либо дезоксирибонуклеиновую (ДНК), - а все клеточные организмы, в том числе и самые примитивные бактерии, содержат и ДНК, и РНК одновременно.

2. Не обладают собственным обменом веществ, имеют очень ограниченное число ферментов. Для размножения используют обмен веществ клетки-хозяина, ее ферменты и энергию.

3. Могут существовать только как внутриклеточные паразиты и не размножаются вне клеток тех организмов, в которых паразитируют.

4. Учитель. Строение и свойства.

 

1.Наиболее примитивные вирусы состоят из молекулы РНК (либо ДНК), окруженной снаружи белковыми молекулами, создающими оболочку вируса. Некоторые вирусы имеют еще одну - внешнюю, или вторичную, оболочку; более сложные вирусы содержат ряд ферментов.




2.Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Их нельзя увидеть в световой микроскоп, так как их длины меньше длины световой волны.

Вирусы состоят из различных компонентов:

 

а) сердцевина-генетический материал (ДНК или РНК). Генетический аппарат вируса несет информацию о нескольких типах белков, которые необходимы для образования нового вируса: ген, кодирующий обратную транскриптазу и другие.

 

б) белковая оболочка, которую называюткапсидом.

Оболочка часто построена из идентичных повторяющихся субъедениц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии.

в) дополнительная липопротеидная оболочка.Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).

Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну, слизь и другие выделения больного; через воздух; с пищей; половым путем и другие.

Все вирусы по своей природе - паразиты. Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток. Обычно вирусы вызывают явные признаки заболевания.

Попав внутрь клетки, они "включают" ее ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетке команду синтезировать компоненты вируса. Компоненты вируса способны к спонтанному образованию вириона. Клетка, израсходовав все жизнетворные соки на синтез вирусов, гибнет, перегруженная паразитами. Вирусы "разрывают" оболочку клетки и передаются в другую клетку в виде инертных частиц. Вирусы вне клетки представляют собой кристаллы, но при попадании в клетку "оживают".

5.Учитель. Вопрос. А какие заболевания вызывают ещё вирусы?

Заслушиваются ученики, которые заранее подготовили сообщения.

Первый ученик.

У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство.Унасекомых - полиэдроз, грануломатоз. У растений - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; у бактерий - их распад.

Мазаикакаттлеи(возбудитель — вирус мозаики кат-тлеи) — на цветках пестролепестность и небольшая деформация лепестков, на листьях крапчатость.

Мозаика фикуса(возбудитель — вирус мозаики фикуса) — на краях листьев или на всей листовой пластинке неправильной формы светло-зеленые, светло-желтые пятна.

Вироиды являются возбудителями некоторых опухолей растений.

Заболевания животных.

Бешенство – это заболевание возникающее в результате укуса зараженным животным, характеризующееся тяжелыми поражениями нервной системы и приводящее к летальному исходу.

В природе болеют, прежде всего, дикие животные (лисицы, волки и т.д.). Домашние животные (собаки, кошки, хорьки) заражаются от укуса дикого животного или попадания слюны заражённого животного на поврежденный участок

Проявлению клинической картины предшествует скрытый (инкубационный) период. Животное в это время также опасно. Чаще всего инкубационный период длится 10 - 14 дней, у человека может протекать до года.

Ветеринарными врачами выделяются три формы проявления бешенства – буйная, тихая и атипичная.

Пироплазмоз. Переносчики возбудителя пироплазмоза собак — иксодовые клещи, поэтому заболеваемость носит сезонный характер. Клещи нападают на собак весной с наступлением теплой погоды и появлением первой растительности. Весенняя вспышка сопровождается наибольшим количеством больных собак. Чаще заболевают охотничьи, служебные и высокопородныесобаки.Смертность собак при пироплазмозе очень высокая Человеку пироплазмоз не передается.

Ящур. Вирусная инфекция со специфическими поражениями слизистой оболочки полости рта, губ, носа, кожи, в межпальцевых складках и у ложа ногтя.

Ящуром болеют парнокопытные животные (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, овцы и козы). У больных животных вирус выделяется со слюной, молоком, мочой, навозом. Восприимчивость человека к ящеру невелика. Пути передачи контактный и пищевой. От человека к человеку заболевание не передается


Второй ученик.

Заболевания человека

Оспа. Древние китайские и индийские рукописи доносят до нас описания страшных эпидемий чёрной, или натуральной , оспы. У заболевшего начинался жар, возникала головная боль, общая слабость. Через 3-4 дня всё тело покрывалось наполненными жидкостью пузырьками (оспинами) . Болезнь тянулась около двух недель, причём 40% больных погибало. Тяжелее всего болели дети. У переболевших на месте оспин образовывались рубцы (рябины) Иногда оспины высыпали на глазах, что приводило к слепоте.

Порой оспа уродовала целые страны. Согласно древним армянским верованиям, Лусин (Луна) раньше ходила по небу днём, со своим братом Солнцем. Но Лусин заболела оспой и, стыдясь своего лица, показывается только ночью, под покровом темноты.

В Европу оспа попала позже, чем на Восток – в эпоху средневековья. Впервые попадая в новые страны, эта болезнь бушевала с особенной силой. В Исландии в 1707 г. от оспы погибло более двух третих населения.

В 1796 году Дженнер своим методом оспопрививания (вакцинации) положил начало борьбы с этим недугом. В 1967 г. Всемирная организация здравоохранения начала кампанию борьбы за окончательную ликвидацию болезни во всём мире. В 1980 году ВОЗ объявила о том, что оспа окончательно побеждена во всём мире.


Ветряная оспа. Ветряная оспа - инфекционное заболевание, вызываемое вирусами; сопровождается появлением характерной зудящей сыпи, состоящей из скоплений небольших приподнятых или плоских пятен, заполненных жидкостью пузырьков и корочек.

Корь. Заразное инфекционноезаболевание, вызываемое вирусами и сопровождающееся разнообразными симптомами и появлением характерной сыпи.
Инфицирование корью происходит главным образом во время вдыхания небольших капель слизи, попадающих в воздух прикашле больного. Человек, инфицированный вирусом кори, уже за 2-4 дня перед появлением сыпи становится заразным и остается таковым, пока не исчезает сыпь.

Свинка или паротит.Детская болезнь при которой распухают слюнные железы, расположенные возле ушей, и лицо приобретает характерный вид (за что и получила название).

Краснуха.Краснуха - инфекционное заболевание, вызываемое вирусами, которое чаще всего сопровождается сыпью.Краснуха менее заразна, чем корь, ею заболевают не все дети. Однако это опасная болезнь, особенно для беременных женщин. У женщины, инфицированной на первых 16 неделях (особенно в первые 8-10 недель) беременности, возможен выкидыш, мертворождение или рождение ребенка с врожденными пороками развития. Приблизительно 10-15 % молодых взрослых женщин никогда не болели краснухой, так что если они инфицируются в ранние сроки беременности, существует опасность рождения ребенка с тяжелыми врожденными пороками развития.

Грипп.Впервые эпидемия болезни, напоминавшей грипп, была описана в 412 году до н.э. Гиппократом. Когда эпидемия гриппа переходит границы континента и охватывает весь мир, говорят о пандемии гриппа. В 20 столетии были отмечены несколько таких пандемий.

В конце Первой мировой войны человечество было охвачено печально знаменитой эпидемией гриппа «испанки». В Испании в январе 1918 года появились первые сообщения об эпидемии. «Испанка» обошла весь мир, заразив 1,5 млрд людей. Она унесла 20 млн человеческих жизней –больше, чем Первая мировая война.

В 1957 годы « азиатский грипп» - 1 млрд людей переболели.

1968-1969 – «гонконгский грипп»

Почему до сих пор нет надёжных прививок против гриппа? Оказывается, его возбудитель поразительно быстро эволюционирует, изменяется. Не успевают врачи создать вакцину против одной формы гриппа, как возбудитель болезни появляется уже в новом обличии.

После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.

Герпес, гепатиты и ВИЧ. (Вирус иммунодефицита человека)СПИД – завершающая стадия хронической инфекции, вызываемой ВИЧ.

Впервые СПИД был официально зарегистрирован Национальным Центром контроля

инфекционных заболеваний США


5.Закрепление нового материала .Рефлексия.

Беседа по вопросам:

1. Охарактеризуйте особенности строения вирусов.

2. Объясните, на основании чего вирусы относят к живым организмам.

3. Объясните, почему вирусы называют внутриклеточными паразитами.

6. Подведение итогов. Учитель.Вывод: Вирусы -паразиты, достигшие крайней степени паразитизма: они могут существовать и размножаться только в клетке другого организма.

Но вирусы- и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД- себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч,
А щит непробиваемым остался!
Оглянемся назад!
Природа словно в прятки
Играет с человеческой судьбой
И любит нам загадывать загадки
Одну сложней загадку за другой!
Как будто бы на прочность испытанье
Проходит у Природы род людской,
И рассыпает щедрою рукой
Она на человечество страданья.
И наблюдает, не спуская глаз,
А выживет ли он на этот раз?!
Но выжил, победил чуму и оспу,
Холеру и дифтерию победил,
И жизни нить достойно утвердил,
Хоть было это и совсем, совсем не просто!
Столетьями, приумножая знанья,
От века к веку становясь мудрей,
Поднялся человек до пониманья,
Предназначенья миссии своей.
Она проста! Мы жить с Природой в мире
Обязаны, ее не покорять,

Домашнее задание: Прочитать §12, заполните таблицу, используя дополнительный материал.

Заболевания, вызываемые вирусами


Организмы

Заболевание

Растения


Животные











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии 9 класс "Вирусы"

Автор: Наталья Викторовна Иванова

Дата: 18.04.2024

Номер свидетельства: 649149

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока биологии  "Неклеточные формы жизни. Вирусы""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-biologhii-nieklietochnyie-formy-zhizni-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "258706"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448552780"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Болезни органов дыхания и их профилактика. Урок биологии. "
    ["seo_title"] => string(61) "boliezni-orghanov-dykhaniia-i-ikh-profilaktika-urok-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "207087"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430329173"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока  биологии "Вирусы". "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-biologhii-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "216515"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433016779"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока "Строение, размножение и многообразие вирусов""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-stroieniie-razmnozhieniie-i-mnoghoobraziie-virusov"
    ["file_id"] => string(6) "279148"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453200778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства