kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект, домино, тест, презентация по теме Витамины 

Просмотр содержимого документа
«Домино»

Бери-бери



Витамин Д

Витамин С

Рыбий жир



Куриная слепота


Витамин С

Витамин Д

1 мг



Рахит



Витамин А

Витамин А

0,2 мг





Цинга



Витамин В12

Витамин В12

Зерна злаков, печень



Анемия малокровие


Витамин В1

Витамин В1

Морковь



1,4-2,4 мг

Шиповник,

черная смородина

Витамин А

Поражение нервной системы



Просмотр содержимого документа
«кроссворд витамины»

  1. Заболевание, развивающееся при недостатке витамина.

  2. Процесс, на который оказывает влияние витамин «А».

  3. Группа витаминов, к которым относятся витамины В1, В6, С.

  4. Заболевание, которое развивается при недостатке витамина D.

  5. Цитрусовое растение, плоды которого моряки брали в плавание для восполнения витамина С.

  6. Заболевание, развивающееся при недостатке витамина В1.

  7. Заболевание, при котором воспаляются и кровоточат десны, выпадают зубы, снижается устойчивость организма человека к инфекциям и факторам окружающей среды.

  8. Биологически активные вещества, в состав молекул которых могут входить витамины.









  1. Заболевание, развивающееся при недостатке витамина.

  2. Процесс, на который оказывает влияние витамин «А».

  3. Группа витаминов, к которым относятся витамины В1, В6, С.

  4. Заболевание, которое развивается при недостатке витамина D.

  5. Цитрусовое растение, плоды которого моряки брали в плавание для восполнения витамина С.

  6. Заболевание, развивающееся при недостатке витамина В1.

  7. Заболевание, при котором воспаляются и кровоточат десны, выпадают зубы, снижается устойчивость организма человека к инфекциям и факторам окружающей среды.

  8. Биологически активные вещества, в состав молекул которых могут входить витамины.



Просмотр содержимого документа
«проверка дом зад тест»

I вариант

1) Обмен веществ – это процесс:

А. Поступление веществ в организм.
Б. Удаления из организма непереваренных остатков.
В. Удаления жидких продуктов распада.
Г. Потребления, превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии.

2) Белки, свойственные организму, строятся:

А. Из аминокислот.
Б. Из глицерина и жирных кислот.
В. Из углеводов.
Г. Из жиров.

3). Пластический обмен — это процесс:

А. Распада веществ клетки с освобождением энергии .
Б. Образования в клетке веществ с накоплением энергии .
В. Всасывания веществ в кровь.
Г. Переваривания пищи.

4). Витамины участвуют в ферментативных реакциях, потому что:

А. Входят в состав ферментов.
Б. Поступают с пищей.
В. Являются катализаторами.
Г.Образуются в организме человека.

5). Гиподинамия способствует отложению жира в запас, так как:

А. Расходуется мало энергии .
Б. Развивается атеросклероз .
В. Снижается устойчивость к инфекциям .
Г. Происходит перестройка костей.

6). Энергия, поступившая с пищей, расходуется на:

А. Рост.
Б. Рост и дыхание .
В. Дыхание.
Г. Рост, дыхание и другие процессы жизнедеятельности.



II вариант

1). Биологическими катализаторами в организме являются:

А. Гормоны. В. Вода и минеральные соли.
Б. Ферменты. Г. Желчь.

2). Энергетический обмен — это процесс:

А. Биосинтеза
Б. Удаления жидких продуктов распада
В. Теплорегуляции
Г. Окисления органических веществ клетки с освобождением энергии

3).Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:

А. Молекулы глюкозы.
Б. Углекислый газ и воду.
В. Воду, аммиак, углекислый газ.
Г. Аминокислоты.

4).Вода при обмене веществ в клетке используется как:

А. Энергетическое вещество, при окислении которого освобождается энергия .
Б. Универсальный растворитель .
В. Фермент — биологический катализатор .
Г. Гормон, регулирующий работу органов.

5). Биологическое окисление в клетке происходит в:

А. Рибосомах. В. Хромосомах.
Б. Митохондриях. Г. Ядрышке.

6). В результате пластического обмена (биосинтеза) происходит:

А. Образование специфических для клетки веществ .
Б. Переваривание пищи.
В. Биологическое окисление органических веществ .
Г. Транспортировка веществ к клетке.


Просмотр содержимого документа
«таблица витамины»

А

Участвует в обмене белков и углеводов, мин.солей. Усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям

Животные жиры – рыбий жир, яичный желток, печень трески, сливочное масло, а также в морковь, помидоры

При недостатке витамина развивается заболевание «Куриная слепота», кожа становится сухой, темнеет


0, 9 мг

В1

Участвует в образовании окислительных ферментов

Неочищенный рис, пекарские и пивные дрожжи

При недостатке витамина развивается болезнь «бери-бери», параличи, атрофия мышц, утомляемость


1,4 – 1,6 мг

В2

Участвует в клеточном дыхании, регулирует деятельность нервной системы

Молоко, зеленые овощи, грибы, печень и почки животных, дрожжи

При недостатке возникает резь в глазах, сухость губ, заболевания кожи, упадок сил, выпадение волос, неполадки с желудочно-кишечным трактом


1,5 – 2,0 мг

В6

Участвует в белковом обмене, снижает отложения холестерина

Говядина, рыба, горох, картофель, желток, молоко, зеленые части растений, отруби

Нарушение обмена белков, развитие дерматитов, сонливость, раздражи-тельность, потеря аппетита


1,5 – 2,0 мг

С

Регулирует обмен белков и углеводов, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы

Зеленые части растений, свежие овощи и фрукты, квашеная капуста, шиповник, лимон, черная смородина

Повышается утомляемость, слабость, снижается сопротивляемость к заболеваниям. Развивается болезнь «цинга», кровоточивость десен, плохая заживляемость ран



70 – 100 мг

D

Регулирует фосфорно-кальциевый обмен

Рыбий жир, сливочное масло, желток, печень, молоко. Может синтезироваться в организме под действием солнечного света

При недостатке витамина развивается «рахит», нарушение роста, нарушение окостенения скелета, снижение иммунитета



0, 0025 мг

РР

Обеспечивает нормальное протекание окислительно – восстановительных процессов. Участвует в образовании гормонов надпочечников

Образуется в организме из продуктов питания. Встречается в дрожжах, неочищенном рисе, печени, желтке, молоке

При недостатке нарушается деятельность пищеварительной системы, кожа темнеет и покрывается язвочками


25 мг



Просмотр содержимого документа
«тест на обеспеч витаминов»

Тест на обеспеченность организма витамином D.

  • Страдаете ли вы остеохондрозом?

  • Избегаете ли вы солнца?

  • Вы едите мало рыбы, мяса и яиц?

  • Избегаете ли вы масла и маргарина?

  • Вы не едите грибы?

Тест на обеспеченность организма витаминами группы В.

  • Часто ли вы чувствуете себя не способным к деятельности и лишённым энергии?

  • Легко ли вы раздражаетесь?

  • Часто ли вы подвергаетесь стрессам?

  • Есть ли у вас проблемы с кожей, например, сухая кожа, трещины в уголках рта?

  • Вы употребляете алкогольные напитки?

  • Отдаете ли вы предпочтение продуктам из муки грубого помола?

  • Вы не едите мясо вообще?

Тест на обеспеченность организма витамином С.

  • Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?

  • Часто ли вы принимаете медикаменты с ацетилсалициловой кислотой и обезболивающие?

  • Редко ли вы едите свежие овощи?

  • Вы едите мало сырых салатов?

  • Часто ли вы едите сохранившуюся в тепле или вновь разогретую еду?

  • Вы варите овощи и картофель в большом количестве воды?





Тест на обеспеченность организма витамином D.

  • Страдаете ли вы остеохондрозом?

  • Избегаете ли вы солнца?

  • Вы едите мало рыбы, мяса и яиц?

  • Избегаете ли вы масла и маргарина?

  • Вы не едите грибы?

Тест на обеспеченность организма витаминами группы В.

  • Часто ли вы чувствуете себя не способным к деятельности и лишённым энергии?

  • Легко ли вы раздражаетесь?

  • Часто ли вы подвергаетесь стрессам?

  • Есть ли у вас проблемы с кожей, например, сухая кожа, трещины в уголках рта?

  • Вы употребляете алкогольные напитки?

  • Отдаете ли вы предпочтение продуктам из муки грубого помола?

  • Вы не едите мясо вообще?

Тест на обеспеченность организма витамином С.

  • Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?

  • Часто ли вы принимаете медикаменты с ацетилсалициловой кислотой и обезболивающие?

  • Редко ли вы едите свежие овощи?

  • Вы едите мало сырых салатов?

  • Часто ли вы едите сохранившуюся в тепле или вновь разогретую еду?

  • Вы варите овощи и картофель в большом количестве воды?





Тест на обеспеченность организма витамином Е.

  • Страдаете ли вы нарушениями кровоснабжения?

  • У вас слабые соединительные ткани?

  • Образуются ли у вас после повреждения некрасивые шрамы?

  • Часто ли вы бываете на солнце?

  • Вы курите?

  • Часто ли вы подвергаетесь негативному влиянию, например, смога или выхлопных газов?

  • Часто ли вы употребляете растительные масла?

  • Вы употребляете растительный маргарин?

  • Вы не употребляете продукты из муки грубого помола?

























Тест на обеспеченность организма витамином Е.

  • Страдаете ли вы нарушениями кровоснабжения?

  • У вас слабые соединительные ткани?

  • Образуются ли у вас после повреждения некрасивые шрамы?

  • Часто ли вы бываете на солнце?

  • Вы курите?

  • Часто ли вы подвергаетесь негативному влиянию, например, смога или выхлопных газов?

  • Часто ли вы употребляете растительные масла?

  • Вы употребляете растительный маргарин?

  • Вы не употребляете продукты из муки грубого помола?



Просмотр содержимого документа
«урок витамины»

8 класс______________

Тема: «Витамины и их значение»

Цель урока: Сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.

Развивающие: продолжать развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся; развить навыки работы с текстом учебника, развивать учебные умения – работать с дополнительными источниками информации.

Воспитательные: развить коммуникативные качества, сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, содействовать стремлению: быть здоровым.

Оборудование: таблица “Витамины”, выставка овощей и фруктов, тесты, план урока на доске, презентация “Витамины”, компьютер, проектор, экран, разрезанная таблица, домино, памятки для каждого, оценочные листы..

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Повторение об обмене веществ, о пластическом и энергетическом обмене, об обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды ( по таблицам). Работа в парах по вариантам с взаимопроверкой.

I вариант

1) Обмен веществ – это процесс:

А. Поступление веществ в организм.
Б. Удаления из организма непереваренных остатков.
В. Удаления жидких продуктов распада.
Г. Потребления, превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии.

2) Белки, свойственные организму, строятся:

А. Из аминокислот.
Б. Из глицерина и жирных кислот.
В. Из углеводов.
Г. Из жиров.

3). Пластический обмен — это процесс:

А. Распада веществ клетки с освобождением энергии .
Б. Образования в клетке веществ с накоплением энергии .
В. Всасывания веществ в кровь.
Г. Переваривания пищи.

4). Витамины участвуют в ферментативных реакциях, потому что:

А. Входят в состав ферментов.
Б. Поступают с пищей.
В. Являются катализаторами.
Г.Образуются в организме человека.

5). Гиподинамия способствует отложению жира в запас, так как:

А. Расходуется мало энергии .
Б. Развивается атеросклероз .
В. Снижается устойчивость к инфекциям .
Г. Происходит перестройка костей.

6). Энергия, поступившая с пищей, расходуется на:

А. Рост.
Б. Рост и дыхание .
В. Дыхание.
Г. Рост, дыхание и другие процессы жизнедеятельности.

II вариант

1). Биологическими катализаторами в организме являются:

А. Гормоны. В. Вода и минеральные соли.
Б. Ферменты. Г. Желчь.

2). Энергетический обмен — это процесс:

А. Биосинтеза
Б. Удаления жидких продуктов распада
В. Теплорегуляции
Г. Окисления органических веществ клетки с освобождением энергии

3).Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:

А. Молекулы глюкозы.
Б. Углекислый газ и воду.
В. Воду, аммиак, углекислый газ.
Г. Аминокислоты.

4).Вода при обмене веществ в клетке используется как:

А. Энергетическое вещество, при окислении которого освобождается энергия .
Б. Универсальный растворитель .
В. Фермент — биологический катализатор .
Г. Гормон, регулирующий работу органов.

5). Биологическое окисление в клетке происходит в:

А. Рибосомах. В. Хромосомах.
Б. Митохондриях. Г. Ядрышке.

6). В результате пластического обмена (биосинтеза) происходит:

А. Образование специфических для клетки веществ .
Б. Переваривание пищи.
В. Биологическое окисление органических веществ .
Г. Транспортировка веществ к клетке.

Ответы: 1 вариант: 1-Г; 2 –А; 3 –Б; 4 –Б; 5 –А; 6 – Г.

2 вариант: 1 –Б; 2 – Г; 3 –А; 4 –Б; 5 –Б; 6 –А.

III. Изучение нового материала:

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с азбукой здоровья. Именно так называется ряд некоторых латинских букв: А, В, С, Д, Е, К, Р, РР, и др. (запись на доске).

Что же это за ряд букв? Большими латинскими буквами обозначаются витамины. Как часто мы слышим это слово от наших мам, особенно весной! И тема нашего урока сегодня называется «Витамины - чудесные вещества». Откройте тетради и запишите тему.

Наша с вами цель сегодня подтвердить или опровергнуть высказывание, что витамины – это азбука здоровья.

С биологической точки зрения витамины – это активаторы и регуляторы обмена веществ.

А что знаете вы про витамины? А что хотели бы узнать?

Я демонстрирую плоды: томат, баклажан, огурец, яблоко, перец.

Учитель: Что это?

Ученик: Плоды.

Учитель: А. В. Леонтович сказал: “Плоды – это музыка и поэзия питания”. Что привлекает человека в плодах?

Ученик: Углеводы, минеральные вещества и витамины.

Учитель: Может ли человек жить без витаминов? Почему витамины необходимы организму?( Ответы учащихся).

Как были открыты витамины? Сообщения учащихся об истории открытия витаминов.

1-й ученик: Ко второй половине XIX века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Однако жизнь далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи. Открытие витаминов связано с именем русского врача – педиатра Николая Ивановича Лунина. Витамины – это низкомолекулярные органические соединения, выполняющие важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах. Требуются в небольших количествах и обладают высокой биологической активностью.

2–й ученик: “Практический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с несомненностью указывали на существование ряда специфических заболеваний, непосредственно связанных с продуктами питания, хотя последние полностью отвечали указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий.

Настоящим бичом для мореплавателей долгое время была цинга; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или после кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамы, прокладывавшей морской путь в Индию 100 человек погибли от цинги.

Однако было замечено, что возникновение цинги может быть предотвращено, а цинготные больные могут быть вылечены, если в рацион их питания вводить, известное количество лимонного сока или отвара хвои. Таким образом, ученые того времени установили, что цинга и некоторые другие болезни связаны с неправильным питанием, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда защищает от подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище”.

3-й ученик: “ Важные исследования, способствовавшие открытию новых веществ и объяснявшие причину заболеваний при особенностях питания, провел в конце XIX века русский ученый Николай Иванович Лунин (1853-1937).

Он проводил свои опыты на мышах, которых кормили искусственно приготовленной пищей. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, что налицо все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившиеся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм и, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получавшая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Лунин в 1880 году пришел к следую– щему заключению: “...если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания”. Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положение в науке о питании.

Результаты работ Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил мышей, была очень невкусной. В 1890 году К.А.Сосин повторил опыты Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил сделанные им выводы.

Позже, в 1911 году, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от лат. “виталис” – животворный)”.

Осмысление. Работа в группе по методу: чтение с пометками, кластер.

Сейчас вы получите текст о витаминах. Внимательно прочитайте его и отметьте( V) то, что вы уже знаете (-)-думал иначе, (+)-новое для меня,(?)- хочу знать. Учащиеся отмечают.

Посмотрим, как вы поработали. Чтобы полученные знания прочно усвоились, предлагаю составить кластер. Из разрезанных частей склеить таблицу «Витамины»

А

Участвует в обмене белков и углеводов, мин.солей. Усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям

Животные жиры – рыбий жир, яичный желток, печень трески, сливочное масло, а также в морковь, помидоры

При недостатке витамина развивается заболевание «Куриная слепота», кожа становится сухой, темнеет


0, 9 мг

В1

Участвует в образовании окислительных ферментов

Неочищенный рис, пекарские и пивные дрожжи

При недостатке витамина развивается болезнь «бери-бери», параличи, атрофия мышц, утомляемость


1,4 – 1,6 мг

В2

Участвует в клеточном дыхании, регулирует деятельность нервной системы

Молоко, зеленые овощи, грибы, печень и почки животных, дрожжи

При недостатке возникает резь в глазах, сухость губ, заболевания кожи, упадок сил, выпадение волос, неполадки с желудочно-кишечным трактом


1,5 – 2,0 мг

В6

Участвует в белковом обмене, снижает отложения холестерина

Говядина, рыба, горох, картофель, желток, молоко, зеленые части растений, отруби

Нарушение обмена белков, развитие дерматитов, сонливость, раздражи-тельность, потеря аппетита


1,5 – 2,0 мг

С

Регулирует обмен белков и углеводов, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы

Зеленые части растений, свежие овощи и фрукты, квашеная капуста, шиповник, лимон, черная смородина

Повышается утомляемость, слабость, снижается сопротивляемость к заболеваниям. Развивается болезнь «цинга», кровоточивость десен, плохая заживляемость ран



70 – 100 мг

D

Регулирует фосфорно-кальциевый обмен

Рыбий жир, сливочное масло, желток, печень, молоко. Может синтезироваться в организме под действием солнечного света

При недостатке витамина развивается «рахит», нарушение роста, нарушение окостенения скелета, снижение иммунитета



0, 0025 мг

РР

Обеспечивает нормальное протекание окислительно – восстановительных процессов. Участвует в образовании гормонов надпочечников

Образуется в организме из продуктов питания. Встречается в дрожжах, неочищенном рисе, печени, желтке, молоке

При недостатке нарушается деятельность пищеварительной системы, кожа темнеет и покрывается язвочками


25 мг



Следующий этап урока совмещает в себе викторину и физкультминутку, так необходимую для восстановления работоспособности.



Викторина «ДА – НЕТ» («Да» - руки вверх, «Нет» - руки за спину)

- вместимость желудка 2-3 л (+)

- При недостатке витамина В1 развивается болезнь цинга (-)

- пищеварение начинается в кишечнике (-)

- В подростковом возрасте преобладает пластический обмен (+)

- В ротовой полости начинается расщепление белков (-)

- стенка желудка состоит из 3х слоев (+)

- «Куриная слепота» - это нарушение сумеречного зрения (+)

- в тонком кишечнике происходит обратное всасывание воды (-)

- начальный этап пищеварительной системы – ротовая полость (+)

- под действием солнечного света в организме образуется витамин А (-)

- протоки пищеварительных желез открываются в двенадцатиперстную кишку (+)

- заболевание «рахит» возникает при недостатке витамина D (+)

- Зубы участвуют в определении вкуса пищи (-)

- гиповитаминоз – это недостаток в организме витаминов (+)

Ролевая игра.

А теперь постараемся применить ваши знания на практике. Представим, что вы доктора. И вот у вас на приеме несколько пациентов. Вы постарайтесь определить, чем вызван тот или иной недуг и предложите им диету.

1.У меня часто болят глаза и появляются ячмени (недостаток витамина А)

2.Тыльная поверхность моих рук и ног не ощущает тепла, холода, укола, боли (недостаток витамина В1).

3.Воспаление и трещины губ, в углах рта частые болячки (недостаток витамина В2).

4.Отмечается сухость кожи с образованием сыпи на коленях и локтях (недостаток витамина А)

5.У меня появляются частые синяки, хотя я нигде не ударялся (недостаток витамина С)

Молодцы!!

6) Витаминное домино.(закрепление).

У каждого из вас на столе имеются игровые карточки. Какая группа быстрее соберёт свое домино, получает «5» . Оценки выставляем в оценочном листе.

На мой взгляд, лучшего всего использовать в своём рационе овощи и фрукты. Это наиболее безобидный потенциал витаминов. А закончим мы наше знакомство небольшим тестированием, которое поможет вам определить, какого витамина не хватает у вас в организме. На вопросы теста надо отвечать словами “да” или “нет”.

Тест на обеспеченность организма витамином D.

  • Страдаете ли вы остеохондрозом?

  • Избегаете ли вы солнца?

  • Вы едите мало рыбы, мяса и яиц?

  • Избегаете ли вы масла и маргарина?

  • Вы не едите грибы?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином D.

Тест на обеспеченность организма витаминами группы В.

  • Часто ли вы чувствуете себя не способным к деятельности и лишённым энергии?

  • Легко ли вы раздражаетесь?

  • Часто ли вы подвергаетесь стрессам?

  • Есть ли у вас проблемы с кожей, например, сухая кожа, трещины в уголках рта?

  • Вы употребляете алкогольные напитки?

  • Отдаете ли вы предпочтение продуктам из муки грубого помола?

  • Вы не едите мясо вообще?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витаминами группы В.

Тест на обеспеченность организма витамином С.

  • Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?

  • Часто ли вы принимаете медикаменты с ацетилсалициловой кислотой и обезболивающие?

  • Редко ли вы едите свежие овощи?

  • Вы едите мало сырых салатов?

  • Часто ли вы едите сохранившуюся в тепле или вновь разогретую еду?

  • Вы варите овощи и картофель в большом количестве воды?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином С.

Тест на обеспеченность организма витамином Е.

  • Страдаете ли вы нарушениями кровоснабжения?

  • У вас слабые соединительные ткани?

  • Образуются ли у вас после повреждения некрасивые шрамы?

  • Часто ли вы бываете на солнце?

  • Вы курите?

  • Часто ли вы подвергаетесь негативному влиянию, например, смога или выхлопных газов?

  • Часто ли вы употребляете растительные масла?

  • Вы употребляете растительный маргарин?

  • Вы не употребляете продукты из муки грубого помола?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином Е.

Вывод . Итак, мы познакомились с различными видами витаминов, выяснили, что без них жизнь невозможна и что в пищевом рационе нельзя пренебрегать овощами и фруктами. Помните об этом и старайтесь вести здоровый образ жизни! Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, характера технологической обработки пищи. Употребление в пищу консервированных продуктов также создает большую проблему в этом плане. Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде, пастеризация и многие другие достижения цивилизации снижают содержание витаминов в продуктах. После трех дней хранения продуктов процент витаминов значительно снижается. Хранение капусты при комнатной температуре 1 день влечет за собой потери витамина С на 25%, 2 дня – 40%, 3 дня – 70%. При кипячении молока количество витаминов в нем снижается. После трех дней хранения продуктов в холодильнике количество витаминов в них снижается на 30 %, а при комнатной температуре на 50 %. При термической обработки пищи теряется от 25–100 % витаминов. Многие витамины разрушаются на свету (А, В). Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.

Раздать памятки каждому ученику для вклеивания в тетрадь.

Памятка «Правила приготовления пищи».

1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.

2.Варить недолго.

3.Варить в закрытой посуде.

4.Опускать в кипящую воду.

5.Употреблять сразу после приготовления.

6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.

Домашнее задание:§49, стр.185-189

. Составить «тонкие и толстые вопросы» по данной теме. «Толстый вопрос» – вопрос, требующий развернутого, обстоятельного ответа, а «тонкий» – требующий краткого, однозначного, фактического ответа.

?

?

Объясните, почему?
Почему вы считаете?
В чем различие?
На что похоже?
Предположите, что будет, если?

Кто?
Что?
Когда?
Мог ли?
Верно ли?
Согласны ли?

Итог урока. Составить синквэйн:

Например

1. Витамины.
2. Важные, незаменимые.
3. Участвуют, образуют, влияют.
4. Витамины поступают в организм с пищей.
5. Ферменты.

Подведение итогов урока.

Учитель: Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% – от образа жизни, который вы будете вести. И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете: “Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать”. Будьте здоровы!







Оценочный лист__________________________________

Вид работы

«5»

«4»

«3»

«2»

Итоговая оценка

Проверка домашнего задания






Новая тема, осмысление






Составление кластера






Викторина






Домино.







Оценочный лист__________________________________

Вид работы

«5»

«4»

«3»

«2»

Итоговая оценка

Проверка домашнего задания






Новая тема, осмысление






Составление кластера






Викторина






Домино.







Оценочный лист__________________________________

Вид работы

«5»

«4»

«3»

«2»

Итоговая оценка

Проверка домашнего задания






Новая тема, осмысление






Составление кластера






Викторина






Домино.







Оценочный лист__________________________________

Вид работы

«5»

«4»

«3»

«2»

Итоговая оценка

Проверка домашнего задания






Новая тема, осмысление






Составление кластера






Викторина






Домино.







Оценочный лист__________________________________

Вид работы

«5»

«4»

«3»

«2»

Итоговая оценка

Проверка домашнего задания






Новая тема, осмысление






Составление кластера






Викторина






Домино.







Оценочный лист__________________________________

Вид работы

«5»

«4»

«3»

«2»

Итоговая оценка

Проверка домашнего задания






Новая тема, осмысление






Составление кластера






Викторина






Домино.







Оценочный лист__________________________________

Вид работы

«5»

«4»

«3»

«2»

Итоговая оценка

Проверка домашнего задания






Новая тема, осмысление






Составление кластера






Викторина






Домино.







«Толстый вопрос» – вопрос, требующий развернутого, обстоятельного ответа, а «тонкий» – требующий краткого, однозначного, фактического ответа.

?

?

Объясните, почему?
Почему вы считаете?
В чем различие?
На что похоже?
Предположите, что будет, если?

Кто?
Что?
Когда?
Мог ли?
Верно ли?
Согласны ли?



«Толстый вопрос» – вопрос, требующий развернутого, обстоятельного ответа, а «тонкий» – требующий краткого, однозначного, фактического ответа.

?

?

Объясните, почему?
Почему вы считаете?
В чем различие?
На что похоже?
Предположите, что будет, если?

Кто?
Что?
Когда?
Мог ли?
Верно ли?
Согласны ли?



«Толстый вопрос» – вопрос, требующий развернутого, обстоятельного ответа, а «тонкий» – требующий краткого, однозначного, фактического ответа.

?

?

Объясните, почему?
Почему вы считаете?
В чем различие?
На что похоже?
Предположите, что будет, если?

Кто?
Что?
Когда?
Мог ли?
Верно ли?
Согласны ли?

«Толстый вопрос» – вопрос, требующий развернутого, обстоятельного ответа, а «тонкий» – требующий краткого, однозначного, фактического ответа.

?

?

Объясните, почему?
Почему вы считаете?
В чем различие?
На что похоже?
Предположите, что будет, если?

Кто?
Что?
Когда?
Мог ли?
Верно ли?
Согласны ли?


Памятка «Правила приготовления пищи».

1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.

2.Варить недолго.

3.Варить в закрытой посуде.

4.Опускать в кипящую воду.

5.Употреблять сразу после приготовления.

6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.


Памятка «Правила приготовления пищи».

1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.

2.Варить недолго.

3.Варить в закрытой посуде.

4.Опускать в кипящую воду.

5.Употреблять сразу после приготовления.

6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.


Памятка «Правила приготовления пищи».

1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.

2.Варить недолго.

3.Варить в закрытой посуде.

4.Опускать в кипящую воду.

5.Употреблять сразу после приготовления.

6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.


Памятка «Правила приготовления пищи».

1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.

2.Варить недолго.

3.Варить в закрытой посуде.

4.Опускать в кипящую воду.

5.Употреблять сразу после приготовления.

6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.


Памятка «Правила приготовления пищи».

1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.

2.Варить недолго.

3.Варить в закрытой посуде.

4.Опускать в кипящую воду.

5.Употреблять сразу после приготовления.

6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.


Памятка «Правила приготовления пищи».

1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.

2.Варить недолго.

3.Варить в закрытой посуде.

4.Опускать в кипящую воду.

5.Употреблять сразу после приготовления.

6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.


Памятка «Правила приготовления пищи».

1.Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.

2.Варить недолго.

3.Варить в закрытой посуде.

4.Опускать в кипящую воду.

5.Употреблять сразу после приготовления.

6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.

Тест на обеспеченность организма витамином D.

  • Страдаете ли вы остеохондрозом?

  • Избегаете ли вы солнца?

  • Вы едите мало рыбы, мяса и яиц?

  • Избегаете ли вы масла и маргарина?

  • Вы не едите грибы?

Тест на обеспеченность организма витаминами группы В.

  • Часто ли вы чувствуете себя не способным к деятельности и лишённым энергии?

  • Легко ли вы раздражаетесь?

  • Часто ли вы подвергаетесь стрессам?

  • Есть ли у вас проблемы с кожей, например, сухая кожа, трещины в уголках рта?

  • Вы употребляете алкогольные напитки?

  • Отдаете ли вы предпочтение продуктам из муки грубого помола?

  • Вы не едите мясо вообще?

Тест на обеспеченность организма витамином С.

  • Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?

  • Часто ли вы принимаете медикаменты с ацетилсалициловой кислотой и обезболивающие?

  • Редко ли вы едите свежие овощи?

  • Вы едите мало сырых салатов?

  • Часто ли вы едите сохранившуюся в тепле или вновь разогретую еду?

  • Вы варите овощи и картофель в большом количестве воды?

Тест на обеспеченность организма витамином Е.

  • Страдаете ли вы нарушениями кровоснабжения?

  • У вас слабые соединительные ткани?

  • Образуются ли у вас после повреждения некрасивые шрамы?

  • Часто ли вы бываете на солнце?

  • Вы курите?

  • Часто ли вы подвергаетесь негативному влиянию, например, смога или выхлопных газов?

  • Часто ли вы употребляете растительные масла?

  • Вы употребляете растительный маргарин?

  • Вы не употребляете продукты из муки грубого помола?















Просмотр содержимого презентации
«витамины 8»

Проверка домашнего задания Ответы: 1 вариант: 1-Г; 2 –А; 3 –Б; 4 –Б; 5 –А; 6 – Г. 2 вариант: 1 –Б; 2 – Г; 3 –А; 4 –Б; 5 –Б; 6 –А.

Проверка домашнего задания

Ответы:

1 вариант: 1-Г; 2 –А; 3 –Б; 4 –Б; 5 –А; 6 – Г.

2 вариант: 1 –Б; 2 – Г; 3 –А; 4 –Б; 5 –Б; 6 –А.

Витамины и их значение.

Витамины и их значение.

В 1881 г. Н.И. Лунин произвел опыты над двумя группами белых мышей. Одну группу мышей он кормил натуральным молоком, а другую – искусственной смесью из белков, жиров и углеводов, соли и воды, являющихся составными частями молока. Н.И. Лунин установил, что мыши первой группы, питаясь цельным молоком, были здоровы, нормально развивались и росли. Мыши второй группы погибли. Но как обьяснить результаты такого опыта?Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?
  • В 1881 г. Н.И. Лунин произвел опыты над двумя группами белых мышей. Одну группу мышей он кормил натуральным молоком, а другую – искусственной смесью из белков, жиров и углеводов, соли и воды, являющихся составными частями молока. Н.И. Лунин установил, что мыши первой группы, питаясь цельным молоком, были здоровы, нормально развивались и росли. Мыши второй группы погибли.
  • Но как обьяснить результаты такого опыта?Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

Лунин Николай Иванович

1912г.-польский ученый К. Функ выделил из рисовых отрубей активное вещество и назвал его « витамин » (от лат. vita — жизнь и...амин).
  • 1912г.-польский ученый К. Функ выделил из рисовых отрубей активное вещество и назвал его « витамин » (от лат. vita — жизнь и...амин).
Витамины – биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма

Витамины – биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма

Ферменты -это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма.  Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.

Ферменты -это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.

Авитаминоз -отсутствие того или иного витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ. Гиповитаминоз - недостаток того или иного витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем. Гипервитаминоз - передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление организма
  • Авитаминоз -отсутствие того или иного витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ.
  • Гиповитаминоз - недостаток того или иного витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем.
  • Гипервитаминоз - передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление организма

А

В1

Участвует в обмене белков и углеводов, мин.солей. Усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям

Участвует в образовании окислительных ферментов

Животные жиры – рыбий жир, яичный желток, печень трески, сливочное масло, а также в морковь, помидоры

В2

При недостатке витамина развивается заболевание «Куриная слепота», кожа становится сухой, темнеет

Неочищенный рис, пекарские и пивные дрожжи

Участвует в клеточном дыхании, регулирует деятельность нервной системы

В6

 

0, 9 мг

При недостатке витамина развивается болезнь «бери-бери», параличи, атрофия мышц, утомляемость

С

Участвует в белковом обмене, снижает отложения холестерина

Молоко, зеленые овощи, грибы, печень и почки животных, дрожжи

D

Регулирует обмен белков и углеводов, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы

 

1,4 – 1,6 мг

Говядина, рыба, горох, картофель, желток, молоко, зеленые части растений, отруби

При недостатке возникает резь в глазах, сухость губ, заболевания кожи, упадок сил, выпадение волос, неполадки с желудочно-кишечным трактом

Регулирует фосфорно-кальциевый обмен

РР

Нарушение обмена белков, развитие дерматитов, сонливость, раздражи-тельность, потеря аппетита

 

1,5 – 2,0 мг

Зеленые части растений, свежие овощи и фрукты, квашеная капуста, шиповник, лимон, черная смородина

Обеспечивает нормальное протекание окислительно – восстановительных процессов. Участвует в образовании гормонов надпочечников

 

1,5 – 2,0 мг

Повышается утомляемость, слабость, снижается сопротивляемость к заболеваниям. Развивается болезнь «цинга», кровоточивость десен, плохая заживляемость ран

Рыбий жир, сливочное масло, желток, печень, молоко. Может синтезироваться в организме под действием солнечного света

 

 

70 – 100 мг

При недостатке витамина развивается «рахит», нарушение роста, нарушение окостенения скелета, снижение иммунитета

Образуется в организме из продуктов питания. Встречается в дрожжах, неочищенном рисе, печени, желтке, молоке

 

 

0, 0025 мг

При недостатке нарушается деятельность пищеварительной системы, кожа темнеет и покрывается язвочками

 

25 мг

Витамин С ( аскорбиновая кислота) Витамин С участвует в обменных процессах, образовании здоровой кожи, укрепление сосудов. Основной источник витамина C для человека - свежие овощи, фрукты, ягоды. Особенно богаты им плоды шиповника. Суточная потребность 50-100мг.

Витамин С ( аскорбиновая кислота)

Витамин С участвует в обменных процессах, образовании здоровой кожи, укрепление сосудов.

Основной источник витамина C для человека - свежие овощи, фрукты, ягоды. Особенно богаты им плоды шиповника. Суточная потребность 50-100мг.

Цинга - набухают и кровоточат десны, выпадают зубы. Слабость, вялость, утомляемость, головокружение, потеря сопротивляемости организма к простудным заболеваниям

Цинга - набухают и кровоточат десны, выпадают зубы. Слабость, вялость, утомляемость, головокружение, потеря сопротивляемости организма к простудным заболеваниям

Витамин В 1 (тиамин)

Витамин В 1 (тиамин)

  • Необходим для нормальной деятельности нервной системы (передача нервных импульсов).
  • Регулятор жирового и углеводного обмена
  • Особенно богаты им хлеб из муки грубого помола, горох, фасоль, мясные продукты. Суточная потребность 1,4-2,4 мг
Бери- бери - поражение нервной системы, отставание в росте, слабость и паралич конечностей и дыхательных мышц.
  • Бери- бери - поражение нервной системы, отставание в росте, слабость и паралич конечностей и дыхательных мышц.
Витамин В 2 (рибофлавин) Участвует в многочисленных реакциях окисления веществ в клетках и в процессах регенерации тканей - именно поэтому витамин B2 иногда называют еще витамином роста. Необходим для образования кровяных телец. Основной источник витамина B2  для человека - животные продукты: печень, почки, творог, желток куриного яйца. Суточная потребность 1,5- 3,0 мг.

Витамин В 2 (рибофлавин)

  • Участвует в многочисленных реакциях окисления веществ в клетках и в процессах регенерации тканей - именно поэтому витамин B2 иногда называют еще витамином роста.
  • Необходим для образования кровяных телец.
  • Основной источник витамина B2

для человека - животные продукты: печень, почки, творог, желток куриного яйца. Суточная потребность 1,5- 3,0 мг.

При недостатке в пище витамина В 2 воспаляется слизистая оболочка ротовой полости, появляются трещинки в углах рта, малокровие, нарушается зрение.
  • При недостатке в пище витамина В 2 воспаляется слизистая оболочка ротовой полости, появляются трещинки в углах рта, малокровие, нарушается зрение.
Витамин В 12 (Цианокобаламид)  Обеспечивает кроветворную функцию организма.

Витамин В 12 (Цианокобаламид)

Обеспечивает кроветворную функцию организма.

  • Основной источник витамина B12 - животные продукты, в первую очередь печень и почки. Суточная потребность 0,2мг
При дефиците витамина В 12  не образуются ферменты, ответственные за созревание клеток крови в костном мозге
  • При дефиците витамина В 12 не образуются ферменты, ответственные за созревание клеток крови в костном мозге
Витамин А (ретинол)

Витамин А (ретинол)

  • Необходим для нормального роста и развития эпителиальной ткани. Входит в зрительный пигмент родопсин . Основные источники витамина печень различных рыб, особенно богата витамином А печень трески и морского окуня;
  • свиная и говяжья печень;
  • желток яиц;
  • цельное молоко, сметана.
  • Суточная потребность 1 мг
Куриная слепота – нарушение сумеречного зрения. Кожа становится сухой, происходит изъязвление .
  • Куриная слепота – нарушение сумеречного зрения. Кожа становится сухой, происходит изъязвление .

Симптомы куриной слепоты

Человек, заболевший гемералопией, очень плохо видит при слабом освещении. Если вовремя не провести лечение куриной слепоты, то возможна полная потеря зрения в темноте.

Витамин Д (кальциферол)

Витамин Д (кальциферол)

  • Участвует в кальциевоми фосфорном обмене. Необходим для образования костей и зубов. Основные источники витамина D для человека:
  • печень рыб - самый богатый витамином D продукт. Из нее получают рыбий жир, используемый для профилактики и лечения D-витаминной недостаточности;
  • печень свиная и говяжья;
  • молоко;
  • сливочное масло;
  • дрожжи;
  • растительные масла.
  • Суточная потребность 2,5 мг
Рахит- деформация костей, нарушение нервной системы, раздражительность, слабость,потливость .

Рахит- деформация костей, нарушение нервной системы, раздражительность, слабость,потливость

.

Источники витаминов  1881г. Н.И.Лунин  1912г.  К.Функ Жиро- растворимые Водо- растворимые Витамины Авитаминоз  С  А  Д  В

Источники витаминов

1881г.

Н.И.Лунин

1912г.

К.Функ

Жиро-

растворимые

Водо-

растворимые

Витамины

Авитаминоз

С

А

Д

В

Витаминное домино Витамин А Витамин С Куриная слепота Рахит Витамин Д Бери -бери Шиповник, черная смородина 1,4 -2,4 мг Анемия (малокровие) Витамин В 12 Цинга Витамин В 1 0,2 мг Витамин А Витамин Д Рыбий жир  1 мг Витамин С Витамин В 12 Зерна злаков, печень морковь Витамин А Поражение нервной системы Витамин В 1

Витаминное домино

Витамин А

Витамин С

Куриная слепота

Рахит

Витамин Д

Бери -бери

Шиповник, черная смородина

1,4 -2,4 мг

Анемия (малокровие)

Витамин В 12

Цинга

Витамин В 1

0,2 мг

Витамин А

Витамин Д

Рыбий жир

1 мг

Витамин С

Витамин В 12

Зерна злаков, печень

морковь

Витамин А

Поражение нервной системы

Витамин В 1

Правила приготовления пищи,  обеспечивающие сохранение витаминов .   1 . Овощи надо чистить непосредственно перед варкой. 2.Варить недолго.  3.Варить в закрытой посуде.  4.Опускать в кипящую воду.  5.Употреблять сразу после приготовления. 6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.  

Правила приготовления пищи, обеспечивающие сохранение витаминов .

1 . Овощи надо чистить непосредственно перед варкой.

2.Варить недолго.

3.Варить в закрытой посуде.

4.Опускать в кипящую воду.

5.Употреблять сразу после приготовления.

6.Не использовать металлическую посуду, лучше – эмалированную.  

  •  
Синквейн

Синквейн

  • 1. Витамины. 2. Важные, незаменимые. 3. Участвуют, образуют, влияют. 4. Витамины поступают в организм с пищей. 5. Ферменты.
Домашнее задание §49,§51, стр.184-188  Составить «тонкие и толстые вопросы» по данной теме. «Толстый вопрос» – вопрос, требующий развернутого, обстоятельного ответа, а «тонкий» – требующий краткого, однозначного, фактического ответа. ? Объясните, почему?  Почему вы считаете?  В чем различие?  На что похоже?  Предположите, что будет, если? ? Кто?  Что?  Когда?  Мог ли?  Верно ли?  Согласны ли?

Домашнее задание

  • §49,§51, стр.184-188

Составить «тонкие и толстые вопросы» по данной теме. «Толстый вопрос» – вопрос, требующий развернутого, обстоятельного ответа, а «тонкий» – требующий краткого, однозначного, фактического ответа.

?

Объясните, почему? Почему вы считаете? В чем различие? На что похоже? Предположите, что будет, если?

?

Кто? Что? Когда? Мог ли? Верно ли? Согласны ли?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии

Автор: Кочережченко Надежда Николаевна

Дата: 25.12.2018

Номер свидетельства: 492666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект  урока биологии на тему "Тип Моллюски""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-tip-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "251736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271099"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока биологии в 7 классе "Класс земноводные" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-v-7-klassie-klass-ziemnovodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "218599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433847972"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока биологии "Рефлекторная теория поведения" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-biologhii-riefliektornaia-tieoriia-poviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108671"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403801851"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект  урока биологии в 6 классе "Клеточное строение растений" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-biologhii-v-6-klassie-klietochnoie-stroieniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "133381"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416501469"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока биологии «Отряды птиц: Дневные хищные птицы, Совы, Куриные». "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-biologhii-otriady-ptits-dnievnyie-khishchnyie-ptitsy-sovy-kurinyie"
    ["file_id"] => string(6) "117770"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412879967"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства