kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Основные этапы развития жизни на Земле."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  на тему «Основные этапы жизни на земле.

Задачи: познакомить учащихся с основными этапами развития жизни на Земле, рассмотреть гипотезы возникновения эукариотических клеток.

Элементы содержания: гипотеза симбиотического происхождение эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путём впячивания клеточной мембраны, прогеноты, эубактерии, архебактерии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: схемы и таблицы, отражающие основные этапы развития жизни и происхождения клеток.

                          

                               Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний учащихся.

Беседа по вопросам:

  1. Перечислите основные положения гипотезы А.И. Опарина.
  2. Какие экспериментальные данные можно привести в доказательство данной гипотезы?
  3. В чём заключается отличие гипотезы А.И. Опарина от гипотезы Дж. Холдейна?
  1. Изучение нового материала.

 

Возникновение и развитие жизни на Земле происходило на протяжении трёх эволюционных этапов.

  1. Химическая эволюция – абиогенный синтез органических полимеров.
  2. Предбиологическая эволюция – формирование белково – липидных комплексов (коацерванты, пробиоты, прогеноты), способных к упорядоченному обмену веществ живых организмов прокариотов.
  3. Биологическая эволюция. Состояла из ряда последовательно протекающих процессов.
  1. Первые одноклеточные организмы (прокариоты) были гетератрофами, с малоэффективным анаэробным типом обмена веществ. Запас органических веществ на Земле стал постепенно истощать.
  2. Затем эволюция прокариот пошла по пути процесса хемосинтеза – образования органических веществ из оксида углерода за счёт энергии окисления неорганических веществ (серые пурпурные бактерии)
  3. Условия на Земле начали меняться: уменьшалась вулканическая деятельность, солнечный свет уже не задерживался атмосферой, так как в ней было меньше пыли. Поэтому дальнейшая эволюция пошла по пути использования солнечной энергии.

Возник процесс  фотосинтеза – образование органических веществ и кислорода из неорганических: углекислого газа и воды, с использованием энергии Солнца. Первыми фотосинтезирующими организмами были синезеленые водоросли.

  1. С появлением фотосинтезирующих организмов в атмосферу стал выделяться кислород, который под действием ультрафиолетового излучения частично превращался в озон. Сформировался защитный озоновый слой.
  2. В условиях окислительной атмосферы появился энергетически более выгодный  кислородный тип обмена веществ. Появились аэробные бактерии.

Игра – дискуссия.

 Класс разбивается на три группы, каждая из которых представляет и отстаивает одну из точек зрения на происхождения эукариотических клеток.

Группа 1 –сторонники происхождения эукариотической клетки и её органоидов путём впячивания клеточной мембраны.

Группа 2 –сторонники симбиогенной гипотезы происхождения эукариотической клетки иеё органоидов.

Группа 3 – сторонники происхождения первых одноклеточных организмов.

Представители каждой группы в кратком выступлении излагают суть той или иной точки зрения, а затем отвечают на вопросы и замечания своих научных «противников».

  1. Закрепление изученного материала.

 

Задание: используя текст учебника, найдите ответы на вопросы:

  1. Почему у коацерватов появилась способность к самовоспроизведению? ( Благодаря включению в состав коацерватов молекул нуклеиновых кислот.)
  2. Какой способ питания был у первых существ? Почему? (Способ питания – гетеротрофный, так как в водах первичного океана было много готовых органических веществ.)
  3. С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов? (Численность живых организмов увеличивалась, и, следовательно, конкуренция обострялась. У некоторых организмов возникла способность к синтезу органических веществ из неорганических. С использованием энергии Солнца (фотосинтез) или энергии химической реакции (хемосинтез) возникли автотрофы.)
  4. Почему первые живые организмы были анаэробными? (вероятно, в водной среде ещё отсутствовал кислород.)
  5. Почему возникло аэробное дыхание? (Аэробное дыхание возникло потому, что появление фотосинтеза привело к накоплению в атмосфере кислорода.)

Домашнее задание:  п.8.4.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Основные этапы развития жизни на Земле." »

Конспект урока на тему «Основные этапы жизни на земле.

Задачи: познакомить учащихся с основными этапами развития жизни на Земле, рассмотреть гипотезы возникновения эукариотических клеток.

Элементы содержания: гипотеза симбиотического происхождение эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путём впячивания клеточной мембраны, прогеноты, эубактерии, архебактерии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: схемы и таблицы, отражающие основные этапы развития жизни и происхождения клеток.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний учащихся.

Беседа по вопросам:

  1. Перечислите основные положения гипотезы А.И. Опарина.

  2. Какие экспериментальные данные можно привести в доказательство данной гипотезы?

  3. В чём заключается отличие гипотезы А.И. Опарина от гипотезы Дж. Холдейна?

  1. Изучение нового материала.



Возникновение и развитие жизни на Земле происходило на протяжении трёх эволюционных этапов.

  1. Химическая эволюция – абиогенный синтез органических полимеров.

  2. Предбиологическая эволюция – формирование белково – липидных комплексов (коацерванты, пробиоты, прогеноты), способных к упорядоченному обмену веществ живых организмов прокариотов.

  3. Биологическая эволюция. Состояла из ряда последовательно протекающих процессов.

  1. Первые одноклеточные организмы (прокариоты) были гетератрофами, с малоэффективным анаэробным типом обмена веществ. Запас органических веществ на Земле стал постепенно истощать.

  2. Затем эволюция прокариот пошла по пути процесса хемосинтеза – образования органических веществ из оксида углерода за счёт энергии окисления неорганических веществ (серые пурпурные бактерии)

  3. Условия на Земле начали меняться: уменьшалась вулканическая деятельность, солнечный свет уже не задерживался атмосферой, так как в ней было меньше пыли. Поэтому дальнейшая эволюция пошла по пути использования солнечной энергии.

Возник процесс фотосинтеза – образование органических веществ и кислорода из неорганических: углекислого газа и воды, с использованием энергии Солнца. Первыми фотосинтезирующими организмами были синезеленые водоросли.

  1. С появлением фотосинтезирующих организмов в атмосферу стал выделяться кислород, который под действием ультрафиолетового излучения частично превращался в озон. Сформировался защитный озоновый слой.

  2. В условиях окислительной атмосферы появился энергетически более выгодный кислородный тип обмена веществ. Появились аэробные бактерии.

Игра – дискуссия.

Класс разбивается на три группы, каждая из которых представляет и отстаивает одну из точек зрения на происхождения эукариотических клеток.

Группа 1 –сторонники происхождения эукариотической клетки и её органоидов путём впячивания клеточной мембраны.

Группа 2 –сторонники симбиогенной гипотезы происхождения эукариотической клетки иеё органоидов.

Группа 3 – сторонники происхождения первых одноклеточных организмов.

Представители каждой группы в кратком выступлении излагают суть той или иной точки зрения, а затем отвечают на вопросы и замечания своих научных «противников».

  1. Закрепление изученного материала.



Задание: используя текст учебника, найдите ответы на вопросы:

  1. Почему у коацерватов появилась способность к самовоспроизведению? ( Благодаря включению в состав коацерватов молекул нуклеиновых кислот.)

  2. Какой способ питания был у первых существ? Почему? (Способ питания – гетеротрофный, так как в водах первичного океана было много готовых органических веществ.)

  3. С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов? (Численность живых организмов увеличивалась, и, следовательно, конкуренция обострялась. У некоторых организмов возникла способность к синтезу органических веществ из неорганических. С использованием энергии Солнца (фотосинтез) или энергии химической реакции (хемосинтез) возникли автотрофы.)

  4. Почему первые живые организмы были анаэробными? (вероятно, в водной среде ещё отсутствовал кислород.)

  5. Почему возникло аэробное дыхание? (Аэробное дыхание возникло потому, что появление фотосинтеза привело к накоплению в атмосфере кислорода.)

Домашнее задание: п.8.4.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока на тему "Основные этапы развития жизни на Земле."

Автор: Гусева Оксана Юрьевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Методическая разработка конспекта урока по биологии 9 класс по теме: "Жизнь в архейскую и протерозойскую эру" "
    ["seo_title"] => string(119) "mietodichieskaia-razrabotka-konspiekta-uroka-po-biologhii-9-klass-po-tiemie-zhizn-v-arkhieiskuiu-i-protierozoiskuiu-eru"
    ["file_id"] => string(6) "133654"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416562536"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "конспект урока по теме "Географическая оболочка. Этапы ее развития" 10 класс, социально-экономический профиль "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gieoghrafichieskaia-obolochka-etapy-ieie-razvitiia-10-klass-sotsial-no-ekonomichieskii-profil"
    ["file_id"] => string(6) "145715"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418981029"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по окружающему миру "Размножение и развитие растений" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-razmnozhieniie-i-razvitiie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "153958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421082671"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по теме: "Возникновение жизни на Земле" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vozniknovieniie-zhizni-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "106364"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403001992"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "конспект урока по географии на тему "Урок обобщения и контроля по темам Земля и её изображения" "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-na-tiemu-urok-obobshchieniia-i-kontrolia-po-tiemam-ziemlia-i-ieio-izobrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "126990"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415255340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства