kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Основные этапы развития жизни на Земле."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  на тему «Основные этапы жизни на земле.

Задачи: познакомить учащихся с основными этапами развития жизни на Земле, рассмотреть гипотезы возникновения эукариотических клеток.

Элементы содержания: гипотеза симбиотического происхождение эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путём впячивания клеточной мембраны, прогеноты, эубактерии, архебактерии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: схемы и таблицы, отражающие основные этапы развития жизни и происхождения клеток.

                          

                               Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний учащихся.

Беседа по вопросам:

  1. Перечислите основные положения гипотезы А.И. Опарина.
  2. Какие экспериментальные данные можно привести в доказательство данной гипотезы?
  3. В чём заключается отличие гипотезы А.И. Опарина от гипотезы Дж. Холдейна?
  1. Изучение нового материала.

 

Возникновение и развитие жизни на Земле происходило на протяжении трёх эволюционных этапов.

  1. Химическая эволюция – абиогенный синтез органических полимеров.
  2. Предбиологическая эволюция – формирование белково – липидных комплексов (коацерванты, пробиоты, прогеноты), способных к упорядоченному обмену веществ живых организмов прокариотов.
  3. Биологическая эволюция. Состояла из ряда последовательно протекающих процессов.
  1. Первые одноклеточные организмы (прокариоты) были гетератрофами, с малоэффективным анаэробным типом обмена веществ. Запас органических веществ на Земле стал постепенно истощать.
  2. Затем эволюция прокариот пошла по пути процесса хемосинтеза – образования органических веществ из оксида углерода за счёт энергии окисления неорганических веществ (серые пурпурные бактерии)
  3. Условия на Земле начали меняться: уменьшалась вулканическая деятельность, солнечный свет уже не задерживался атмосферой, так как в ней было меньше пыли. Поэтому дальнейшая эволюция пошла по пути использования солнечной энергии.

Возник процесс  фотосинтеза – образование органических веществ и кислорода из неорганических: углекислого газа и воды, с использованием энергии Солнца. Первыми фотосинтезирующими организмами были синезеленые водоросли.

  1. С появлением фотосинтезирующих организмов в атмосферу стал выделяться кислород, который под действием ультрафиолетового излучения частично превращался в озон. Сформировался защитный озоновый слой.
  2. В условиях окислительной атмосферы появился энергетически более выгодный  кислородный тип обмена веществ. Появились аэробные бактерии.

Игра – дискуссия.

 Класс разбивается на три группы, каждая из которых представляет и отстаивает одну из точек зрения на происхождения эукариотических клеток.

Группа 1 –сторонники происхождения эукариотической клетки и её органоидов путём впячивания клеточной мембраны.

Группа 2 –сторонники симбиогенной гипотезы происхождения эукариотической клетки иеё органоидов.

Группа 3 – сторонники происхождения первых одноклеточных организмов.

Представители каждой группы в кратком выступлении излагают суть той или иной точки зрения, а затем отвечают на вопросы и замечания своих научных «противников».

  1. Закрепление изученного материала.

 

Задание: используя текст учебника, найдите ответы на вопросы:

  1. Почему у коацерватов появилась способность к самовоспроизведению? ( Благодаря включению в состав коацерватов молекул нуклеиновых кислот.)
  2. Какой способ питания был у первых существ? Почему? (Способ питания – гетеротрофный, так как в водах первичного океана было много готовых органических веществ.)
  3. С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов? (Численность живых организмов увеличивалась, и, следовательно, конкуренция обострялась. У некоторых организмов возникла способность к синтезу органических веществ из неорганических. С использованием энергии Солнца (фотосинтез) или энергии химической реакции (хемосинтез) возникли автотрофы.)
  4. Почему первые живые организмы были анаэробными? (вероятно, в водной среде ещё отсутствовал кислород.)
  5. Почему возникло аэробное дыхание? (Аэробное дыхание возникло потому, что появление фотосинтеза привело к накоплению в атмосфере кислорода.)

Домашнее задание:  п.8.4.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Основные этапы развития жизни на Земле." »

Конспект урока на тему «Основные этапы жизни на земле.

Задачи: познакомить учащихся с основными этапами развития жизни на Земле, рассмотреть гипотезы возникновения эукариотических клеток.

Элементы содержания: гипотеза симбиотического происхождение эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путём впячивания клеточной мембраны, прогеноты, эубактерии, архебактерии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: схемы и таблицы, отражающие основные этапы развития жизни и происхождения клеток.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний учащихся.

Беседа по вопросам:

  1. Перечислите основные положения гипотезы А.И. Опарина.

  2. Какие экспериментальные данные можно привести в доказательство данной гипотезы?

  3. В чём заключается отличие гипотезы А.И. Опарина от гипотезы Дж. Холдейна?

  1. Изучение нового материала.



Возникновение и развитие жизни на Земле происходило на протяжении трёх эволюционных этапов.

  1. Химическая эволюция – абиогенный синтез органических полимеров.

  2. Предбиологическая эволюция – формирование белково – липидных комплексов (коацерванты, пробиоты, прогеноты), способных к упорядоченному обмену веществ живых организмов прокариотов.

  3. Биологическая эволюция. Состояла из ряда последовательно протекающих процессов.

  1. Первые одноклеточные организмы (прокариоты) были гетератрофами, с малоэффективным анаэробным типом обмена веществ. Запас органических веществ на Земле стал постепенно истощать.

  2. Затем эволюция прокариот пошла по пути процесса хемосинтеза – образования органических веществ из оксида углерода за счёт энергии окисления неорганических веществ (серые пурпурные бактерии)

  3. Условия на Земле начали меняться: уменьшалась вулканическая деятельность, солнечный свет уже не задерживался атмосферой, так как в ней было меньше пыли. Поэтому дальнейшая эволюция пошла по пути использования солнечной энергии.

Возник процесс фотосинтеза – образование органических веществ и кислорода из неорганических: углекислого газа и воды, с использованием энергии Солнца. Первыми фотосинтезирующими организмами были синезеленые водоросли.

  1. С появлением фотосинтезирующих организмов в атмосферу стал выделяться кислород, который под действием ультрафиолетового излучения частично превращался в озон. Сформировался защитный озоновый слой.

  2. В условиях окислительной атмосферы появился энергетически более выгодный кислородный тип обмена веществ. Появились аэробные бактерии.

Игра – дискуссия.

Класс разбивается на три группы, каждая из которых представляет и отстаивает одну из точек зрения на происхождения эукариотических клеток.

Группа 1 –сторонники происхождения эукариотической клетки и её органоидов путём впячивания клеточной мембраны.

Группа 2 –сторонники симбиогенной гипотезы происхождения эукариотической клетки иеё органоидов.

Группа 3 – сторонники происхождения первых одноклеточных организмов.

Представители каждой группы в кратком выступлении излагают суть той или иной точки зрения, а затем отвечают на вопросы и замечания своих научных «противников».

  1. Закрепление изученного материала.



Задание: используя текст учебника, найдите ответы на вопросы:

  1. Почему у коацерватов появилась способность к самовоспроизведению? ( Благодаря включению в состав коацерватов молекул нуклеиновых кислот.)

  2. Какой способ питания был у первых существ? Почему? (Способ питания – гетеротрофный, так как в водах первичного океана было много готовых органических веществ.)

  3. С чем была связана необходимость появления автотрофных организмов? (Численность живых организмов увеличивалась, и, следовательно, конкуренция обострялась. У некоторых организмов возникла способность к синтезу органических веществ из неорганических. С использованием энергии Солнца (фотосинтез) или энергии химической реакции (хемосинтез) возникли автотрофы.)

  4. Почему первые живые организмы были анаэробными? (вероятно, в водной среде ещё отсутствовал кислород.)

  5. Почему возникло аэробное дыхание? (Аэробное дыхание возникло потому, что появление фотосинтеза привело к накоплению в атмосфере кислорода.)

Домашнее задание: п.8.4.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока на тему "Основные этапы развития жизни на Земле."

Автор: Гусева Оксана Юрьевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Методическая разработка конспекта урока по биологии 9 класс по теме: "Жизнь в архейскую и протерозойскую эру" "
    ["seo_title"] => string(119) "mietodichieskaia-razrabotka-konspiekta-uroka-po-biologhii-9-klass-po-tiemie-zhizn-v-arkhieiskuiu-i-protierozoiskuiu-eru"
    ["file_id"] => string(6) "133654"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416562536"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "конспект урока по теме "Географическая оболочка. Этапы ее развития" 10 класс, социально-экономический профиль "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gieoghrafichieskaia-obolochka-etapy-ieie-razvitiia-10-klass-sotsial-no-ekonomichieskii-profil"
    ["file_id"] => string(6) "145715"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418981029"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по окружающему миру "Размножение и развитие растений" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-razmnozhieniie-i-razvitiie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "153958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421082671"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "конспект урока по географии на тему "Урок обобщения и контроля по темам Земля и её изображения" "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-na-tiemu-urok-obobshchieniia-i-kontrolia-po-tiemam-ziemlia-i-ieio-izobrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "126990"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415255340"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по теме: "Возникновение жизни на Земле" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vozniknovieniie-zhizni-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "106364"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403001992"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства