УРОК №1.
Тема: БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
Задачи: дать представление о биологии – науке о живом, ботанике – науке о растениях; познакомить с разнообразием цветковых растений; продолжить знакомство со значением растений в природе и жизни человека.
Оборудование: удобрения (для фиалок), лекарство, ткань, витамины, йогурт, сыр, таблица «Жизненные формы растений», муляжи плодов, грибов, чучела птиц, коллекции.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Правила поведения в кабинете биологии, техника безопасности.
III. Изучение нового материала.
- Актуализация знаний.
Задачи урока: Усвоить, что изучает биология? Какие разделы существуют в биологии? Как называется наука, которая изучает растения? Какова их роль?
Записываем тему урока.
Вариант 1.(на усмотрение учителя) Творческое задание (работа в парах): На доске записаны слова: наука о живом, царства живого, биология, растения, питание, природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии, клеточное строение, дыхание, биосфера, питание, животные.
Составьте рассказ о том, что изучает биология?
Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.
Рис. 1. в учебнике. Назовите разделы биологии.
Вариант 2. Вспомните:
- Что изучает биология?
- Какие царства живого известны вам?
- Назовите признаки живого.
Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.
Рис. 1. Назовите разделы биологии. Почему экологию выделили отдельно?
Записываем определение «БИОЛОГИЯ», «ЭКОЛОГИЯ».
- Значение биологии (рассказ с демонстрацией продукции)
Биология тесно связана с сельским хозяйством (помогает в создании новых сортов растений, пород животных), медициной (которая основывается на знаниях о строении организма человека и работе его органов), ветеринарией, различными отраслями промышленности (микробиологической, пищевой, лёгкой), охраной природы.
- Многообразие растений (рассказ с элементами беседы)
Всего на Земле около 500 000 видов растений (150 часов для перечисления). Наука, изучающая растения – ботаника. Основоположник науки – древнегреческий ученый ТЕОФРАСТ (370-286 до н.э.). В тетрадь: БОТАНИКА – наука о растениях, их жизнедеятельности, внешнем и внутреннем строении, об их роли и взаимосвязи с окружающей средой.
Подумайте: Где на Земле больше всего растений? Где их нет? Почему? Какие условия им необходимы для жизни? Чем растения отличаются от других организмов?
- Значение растений (обсуждение в парах).
Заполните таблицу «Значение растений» (письменно: 1 вариант – первый столбик, 2 вариант – второй столбик, обсуждение результатов в парах):
Значение растений.
В природе
В жизни человека
Выделяют кислород.
Служат пищей
Служат пищей и убежищем для животных
Используют в строительстве и изготовление мебели
Укрепляют почву, задерживают рост оврагов.
Получают бумагу, ткани, красители.
Смягчают климат
Топливо
Эстетическое значение
- Охрана растений (беседа с учащимися).
Растений на Земле много, но почему же биологи постоянно говорят о необходимости их охранять? Докажите, что растения необходимо охранять. Запишите термин: «ФЕНОЛОГИЯ»
IV. Закрепление.
Игра «Колдун». Учитель задает первый вопрос по изученной теме любому ученику класса. Например, «Что изучает ботаника?» Если ответ есть, ученик сам задает вопрос однокласснику. Если ответа нет, то ученик считается «заколдованным». Он будет «расколдован», если кто-нибудь из одноклассников задаст ему вопрос по объявленной теме, и он ответит на вопрос. «Расколдованный» ученик может сам задать вопрос. Игра может продолжаться до звонка с урока.
V. Домашнее задание: статья, введение, вопросы, принести лупу, вспомнить строение микроскопа и лупы.