Цель. Во время урока учащиеся должны определить понятие биологии как науке.
Задачи:
Образовательные: раскрыть сущность курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»; познакомить обучающихся с многообразием растительного мира; показать широкое распространение на Земле, их значение в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Развивающие: способствовать развитию схематизации учебного материала, сравнения объектов по заданным критериям; анализа и отбора информации, умения обобщать и делать выводы, умений работать с терминами; развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу.
Воспитательные: способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой природы;
способствовать формированию экологической культуры учащихся: бережного отношения к живым объектам природы, понимания важности сохранения биологического разнообразия планеты: биосфера – оболочка, охватывающая всю Землю, но все-таки это – «плёнка» жизни
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Биология – наука о живой природе.»
Урок по биологии № 1 в 5 классе. «____»____________ 20___ г.
Биология – наука о живой природе.
Цель. Во время урока учащиеся должны определить понятие биологии как науке.
Задачи:
Образовательные: раскрыть сущность курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»; познакомить обучающихся с многообразием растительного мира; показать широкое распространение на Земле, их значение в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Развивающие: способствовать развитию схематизации учебного материала, сравнения объектов по заданным критериям; анализа и отбора информации, умения обобщать и делать выводы, умений работать с терминами; развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу.
Воспитательные: способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой природы;
способствовать формированию экологической культуры учащихся: бережного отношения к живым объектам природы, понимания важности сохранения биологического разнообразия планеты: биосфера – оболочка, охватывающая всю Землю, но все-таки это – «плёнка» жизни.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
Обучающиеся знают:
- о многообразии живой природы;
- роли растений в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Обучающиеся умеют:
- определять понятие биология;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные: умеют работать с разными источниками биологической информации, находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различают объем и содержание понятий.
Личностные: проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы, чувство гордости за российскую биологическую науку, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Ход урока.
Организационный момент.
2.Актуализация знаний и мотивации учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Наш первый урок я хотела бы начать с одной истории.
Мы пошли с друзьями в лес
Летом, за грибами,
Вызывало интерес,
Все, что мы встречали!
Гриб съедобный или нет?
Почему здесь осы?
Отвечала я на все
Друзей моих вопросы.
И спросили у меня:
«Ты откуда знаешь,
Что не спросим у тебя,
На все ты отвечаешь!»
И сказала не спеша,
Не таясь, я боле,
«Биологию, друзья,
преподаю я в школе!»
(слайд 2) «Изучение и наблюдение природы породило науку»
Марк Туллий Цицерон
Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению потрясающей науки – биологии. Изучение любой науки - это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. Мы с вами будем проводить учебные исследования, использовать методы биологической науки, узнаем имена крупных ученых, открывших законы природы и выяснивших, как эти открытия можно использовать в жизни каждого человека, и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с этой удивительной наукой.
- А теперь нам предстоит выяснить, что же изучает биология?
- Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на данный вопрос.
Биология – наука
О букашках и лесах,
Рыбах, птицах и прудах.
О грибочках на пеньке,
О цветочках на лужке.
Обо всем живом на свете,
Кто проживает у нас на планете. (Ответы учащихся).
- Да, действительно. Биология изучает живую природу. А сейчас, мы с вами сыграем в игру.
Игра « Угадай-ка»
Дана цепочка слов, обозначающих предметы живой и неживой природы. Если предмет живой природы - хлопайте в ладоши, если не живой - тишина.
Название науки происходит от двух греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука.
Биология – наука о жизни, о живой природе. (Запись в тетрадь.)
- Наш урок так и называется «Наука о живой природе».(слайд 3)
II. Изложение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы.
- Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Учёные насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли – биосферу.
Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, верхний слой атмосферы. Слайд
- Современная биология – это «семья», состоящая из множества биологических наук. Слайд 6.На слайде приведены лишь некоторые биологические науки.
Науки, изучающие царства живой природы, – это микробиология (бактерии), микология (грибы), ботаника (растения), зоология (животные).
По структуре, свойствам и проявлениям жизни отдельных организмов следует различать: анатомию — науку о внутреннем строении; морфологию (в узком смысле) — о внешнем строении; физиологию — о жизнедеятельности целостного организма и его частей; генетику — науку о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.
Изучая биологию, мы будем знакомиться с основами разных биологических наук.
Учащиеся записывают в тетрадь названия основных биологических дисциплин.
Слайд.8
Рассказ учителя.
Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека — сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной.
Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных.
Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.
Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.
С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Мощная техника, которой обладают люди, так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой.
Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.
V. Закрепление материала
- Итак, друзья мои, теперь вы понимаете насколько важно знать и изучать биологию.
- А сейчас, чтобы закрепить полученные на уроке знания, предлагаю выполнить задание.
Составить кроссворд из новых слов (минимум 5 слов).
VI. Подведение итогов
- Давайте подведем итоги.
Что изучает биология?
Какие биологические науки вы знаете?
VII. Домашнее заданиеСлайд 12
Параграф 1.
проект, презентация, сообщение «Значение растений в жизни человека»