Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: “Клетка – структурно-функциональная единица живого”»
Обобщающий урок по теме:
“Клетка – структурно-функциональная единица живого”.
Цель: Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить, систематизировать, обобщить знание учащихся о строении клетки.
Продолжить формирование у учащихся представления о том, что клетка является структурно – функциональной единицей всех живых организмов.
Развивающие:
Продолжить развивать у учащихся навыки работы в группе.
Продолжить развивать у учащихся работу с различными источниками информации.
Воспитывающие:
Формировать у учащихся познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха.
Оборудование:презентация Power Point, карточки-задания, оценочные листы.
XVII век - это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.
В этом веке было сделано одно из самых великих открытий - была открыта биологическая клетка.
Клетка. Кто она такая? Задумываемся мы с вами, каждый наш урок. Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскоп или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятия жизни? Чтобы лучше понять это, давайте вернёмся мысленно в те времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка».
Опережающие задание:
1 группа: История изучения клетки.
2 группа: Газета «Путешествие по клетке».
3 группа: Сказка об органоидах клетки.
Изучение нового материала
Как же мы устроены? Из скольки миллионов, а может быть и триллионов клеток состоит наше тело? На эти вопросы мы сможем ответить, если посмотрим видеоролик «Клетки человека».
Работа по тестам на тему: «Строение клетки»
Прием «Перепутанная мозаика»
Задание: Расположить в правильном порядке органоиды и их функции.
В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из чего построены маленькие организмы – микроскоп.
Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть кусочек листика герани, росшей у него на окошке. Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков.
-Как вы думаете, что он увидел? (растительные клетки).
Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоит растительная клетка.
Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.
Задание 1. Пробирки на столе
Подсказка: Вам необходимо распределить элементы в 3 группы: микроэлементы, макроэлементы и ультрамикроэлементы.
Макро
микро
ультрамикро
C, CI, N, H, O, S, Na, Fe, P
I, F, Cu,
Au, Aq
Задание 2. Плакат на двери
Подсказка: Вам необходимо распределить данные вещества по группам: органические и неорганические.
Орагнические
Неорганические
Вода, минеральные соли
Углеводы, белки, нуклеиновые кислоты, липиды
Валеологическое упражнение на расслабление мышц рук и снятия усталости глаз
Разотрите ладони рук и на минутку приложите их к глазам.
Равномерное распределение хромосом между дочерними клетками
Клеточный центр
Синтез АТФ и участие в энергетическом обмене, клеточное дыхание
Вакуоль
Расщепление органических соединений, в том числе внутриклеточное переваривание отмерших частей клетки
Пластиды
Упаковка и транспорт веществ, построение мембран
Рефлексия
Прием «Синквейн» Правила написания синквейна: 1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным). 2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных). 3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами. 4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.
Выставление оценок за выступления учащихся, за ответы (лист самооценки)
Домашнее задание
Написать мини сочинение: «Мое путешествие в мир клетки»