Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Строение и функции почек"»
МОУ Ветлужская школа №2
Конспект урока биологии 8 класс
ТЕМА УРОКА
Органы мочевыделительной системы и их значение
Учитель Туманова Елена Юрьевна
ЦЕЛЬ УРОКА: изучить строение и раскрыть значение органов мочевыделительной системы для организма человека,
Задачи:
сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы, раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи;
развивать общеучебные умения и навыки: умение анализировать информацию, выделять главное, обобщать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к своему организму;
После изучения темы ученики должны знать/понимать:
сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;
распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);
Как выделяются из организма продукты обмена веществ?
Работа со схемой слайд 1
Через какие органы происходит выделение продуктов обмена?
Слайд 2
Слайд 3: определите, какие вещества поступают в организм человека, на что расщепляются и как выводятся
Какой орган наиболее активно выводит из организма воду и соли?
Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы.
Тема урока «Органы мочевыделительной системы и их значение»
Определение цели урока: : изучить строение и раскрыть значение органов мочевыделительной системы для организма человека.
Слайд 4
органы МВС
Почки
Мочеточники
Мочевой пузырь
Мочеиспускательный канал.
Слайд 5 – место расположения и строение почки
Понятия: корковое вещество
Мозговое вещество
Лоханка
Мочеточник
Слайд 6 нефрон
Запись в тетрадь :
Нефрон это структурная и функциональная единица почки.
Понятия:
капиллярный клубочек,
петля нефрона,
кровеносные сосуды.
Функция нефрона:
Образование первичной мочи – фильтрация крови;
Состав первичной мочи:
мочевина, глюкоза, шлаки, фосфаты, натрий, хлор, витамины, аминокислоты, аммиак, а также большое количество воды.
Объем первичной мочи – до 150 л в сутки
Образование вторичной мочи -реабсорбция.
Состав вторичной мочи:
мочевина, шлаки, натрий, хлор, вода
Объем первичной мочи – около1,5 л в сутки
Слайд 7 закрепление. Вставьте в текст пропущенные слова
Задание проанализировать стихотворение:
Стихотворение
Объяснения к нему
Они как два больших боба
На связках закрепились, ' У позвоночного столба Уютно разместились
Почки расположены по обе стороны позвоночника
Имеют бобовидную форму
Фильтруют почки нашу крови С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство.
Почка – биологический фильтр
Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма
Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки.
Нефрон – структурно – функциональная единица почки
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.
Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче
Домашнее задание: пар 39
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Используемые источники:
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2018.
Е.А. Евсеева // Биология в школе N° 2 - 2003
Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003
Пепеляева О.А., Сунцова И.В.. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 (9) класс. – М.: ВАКО,2007. - 464 с. – (В помощь школьному учителю), стр. 286-294
Электронный образовательный комплекс «Биология, 8 кл. Человек», созданный на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – ЗАО «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», 2007