kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии " В мире прекрасного и вечного " презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО, И ВЕЧНОГО»

Урок обобщения раздела темы «Онтогенез растений».

Цель урока: закрепить знания обучащихся по разделу темы «Онтогенез растений», закрепить усвоение материала по биологическим особенностям основных представителей споровых и семенных растений.

Задачи урока:

повторить и обобщить знания о делении клеток, как основе роста и развития растений;

 о процессах, протекающих в период  гаметогенеза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях половых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении;

об использовании знаний о размножении и развитии растений.

Оборудование: дидактический материал, тесты.

Наш урок я хотела бы начать с высказываний великих людей. В конце урока я хотела бы, чтобы каждый из вас выбрал себе одно из них в качестве своего девиза по сегодняшнему уроку.

Великие люди говорили (работа по цепочке – читают высказывания):

СЛАЙД 1

1. Три пути ведут к знанию:

 путь размышления – это путь самый благородный;

 путь подражания – это путь самый легкий и

путь опыта – это путь самый горький.

Конфуций
          Устный ответ по закреплению терминалогии.

Даны следующие термины-

Митоз

Мейоз

Конъюгация

Биваленты

Оплодотворение

Гаметогенез

Кроссинговер

Архегонии

Антеридии

ЗиготаДайте им устное определение.

2 . Актуализация

Растительный мир нашей планеты богат и разнообразен. В процессе жизнедеятельности растение живет, питается, дышит, развивается и растет. Но рано или поздно растение заканчивает свой жизненный цикл. Однако растительный мир земли не исчезает. Как вы думаете, ребята, почему?

В процессе роста и развития растение накапливает различные питательные  вещества,  достигнув определенного возраста, оно преступает к размножению, что обеспечивает непрерывность и преемственность жизни.

Что же такое размножение?

3. Работа по группам

О группа :Размножение – одно из обязательных свойств любого живого организма. Размножение по своему биологическому значению существенно отличается от всех других жизненных функций организма. Размножение увеличивает число новых организмов внешне сходных с  материнским. Благодаря ему, становится больше особей какого либо вида.

Схема

Бесполое размножение делится на спорообразование и вегетативное.

Спора – специализированная клетка, она отделяется от материнского растения и, попав в благоприятные условия, прорастает, образуя новые растения. Одно растение может образовывать тысячи и миллионы спор, из которых лишь некоторые прорастут и дадут новые поколения растений.

При вегетативном размножении новые особи развиваются из клеток органов (или их частей), за счет которых происходит рост и питание растений, т.е. вегетативных органов. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского организма.

Половое размножение происходит при помощи особых половых клеток – гамет. Процесс слияния мужской и женской гаметы получил название – оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш будущего растения, который несет признаки обоих родителей.

При половом размножении новый организм образуется в результате слияния половых клеток (мужской и женской гамет), каждая из которых имеет свои наследственные признаки, их передают хромосомы, находящихся в ядрах клеток. В результате перекомбинации признаков у растения могут появиться новые свойства, которые помогут ему лучше приспособиться к окружающей среде.

Итак, рассмотрим циклы развития растений на примере споровых и семенных. У многих водорослей и всех высших растений происходит закономерная смена бесполого размножения половым.

Выступление 1 группы учащихся (Водоросли, их цикл развития).

Ученики,  используя анимации цикла развития водорослей, рассказывают о половом и бесполом развитии водорослей. На примере размножения хламидомонады и улотрикса.

Бесполое размножение происходит с помощью ЗООСПОР. Родительская клетка теряет жгутики, и протопласт клетки делится на два – четыре дочерних протопласта. В это же время происходит митотичесое деление ядра; кроме того, делится и протопласт. У дочерних протопластов образуются новые клеточные стенки, новые глазки и новые жгутики. В их образовании участвуют центриоли. Клеточная стенка родительской особи ослизняется, и дочерние  клетки, которые называются зооспорами выходят наружу. Из каждой зооспоры вырастает полноценная клетка.

Цикл развития водорослей. (Деление может быть изогамным, анизогамным, оогамным)

2. Выступление второй группы( Мхи). Цикл развития мха

Половое размножение гаметофитов происходит весной или в начале лета .Репродуктивные органы мужские АНТЕРИДИИ и женские  АРХЕГОНИИ – находятся на верхней поверхности ТАЛЛОМА на концах разветвлений. Мужские и женские гаметы образуются внутри соответствующих органов из материнской клеток гамет, ядра которых делятся  митотически.

Оплодотворение.

Когда поверхность таллома увлажняется, созревшие антеридии жадно поглощают воду и лопаются, высвобождая мужские гаметы (АНТЕРОЗОИДЫ или сперматозоиды). Сперматозоиды подплывают к архегониям, куда их привлекают белки, секретируемые шейкой архегония. В

брюшке происходит оплодотворение и образуется диплоидная зигота.

Под каждым покрывалом обычно образуется одна зигота. Из зиготы вырастает сапрофит. У развивающего спорофита отсутствует процесс фотосинтеза и поэтому он полностью зависит от гаметофита. По мере роста сророфита стенка архегония разрастается и образуется колпачек.

Бесполое размножение . В коробочке спорофита находятся материнские клетки спор, которые делятся мейотически с образованием гаплоидных спор. На этой стадии спорофит остается на зиму, а сприходом весны рост возобновляется. Коробочка раскрывается . Споры становятся многоклеточными, в них появляются хлоропласты и каждая спора превращается в гаметофит.

Схема жизненного цикла МХА

 

3. Выступление 3 группы( Жизненный цикл развития Папоротника).

Схема жизненного цикла папоротника

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ на то, что Гаметофит всегда гаплоиден, а гаметы всегда образуются митотическим путем деления. СПОРОФИТ всегда диплоиден, а споры всегда образуются путем редукционного деления.

4.Выступление четвертой группы  (Голосеменные) Цикл развития Голосеменных.

Дерево представляет собой спорофит и является разноспоровым. Весной на дереве образуются шишки. Они округлые и располагаются кучками у основания новых побегов под верхушечной почкой. Женские шишки появляются на концах новых сильных побегов на некотором расстоянии от мужских. Полное развитие шишек  три года. Молодые шишки зеленого цвета, а на второй год они становятся коричневыми. И мужские и женские шишки состоят из плотно прижатых друг к другу спорофиллов, расположенных спирально вокруг центральной оси.

На нижней поверхности каждого спорофилла мужской шишки находятся два микроспорангия или пыльцевых мешка. Внутри пыльцевых мешков происходит мейотическое деление материнских клеток пыльцы и образуются пыльцевые зерна, или микроспоры. У пыльцевых зерен имеется по два воздушных мешка, которые помогают им переместится ветром.

Спорофилл женской шишки состоит из нижней кроющей чешуйки и более крупной верхней чешуи, несущий семязачатки. На верхней поверхности крупной чешуи рядом находятся два семязачатка; в них происходит мейоз материнской клетки мегаспоры и образуется  четыре мегаспоры из которых только одна развивается дальше. Опыление происходит на первом году, но задерживается до следующей весны, когда прорастут пыльцевые трубки. Из оплодотворенных семязачатков образуются крылатые семена.

5. Выступление пятой группы учащихся (Цветковые), Цикл развития покрытосеменных растений.

Представляют строение цветка, затем рассказывают о двойном оплодотворение. Составляют  схему цикла развития покрытосеменных.

Покрытосеменные составляют наиболее совершенную и самую многочисленную группу высших растений, включающую примерно 250 тыс. видов, распространенных по всему земному шару.

Важнейший признак покрытосеменных —наличие цветка — видоизмененного и ограниченного в росте спороносного побега, приспособленного для размножения. Появление цветка сыграло исключительно важную роль в их эволюции.

Семязачатки у цветковых растений (в отличие от голосеменных) заключены в полость завязи пестика и тем самым защищены.

Микроспоры — более мелкие споры, формирующиеся в микроспорангиях, из них вырастают мужские гаметофиты;

мегаспоры — более крупные споры, формирующиеся в мегаспорангиях, из них вырастают женские гаметофиты.

Из гаплоидных спор развиваются растения, образующие гаметы – гаметофиты (n).

Из микроспор развиваются  «цветочные мужчины» - мужские гаметофиты, а из мегаспор – «цветочные женщины» - женские гаметофиты.

В завязи пестика –семязачаток (семяпочка). Может быть несколько – сколько семян, столько и семяпочек.

Мегаспорогенез. Центральная часть семязачатка – нуцеллус, окруженный интегументами. Одна из его клеток (2n) претерпевает мейоз и образуется 4 споры (n), из которых 3 отмирают, так образуется мегаспора (n).

Мегагаметогенез. Ядро споры претерпевает три митотических деления и образуется восьмиядерная клетка. 3 ядра отходят к одному полюсу и образуется яйцеклетка (n) и две синергиды (n), 3 ядра – к другому полюсу – антиподы (n), два ядра в центре сливаются – образуется центральная клетка.

Микроспорогенез

На каждой тычиночной нити находится пыльник, состоит из 2 половинок, в каждой два пыльцевых гнезда – микро-спорангия. В них из микроспороцитов (2n) в результате мейоза образуются микроспоры (n).

Микрогаметогенез – процесс превращения микроспор в мужские гаметофиты.

Ядро споры делится митотически, образуется двуядерная клетка с вегетативным и генеративным ядром. Из генеративной позже образуются два спермия. Оболочка пыльцевого зерна представлена двумя оболочками – экзиной и интиной.

Из интегументов образуется семенная кожура. Из всего семязачатка – семя.

Из стенок завязи –  околоплодник.

В целом из завязи пестика – плод с семенами.

Открыто двойное оплодотворение

в 1898 году русским ботаником С.Г.Навашиным.

6. Работа с учащимися по закреплению материала:

Групповая  ( работа в команде)- Составьте схему цикла развития данного растения

А) водорослей;

Б) мха – Кукушкин лен;

В) папоротника;

Г) голосеменных на примере сосны;

Д) покрытосеменных.

2. Индивидуальная работа по вариантам.

3.Обсуждение дополнительных вопросов соперникам.

7.Самооцненка своей деятельности на уроке.

Подведение итога урока, выставление оценок.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии " В мире прекрасного и вечного " презентация »

Тема урока: «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО И ВЕЧНОГО»

Тема урока: «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО И ВЕЧНОГО»

Цель :  закрепить знания по разделу темы «Онтогенез растений», обобщить материал по биологическим особенностям основных представителей споровых и семенных растений .

Цель : закрепить знания по разделу темы «Онтогенез растений», обобщить материал по биологическим особенностям основных представителей споровых и семенных растений .

1. Три пути ведут к знанию:  путь размышления – это путь самый благородный;  путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький . Конфуций 2. Как приятно знать, что ты что-то узнал.  Мольер 3. Любознательность создает ученых и поэтов.  А. Франс 4 . Я знаю, что я ничего не знаю .  Сократ 5. Познание начинается с удивления.  Аристотель

1. Три пути ведут к знанию:

путь размышления – это путь самый благородный;

путь подражания – это путь самый легкий и

путь опыта – это путь самый горький .

Конфуций

2. Как приятно знать, что ты что-то узнал.

Мольер

3. Любознательность создает ученых и поэтов.

А. Франс

4 . Я знаю, что я ничего не знаю .

Сократ

5. Познание начинается с удивления.

Аристотель

Дайте объяснение следующим терминам

Дайте объяснение следующим терминам

  • Митоз –
  • Мейоз –
  • Конъюгация -
  • Биваленты –
  • Оплодотворение –
  • Гаметогенез –
  • Кроссинговер –
  • Архегонии –
  • Антеридии –
  • Зигота –
Размножение растений Бесполое Половое Слияние гамет Вегетативное Спорообразование 5

Размножение растений

Бесполое

Половое

Слияние гамет

Вегетативное

Спорообразование

5

Жизненный цикл водорослей

Жизненный цикл водорослей

Жизненный цикл водорослей

Жизненный цикл водорослей

Улотрикс   

Улотрикс   

Цикл развития улотрикса

Цикл развития улотрикса

Мхи

Мхи

Кукушкин лен

Кукушкин лен

Жизненный цикл

Жизненный цикл

Цикл развития папоротника

Цикл развития папоротника

Представители папоротников

Представители папоротников

Жизненный цикл папоротника 2 1 3 7 4 6 5

Жизненный цикл папоротника

2

1

3

7

4

6

5

Вывод:   1 ) в процессе развития растительного мира от мхов до папоротников происходило усложнение в строении этих растений в ряду:  мхи – плауны - хвощи - папоротники; 2) ограничивающим фактором для них является отсутствие воды, поэтому они встречаются во влажных местах и в настоящее время не занимают господствующее положение. 3) Гаметофит всегда гаплоиден, а гаметы образуются митотическим путем деления. Спорофит всегда диплоиден, а споры всегда образуются путем репродуктивного деления.

Вывод:

1 ) в процессе развития растительного мира от мхов до папоротников происходило усложнение в строении этих растений в ряду:

мхи – плауны - хвощи - папоротники;

2) ограничивающим фактором для них является отсутствие воды, поэтому они встречаются во влажных местах и в настоящее время не занимают господствующее положение.

3) Гаметофит всегда гаплоиден, а гаметы образуются митотическим путем деления. Спорофит всегда диплоиден, а споры всегда образуются путем репродуктивного деления.

Цикл развития голосеменных

Цикл развития голосеменных

Цикл развития голосеменных

Цикл развития голосеменных

Вывод:   1 )Усложнение в строение репродуктивных органах голосеменных; 2)Оплодотворение не зависит от воды; 3) Оплодотворение происходит в семязачатках, из зиготы развивается зародыш и формируется семя.

Вывод:

1 )Усложнение в строение репродуктивных органах голосеменных;

2)Оплодотворение не зависит от воды;

3) Оплодотворение происходит в семязачатках, из зиготы развивается зародыш и формируется семя.

17

17

Цикл развития покрытосеменных

Цикл развития покрытосеменных

Новый организм наследует признаки от обоих родителей. С.Навашин. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Пестик и тычинка –  главные части цветка Пыльцевое зерно 3n эндосперм, запас питательных веществ для зародыша семени n п очечка с емядоли зародышевый мешок 2n 2n с тебелёк зародыш семени n к орешок покров семязачатка семенная кожура завязь пестика с семенами семя семязачаток плод

Новый организм наследует признаки от обоих родителей.

С.Навашин. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

Пестик и тычинка –

главные части цветка

Пыльцевое зерно

3n

эндосперм, запас питательных

веществ для зародыша семени

n

п очечка

с емядоли

зародышевый мешок

2n

2n

с тебелёк

зародыш семени

n

к орешок

покров семязачатка

семенная кожура

завязь пестика с семенами

семя

семязачаток

плод

Цикл развития цветковых СПОРОФИТ (2п) Цветки (2п) Пестик(2п) ЗАРОДЫШ (2п) Тычинки (2п) Эндосперм (3п) Материнские клетки зародышевого мешка (2п)  (мегаспоры) Материнские клетки (2п) (микроспоры) Зигота (2п) Центральная Клетка (2п) МЕЙОЗ Оплодотворение Пыльцевые зерна(п) (микроспоры ) Зародышевые мешки (п) (мегаспоры) Две мужск. гаметы (п) Одна яйцеклетка(п) Мужской гаметофит(п) (гаметы ) Женский гаметофит (п) (гамета)

Цикл развития цветковых

СПОРОФИТ (2п)

Цветки (2п)

Пестик(2п)

ЗАРОДЫШ (2п)

Тычинки (2п)

Эндосперм (3п)

Материнские клетки зародышевого мешка (2п)

(мегаспоры)

Материнские клетки (2п)

(микроспоры)

Зигота (2п)

Центральная

Клетка (2п)

МЕЙОЗ

Оплодотворение

Пыльцевые зерна(п)

(микроспоры )

Зародышевые мешки (п)

(мегаспоры)

Две мужск. гаметы (п)

Одна яйцеклетка(п)

Мужской гаметофит(п)

(гаметы )

Женский гаметофит (п)

(гамета)

Работа в группах Составление схемы цикла развития данного растения

Работа в группах

Составление схемы цикла развития данного растения

Индивидуальная работа Работа с тестом

Индивидуальная работа

Работа с тестом

Проверь свои знания 1В . Часть «А» 1-1,2- 1, 3-4,4-4, 5-3, 6 – 1; Часть «В» – Б,А,А,Б,Б 2В. Часть «А» 1-Б,2-В, 3-В, 4-Б,5-В, 6 – А; Часть «В» - А,Б,В,Г,Е,Д 3В. Часть «А» 1 –В, 2-Б, 3-В, 4- А, 5 –Б, 6 –В; Часть «В» - А,Г,Б,Д,Е,В 4В. Часть «А» 1-Б, 2 –А, 3 –А, 4 –В, 5 –Г, 6 –Б; Часть «В» - А. Б, Б, Б, А 5В. Часть «А» 1 –Г, 2 –В, 3 –В, 4 –В, 5 –Б, 6 –А; Часть «В» В, Г, Д. Оценка: «5» - нет ошибок  «4» - 1-2 ошибки; «3 » - 3 ошибки

Проверь свои знания

. Часть «А» 1-1,2- 1, 3-4,4-4, 5-3, 6 – 1;

Часть «В» – Б,А,А,Б,Б

2В. Часть «А» 1-Б,2-В, 3-В, 4-Б,5-В, 6 – А;

Часть «В» - А,Б,В,Г,Е,Д

3В. Часть «А» 1 –В, 2-Б, 3-В, 4- А, 5 –Б, 6 –В;

Часть «В» - А,Г,Б,Д,Е,В

4В. Часть «А» 1-Б, 2 –А, 3 –А, 4 –В, 5 –Г, 6 –Б;

Часть «В» - А. Б, Б, Б, А

5В. Часть «А» 1 –Г, 2 –В, 3 –В, 4 –В, 5 –Б, 6 –А;

Часть «В» В, Г, Д.

Оценка:

«5» - нет ошибок «4» - 1-2 ошибки;

«3 » - 3 ошибки

Лист самооценки

Лист самооценки

  • Ф. И. __________________________
  • Критерии оценки работы на уроке:
  • 2-совсем отсутствует
  • 3-иногда присутствует
  • 4-часто присутствует
  • 5-всегда присутствует
  • • Я знаю терминологию и ответил( а) _____ баллов
  • • Я активно участвую в обсуждении проекта и принимал(а) участие в нем ____ баллов
  • • Я предлагаю ценные для группы идеи _____баллов
  • • Я слушаю внимательно, уточняю, обобщаю ____ баллов
  • • Моя оценка за индивидуальную работу _____ баллов
  • Сумма баллов_______________
  • Максимальная - 25б оценка_____________
  • Оценка: 22 - 25б – «5»
  • 18 - 21б – «4»
  • Ниже 14 -17б - «3»
Домашнее задание 1. Повторить конспект по разделу «Онтогенез растений».

Домашнее задание

1. Повторить конспект по разделу «Онтогенез растений».

Спасибо за работу на уроке.

Спасибо за работу на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока по биологии " В мире прекрасного и вечного " презентация

Автор: Гранкина Людмила Васильевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129262


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства