Конспект урока на тему : " биология-наука о живой природе"
Конспект урока на тему : " биология-наука о живой природе"
Конспект урока по биологии на тему : "Биология- наука о живой природе"
Цели урока:Сформировать представление о биологии,как науке,определить понятия "биология".Научиться определять значение биологических знаний для человека.
Задачи урока:
воспитывающая: Формировать экологическую грамотность,установить необходимость отвественного отношения к окружающей среде.
развивающая: Развивать познавательные мотивы,направленные на добывание новых знаний,развивать представление о многобразие живых организмов и биологических дисциплин,изучающих живую природу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему : " биология-наука о живой природе"»
Минуллина Валентина Борисовна
учитель биологии и географии
Западно-Казахстанская область
Теректинский район
п.Подстепное
Тема урока: « Биология-наука о живой природе»
Цели урока:
- Сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы. - Развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу.
Задачи:
-Сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира;
-Познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности;
- Развивать умения и навыки,развивать интерес к биологическим наукам.
2.Актуализация знаний и мотивации учебной деятельности.
«Изучение и наблюдение природы породило науку»
Марк Туллий Цицерон
Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению потрясающей науки – биологии. Изучение любой науки-это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. Мы с вами будем проводить учебные исследования, использовать методы биологической науки, узнаем имена крупных ученых, открывших законы природы и выяснивших, как эти открытия можно использовать в жизни каждого человека, и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с этой удивительной наукой.
- А поможет нам в изучении биологии- учебник.
- Как же работать с учебником?
В конце параграфов даны вопросы, задания и лабораторные работы, проводится тестирование знаний. Дополнительный материал выделен в учебнике вертикальной чертой.Он представлен занимательной информацией по изучаемой теме, которая будет способствовать расширению вашего кругозора.
- А теперь нам предстоит выяснить, что же изучает биология?
- Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на данный вопрос.
Биология – наука
О букашках и лесах,
Рыбах, птицах и прудах.
О грибочках на пеньке,
О цветочках на лужке.
Обо всем живом на свете,
Кто проживает у нас на планете. (Ответы учащихся).
- Да, действительно. Биология изучает живую природу. А сейчас, мы с вами сыграем в игру.
Игра « Угадай-ка»
Дана цепочка слов, обозначающих предметы живой и неживой природы. Если предмет живой природы - хлопайте в ладоши, если не живой - тишина.
Название науки происходит от двух греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука.
Биология – наука о жизни, о живой природе. (Запись в тетрадь.)
- Наш урок так и называется «Наука о живой природе.
3. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы.
- Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Учёные насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе. Все живые организмы делятся на большие группы, которые называют царствами.
- Какие же существуют царства живой природы? А чтобы ответиь на этот вопрос, нужно будет решить ребус, отгадать загадки и решить кроссвород.
А).Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог
- Итак, первое царство – царство бактерии.
Б). Загадай загадку папе:
Без штанов стоит, а в шляпе.
Кто же этот странный тип?
Ну, кончено, это
(Ответы)
- Второе царство - грибы.
В). Отгадайте кроссворд и узнаем третье царство.(Ответы )
- Третье царство – растения.
1.Колючую,зеленую срубили топором,и в Новый год она пришла к ребятам в дом.
2.А о чем она грустит ,никому не говорит.
3.Растет она в болоте, лист острый, узкий
4.Растут-зеленеют,упадут- пожелтеют.
5.в поле- метелкой, в мешке- золотом.
6.В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
7. Из Земли вырастаю- весь мир одеваю.
8.Стоит колючая, как еж,зимою в летнем платье.
9.Не море, а волнуется.
10.В поле росла ,под жерновом была ,из печки на стол караваем пришла.
11.На ветка х- плотные комочки,в них дремлют клейкие листочки.
Г).Атеперь мы с вами отгадаем ребус и узнаем еще одно царство живой природы- Четвертое царство - животные.
.
Д) Есть еще и пятое царство, это царство можно отнести как к живой так и не живой природе. Это царство может жить и развиваться только в других живых организмах. Это царство – вирусы.
Учащиеся записывают царства живой природы в тетрадь.
- Современная биология – это «семья», состоящая из множества биологических наук.
Науки, изучающие царства живой природы, – это микробиология (бактерии), микология (грибы), ботаника (растения), зоология (животные) и многие другие науки.Изучая биологию, мы будем знакомиться с основами разных биологических наук.
Учащиеся записывают в тетрадь названия основных биологических дисциплин.
III. Физкультминутка
- Сейчас мы немного отдохнем
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Продолжение изучения нового материала
- Частью живой природы являемся и мы свами.
(Работа с учебником.)
- Давайте обратимся к нашим учебникам и ответим на вопрос: роль живых организмов в жизни человека.
- Какой же вывод можно сделать из прочитанного? (Ответы учащихся.)
4.Обобщение и закрепление знаний и умений учащихся
-Дорогие ребята, вы понимаете насколько важно знать и изучать биологию.
А сейчас, чтобы закрепить полученные на уроке знания, предлагаю выполнить задание.
ЗАДАНИЕ- Диагностическая игра « Расселим по царствам»
Распределите живые организмы по царствам, записывая их названия.
Царство бактерии
Царство грибы
Царство растения
Царство животные
Учитель показывает картинки с названиями живых организмов
(голубь, заяц, холерный вибрион ,бабочка, рыба, гриб лисичка,тополь малина), Учащиеся записывают названия в тетради, распределяя по царствам.
Далее осуществляется самопроверка.
5.Подведение итогов
-Давайте подведем итоги.
Вопросы: Что изучает биология?
Какие царства живой природы вы знаете?
Какие биологические науки вы узнали?
6.Домашнее задание
А)Прочитать параграф. Ответить устно на вопросы в конце учебника.
Б) Творческое задание: Подготовить небольшой рассказ на тему: « В моем доме есть кусочек живой природы»