kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Примерная программа для учащихся 10-11 класса элективного курса «Клетки и ткани» полностью соответствует авторской программе «Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета Д.К.Обухова и заведующей кабинетом биологии Псковского областного ИПКРО В.Н.Кириленковой.

Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-11-х классов средних школ универсального и естественнонаучного профиля.

     Программа рассчитана на 2 части курса:

  • общая цитология (биология клетки) – 34 часов;
  • сравнительная (эволюционная) гистология (учение о тканях многоклеточных организмов) – 34 часов.

Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.

Изменения, внесенные в программу:

   По программе элективного курса 11 класс «Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета Д.К.Обухова на изучение курса отводится 34 часов, по БУП МБОУ «Боброводворская СОШ» - 34 часа.

Рабочая программа ориентирована на использование  УМК:

  • Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Учебное пособие «Клетки и ткани». Элективные курсы 10-11 класс. Профильное обучение. Дрофа. Москва 2008.

             Программа рассчитана на 34 часа (резервного времени нет).

Программой предусмотрено проведение:

  • лабораторных работ – 12 – в 10 классе

и

Программа рассчитана на 34 часа (резервного времени нет).

Программой предусмотрено проведение:

  • лабораторных работ – 2– в 11 классе
  • практических работ – 1– в 11 классе

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

•  принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

•  положения клеточной теории;

•  особенности прокариотической и эукариотической клеток;

•  сходство и различие животной и растительной клеток;

•  основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

•  основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипцию (синтез и созревание РНК) и трансляцию (синтез белковой цепи);

•  особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

•  строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;

•  реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

•  определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;

•  строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

•  иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

Обучающиеся должны уметь:

•  работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;

• «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и ее органоидов;

•  изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

•  определять тип ткани по препарату или фотографии;

•  выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);

•  иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

•  работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;

•   составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиа­дах;

•  применять знания физических и химических законов для объясне­ния биологических процессов;

•  использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.

Межпредметные связи

Неорганическая химия. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических веществ. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

Содержание программы элективного курса

по биологии «Клетки и ткани»

10класс, Общее количество часов — 34 ч.

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ) — 34  ч

     Тема 1. Введение в биологию клетки (1 ч)

     Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.

Лабораторные работы. Устройство микроскопа. Методика приготовления временного микропрепарата.

     Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (4  ч)

     Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.

Лабораторные работы. Особенности строения клеток прокариот. Изучение молочнокислых бактерий. Особенности строения клеток эукариот.

     Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (13ч)

а) Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.

Компьютерный урок.

Лабораторная работа. Изучение клеток водных простейших.

б)  Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток — его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки.

Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.

 в) Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Митохондрия — энергетическая станция клетки. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Семинар.

г) Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.

Итоговая тестовая проверочная работа.

     Тема 4. Ядерный аппарат и репродукция клеток (8  ч)

а)  Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структура хромосом. Ядрышко — его строение и функции.

б)  Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток — его периоды. Репликация ДНК — важнейший этап жизни клеток. Митоз — его биологическое значение. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Понятие о «ство­ловых» клетках. Теория «стволовых клеток» — прорыв в современной биологии и медицине. Мейоз — основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак — самое опасное заболевание человека и других живых существ.

Лабораторные работы. Митоз в клетках корней лука. Митоз животной клетки. Мейоз в пыльниках цветковых растений. Почкование дрожжевых грибов.

     Тема 5. Вирусы как неклеточная форма жизни (4 ч) Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация — достижения и проблемы.

Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».

     Тема 6. Эволюция клетки (4ч)

     Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды (алкоголь, наркотики, курение, токсичные вещества, тяжелые металлы и т.д.) Обратимые и необратимые повреждения клеток. Клеточные и молекулярные механизмы повреждающего действия различных факторов на структуру и функцию клеток.

Обобщающий семинар. Клетка — элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого (1 ч)

Содержание программы элективного курса

по биологии «Клетки и ткани»

11 класс, общее количество часов — 34 ч..

ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ) ГИСТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ

     Тема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч)

     Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина». Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в про­цессе индивидуального развития организма (онтогенезе).

     Тема 9. Эпителиальные ткани (4  ч)

     Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции — разные решения. Кишечные эпителии. Типы пище­варения в животном мире — внутриклеточное и полостное.

Лабораторная работа. Изучение эпителиальных тканей.

     Тема 10. Мышечные ткани (5 ч)

     Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных живот­ных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно­полосатые; гладкие).

Лабораторная работа. Изучение мышечной ткани.

     Тема 11. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (11 ч)

     Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у жи­вотных. Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соеди­нительная ткань). Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет — поня­тие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функциони­рование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболе­вания, аутоиммунные заболевания. СПИД — чума XX века — смертель­ная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.

Лабораторные работы.

     Тема 12. Ткани нервной системы (9 ч)

     Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани — нейроны и глиальные клетки.

Лабораторные работы.

Работа над проектом «Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды».

     Тема 6. Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека (3 ч)

     Общебиологические закономерности, открытые при изучении основ­ных структур и процессов в живой природе — основа современной мо­лекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей — все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс »

Пояснительная записка


Примерная программа для учащихся 10-11 класса элективного курса «Клетки и ткани» полностью соответствует авторской программе «Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета Д.К.Обухова и заведующей кабинетом биологии Псковского областного ИПКРО В.Н.Кириленковой.

Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-11-х классов средних школ универсального и естественнонаучного профиля.

Программа рассчитана на 2 части курса:

  • общая цитология (биология клетки) – 34 часов;

  • сравнительная (эволюционная) гистология (учение о тканях многоклеточных организмов) – 34 часов.

Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.

Изменения, внесенные в программу:

По программе элективного курса 11 класс «Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета Д.К.Обухова на изучение курса отводится 34 часов, по БУП МБОУ «Боброводворская СОШ» - 34 часа.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Учебное пособие «Клетки и ткани». Элективные курсы 10-11 класс. Профильное обучение. Дрофа. Москва 2008.


Программа рассчитана на 34 часа (резервного времени нет).

Программой предусмотрено проведение:

  • лабораторных работ – 12 – в 10 классе

и

Программа рассчитана на 34 часа (резервного времени нет).

Программой предусмотрено проведение:

  • лабораторных работ – 2– в 11 классе

  • практических работ – 1– в 11 классе

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.








Требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

• принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

• положения клеточной теории;

• особенности прокариотической и эукариотической клеток;

• сходство и различие животной и растительной клеток;

• основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

• основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипцию (синтез и созревание РНК) и трансляцию (синтез белковой цепи);

• особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

• строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;

• реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

• определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;

• строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

• иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

Обучающиеся должны уметь:

• работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;

• «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и ее органоидов;

• изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

• определять тип ткани по препарату или фотографии;

• выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);

• иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

• работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;

• составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиа­дах;

• применять знания физических и химических законов для объясне­ния биологических процессов;

• использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.


Межпредметные связи

Неорганическая химия. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических веществ. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.









Учебно-тематическое планирование 10класс


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Кол-во лаб. раб

Кол-во практ. раб


Раздел I. Общая цитология (биология клетки)




1

Тема 1.

Введение в биологию клетки

1

2


2

Тема 2.

Общий план строения клеток живых организмов

4

3


3

Тема 3.

Основные компоненты и органоиды клеток

14

2


4

Тема 3.1. Мембраны и надмембранный комплекс

2



5

Тема 3.2. Цитоплазма и органоиды

2



6

Тема 3.3. Митохондрии и хлоропласты

5



7

Тема 3.4. Рибосомы. Синтез белка

4



8

Тема 4.

Ядерный аппарат и репродукция клеток

9

5


9

Тема 4.1. Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот

4



10

Тема 4.2. Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток

4



11

Тема 5.

Вирусы как неклеточная форма жизни

4



12

Тема 6.

Элементы патологии клетки

4



Итого

34

12



Учебно-тематическое планирование 11 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Кол-во лаб. раб

Кол-во практ. раб


Раздел II. Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов




1

Тема 1.

Понятие о тканях многоклеточных организмов

2



2

Тема 2.

Эпителиальные ткани

4

1


3

Тема 3.

Мышечные ткани

5

1


4

Тема 4.

Ткани внутренних сред (соединительные ткани).

11



5

Тема 5

Ткани нервной системы.

9


1

6

Заключение. Значение эволюционных подходов при изучении клеток и тканей животных и человека.

3



Итого

34

2

1



Содержание программы элективного курса

по биологии «Клетки и ткани»

10класс, Общее количество часов — 34 ч.


ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ) — 34 ч

Тема 1. Введение в биологию клетки (1 ч)

Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.

Лабораторные работы. Устройство микроскопа. Методика приготовления временного микропрепарата.

Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (4 ч)

Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.

Лабораторные работы. Особенности строения клеток прокариот. Изучение молочнокислых бактерий. Особенности строения клеток эукариот.

Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (13ч)

а) Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.

Компьютерный урок.

Лабораторная работа. Изучение клеток водных простейших.

б) Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток — его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки.

Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.

в) Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Митохондрия — энергетическая станция клетки. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Семинар.

г) Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.

Итоговая тестовая проверочная работа.

Тема 4. Ядерный аппарат и репродукция клеток (8 ч)

а) Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структура хромосом. Ядрышко — его строение и функции.

б) Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток — его периоды. Репликация ДНК — важнейший этап жизни клеток. Митоз — его биологическое значение. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Понятие о «ство­ловых» клетках. Теория «стволовых клеток» — прорыв в современной биологии и медицине. Мейоз — основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак — самое опасное заболевание человека и других живых существ.

Лабораторные работы. Митоз в клетках корней лука. Митоз животной клетки. Мейоз в пыльниках цветковых растений. Почкование дрожжевых грибов.

Тема 5. Вирусы как неклеточная форма жизни (4 ч) Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация — достижения и проблемы.

Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».

Тема 6. Эволюция клетки (4ч)

Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды (алкоголь, наркотики, курение, токсичные вещества, тяжелые металлы и т.д.) Обратимые и необратимые повреждения клеток. Клеточные и молекулярные механизмы повреждающего действия различных факторов на структуру и функцию клеток.

Обобщающий семинар. Клетка — элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого (1 ч)


Содержание программы элективного курса

по биологии «Клетки и ткани»

11 класс, общее количество часов — 34 ч..


ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ) ГИСТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ


Тема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч)

Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина». Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в про­цессе индивидуального развития организма (онтогенезе).

Тема 9. Эпителиальные ткани (4 ч)

Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции — разные решения. Кишечные эпителии. Типы пище­варения в животном мире — внутриклеточное и полостное.

Лабораторная работа. Изучение эпителиальных тканей.

Тема 10. Мышечные ткани (5 ч)

Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных живот­ных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно­полосатые; гладкие).

Лабораторная работа. Изучение мышечной ткани.

Тема 11. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (11 ч)

Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у жи­вотных. Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соеди­нительная ткань). Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет — поня­тие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функциони­рование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболе­вания, аутоиммунные заболевания. СПИД — чума XX века — смертель­ная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.

Лабораторные работы.

Тема 12. Ткани нервной системы (9 ч)

Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани — нейроны и глиальные клетки.

Лабораторные работы.


Работа над проектом «Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды».

Тема 6. Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека (3 ч)

Общебиологические закономерности, открытые при изучении основ­ных структур и процессов в живой природе — основа современной мо­лекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей — все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс

Автор: Кривошеева Валентина Петровна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Календарный план по прикладному курсу " Основы цитологии". "
    ["seo_title"] => string(57) "kaliendarnyi-plan-po-prikladnomu-kursu-osnovy-tsitologhii"
    ["file_id"] => string(6) "212477"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431858690"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса «Трудные вопросы в биологии» "
    ["seo_title"] => string(59) "proghramma-eliektivnogho-kursa-trudnyie-voprosy-v-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147992"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419534948"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства