kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока"Ядро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                ЭПИГРИФ»Мал золотник  да  дорог»

  «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Тип урока: урок – систематизации знаний, изучение нового.

Цель: начать формирование знаний о строении эукариотической клетки, охарактеризовать строение и функции плазматической мембраны и ядра как важнейшего компонента эукариотических клеток.

Задачи: образовательная: сформировать знания об особенностях эукариотической клетки, обратив особое внимание на строение мембраны и ядра.

развивающая: способствовать развитию умений сравнивать объекты и делать обобщения.

воспитывающая: способствовать формированию ответственности и бережного отношения к окружающей среде.

Оборудование: экран, проектор, презентация на электронном носителе, видеофильм  плазматическая мембрана.

Ход урока:

І Организационный момент.

Актуализация  знаний

Из курса биологии  вам известно что  все живые организмы  состоят  из клеток.Первое  сообщение о клетке сделал  1665г Роберт Гук изучая  срез  пробковой  ткани. А.Левенгук 1996.книга  «Тайны  природы» где  описал эритроциты,сермотозоиды,микроорганизмы.

На протяжении нескольких уроков мы будем расширять знания о строении и функциях органоидов клетки. Посмотрите  на  презентацию. Какие  клетки  здесь  показаны растительная  клетка и животная  клетка». Обратите внимание на слайды «Строение растительной и животной клетки» - (слайд1)Как  вы  узнали  где  растительная ,а где  животная  клетка. Следующий  слайд прокариотической клетки» - (слайд 2).На  какие царства  можно  разделить  царства  живой  природы

- Какие структурные элементы общие для всех видов клеток? Слайд 3-4

- Таким образом, несмотря на большое разнообразие клеток каждая из них имеет в своем строении и много  общего. И в 1838 г-1839 появляется клеточная  теория М.Шлейдена и Т.Шванна

1.клетка – является  универсальной структурной и функциональной  единицей живого

2.клетки всех организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности;

3.каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;

4.Клетки  способны  к  самостоятельной  жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах  их  работа скоординирован и организм представляет собой  целостную 

 В результате формирования клеточной теории, стало ясно, что клетка — важнейшая составляющая часть живых организмов.

И так тема  нашего  урока «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»

Цель  нашего  урока познакомимся с особенностями эукариотической  клетки

1.углубить знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра.

2.Сформировать представление об основных видах транспорта веществ, через мембрану.

3.Раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока"Ядро"»

ЭПИГРИФ»Мал золотник да дорог»

«Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»


Тип урока: урок – систематизации знаний, изучение нового.


Цель: начать формирование знаний о строении эукариотической клетки, охарактеризовать строение и функции плазматической мембраны и ядра как важнейшего компонента эукариотических клеток.

Задачи:

образовательная: сформировать знания об особенностях эукариотической клетки, обратив особое внимание на строение мембраны и ядра.

развивающая: способствовать развитию умений сравнивать объекты и делать обобщения.

воспитывающая: способствовать формированию ответственности и бережного отношения к окружающей среде.

Оборудование: экран, проектор, презентация на электронном носителе, видеофильм плазматическая мембрана.

Ход урока:

І Организационный момент.

Актуализация знаний

Из курса биологии вам известно что все живые организмы состоят из клеток .Первое сообщение о клетке сделал 1665г Роберт Гук изучая срез пробковой ткани. А.Левенгук 1996.книга «Тайны природы» где описал эритроциты,сермотозоиды,микроорганизмы.

На протяжении нескольких уроков мы будем расширять знания о строении и функциях органоидов клетки. Посмотрите на презентацию. Какие клетки здесь показаны растительная клетка и животная клетка». Обратите внимание на слайды «Строение растительной и животной клетки» - (слайд1)Как вы узнали где растительная ,а где животная клетка. Следующий слайд прокариотической клетки» - (слайд 2).На какие царства можно разделить царства живой природы

- Какие структурные элементы общие для всех видов клеток? Слайд 3-4

- Таким образом, несмотря на большое разнообразие клеток каждая из них имеет в своем строении и много общего . И в 1838 г-1839 появляется клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванна

1.клетка – является универсальной структурной и функциональной единицей живого

2.клетки всех организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности;

3.каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;

4.Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирован и организм представляет собой целостную

В результате формирования клеточной теории, стало ясно, что клетка — важнейшая составляющая часть живых организмов.

И так тема нашего урока «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»

Цель нашего урока познакомимся с особенностями эукариотической клетки

1.углубить знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра.

2.Сформировать представление об основных видах транспорта веществ, через мембрану.

3.Раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.

Эукариотическая клетка помимо ядра имеет и другие органоиды:

  • эндоплазматическая сеть, Лизосомы,органоиды движения

  • митохондрии,

  • аппарат Гольджи,

  • клеточный центр,

  • пластиды (растения).

Органоиды – это постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции.

Клетка животных имеет гликокаликс – надмембранный комплекс клеток (слайд8) Он образован молекулами белков,олиго- и полисахаридов, ковалентно связанными с липидами и белками цитоплазматической мембраны, и покрывает всю поверхность плазматической мембраны. Основные функции гликокаликса – рецепторная и узнавательная. Или у растений клеточная стенка из целлюлозы

  1.  Под ней плазматическая мембрана (цитоплазматической) .С ней вы познакомитесь вы посмотрев видеофрагмент и заполните таблицу

Учитель: Каждая клетка покрыта плазматической (цитоплазматической) мембраной, имеющей толщину 8 – 12 нм. Как вы думаете, какова функция мембраны?

ученик: Защитная (от повреждений, неблагоприятных условий).

Учитель: Свойства мембраны:

  1. высокая прочность;

  2. эластичность;

легко и быстро восстанавливает свою целостность при небольших повреждениях.

Строение мембраны: В настоящее время общепринята жидкостно–мозаичная модель строения мембраны. Мембрана это тонкая пленка построена из двух слоев липидов билипидный слой, или бислой и белков .Каждая молекула липида образована гидрофильной головкой и гидрофобным хвостиком. Двойной слой липидов обеспечивает барьерную функцию мембраны, не давая содержимому клетки растекаться и препятствуя проникновению в клетку опасных для нее веществ. В билипидный слой мембраны погружены многочисленные молекулы белков. Одни из них находятся на внешней стороне мембраны-периферические, другие – частично погруженные , а третьи пронизывают всю мембрану насквозь. Другие белки образуют каналы, по которым осуществляется транспорт различных ионов в клетку и из нее.

  • Функции мембраны: ограничение внутренней среды клетки;

  • сохранение формы клетки;

  • защита от повреждений и разнообразных воздействий извне;

  • регуляция поступления ионов в клетку;

  • выведение из клетки конечных продуктов обмена веществ;

  • объединение отдельных клеток в ткани;

  • обеспечение фагоцитоза и пиноцитоза

  • Избирателная проницаемость

  • Обеспечивает связь между клетками в тканях

Общее название фаго- и пиноцитоза – эндоцитоз. Существует и обратный эндоцитозу процесс – экзоцитоз, когда вещества, синтезированные в клетке (например, гормоны), упаковываются в мембранные пузырьки, которые подходят к клеточной мембране, встраиваются в нее, и содержимое пузырька выбрасывается из клетки.


Учитель: А теперь познакомимся со строением и функциями ядра, но прежде узнаем об истории его открытия.

ученик: Термин «ядро» впервые был применен Броуном в 1833 г. для обозначения шаровидных постоянных структур в клетках растений. В 1831—1833 гг., шотландский путешественник и физик (открывший «броуновское движение») Роберт Броун (1773—1858) обнаружил ядро в растительных клетках. Он дал ему название «Nucleus», или «Areola». Первый термин стал общепринятым и сохранился по настоящее время, второй же распространения не получил и забыт. Весьма важно, что Броун настаивал на постоянном наличии ядра во всех живых клетках.
Роль и значение клеточного ядра не были в то время известны. Полагали, что оно представляет собой «конденсированную в комочек слизь, а возможно, и запасное питательное вещество». Позднее такую же структуру описали во всех клетках высших организмов. Говоря о клеточном ядре, мы имеем в виду собственно ядра эукариотических клеток. Клеточное ядро, состоит из наружной мембраны с многочисленными выступами и внутренней гладкой мембраны , хроматина, ядрышка и кариоплазмы или ядерного сока. Эти четыре основных компонента встречаются практически во всех неделящихся клетках эукариотических одно- или многоклеточных организмов.

(Работа с учебником. Стр 57)Прочитайте статью ядро клетки .Заполните таблицу


Название органоида(размеры)

Строение

Функции


1_____________________




















Ядро(2-100мкм)







а)Ядерная оболочка






б)Кариоплазма



в)хроматин




Г)ядрышко(1-7штук)








Мембрана-это тонкая пленка построена из двух слоев липидов( билипидный слой, )и белков.Молекулы липидов образованы гидрофильными головками и гидрофобные хвостики .В билипидный слой мембраны погружены многочисленные молекулы белков. Белки - внешней стороне мембраны- периферические, другие – частично погруженные , а третьи пронизывают всю мембрану насквозь.













Важнейшая структура клетки шаровидной формы







Наружная мембрана шероховатая и переходит в какналы ЭПС и внутренняя мембрана-гладкая.В ней имеются множество пор




Содержимое ядра полужидкое вещество



это ДНК, связанная белками




Содержат молекулы ДНК(Петля) и белок

1. Обмен между цитоплазой клетки и внешней средой

2. сохранение формы клетки;

3. защита от повреждений и разнообразных воздействий извне;

4 .избирательная проницаемость веществ

5.выведение из клетки конечных продуктов обмена веществ;

6. ______________

-захват твердой частицы.

7.__________________захват клеточной поверхностью жидкости





Хранение воспроизведение и передача наследственной информации.

Регуляция всех процессов

жизнедеятельности



а)Обмен веществ между цитоплазмой и ядром

(и-рнк,т-РНК,а в ядро АТФ,ферменты,ионы)



б)Внутренняя среда ядра накопление веществ


в)Содержит наследс-

твенную информацию в виде ДНК


г)синтезР-Рнк и сборка субъединиц рибосом







Ядерная мембрана имеет такое же строение, как и плазматическая мембрана. Внутренняя мембрана гладкая, а наружная шероховатая и переходит в каналы ЭПС (слайд 30 ). В ней имеется множество пор, по которым из ядра в цитоплазму выходят молекулы и-РНК и т-РНК, а в ядро из цитоплазмы проникают ферменты, молекулы АТФ, ионы.

Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в которой содержатся ядрышки и хроматин. Ядрышки имеют вид округлых телец и состоит из белков, которые образованы петлями нитей ДНК участвующих в синтезе р-РНК.

) В ядре находится хроматин – это нити ДНК, связанные с белками. Перед делением клетки нити ДНК скручиваются с белками гистонами, и эта структура называется хромосома состоит из 4-х хроматид, которые связаны центромерой.(рис 26).Если рассмотреть ядро в интерфазе ,то окажется ,что нити хроматина раскручены, т.к.только в таком состоянии функционируют гены-участки молекулы ДНК, которые несут информацию о строении белка

Вывод: Функции ядра:

  1. Хранение и воспроизведение генетической информации.

  2. Регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке.

Строение ядра:

  1. Ядерная оболочка;

  2. ядерный сок;

  3. ядрышко;

  4. хроматин (состоит из ДНК и белков и представляет собой спирализованные и уплотненные участки хромосом).

Для ядра характерно понятие «кариотип». Выясним, что же это такое.

Выступление ученик.

Кариотип – совокупность количественных (число, размеры) и качественных (форма) признаков хромосомного набора соматической клетки.

Кариотип неповторим, и даже если число хромосом в клетках каких-то двух видов будет одинаковым (например, у картофеля и шимпанзе по 48 хромосом в клетке), то форма и строение этих хромосом все равно будут различными.

Соматические (телесные) клетки – диплоидный (двойной) набор хромосом (2n).

Половые клетки – гаплоидный (одинарный) набор.

ученик: Набор хромосом, содержащий в клетках какого-либо вида живых существ, называется кариотипом.

Клетки, составляющие ткани любого многоклеточного организма, получили название соматических. Ядра таких клеток содержат, как правило, двойной, или диплоидный, набор хромосом, т. е. по две хромосомы одинакового вида. Исходно половила хромосом досталась каждой клетке от материнской яйцеклетки и столько же хромосом – от сперматозоида отца. Парные, т. е. абсолютно одинаковые хромосомы (одна от матери, другая от отца), получили название гомологических хромосом. Исключение представляют половые хромосомы; например, у всех млекопитающих это: Х – доставшаяся от матери и одна из двух – Х или Y – доставшаяся от отца.

Гаплоидный набор хромосом – это набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, но каждая хромосома представлена, в отличие от диплоидного набора, в единственном числе. Гаплоидный набор содержится в ядрах половых клеток (гамет). Если у пчелы диплоидный набор – 32 хромосомы, то гаплоидный соответственно – 16.

В интерфазе клеточного деления каждая хромосома удваивается и состоит из двух хроматид. При этом у человека в соматических клетках будет 92 хроматиды, попарно соединенные в 46 хромосом.

ІV Закрепление изученного материала.

Физкультминута

Работа со словарными словами на разных стенах таблицы со словами:

Плазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз, ядро,хроматин,хромосома.,ген,ядрышко ,кариотип, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом,гомологичные хромосомы. Посмотрите на стенах различные термины –надо дать им определение

Учитель: Для закрепления полученных знаний, проведем небольшое тестирование.

Выполните задания: Выполните задания:

1. Производное плазматической мембраны – гликокаликс имеется на поверхности клеток
А) животных
Б) вирусов
В) грибов
Г) бактериофагов

2.Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в её состав молекулами
А) гликогена и крахмала
Б) ДНК и АТФ 
В) белков и липидов
Г) клетчатки и глюкозы

3. Гликокаликс в клетке образован
А) липидами и нуклеотидами
Б) жирами и АТФ
В) углеводами и белками
Г) нуклеиновыми кислотами

4. Поступление питательных веществ путем фагоцитоза происходит в клетках
А) прокариот
Б) животных
В) грибов
Г) растений

5. Для каких организмов характерно ядро:

а) прокариоты
б) эукариоты

6. Что представляет собой ядерная оболочка:

а) сплошная
б) пористая
в) одномембранная гладкая
г) двумембранная пористая

7. Какая ядерная структура несёт наследственную информацию

а) ядерная оболочка
б) ядерный сок
в) хромосомы
г) ядрышко

8. Какая из ядерных структур принимает участие в сборе субъединиц рибосом:

а) ядерная оболочка
Б) ядрышко
В) ядерный сок

8. Каковы функции ядра:

а) хранение и передача наследственной информации
б) регуляция всех процессов жизнедеятельности клетки
в) обеспечивает избирательную проницаемость
е) формирование субъединиц рибосом

9.Ген – это

10.Гомологичные хромосомы – одинаковые по форме, размеру, несут одинаковые гены

11.Соматические клетки – клетки, составляющие ткани любого многоклеточного организма.

Ответы1а,2в,3в,4б,5а,6г,7в,8б,а,б.10

Учитель: Домашнее задание: § 14изучить ответить на вопросы устно1-6, ,в таблицу рис24 в 1 колонку,вопр7-8 найти ответ в дополнительных источниках Ответить по тестам ЕГЭ .Найти в интернете научные новости о клетке и подготовить доклад.





8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока"Ядро"

Автор: Насырова Валентина Михайловна

Дата: 28.11.2017

Номер свидетельства: 441225

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства