Просмотр содержимого документа
«Клетка – структурная и функциональная единица живого»
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Урок №6 Биология 6класс Дата__________
Тема: Клетка – структурная и функциональная единица живого.
Цели:
Образовательная:формирование у детей целостного представления о клетке как элементарной структурной и функциональной единице, выполняющая все свойства живого.
Воспитательная: раскрыть единство всех живых организмовна Земле на клеточном уровне.
Развивающая: отработка умений у детей выделять основное, обобщать, сравнивать и анализировать ранее полученные выводы.
Задачи: 1. Повторить, обобщить и систематизировать знания о клетке.
2. Доказать, что клетка – структурная и функциональная единица живого, в которой всё взаимосвязано.
3. Сравнить строение растительной и животной клеток.
4. Показать возможность использования компьютерных технологий в преподавании биологии.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний с использованием ПК.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, эмоциональный настрой класса.
Постановка проблемы:
Живая природа представляет собой сложно организованную иерархическую систему. Учёные – биологи на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации живой материи.
- Назовите их, пожалуйста! Слайд 1
Дети отвечают.
- Правильно.
- Выделение УОЖ материи позволяет наиболее плотно характеризовать отдельные проявления жизнедеятельности организмов. Доказано, что основа всех явлений жизни - это межмолекулярное взаимодействие органических соединений.
- Скажите, на каком уровне мы наблюдаем эти взаимодействия?
Ответ учащихся: на клеточном уровне
- Скажите, что является элементарной (наименьшей) структурной и функциональной единицей?
Отвечают: Клетка.
- Правильно.
- Именно на клеточном уровне в биологии начинается изучение вопросов строения и жизнедеятельности, функции, отличия и специализация клеток и происхождение организмов на Земле.
- Итак, какова тема урока?
КЛЕТКА – структурная и функциональная единица живого (записывается на доске.)
-Ребята, по данным рисункам попробуйте сформулировать задачи урока?
Слайд 2,3,4
Клетка – структурная единица живого.
Клетка – элементарная единица живой системы. Элементарной системой она может быть названа почему?
Ответы учащихся: потому что в природе нет более мелких систем, которым были бы присущи все без исключения свойства живого.
- Давайте вспомним свойство живого?
Ответы. Слайд 5.
- Она является низшей ступенью организации, обладающей всеми этими свойствами.
- Все ли живые организмы на Земле имеют клеточное строение?
Ответы учащихся: вирусы не имеют клеточного строения.
- На какие две группы по строению можно разделить клетки?
Ответы учащихся.
Выделяют 2 уровня клеточной организации и соответственно две группы клеток:
1. Прокариотические (безъядерные)
2. Эукариотические (ядерные)
Слайд 6.
- Чем же отличаются друг от друга прокариоты и эукариоты? (по тетради)
- Согласно клеточной теории каждая клетка способна к самостоятельной деятельности: она может обмениваться веществами и энергией с внешней средой, расти, размножаться. Поэтому внутреннее строение клеток очень сложно и определяет выполнение функций, которые клетка выполняет в одноклеточном и многоклеточном организме.
Клетка любого эукариотического одноклеточного и многоклеточного организма состоит из двух важнейших, непрерывно связанных между собой частей: цитоплазмы, ядра, которые представляют элементарную живую систему.
- Сравните растительную и животную клетки?
Слайд 7. – Какие клеточные структуры Вы видите?
( Снаружи каждая клетка покрыта плазматической мембраной). Внутри клетки находится цитоплазма, в которой расположены ядро (у эукариот), ядерное вещество (у прокариот) и др. органоиды: ЭДС, КГ, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр и у растительных клеток – пластиды. Некоторые клетки имеют органоиды движения: реснички, жгутики, ложноножки.)
- Какие органоиды встречаются только в растительной клетке?
Отвечают.
- Итак, а теперь из приведённых утверждений выберите нужные положения современной клеточной теории. Слайд – 8.
3. Клетка – функциональная единица живого.
Вопрос к классу: Какие процессы жизнедеятельности характерны для клетки?
Слайд 9.
- Как называется обмен веществ и энергии?
Ответы учащихся: метаболизм.
- Таким образом, совокупность всех реакций, протекающих в живой клетке называется метаболизмом.
Метаболизм: ассимиляция, диссимиляция.
- Давайте, сравним особенности метаболических процессов в животной (мышечная ткань) и растительной клетках (фотосинтезирующая). Слайд 10.
Фотосинтез.
В процессе фотосинтеза осуществляется синтез органических соединений – глюкозы из неорганических под действием солнечной энергии.
- Как называются живые организмы, которые способны осуществлять фотосинтез?
Отвечают: Автотрофы.
Гликолиз. Осуществляется у гетеротрофных организмов.
Закрепление материала: тест
Тест
К органоидам клетки относятся:
а) углеводы
б) белки
в) митохондрии
г) глюкоза
2. Эукариоты – это
а) живые организмы, в летках которых содержится ядро
б) живые организмы, в клетках которых отсутствует ядро
в) бактерии
г) вирусы
3. Преобразование солнечной энергии в энергию химических связей АТФ называется:
А) гликолизом
Б) фотолиз воды
В) фотосинтез
Г) синтез белков
4. Метаболизм – это:
А) пластический обмен
Б) обмен веществ
В) диссимиляция
Г) синтез белка
5. Как называется структурная и функциональная единица живого: