kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Критерии вида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии в 9 классе

Тема урока :  « Критерии  вида»

Цели урока: образовательная –  закрепить знания учащихся по теме      

«Организменный уровень»;сформировать  у  учащихся  понятие 

                     «вид»,  «критерии  вида»,  «структура вида»  выяснить  много образие видов и их   значение;

                    развивающая – способствовать обучению учащихся умению анализировать, делать выводы.

                    воспитывающая – экологическое воспитание на основе  изучения материала по многообразию видов растений и животных на Земле

                    и  их  рациональному  использованию  для  сохранения  этого многообразия.

                     Оборудование :   рисунки , фотографии растений и животных редких и исчезающих видов, занесенных в Красную  книгу России, Белго-родской области, гербарные растения местных видов, карточки с задачами.

 I.Организационный момент

II.Опрос учащихся

                       (фронтальный опрос по вопросам )                         

III.Изучение нового материала.

    1.Актуализация .Рассказ учителя.

    Мир живых существ состоит из огромного  количества   отличных друг от друга   растений,   животных ,  грибов,   микроорганизмов. Все   они смогли

образовать множество различных форм, каждая из которых приспособилась  к жизни при определенных условиях среды. Как можно отличить один вид от другого?

Предполагаемый ответ: Один вид от другого можно отличить по различным признакам.

Учитель: Сегодня мы как раз и займемся разбором  этих групп признаков или

критериев. Нам необходимо будет  усвоить   понятия «вид»,  «критерии  вида»,  выяснить  многообразие видов и их  значение.

Тема  нашего  урока ,  которую  необходимо  записать  в  тетради «Критерии вида».(учащиеся записывают тему урока в тетрадях).

2. Рассказ учителя об истории учения о виде ( обратить внимание учащихся на то,что данного вопроса нет в учебнике)

     По Линнею , вид – это множество организмов , сходных  морфологически и физиологически и способных к воспроизведению.

      По его мнению ,  виды – реально   существующие   единицы природы ,огра-ниченные  друг от друга  рядом  постоянных  черт , потому  что каждый из них создан определенным творческим актом.

3. Понятие «вид». Учитель :Давайте  на основе  сегодняшнего материала и ма-териала  ранее изученных разделов биологии ответим на вопрос.

Вопрос к классу : Что такое вид? Учащиеся дают понятие  с последующей за-писью  в тетрадях.

          Вид –  совокупность   организмов,  характеризующихся      общностью происхождения , обладающих   наследственным   сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скре-щивании.

4.Критерии вида (поисковая беседа).

   Учитель : В 1700  году  английский натуралист Джон Рей попытался впервые определить критерии вида, или признаки, по которым можно судить о принадлежности организма к данному виду. Он считал ,что  все индивидуумы , принадлежащие  данному виду могут свободно скрещиваться в природе и

продуцировать потомство. Даже если среди потомства в одном выводке появляются два отчетливо различных организма ,они будут принадлежать к одному виду

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, что лежит в основе этого критерия?

Предполагаемый ответ: В основе данного критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения.

Учитель: Верно. Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а  учащиеся записывают  в тетрадях – морфологический критерий).

Вопрос : Как вы думаете, что лежит в основе физиологического критерия?

Ответ : В основе физиологического критерия  лежит сходство процессов жизнедеятельности.

Дополнения учителя.  Немаловажным   в   данном  критерии  является сходство размножения , что определяет   возможность   получения   потомства  при скре-щивании.

Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на дос-ке , а  учащиеся записывают  в тетрадях – физиологический критерий)

Рассказ учителя: Со временем было установлено, что ни морфологическое, ни физиологическое  сходство , не могут служить достаточно надежными крите-риями вида. Не всегда срабатывает физиологический критерий , т.к. например,  при скрещивании собак с волком получается плодовитое потомство.А ведь  это разные виды. Подобный  результат получается при скрещивании тополя и ивы.

        Не всегда  срабатывает и  морфологический   критерий ,т.к. внешне нераз-личимые группы организмов могут принадлежать к различным видам. Ученые обнаружили так называемые виды – двойники , различающиеся лишь набором хромосом .

     Учитель: В связи с этим давайте  решим биологическую  задачу.

Установлено , что под названием «черная крыса « скрываются два вида – двойника : крыса с 38 и 42 хромосомами. Они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?

  Предполагаемый ответ: Данный критерий называется генетический , т.к.  у каждого вида характерный набор хромосом, их размеры , форма , состав ДНК.

Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а  учащиеся записывают  в тетрадях – генетический критерий).

 Учитель: Немаловажное значение  имеет место вида в природных сообществах, его специализация в отношении пищевых ресурсов, территорий и др ,набор факторов внешней среды ,необходимых для существования вида.

Вопрос: Как вы думаете,  данные параметры, можно отнести к какому, критерию?

Предполагаемый  ответ: Место вида в природных сообществах, его специали-зация, набор факторов внешней среды – это экологический критерий.

Учитель: Давайте   в   тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а  учащиеся записывают  в тетрадях –экологический критерий).

Учитель : Давайте решим еще одну биологическую задачу.

             Зубр и бизон – два вида , относящиеся к одному роду. Они очень схожи между собой и в неволе дают плодовитое потомство зубробизоны. В природе не скрещиваются , т.к. обитают  на разных материках – зубр в Европе , а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?

Предполагаемый ответ: Данный критерий можно назвать географическим.

Дополнение учителя: Географический   критерий    вида – область распростра-нения вида в природе (ареал).

Учитель: Давайте   в   тетрадях   запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а  учащиеся записывают  в тетрадях – географический критерий).

Учитель: Еще существует исторический критерий вида. Как вы думаете , что он включает в себя?

Предполагаемый ответ: Исторический критерий  отражает единую историю возникновения и развития вида , общность предков.

Вопрос учителя: Давайте  сделаем  вывод    имеется   ли  абсолютный критерий вида или о принадлежности к виду можем судить по совокупности  нескольких критериев?

 Вывод  формулируется учащимися: Каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида; только в совокупности они позволяют точно выяснить видовую принадлежность  живого организма.

(после формулирования вывода он записывается учащимися в тетради)

5.Структура вида(рассказ учителя , сопровождаемый схематическим изображением на доске структуры вида).                     

6.Многообразие видов растений и животных на Земле.

  1.Задание учащимся. Прочитайте  1 и 2 –ой абзацы раздела «Сколько видов на    

   Земле»  с.136 учебника. Сделайте вывод прочитанного.

  (учитель следит за выполнением работы и проверяет решение  биологических  

   задач по вариантам).

Вывод  учащихся: Со времени Карла Линнея, разработавшего систему класси-фикации организмов, в мире было описано 1,5 млн. видов.

    В действительности же далеко не все живущие на Земле виды описаны и систематизированы. В настоящее время примерно  Землю населяют 4-5 млн. видов .

Учитель: Сделаем  запись данного вывода в тетрадях.

Учитель: В настоящее время  виды исчезают быстрее ,нежели их успевают обнаружить и описать. Потеря вида имеют огромное значение. Каждый из них  неповторим и вносит свой вклад в формирование условий на Земле, которые , в свою очередь, влияют и на наше собственное существование как биологичес-кого вида.

  Учитель демонстрирует  рисунки , фотографии растений и животных ред-ких и   исчезающих видов,  занесенных  в Красную книгу России, Белгородской области, гербарные растения местных видов.

Учитель: Посмотрите, какое большое количество видов оказались под угрозой исчезновения.

  Давайте внимательно посмотрим на  некоторые из них повнимательней и назовем их.

  Во время демонстрации учащиеся называют :

   1. виды растений : пион тонколистный, ломонос цельнолистный, ландыш майский , адонис весенний , рябчик русский ,иссоп меловой, лен желтый, копеечник крупноцветковый, купена многоцветковая.

  2.виды животных : гигантская вечерница, степной орел , орлан –белохвост, жук-олень , красотел пахучий.

 Учитель: Ваше мнение, какая главная причина   исчезновения видов с лица Земли?

Предположительный ответ уч-ся: Это происходит в результате разрушения мест обитания ,влияния человеческой деятельности.

IY.Закрепление нового материала (беседа).

V.Домашнее задание:§  4.1., работа с терминами с.137.   

  

VI.Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Критерии вида" »

Конспект урока биологии в 9 классе

Тема урока : « Критерии вида»


учитель Овчаренко Н.Е.

Ход урока

время

методические

приемы

оборудование

1.Организационный момент

1!



11.Опрос учащихся

-опрос по вопросам

-решение задач по вариантам

4!


5!

Фронтальный опрос

Самостоятельное

решение задач



Карточки с задачами

111.Изучение нового материала

-актуализация


-история учения о виде

-критерии вида


-структура вида


-многообразие видов на земле












1У. Закрепление нового материала.





V.Домашнее зада-ние

VI.Подведение итогов урока.

Рефлексия.

20!






















10





2!


3!



Рассказ учителя


Рассказ учителя


Поисковая беседа


Рассказ учителя


1.Самостоятельная работа учащихся с учебником с пос-ледующим анали-зом прочитанного;

2.Демонстрирация








1.Беседа


2.Самостоятельная работа с текстом и последующим его анализом



Рассказ учителя


Схема в тетрадях









Схема на доске


Учебник





Рисунки , фо-тографии растений и животных редких и исчезающих видов


Гербарий рас-тений

Карточки с

текстом


Цели урока: образовательная – закрепить знания учащихся по теме

«Организменный уровень»;сформировать у учащихся понятие

«вид», «критерии вида», «структура вида» выяснить много-

образие видов и их значение;


развивающая – способствовать обучению учащихся умению

анализировать, делать выводы.


воспитывающая – экологическое воспитание на основе изучения

материала по многообразию видов растений и животных на Земле

и их рациональному использованию для сохранения этого мно-

гообразия.


Оборудование : рисунки , фотографии растений и животных редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу России, Белго-родской области, гербарные растения местных видов, карточки с задачами.


I.Организационный момент

II.Опрос учащихся.

(фронтальный опрос по вопросам )

1.Как называется индивидуальное развитие организма?

Ответ: Индивидуальное развитие организма называется отногенезом .

2.Какие вам известны стадии эмбрионального периода онтогенеза?

Ответ: Имеются следующие стадии эмбрионального периода онтогенеза:

дробление, бластула, гаструла , нейрула .

3.Может ли меняться генотип под воздействием факторов внешней и внут-ренней среды?

Ответ: Генотип может меняться . Данный процесс называется мутацией. Му-тация – это изменения генотипа , происходящие под воздействием факторов внешней или внутренней среды.

4.Почему мутации можно делить на генные, хромосомные и геномные?

Ответ: Мутации могут затрагивать генотип в различной степени , и поэтому их можно делить на генные , хромосомные и геномные . Генные мутации возникают при замене одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена на другие. При хромосомных мутациях значительные изменения происхо-дят в структуре хромосомы и затрагивают несколько генов.Геномные мутации возникают в случае если в генотипе или отсутствует какая-нибудь хромосо- ма ,или , наоборот , присутствует лишняя.

III.Изучение нового материала.

1.Актуализация .Рассказ учителя.

Мир живых существ состоит из огромного количества отличных друг от друга растений, животных , грибов, микроорганизмов. Все они смогли

образовать множество различных форм, каждая из которых приспособилась к жизни при определенных условиях среды. Как можно отличить один вид от другого?

Предполагаемый ответ: Один вид от другого можно отличить по различным признакам.

Учитель: Сегодня мы как раз и займемся разбором этих групп признаков или

критериев. Нам необходимо будет усвоить понятия «вид», «критерии вида», выяснить многообразие видов и их значение.

Тема нашего урока , которую необходимо записать в тетради «Критерии вида».(учащиеся записывают тему урока в тетрадях).

2. Рассказ учителя об истории учения о виде ( обратить внимание учащихся на то,что данного вопроса нет в учебнике)

По Линнею , вид – это множество организмов , сходных морфологически и физиологически и способных к воспроизведению.

По его мнению , виды – реально существующие единицы природы ,огра-ниченные друг от друга рядом постоянных черт , потому что каждый из них создан определенным творческим актом.

Напротив, Ламарк полагал , что природа создала исключительно однород-ных особей , а виды ,роды, - воображаемые категории придуманные человеком для облегчения классификации. Но Ламарк считал , что в природе происходит изменение особей. Ч. Дарвин не принял ни одну одну , ни другую точку зрения и привел свои аргументы (запись в тетрадь).

-Виды реально существуют , но развития нет.(К.Линней.)

-Видов нет, они – плод воображения , но историческое развитие в природе есть.(Жан Батист Ламарк.)

-Виды реально существуют , относительно постоянны и являются резуль-татом исторического развития (Ч.Дарвин).

3. Понятие «вид». Учитель :Давайте на основе сегодняшнего материала и ма-териала ранее изученных разделов биологии ответим на вопрос.

Вопрос к классу : Что такое вид? Учащиеся дают понятие с последующей за-писью в тетрадях.

Вид – совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения , обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скре-щивании.

4.Критерии вида (поисковая беседа).

Учитель : В 1700 году английский натуралист Джон Рей попытался впервые определить критерии вида, или признаки, по которым можно судить о принадлежности организма к данному виду. Он считал ,что все индивидуумы , принадлежащие данному виду могут свободно скрещиваться в природе и

продуцировать потомство. Даже если среди потомства в одном выводке появляются два отчетливо различных организма ,они будут принадлежать к одному виду.

Шведский натуралист Карл Линней определял вид как целостные группы организмов ,отличные от других жизненных форм по признакам строения

Критериями вида называют характерные признаки и свойства , по которым одни виды отличаются от других.

Признаки строения ,которые использовал Линней для выделения видов , дают нам пример морфологического критерия.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, что лежит в основе этого критерия?

Предполагаемый ответ: В основе данного критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения.

Учитель: Верно. Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях – морфологический критерий).

Вопрос : Как вы думаете, что лежит в основе физиологического критерия?

Ответ : В основе физиологического критерия лежит сходство процессов жизнедеятельности.

Дополнения учителя. Немаловажным в данном критерии является сходство размножения , что определяет возможность получения потомства при скре-щивании.

Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на дос-ке , а учащиеся записывают в тетрадях – физиологический критерий)

Рассказ учителя: Со временем было установлено, что ни морфологическое, ни физиологическое сходство , не могут служить достаточно надежными крите-риями вида. Не всегда срабатывает физиологический критерий , т.к. например, при скрещивании собак с волком получается плодовитое потомство.А ведь это разные виды. Подобный результат получается при скрещивании тополя и ивы.

Не всегда срабатывает и морфологический критерий ,т.к. внешне нераз-личимые группы организмов могут принадлежать к различным видам. Ученые обнаружили так называемые виды – двойники , различающиеся лишь набором хромосом .

Учитель: В связи с этим давайте решим биологическую задачу.

Установлено , что под названием «черная крыса « скрываются два вида – двойника : крыса с 38 и 42 хромосомами. Они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?

Предполагаемый ответ: Данный критерий называется генетический , т.к. у каждого вида характерный набор хромосом, их размеры , форма , состав ДНК.

Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях – генетический критерий).

Учитель: Немаловажное значение имеет место вида в природных сообществах, его специализация в отношении пищевых ресурсов, территорий и др ,набор факторов внешней среды ,необходимых для существования вида.

Вопрос: Как вы думаете, данные параметры, можно отнести к какому, критерию?

Предполагаемый ответ: Место вида в природных сообществах, его специали-зация, набор факторов внешней среды – это экологический критерий.

Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях –экологический критерий).

Учитель : Давайте решим еще одну биологическую задачу.

Зубр и бизон – два вида , относящиеся к одному роду. Они очень схожи между собой и в неволе дают плодовитое потомство зубробизоны. В природе не скрещиваются , т.к. обитают на разных материках – зубр в Европе , а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?

Предполагаемый ответ: Данный критерий можно назвать географическим.

Дополнение учителя: Географический критерий вида – область распростра-нения вида в природе (ареал).

Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а учащиеся записывают в тетрадях – географический критерий).

Учитель: Еще существует исторический критерий вида. Как вы думаете , что он включает в себя?

Предполагаемый ответ: Исторический критерий отражает единую историю возникновения и развития вида , общность предков.

Вопрос учителя: Давайте сделаем вывод имеется ли абсолютный критерий вида или о принадлежности к виду можем судить по совокупности нескольких критериев?

Вывод формулируется учащимися: Каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида; только в совокупности они позволяют точно выяснить видовую принадлежность живого организма.

(после формулирования вывода он записывается учащимися в тетради)


5.Структура вида(рассказ учителя , сопровождаемый схематическим изображением на доске структуры вида).


Схема: Структура вида:


А) популяция;


А Б В Б) подвид;


В) вид.



-6-

6.Многообразие видов растений и животных на Земле.

1.Задание учащимся. Прочитайте 1 и 2 –ой абзацы раздела «Сколько видов на

Земле» с.136 учебника. Сделайте вывод прочитанного.

(учитель следит за выполнением работы и проверяет решение биологических

задач по вариантам).

Вывод учащихся: Со времени Карла Линнея, разработавшего систему класси-фикации организмов, в мире было описано 1,5 млн. видов.

В действительности же далеко не все живущие на Земле виды описаны и систематизированы. В настоящее время примерно Землю населяют 4-5 млн. видов .

Учитель: Сделаем запись данного вывода в тетрадях.

Учитель: В настоящее время виды исчезают быстрее ,нежели их успевают обнаружить и описать. Потеря вида имеют огромное значение. Каждый из них неповторим и вносит свой вклад в формирование условий на Земле, которые , в свою очередь, влияют и на наше собственное существование как биологичес-кого вида.

Учитель демонстрирует рисунки , фотографии растений и животных ред-ких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу России, Белгородской области, гербарные растения местных видов.

Учитель: Посмотрите, какое большое количество видов оказались под угрозой исчезновения.

Давайте внимательно посмотрим на некоторые из них повнимательней и назовем их.

Во время демонстрации учащиеся называют :

1. виды растений : пион тонколистный, ломонос цельнолистный, ландыш майский , адонис весенний , рябчик русский ,иссоп меловой, лен желтый, копеечник крупноцветковый, купена многоцветковая.

2.виды животных : гигантская вечерница, степной орел , орлан –белохвост, жук-олень , красотел пахучий.

Учитель: Ваше мнение, какая главная причина исчезновения видов с лица Земли?

Предположительный ответ уч-ся: Это происходит в результате разрушения мест обитания ,влияния человеческой деятельности.


IY.Закрепление нового материала (беседа).

Учитель: Давайте ответим на вопросы.

Учитель : Что такое вид?

Предположительный ответ: Вид – совокупность организмов, характеризую-щихся общностью происхождения , обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании.


Учитель: Какие критерии вида вы узнали на этом уроке?

Предположительный ответ: Существуют следующие критерии вида:

морфологический , физиологический, генетический, экологический,

географический, исторический.

Учитель: Можно ли характеризовать вид по одному какому-либо критерию?

Предположительный ответ: Различные критерии связаны между собой и

только в совокупности определяют целостность и единство вида.


Учитель: (демонстрирует гербарный экземпляр касатика желтого и

раздает учащимся текст с описанием растения –касатика желтого )

Прочитайте текст определите, о каких критериях вида идет речь.


Содержание текста.

Это многолетнее растение с толстым (до 2см в диаметре), разветвленным кор-невищем. Стебли прямостоячие высотой 30-100 см, разветвленные в верхней части. Прикорневые листья мечевидные, длиной до 60 см. Стеблевые листья более мелкие, почти линейные. На концах стеблей расположены желтые цветки, с 6 листочками око-лоцветника.

Растет по ,берегам водоемов, на болотах и на сырых лугах.

Распространен в европейской части бывшего СССР, на Кавказе, в Казахстане и Западной Сибири, а также в центральных и южных районах Европы.

Предположительные ответы учащихся:

1.О морфологическом критерии говорится в следующей части текста:

«Это многолетнее растение с толстым (до 2см в диаметре), разветвленным кор-невищем. Стебли прямостоячие высотой 30-100 см, разветвленные в верхней части. Прикорневые листья мечевидные, длиной до 60 см. Стеблевые листья более мелкие, почти линейные. На концах стеблей расположены желтые цвет-ки, с 6 листочками околоцветника ».


2.Об экологическом критерии говорится в следующей части текста:

«Растет по ,берегам водоемов, на болотах и на сырых лугах.


3.О географическом критерии говорится в следующей части текста:

«Распространен в европейской части бывшего СССР, на Кавказе, в Казахстане и Западной Сибири, а также в центральных и южных районах Европы.


V.Домашнее задание:§ 4.1., работа с терминами с.137.

По желанию в специальной или художественной литературе найти описание критериев вида.

VI.Подведение итогов урока.

Рефлексия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока "Критерии вида"

Автор: Овчаренко Николай Евгеньевич

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по биологии на тему: " Вид.Критерии вида" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-vid-kritierii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "101724"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428882"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "План - конспект урока "Вид, его критерии. Видообразование" 11 класс"
    ["seo_title"] => string(66) "plan_konspiekt_uroka_vid_iegho_kritierii_vidoobrazovaniie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "382554"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485111521"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "План - конспект урока на тему "Сложные предложения с разными видами связи" "
    ["seo_title"] => string(79) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnyie-priedlozhieniia-s-raznymi-vidami-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "151954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420791964"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме: "Вид. Критерии вида." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vid-kritierii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "137497"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417360482"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "План - конспект урока "Видообразование - результат действия факторов эволюции""
    ["seo_title"] => string(79) "plan-konspiekt-uroka-vidoobrazovaniie-riezul-tat-dieistviia-faktorov-evoliutsii"
    ["file_id"] => string(6) "280020"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308941"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства