Примерная программа для учащихся 10-11 класса элективного курса «Клетки и ткани» полностью соответствует авторской программе «Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета Д.К.Обухова и заведующей кабинетом биологии Псковского областного ИПКРО В.Н.Кириленковой.
Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-11-х классов средних школ универсального и естественнонаучного профиля.
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.
Изменения, внесенные в программу:
По программе элективного курса 11 класс«Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета Д.К.Обухова на изучение курса отводится 34 часов, по БУП МБОУ «Боброводворская СОШ» - 34 часа.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Учебное пособие «Клетки и ткани». Элективные курсы 10-11 класс. Профильное обучение. Дрофа. Москва 2008.
Программа рассчитана на 34 часа (резервного времени нет).
Программой предусмотрено проведение:
лабораторных работ – 12 – в 10 классе
и
Программа рассчитана на 34 часа (резервного времени нет).
Программой предусмотрено проведение:
лабораторных работ – 2– в 11 классе
практических работ – 1– в 11 классе
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
• положения клеточной теории;
• особенности прокариотической и эукариотической клеток;
• сходство и различие животной и растительной клеток;
• основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
• основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипцию (синтез и созревание РНК) и трансляцию (синтез белковой цепи);
• особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
• строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
• реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
• определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
• строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
• иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Обучающиеся должны уметь:
• работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
• «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и ее органоидов;
• изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
• определять тип ткани по препарату или фотографии;
• выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
• иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
• работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;
• составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
• применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
• использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
Содержание программы элективного курса
по биологии «Клетки и ткани»
10класс, Общее количество часов — 34 ч.
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ) — 34 ч
Тема 1. Введение в биологию клетки (1 ч)
Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.
Лабораторные работы. Устройство микроскопа. Методика приготовления временного микропрепарата.
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (4 ч)
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.
Лабораторные работы. Особенности строения клеток прокариот. Изучение молочнокислых бактерий. Особенности строения клеток эукариот.
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (13ч)
а) Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.
Компьютерный урок.
Лабораторная работа. Изучение клеток водных простейших.
б) Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток — его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки.
Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.
в) Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Митохондрия — энергетическая станция клетки. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Семинар.
г) Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.
Итоговая тестовая проверочная работа.
Тема 4. Ядерный аппарат и репродукция клеток (8 ч)
а) Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структура хромосом. Ядрышко — его строение и функции.
б) Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток — его периоды. Репликация ДНК — важнейший этап жизни клеток. Митоз — его биологическое значение. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Понятие о «стволовых» клетках. Теория «стволовых клеток» — прорыв в современной биологии и медицине. Мейоз — основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак — самое опасное заболевание человека и других живых существ.
Лабораторные работы. Митоз в клетках корней лука. Митоз животной клетки. Мейоз в пыльниках цветковых растений. Почкование дрожжевых грибов.
Тема 5. Вирусы как неклеточная форма жизни (4 ч) Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация — достижения и проблемы.
Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».
Тема 6. Эволюция клетки (4ч)
Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды (алкоголь, наркотики, курение, токсичные вещества, тяжелые металлы и т.д.) Обратимые и необратимые повреждения клеток. Клеточные и молекулярные механизмы повреждающего действия различных факторов на структуру и функцию клеток.
Обобщающий семинар. Клетка — элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого (1 ч)
Содержание программы элективного курса
по биологии «Клетки и ткани»
11 класс, общее количество часов — 34 ч..
ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ) ГИСТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч)
Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина». Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
Тема 9. Эпителиальные ткани (4 ч)
Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции — разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире — внутриклеточное и полостное.
Лабораторная работа. Изучение эпителиальных тканей.
Тема 10. Мышечные ткани (5 ч)
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечнополосатые; гладкие).
Лабораторная работа. Изучение мышечной ткани.
Тема 11. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (11 ч)
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у животных. Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань). Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет — понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания. СПИД — чума XX века — смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
Лабораторные работы.
Тема 12. Ткани нервной системы (9 ч)
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани — нейроны и глиальные клетки.
Лабораторные работы.
Работа над проектом «Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды».
Тема 6. Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека (3 ч)
Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе — основа современной молекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей — все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс »
Пояснительная записка
Примерная программа для учащихся 10-11 класса элективного курса «Клетки и ткани» полностью соответствует авторской программе «Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета Д.К.Обухова и заведующей кабинетом биологии Псковского областного ИПКРО В.Н.Кириленковой.
Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10-11-х классов средних школ универсального и естественнонаучного профиля.
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.
Изменения, внесенные в программу:
По программе элективного курса 11 класс«Клетки и ткани» д-ра биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт-Петербургского государственного университета Д.К.Обухова на изучение курса отводится 34 часов, по БУП МБОУ «Боброводворская СОШ» - 34 часа.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Обухов Д.К., Кириленкова В.Н. Учебное пособие «Клетки и ткани». Элективные курсы 10-11 класс. Профильное обучение. Дрофа. Москва 2008.
Программа рассчитана на 34 часа (резервного времени нет).
Программой предусмотрено проведение:
лабораторных работ – 12 – в 10 классе
и
Программа рассчитана на 34 часа (резервного времени нет).
Программой предусмотрено проведение:
лабораторных работ – 2– в 11 классе
практических работ – 1– в 11 классе
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
• положения клеточной теории;
• особенности прокариотической и эукариотической клеток;
• сходство и различие животной и растительной клеток;
• основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
• основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипцию (синтез и созревание РНК) и трансляцию (синтез белковой цепи);
• особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
• строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
• реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
• определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
• строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
• иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Обучающиеся должны уметь:
• работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
• «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и ее органоидов;
• изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
• определять тип ткани по препарату или фотографии;
• выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
• иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
• работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;
• составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
• применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
• использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
Учебно-тематическое планирование 10класс
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Кол-во лаб. раб
Кол-во практ. раб
Раздел I. Общая цитология (биология клетки)
1
Тема 1.
Введение в биологию клетки
1
2
2
Тема 2.
Общий план строения клеток живых организмов
4
3
3
Тема 3.
Основные компоненты и органоиды клеток
14
2
4
Тема 3.1. Мембраны и надмембранный комплекс
2
5
Тема 3.2. Цитоплазма и органоиды
2
6
Тема 3.3. Митохондрии и хлоропласты
5
7
Тема 3.4. Рибосомы. Синтез белка
4
8
Тема 4.
Ядерный аппарат и репродукция клеток
9
5
9
Тема 4.1. Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот
4
10
Тема 4.2. Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток
4
11
Тема 5.
Вирусы как неклеточная форма жизни
4
12
Тема 6.
Элементы патологии клетки
4
Итого
34
12
Учебно-тематическое планирование 11 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Кол-во лаб. раб
Кол-во практ. раб
Раздел II. Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов
1
Тема 1.
Понятие о тканях многоклеточных организмов
2
2
Тема 2.
Эпителиальные ткани
4
1
3
Тема 3.
Мышечные ткани
5
1
4
Тема 4.
Ткани внутренних сред (соединительные ткани).
11
5
Тема 5
Ткани нервной системы.
9
1
6
Заключение. Значение эволюционных подходов при изучении клеток и тканей животных и человека.
3
Итого
34
2
1
Содержание программы элективного курса
по биологии «Клетки и ткани»
10класс, Общее количество часов — 34 ч.
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ) — 34 ч
Тема 1. Введение в биологию клетки (1 ч)
Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.
Лабораторные работы. Устройство микроскопа. Методика приготовления временного микропрепарата.
Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (4 ч)
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.
Лабораторные работы. Особенности строения клеток прокариот. Изучение молочнокислых бактерий. Особенности строения клеток эукариот.
Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (13ч)
а) Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.
Компьютерный урок.
Лабораторная работа. Изучение клеток водных простейших.
б) Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток — его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки.
Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.
в) Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Митохондрия — энергетическая станция клетки. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Семинар.
г) Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.
Итоговая тестовая проверочная работа.
Тема 4. Ядерный аппарат и репродукция клеток (8 ч)
а) Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структура хромосом. Ядрышко — его строение и функции.
б) Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток — его периоды. Репликация ДНК — важнейший этап жизни клеток. Митоз — его биологическое значение. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Понятие о «стволовых» клетках. Теория «стволовых клеток» — прорыв в современной биологии и медицине. Мейоз — основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак — самое опасное заболевание человека и других живых существ.
Лабораторные работы. Митоз в клетках корней лука. Митоз животной клетки. Мейоз в пыльниках цветковых растений. Почкование дрожжевых грибов.
Тема 5. Вирусы как неклеточная форма жизни (4 ч) Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация — достижения и проблемы.
Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».
Тема 6. Эволюция клетки (4ч)
Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды (алкоголь, наркотики, курение, токсичные вещества, тяжелые металлы и т.д.) Обратимые и необратимые повреждения клеток. Клеточные и молекулярные механизмы повреждающего действия различных факторов на структуру и функцию клеток.
Обобщающий семинар. Клетка — элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого (1 ч)
Содержание программы элективного курса
по биологии «Клетки и ткани»
11 класс, общее количество часов — 34 ч..
ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ) ГИСТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ
Тема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч)
Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина». Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
Тема 9. Эпителиальные ткани (4 ч)
Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции — разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире — внутриклеточное и полостное.
Лабораторная работа. Изучение эпителиальных тканей.
Тема 10. Мышечные ткани (5 ч)
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечнополосатые; гладкие).
Лабораторная работа. Изучение мышечной ткани.
Тема 11. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (11 ч)
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у животных. Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань). Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет — понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания. СПИД — чума XX века — смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
Лабораторные работы.
Тема 12. Ткани нервной системы (9 ч)
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани — нейроны и глиальные клетки.
Лабораторные работы.
Работа над проектом «Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды».
Тема 6. Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека (3 ч)
Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе — основа современной молекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей — все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.