Бактерии. |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся с бактериями, особенностями их строения и жизнедеятельности; сформировать представление о многообразии бактерий, их роли в природе и жизни человека. |
Задачи урока | Образовательная: сформировать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли. Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, интерес, умение наблюдать, речь, умение слушать и понимать одноклассников, сотрудничать с ними; продолжить формирование интеллектуальных и творческих способностей; способствовать развитию умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; продолжить формирование умений по планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Тип, вид урока | Урок формирования новых знаний, комбинированный. |
Планируемые результаты (предметные) | Учащийся научится: использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; различать изучаемые объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки различных бактерий; устанавливать признаки приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль бактерий в природе жизни человека; будет знать: существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, значение бактерий в природе жизни человека. |
Личностные результаты | Будут сформированы: навыки обучения; доброжелательное отношение к мнению другого человека; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные – научиться: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и товарищами. Познавательные – научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; работать с информацией; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Коммуникативные – научиться: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. |
Образовательные ресурсы урока | Мультимедийная презентация к уроку «Бактерии», рисунки учебника и в рабочей тетради, настенная таблица «бактерии». |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Осуществляет начальную организацию урока. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку | |
I.Применение полученных знаний | Фронтальная беседа по вопросам: 1. Когда сформировалась планета Земля? 2. Когда зародилась жизни на Земле? 3. Где зародилась жизнь? Почему в океане? 4. Что произошло потом? 5. Какие особенные периоды выделяют в истории развития жизни? 6. Какие выделяют царства живой природы? Работа карточками-заданиями (см ниже). | Учатся правильно строить ответ на вопрос, внимательно слушать ответы одноклассников, корректировать ответы. Учатся работать с заданиями различного типа. | |
II. Актуализация опорных знаний урока | Фронтальная беседа: 1. Какие царства живой природы существуют? 2. Какое из царств мы не видим? 3. Почему мы не видим бактерии? 4. С помощь чего их можно рассмотреть? 5. Как вы думаете, какое значение имеют бактерии? | Участвуют в определении темы и формулируют цели урока. Слушают одноклассников, высказывают свою точку зрения. | |
III. Мотивация к изучению нового материала | Что вы уже знаете о бактериях? Что ещё необходимо узнать? | Сопоставляют потребности «знаю» и «буду знать». | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | Постановка проблемы. Обычно, приступая к решению любой задачи, с чего начинают? С простого. Так поступим и мы, начнем изучать организмы с самых простых и дойдем до сложных. | Решают логическую задачу – какой алгоритм решения любой задачи. | |
Как вы считаете, в каком порядке лучше изучать живые организмы, в том числе бактерии? | Делают вывод о порядке изучения живых организмов: появление, строение, ж/д, значение. | |
1.Что такое бактерии? («бактерион» - палочка). Микроскопические организмы | Работают с учебником. Учатся выделять главное. Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников. | |
2. Возникновение бактерий на Земле. Когда это произошло? Как вы думаете какие доказательства того, что бактерии первые живые организмы на Земле мы можем привести? Дайте определение – бактерии – это… (выполнения задания 63). |
3. Строение бактерий. Работа с рисунком учебника стр. 60. Выполнение задания 65 в рабочей тетради. Беседа по строению бактерий. | Учатся использовать различные источники информации (рисунки). Дополнять информацию наблюдениями. | |
Физкультминутка | Проводит физкультурную минутку. | Формирование бережного отношения к своему здоровью. | |
| 4. Формы бактерий. (Работа с рисунками учебника на стр. 60-61). | Работают с рисунками, выделяют существенные признаки. Делают вывод о многообразии форм бактерий и средах их обитания. | |
5. Среда обитания бактерий. Спора. Выполнение задания 66. | Читают текст, выделяют главное, существенное. | |
6. Жизнедеятельность бактерий, питание: а. Питание готовыми органическими веществами; б. могут сами создавать питательные вещества. Что образуется в результате питания бактерий? | Выделяют два основных способа питания бактерий. Учатся правильно делать выводы на основе прочитанного. | |
7.Ж/д бактерий, размножение (рис. стр. 62) . Почему бактерии не заполонили всю Землю? | Высказывают своё личное мнение, учатся логически мыслить и правильно делать выводы. | |
8. Значение бактерий в природе. Нужны ли бактерии на планете? | Выявляют огромную роль бактерий на Земле. Делают выводы. | |
9. Значение бактерий в жизни человека: а. бактерии-помощники; б. вредные бактерии. | Выявляют значение бактерий для человека. Делают выводы о разнообразном значении. Слушают одноклассников. Используют речевые средства. | |
10 Как уберечь себя от бактериальных болезней. Выполнение задания 69. | Формирую навыки личной гигиены и ответственное отношение к своему здоровью. | |
V. Первичное закрепление изученного материала | Фронтальная беседа по вопросам плана урока. Что же такое бактерии? | Учатся формировать определения, на основе полученных знаний. Слушать, делать выводы. Взаимодействовать с одноклассниками. | |
VI. Рефлексия учебной деятельности | Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас возникли во время работы? Что осталось непонятного? Как работали вы? Кто в классе работал лучше всех? Почему не все так работают? | Анализируют свою деятельность. Воспринимают оценку своей работы учителем и одноклассниками. | |
VII. Подведение итогов | Беседа по строению бактерий. Почему бактерии имеют такое примитивное строение? | Отвечают на вопрос. Слушают учителя. | |
VIII. Домашнее задание | Домашнее задание §§11. Выполнить задания 63-72 в рабочей тетради. | Записывают задания в дневник, задают уточняющие вопросы. | |
Заполнить таблицу.