1 урок. Что такое живой организм. Выделение основных свойств живых организмов.
- Доброе утро, дорогие пятиклассники!
- Вы окончили начальную школу, стали на год взрослее, с чем я вас и поздравляю. Меня зовут Быстрова Елена Алексеевна, я у вас в течение года буду вести урок биологии. О своих требованиях я расскажу чуть позже.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг –
- Скажите что это? (природа)
- Какой предмет о природе Вы изучали в 4-м классе?
- Как назывался учебник? Почему?
- Посмотрите, у вас на столе лежит учебник, как он называется?
- Что мы будем изучать?
- Как учебник нам в этом поможет?
- Нравится учебник? Полистайте его.
- Чтобы он оставался таким же ярким, красочным, аккуратным, нужно беречь его. Я разрешаю на форзаце подписать учебник карандашом.
- Из дома вы принесли тетрадь. Тетрадь должна быть подписана на лицевой стороне. Обязательно обложка. Разрешаю пользоваться цветными ручками, карандашами, при необходимости. Раз в четверть будет проверка тетрадей, у всего класса или выборочно будем смотреть по факту. Если по какой-либо причине, вас на уроке нет, болеете, соревнования, то тему необходимо переписать из тетради одноклассника, а домашнее задание узнать и выполнить.
- Иногда мы будем с вами писать проверочные, контрольные работы. Если друг вы получите 2, то ее я ставлю карандашом, в течение двух недель необходимо эту отметку исправить, 5 конечно не видать, но на 4 можно постараться. Если вы получите 3, то вы также можете исправить и получить рядом отметку более хорошую.
- Если я вам буду выдавать задание на карточках, то необходимо эти карточки вклеивать в тетрадь.
- Возникли ли у вас какие-то вопросы?
- Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!
- Скажите, мне пожалуйста, что такое природа? (Это Все, что нас окружает)
- А природа делится на какие две группы? (Живая и неживая природа)
- Давайте немного поиграем у вас на партах лежат конвертики, их пока брать не нужно, в этих конвертиках, некие слова, их нужно отнести к живой или неживой природе, разбив их на два столбика. Работать будем в парах. А к доске пойдет пара____. А потом мы с вами проверим.
- Оцените, пожалуйста, ребят у доски.
- Подскажите, что такое живой организм? Или что называют организмом? (Живой организм – это живые существа, или организмы, способны к самостоятельному существованию. Организм – это объекты живой природы, который может самостоятельно жить).
- Число, тема урока «Что такое живой организм». Записать определение.
- А по каким признакам вы отличаете живой организм от неживого?
- Назовите эти признаки (фиксация понятий на доске).
- Нарисуйте эту схему к себе в тетрадь. Мы ее заполним, и напишем пару определений.
Обмен веществ - Одни вещества организм поглощает и использует, другие, наоборот, выводит во внешнюю среду. Это постоянное обновление веществ. Обмен веществ невозможен без двух важных, но противоположных процессов. Питания и выделения. При питании организм получает из внешней среды необходимые питательные вещества, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения. А при выделении удаляются непереваренные остатки пищи, а также вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности организма. Для поддержания жизнедеятельности живые организмы нуждаются в энергии. Кислород поступает в организм в процессе дыхания. Живые организмы растут и развиваются. Рост происходит за счет потребляемых организмами питательных веществ, при этом размеры организма увеличиваются. Рост – это увеличение размера организма. Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей. Обычно такие изменения связаны с возрастом. У молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку. Все живые организмы обладают раздражимостью – способность реагировать на изменение в окружающей среде. Жизнь – это движение. Это верно для всех живых организмов. Прежде всего для животных, растения тоже двигаются, например листья поворачиваются к свету, но это не так заметно, как у животных. Важная особенность это размножение – воспроизведение себе подобных.
- Но мы кое, что, с вами еще не проговорили и не записали. Несмотря на разнообразные формы живых организмов все они имеют клеточное строение. Все живые организмы имеют клетки. Гиппопотам и муравей состоят из клеток, малина, и человек тоже состоят из клеток. Клетка – это маленькая часть организма, которая выполняет все важные функции.
Игра. Назовите названия признаков, которые иллюстрируют фотографии.
Домашнее задание: Прочитать параграф 1, страница 11. Устно ответить на вопросы, на странице 11.