ТЕМА: «Клетка – структурная и функциональная единица жизни»
с использованием групповой формы работы
Задачи:
- Образовательные:
- Обобщить и закрепить знания учащихся о строении основных частей и органоидов цитоплазмы клетки.
- Уметь находить соответствие строения органоида клетки и выполняемой им функции
- Знать особенности строения и функций эукариотических и прокариотических клеток
- Развивающие:
- Активизировать познавательный интерес, самостоятельность учащихся
- Уметь делать обобщения и выводы
- Воспитательные
- Воспитывать чувство уважения к мнению окружающих
- Воспитывать осознанное отношение к процессу познания
- Таблицы:
- Строение животной клетки
- Строение растительной клетки
- Строение бактерий, грибов
- Уровни организации живой природы
- Рисунок клеточной мембраны
Ход урока
- Организационный момент (2минуты)
- Разминка «Мозговой штурм» (8 минут)
Быстро ответить на вопросы учителя:
- На каком уровне изучается клетка (клеточном)
- Перечислите основные части клетки (Компоненты, органоиды, включения)
- В чем проявляется многообразие клеток?
- Составьте схему на доске:
Эукариоты:
- Грибные
- Растительные
- Животные
- Работа в группах
- Проведение инструктажа (3минуты)
- Повторение строения клетки проведем по 5-ти направлениям. Каждая группа работает по своемк направлению, в течение 5 минут находите ответы на поставленные вопросы.
Направления повторения в группах
- Клеточная мембрана
- Ядро
- Органоиды мембранного строения
- Органоиды немембранного строения. Включения
- Многообразие клеток
Требования к ответам
- Ответ должен быть в виде объясняющего рассказа, с соблюдением регламента (4минуты)
- Логичность ответа
- Полнота раскрытия вопросов
- Использование наглядности
Критерии оценки
- «5» – соблюдены все критерии
- «4» –нет четкости в ответе
- «3» –ответы не на все вопросы
Задания группам:
1-я группа.
- Какие молекулы органических веществ присутствуют в наружной клеточной мембране?
- Какие свойства липидов влияют на функции, выполняемые мембраной?
- Где в мембране располагаются молекулы белков, какие функции они выполняют?
- Какова роль углеводов, расположенных на поверхности мембраны а растительных и бактериальный клеток.
- Объясните явления плазмолиза и деплазмолиза, какую роль в этих явлениях играет мембрана?
2-я группа.
- Каково строение ядра?
- Почему ядро участвует в хранении наследственной информации?
- Что такое хромосомный набор? Его разновидности.
- Какие хромосомы называют гомологичными?
- Отличается ли набор хромосом соматических и половых клеток?
3-я группа.
- Какая мембранная структура располагается вблизи ядра? Ее роль.
- Каково строение и значение комплекса Гольджи?
- Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клетки?
- Как строение хлоропластов связано с выполняемой функцией?
- Какую роль играют лизосомы?
4-я группа.
- В чем особенности строения клеточного центра?
- Каково строение роль рибосом?
- Чем образован цитоскелет?
- Почему клеточные включения являются непостоянными образованиями клетки?
- Что собой представляет цитоплазма?
5-я группа.
- Какие клетки называют прокариотами?
- Какие органоиды клетки отсутствуют у прокариот?
- Что общего в строении клеток зукариот?
- Чем отличается строение растительных клеток от животных? (3 отличия)
- Какими особенностями обладает бактериальная клетка?
Общий балл получает вся группа, но индивидуальная оценка зависит от работы с тестом.
- Подведение итога урока
- Клетки растений, животных, грибов имеют общий план строения
- В клетке протекает обмен веществ, поэтому она открытая система
- Размножение клеток происходит путем деления с образованием дочерних клеток