kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии "РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект увлекательного урока- путешествия, соответствующий ФГОС, с использованием активных методов обучения, групповой работой, заданиями на анализ текста, формирование критического мышления, дополненный стихотворениями и кроссвордом по теме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ"»

9


Урок биологии в 9 классе

Учитель: Ананченко Н.В. МБОУ Гимназия имени А.И. Яковлева г. Урай ХМАО

Тема: «Развитие жизни на Земле».

Тип урока : урок актуализации новых знаний

Цель урока: знакомство учащихся с основными этапами развития жизни на Земле (эрами и периодами), эволюционными изменениями, происходящими в различные промежутки времени на нашей планете.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Дать представления об основных этапах развития жизни на Земле, изменениях в царстве живой природы, ароморфозах; научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между различными эволюционными событиями и видовым разнообразием флоры и фауны; климатическими изменениями и появлении более прогрессивных форм существования жизни с вымиранием определенных групп живых организмов, ранее существовавших на нашей планете.

2. Формировать научное мировоззрение: убедить школьников в познаваемости процесса эволюции органического мира.

Воспитательные:

1.Поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности, продолжить работу по формированию коммуникативных и рефлексивных качеств.

2. Воспитывать культуру общения, формировать умение слышать собеседника, находить компромисс, распределять роли через групповую работу.

Развивающие:

1.Продолжить развитие логического мышления учащихся, формировать навык анализа информации, умения выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности в поисках нужной информации.

Формируемые УУД:

Познавательные: определение существенных признаков биологических понятий, самостоятельное формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группах.

Регулятивные: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик в рабочих листах, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Личностные: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, уметь сотрудничать в совместном решении проблем.

Предметные умения:

Ученик должен знать: историю развития жизни на Земле, эры и периоды, особенности эволюции, преобразования во флоре и фауне.

Ученик должен уметь: давать определения ключевым понятиям, выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции, устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Методы и приемы: наглядный (фрагменты учебного фильма, презентация «Чёрный ящик», физминутка -презентация); словесный, выполнение мини- исследовательской работы, создание проблемной ситуации, работа с дополнительными источниками информации.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: м/м презентация: «Этапы развития жизни на Земле», видеосюжет про архейскую эру

рабочие листы с заданиями в цветных папках для групповой работы, клей, цветные листы А3, текстовывовители, интернет, сайт Mentimetеr.com , дополнительная литература

Перед уроком формируются группы сменного состава по 5-6 человек путём выбора жетонов разных цветов (красного, жёлтого, оранжевого, синего и зелёного). Позже каждая группа получает папку такого же цвета с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Вы друг к другу повернитесь

И соседу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, друзьям,

И садитесь по местам!

II, Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, я очень рада видеть вас сегодня на уроке биологии. Только сегодня он у нас необычный. Вы любите путешествия? Тогда я приглашаю вас отправиться в одно из них. Предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет и определить тему, цель и задачи нашего сегодняшнего урока.

ВИДЕО «Начало урока» ( 1 мин).

Учащиеся формулируют тему, цель и задачи урока. Открывается тема на доске.

Молодцы! Теперь самое время отправиться в путешествие!

Мы сегодня совершим

Путешествие по свету.

И узнать нам предстоит

Про историю планеты,

Про периоды и эры,

И про тайны мирозданья,

Флору, фауну и климат

Почерпнуть должны мы знанья.

В прошлое заглянем смело,

Как в портал войти узнаем…

Я надеюсь, вы готовы?

Ну, тогда мы начинаем!



  1. Актуализация знаний

Сайт Menti.com

В последнее время очень актуальными стали QR Они встречаются повсеместно: на товарах в магазинах, сертификатах ковид-19 и даже на домах с названием улиц и памятниках. Обычно на уроках учителя просят вас убрать смартфоны с парт, но сегодня у нас необычный урок, поэтому мы будем некоторые правила нарушать.

Ребята, попрошу вас приготовить ваши смартфоны для нашего путешествия. Именно смартфоны помогут нам сегодня войти в портал

Звук машины времени из кф «Иван Васильевич меняет профессию»

На экране слайд презентации с сайта www.mentimeter.com

Используя смартфон, учащиеся попадают в виртуальную реальность через QR код

На экране появляются вопросы, дети в смартфонах отвечают на них.



  1. Жизнь на планете Земля стала возможной благодаря определенным условиям, отличающим её от других планет. Назовите условия, необходимые для существования жизни. Открытый ответ: свет, тепло, кислород (атмосфера), вода.

Открытый вопрос- каждый учащийся может написать 4 варианта. На слайде появляются ответы детей, слова разного цвета, находятся в движении, размер шрифта зависит от количества учащихся, выбравших такой вариант ответа.

  1. Самыми известными живыми существами, жившими когда-то на нашей планете, считают динозавров. В какую эру жили динозавры? Предлагаются варианты ответов. Учащиеся голосуют за 1 из вариантов. (Правильный ответ- Мезозойскую). Определяется победитель интерактивной викторины. На слайдах видно количество учащихся, ответивших правильно и неправильно. Учитывается быстрота и правильность ответа.

  2. Жизнь на Земле зародилась… Представлены варианты ответов. (Правильный ответ 3,5 млрд лет назад). Слайд в виде столбчатых диаграмм.





  1. Этап первичного усвоения новых знаний.

Ребята, судя по вашим ответам некоторые факты о зарождении и становлении нашей планеты вам известны. Это меня радует. Но остаётся ещё масса всего неизведанного.

Как же узнать что было на нашей планете мрд и млн лет назад? Какая наука может помочь нам в этом разобраться? (палеонтология. Каменная летопись Земли. Горные породы и окаменелости. Наука палеонтология зародилась в конце 18 века. Основоположник Жорж Леопольд Кювье.

Входя сегодня в кабинет, каждый из вас имел возможность выбора жетона. Т.о. у нас получилось 5 замечательных экипажей, которым предстоит заполнить свой бортовой журнал интересными сведениями, полученными из дополнительных источников информации. Не забывайте правила работы в команде. Каждая группа получает папку цвета своих жетонов.

1 команда – зеленые -Архей.

2 команда- желтые- Протерозой

3 команда- красные- Палеозой.

4 команда- синие- Мезозой.

5 команда- оранжевые- Кайнозой.

1 Задание: «ЛЕСТНИЦА ЖИЗНИ».

Каждая группа получает лист бумаги своего цвета для наклеивания разрезанных отличительных особенностей эр. Там есть даты, периоды, ароморфозы, особенности климата, растительного и животного мира. Задание экипажам: ознакомиться с дополнительной информацией ( анализ текста по своей эре, критически осмыслить, отделить фейки от достоверной информации ( признаки эр перепутаны), составить опорный конспект по изучаемой эре (наклеить на лист А3),представить информацию по своей эре. Просмотр видеосюжетов.

На доску крепятся листы групп в виде ступеней от архея к кайнозою.

Ребята, а вы знаете что такое мнемотехника и зачем она нужна?(ответы, предположения учащихся) Когда-то, изучая падежи вы запоминали и расшифровывали их так: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку», а последовательность цветов радуги так: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Сегодня мы применим приёмы мнемотехники, чтобы лучше запомнить последовательность периодов различных эр в геохронологической таблице.

Периоды палеозойской эры:

Каждый (Кембрий)

Отличный (Ордовик)

Студент (Силур)

Должен (Девон)

Кушать (Карбон)

Пончики (Пермь)

Периоды мезозойской эры:

Ты, (Триас)

Юра, (Юрский)

Мал ещё! (Меловой)

Периоды кайнозойской эры:

Подрасти (Палеоген)

Немного, (Неоген)

Человек! (Четвертичный, или Антропоген)

Ребята, а как вы думаете, возможна ли жизнь где-нибудь помимо нашей планеты? Быть может, жизнь существует на какой-нибудь из звёзд? Давайте вместе посмотрим на звёздное небо и понаблюдаем за ними.

Физминутка «Маленький принц».

  1. Первичная проверка понимания и первичное закрепление.

Упражнение «Корректор». Задание: найти ошибки в тексте, выделить их с помощью текстовыводителя и исправить их.

    1. Древнейшая эра на Земле, с которой и началась жизнь на нашей планете, Кайнозойская ( Архейская).

    2. Первые живые организмы, появившиеся в Архейскую эру, были анаэробными.

    3. Жизнь зародилась на суше (в воде).

    4. Благодаря цианобактериям на Земле начала меняться атмосфера, стал происходить фотосинтез и появился кислород.

    5. Сначала появились многоклеточные растения и животные, затем они сменились одноклеточными (наоборот).

    6. Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон и Пермь-это периоды Протерозойской эры (Палеозойской)

    7. После Палеозойской эры наступила Мезозойская- эра расцвета Пресмыкающихся, которые в это время стали властелинами мира.

    8. В Каменноугольный период (карбон) произошло изменение климата, древовидные папоротники погибли, образуя кладовые полезных ископаемых нашей планеты

    9. В Протерозойскую эру произошел выход риниофитов (псилофитов) и беспозвоночных животных на сушу, появились стегоцефалы, а по воздуху летали огромные насекомые, размах крыльев которых достигал 75 см (Палеозойскую эру).

    10. Примерно 67-66 млн лет назад на нашей планете началась эра Кайнозоя, в которую появились предковые формы человекообразных обезьян и самого человека.

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали, пришла пора возвращаться в современный мир. А для этого нам с вами предстоит войти ещё в 1 портал.

Звук машины времени.

Презентация на сайте МЕНТИМЕТЕР.ком

1 вопрос: Расположите эры в хронологическом прядке.

2 вопрос: В какую эру риниофиты и беспозвоночные животные вышли на сушу?

Викторина, определяется победитель.


Пришло время подводить итоги. Ребята, кто помнит, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Какую цель и какие задачи мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их?


VI Инструктаж по домашнему заданию (§ 52-53+ разгадать кроссворд)

VII Рефлексия

Слайд на ментиметер.ком.

Проанализируйте и оцените свою работу на уроке.

Ваши впечатления от сегодняшнего урока. Что нового вы узнали? Что вам больше всего запомнилось ?

Ребята, сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по Лестнице жизни, познакомились с историей нашей планеты и ее эволюционным развитием, узнали приёмы мнемотехники и сумели применить их к нашей сегодняшней теме.

На следующем уроке нам предстоит научиться работать с геохронологическими таблицами, распределять по эрам и периодам растения и животных, находить соответствия, узнавать живые организмы по изображениям. В общем сегодняшний урок- это только начало. Впереди нас ждёт ещё масса разных открытий. До новых встреч!


ПРИЛОЖЕНИЯ:

Задания для групповой работы на анализ текста и составление опорного конспекта.


Архейская эра.

Древнейшая эра в развитии Земли. Время эры: 3500-2600 млн. лет назад. На планете извержения вулканов и падения метеоритов. Большая часть суши -мелководное море. В воде зарождается жизнь. Возникли первые живые организмы- анаэробные прокариоты, затем цианобактерии, одноклеточные и нитчатые зеленые водоросли. Произошел ароморфоз- фотосинтез. Появилась кислородсодержащая атмосфера. В архейскую эру шло усложнение живых организмов. Эволюция шла в направлении возникновения многоклеточности, появления полового процесса, эукариотических организмов.

Протерозойская эра.

Эра ранней жизни. Время эры от 2600 до 570 млн лет назад. Суша практически безжизненна. Климат холодный. Частые оледенения. В океане широкого распространения и многообразия достигли водоросли. У них появляются ризоиды и таллом. Среди животных колоссальное многообразие беспозвоночных животных: кишечнополостных( медуз), губок, иглокожих, червей, моллюсков, примитивных членистоногих (трилобитов). Ароморфозы: двухстороння симметрия тела, первые хордовые- ланцетник. Активно образовывались осадочные породы.


Палеозойская эра.

Эра древней жизни: 570-248 млн. лет назад. Выделяют 6 периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон и пермь. В начале эры жизнь господствовала в морях: кораллы, иглокожие, трилобиты. На суше только бактерии и цианеи. Затем появились головоногие моллюски и ракоскорпионы. «Кембрийский взрыв»- резкое увеличение скелетной фауны.

Ордовик: сильное затопление суши, образование болот. Появились первые бесчелюстные позвоночные.

Силур: выход растений- риниофитов (Псилофитов), отличающихся от водорослей проводящей системой, и беспозвоночных животных на сушу. Появились первые лишайники и грибы.

Девон: Среди растений доминировали хвощи, плауны, папоротники. От трилобитов произошли многоножки и паукообразные. Появились челюстноротые рыбы, давшие впоследствии начало акулам и кистепёрым рыбам.

Карбон (каменноугольный период). Теплый и влажный климат. Древовидные папоротники, голосеменные растения. В фауне появились первые земноводные- ихтиостеги и стегоцефалы. В болотистых лесах карбона земноводные достигли наибольшего разнообразия, в более засушливых районах появились рептилии. Шла эволюция членистоногих, на Земле появились Жесткокрылые и огромные стрекозы.

Пермь: произошло изменение климата. Он стал более сухой и прохладный. Это привело к вымиранию древовидных папоротников с образованием залежей полезных ископаемых. Наблюдался расцвет голосеменных растений. Вымерли крупные морские моллюски, насекомые. Появились терапсиды- предки будущих млекопитающих.



Мезозойская эра.

Эра средней жизни. Началась 230 млн лет назад. Окончилась 67 млн лет назад.

Эра включает в себя 3 периода: триасовый, юрский и меловой. Климат становился более сухой, что привело к вымиранию большинства земноводных и папоротникообразных. В триасовый период возникает большое разнообразие рептилий- черепах, крокодилов, многочисленных динозавров размером от курицы до 5-6 м. На суше много голосеменных растений. Ароморфозы: постоянная температура тела, 4-камерное сердце, вскармливание детеныше молоком, дифференцированные зубы у первых млекопитающих.

В юрский период властелинами планеты, освоившими все среды обитания, стали динозавры разных размеров от 30 м и 50 т до небольших. Ихтиозавры, тираннозавры, стегозавры и другие. Появился археоптерикс, первые птицы. Среди растений- первые покрытосеменные растения.

Мел. Появились сумчатые и плацентарные животные. В конце мела произошло резкое похолодание, по некоторым версиям вследствие падения метеорита. Это привело к массовому вымиранию животных. Особенно крупных размеров- таких как динозавры. Расцвет насекомых. Преимущество получили теплокровные животные- птицы и млекопитающие.

Кайнозойская эра.

Эра новой жизни. Началась 67 млн лет назад и продолжается по сей день. Включает 3 периода: палеоген, неоген и антропоген (или четвертичный) периоды. Эра расцвета покрытосеменных растений, насекомых, птиц и млекопитающих.

В палеоген наблюдалось движение материков. Климат был тропическим, ровным. На Земле преобладали вечнозеленые тропические и листопадные растения. Произошло образование разных отрядов млекопитающих- хищных, копытных, насекомоядных.

В неоген наблюдалось большое разнообразие костистых рыб, птиц, появлялись все новые отряды млекопитающих. В результате очередного изменения климата: похолодания и засушливости появились степи и саванны, предковые формы человекообразных обезьян и людей.

В антропогене территории Евразии и Северной Америки четырежды подвергались оледенению. Фауна Земли представлена мамонтами, шерстистыми носорогами, овцебыками, саблезубыми тиграми, пещерными медведями. В конце последнего ледникового периода началось потепление, сформировалась современная флора и фауна.

Инструкционная карта.

  1. Выберите информацию про эру по плану:

А) время эры, периоды ( если эра на них подразделяется)

Б) климат

В) растительный и животный мир

Г) ароморфозы



Кроссворд





  1. Эра древней жизни, состоящая из 6 периодов, характеризуется расцветом трилобитов, кораллов, иглокожих, рыб и выходом живых организмов на сушу (палеозой).

  2. Первые ракообразные, жившие в морях и океанах, потомком которых является мокрица (трилобиты).

  3. В переводе их название означает «Удивительные ящеры». К ним относятся ихтиозавры, тираннозавры, бронтозавры и другие рептилии Мезозоя (динозавры).

  4. Эра новой жизни, которая продолжается до сих пор (кайнозой).

  5. Древнейшая эра развития Земли, характеризующаяся постоянными извержениями вулканов, появлением жизни на нашей планете (архей)

  6. Эра расцвета водных беспозвоночных- губок, медуз, моллюсков, иглокожих (протерозой)

  7. Переходная вымершая форма между рептилиями и птицами, обитавшая когда-то на нашей планете (археоптерикс)

  8. Эра средней жизни. 230-67 млн лет назад, включающая 3 периода: Триас, Юра и Мел (мезозой).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии "РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ"

Автор: Ананченко Наталья Владимировна

Дата: 07.05.2022

Номер свидетельства: 606303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока биологии "Класс Насекомые" и презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-nasiekomyie-i-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "129278"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415652393"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "конспект урока "Критерии вида" "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-kritierii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "136155"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417044856"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока биологии "Фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-biologhii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "132310"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416324332"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему голосеменные растения"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokanatiemugholosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454509518"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства