kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка семинарского занятия "Эндокринная система"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОМСОМОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ КРАЕВОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

По дисциплине: «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ       ЧЕЛОВЕКА»

 Тема:   «ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА»

Cпециальность: 34.02.01. «Сестринское дело»

Составила: преподаватель Кокшарова Н.У.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Материал практического занятия  предназначен для студентов с целью обучения, самопроверки и объективного контроля, знаний при решении тестовых заданий, морфофункциональных и ситуационных задач, кроссвордов, при ответах на контрольные вопросы, а так же  при выполнении тестов, с помощью ТСО - компьютерные тесты, при составлении поисковых вопросов, ситуационных задач, тестов, содержит обобщенные и более уточненные сведения по предмету с учетом новейших данных из отечественной и зарубежной литературы. Соответствует ФГОС СПО для студентов специальности 34.02.01. «Сестринское дело». Материал практического занятия охватывает основной материал программы предмета анатомии и физиологии человека. 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 «ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА»

Тема: «Железы внутренней секреции и их патология»

Цели занятия:

  1. Выяснить  строение и функции эндокринных желез, название гормонов и их физиологическую характеристику.
  2. Развивать логическое мышление, через привитие умений работать  с дополнительной литературой;
  3. Прививать чувства ответственности, любовь к профессии

Методы обучения:

  • словесно-наглядный
  • демонстративный, иллюстративный

Место проведения: каб. № 503

Оснащение занятия

1. Плакаты «Эндокринные железы»,  « Патология желез внутренней секреции», «Атлас нормальной анатомии человека», муляжи по теме

2.Видеофильм «Железы внутренней секреции»

3. Презентации

4. Компьютерные тесты по теме

Межпредметные связи:

Хирургия, терапия, акушерство, педиатрия.

Внутрипредметные связи:

“Гистология”, “Нервная система”, «ВНС», последующие темы: “Сердечно-сосудистая система”, “Процесс дыхания”, “Мочеполовая система”.

Продолжительность занятия: 90 мин

  1. Мотивация изучении темы:

Для того чтобы человек жил, рос, развивался, двигался, выполнял разнообразную работу, нужна не только пища, но и особые химические вещества, гормоны, стимулирующие или ослабляющие функции клеток ткани  и органов. Вырабатываются  гормоны в железах, не имеющих выводных протоков и выделяющиеся  во внутреннею  среду организма. Студенты при изучении темы: «Эндокринная система»  должны знать основные свойства гормонов, методы изучения функции эндокринных желез. Знать основные нарушения, наблюдаемые при гипо - гиперфункции гипофиза щитовидной железы, паращитовидной железы. Связать  свои  знания об эндокринной системе,  представляемой как сложный функциональный комплекс, все элементы которого находятся в тесной взаимосвязи, и применять на других дисциплинах. Знать то, что нарушение функции одной желез внутренней секреции вызывает изменения в других.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Задание № 1.

1. Используя плакаты «Атлас нормальной анатомии че­ловека», В.Я.  Липченко и др., 1988 г, с. 302 - 306,  учебники Е.А.Воробьевой и др., «Анатомия и физиология», 1987 г, с. 245 - 257, Л.Ф.Гаврилова и др. «Анатомия», 1986, с. 225 - 234, С.А. Георгиевой и др. «Физиология», 1986, с. 245 - 274, «Лекции по анатомии и физиологии», изучите топографию, строение, функции эндокринных желез и основные нарушения, наблюдаемые при гипо- и гиперфункции этих желез.

Задание №2.

1. Начертите в альбомах таблицу «Гормоны и их физиологическая характеристика» по прилагаемой форме и впишите в нее гормоны, отме­чая, на что и как они действуют. В таблицу включите следующие эндокринные железы, их составные части и гормоны:

1). Гипофиз

а). передняя доля - 6 гормонов (соматотропин, тиреотропин, кортикотропин, пролактин, фоллитропин, лютропин);

б). средняя доля - 2 гормона (интермедии, липотропин);

в). задняя доля - 2 гормона (вазопрессин, окситоцин);

  1. Щитовидная железа - 3 гормона (тироксин, трийодтиронин, тирокальциотонин).
  2. Паращитовидные железы -   1 гормон (парагормон, или паратиреокрин),
  3. Поджелудочная железа (панкреатические островки) - 3 гормона
    (инсулин, глюкагон, липокаин).

5) Надпочечник

а) корковый слой:

клубочковая зона - 2 минералкортикоида (альдостерон, дезоксикортикостерон);

пучковая зона - 3 глюкокортикоида (гидрокортизон, кортизон, кортикостерон);

сетчатая зона - 3 половых гормона (андрогены, эстрогены, про­гестерон);

6) мозговой слой - 2 гормона (адреналин, норадреналин).
б) Половые железы (гонады)

а) мужские - 2 гормона (тестостерон и андростерон);

б) женские - 2 гормона (эстрогены, прогестерон).

  1. Эпифиз - 2 гормона (мелатонин, гломерулотропин).
  2. Тимус (вилочковая железа) - 3 гормона (тимозин тимопоэтин;
    тимусный гуморальный фактор).

В  качестве примера,  как следует заполнять таблицу,   приводится описание нескольких гормонов передней доли гипофиза.

Задание № 3.

  1. Для закрепления полученных знаний и самоконтроля проверьте
    себя или друг друга по двум вариантам вопросов и ответов, помогая взаимно в выборе правильного ответа. При затруднении смотрите  готовые ответы  на других станицах  «Практикума по анатомии….» под одними и теми же номерами.
  2. Проверьте по тестам, морфофункциональным и ситуационным задачам  насколько прочно Вы усвоили материал по строению, функциям
    эндокринных желез и их патологии.
  3. Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопро­сы или к другому виду контроля: тестовому, (по ускорению преподавателя).

Приложение№1

Контрольные вопросы

  1. Какие железы называются эндокринными и каковы их общие
    анатомо-физиологические черты?
  2. Назовите чисто эндокринные и смешанные железы.
  3. Основные характерные свойства гормонов.
  4. Методы исследования функции эндокринных желез.
  5. Гипофиз, положение, масса, строение.
  6. Гормоны передней доли гипофиза.
  7. Карликовость, гигантизм, акромегалия.
  8. Гормоны средней и задней доли гипофиза.
  9. Щитовидная железа, топография, масса, строение.
  10. Гормоны щитовидной железы и их физиологическая роль.

Приложение № 2

Вопросы для закрепления полученных знаний и самоконтроля

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ПАТОЛОГИЯ 

Вариант I

1.  Какие железы называются чисто эндокринными?

  1. Назовите железы смешной секреции.
  2. Что такое гормон?
  3. Что объединяет аденогипофиз?
  4. Перечислите гормоны передней доли гипофиза.
  5. Какую роль играет гормон соматотропин?
  6. Что наблюдается при избытке соматотропина в детстве?
  7. Какую функцию выполняет гормон тиреотропин?
  8. На что влияет гормон фоллитропин?
  9. Перечислите гормоны средней доли гипофиза.

Приложение №3

Ответы для закрепления полученных знаний и самоконтроля

 Вариант I

1. Чисто эндокринными называются железы, выполняющие функ­цию только органов внутренней секреции.

2.  К  железам смешанной секреции относятся поджелудочная желе­за, половые железы (гонады), вилочковая железа. Кроме того, способностью вырабатывать гормоны обладают и другие органы, формально не относящиеся к эндокринным железам, например: желудок и тонкий кишечник (гастрит, секретин, энтерокринин и др.), почки (ренин, эритропоэтин) и др.

3. Гормон - это физиологически активное вещество, выделяемое беспротоковой железой непосредственно в кровь и лимфу, стимулирующее или ослабляющее функции клеток, тканей и органов.

Аденогипофиз  объединяет переднюю  и  среднюю  (промежуточ­ную) доли гипофиза, имеющие эпителиальное происхождение.

Передняя доля гипофиза вырабатывает следующие тропные гормоны: соматотропин, пролактин, тиреотропин, кортикотропин (адренокортикотропный гормон - АКТГ), гонадотропины (фоллитропии и лютропин).

6. Гормон соматотропин (гормон роста) стимулирует синтез белка в организме, рост хрящевой ткани, костей и всего тела.

  1. При  избытке  соматотропина  в   детстве  развивается  гигантизм
    (рост 240-250 см).
  2. Тиреотропин стимулирует функцию щитовидной железы, осуществляя синтез и секрецию тиреоидных гормонов: тироксина и трийодтиронина.
  3. Фоллитропин действует на яичники и семенники. Симулирует
    рост фолликулов в яичнике женщин, сперматогенез в яичках у мужчин.
  4. Средняя доля гипофиза вырабатывает 2 гормона: меланоцитостимулирующий гормон, или интермедии, и липотропин.

Вопросы для закрепления полученных знаний и самоконтроля

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ПАТОЛОГИЯ

Вариант II

  1. Какие железы называются железами смешанной секреции?
  2. Перечислите чисто эндокринные железы.
  3. Кем был впервые предложен термин «гормон»?
  4. Что такое нейрогипофиз?
  5. Назовите гормоны задней доли гипофиза.
  6. Что наблюдается при недостатке соматотропина  в детском воз­расте?
  7. Что наблюдается при избытке соматотропина у взрослых?
  8. Какую функцию выполняет гормон кортикотропин?
  9. Что стимулирует гормон лютропин?

10. На что и как действует гормон пролактин?

Приложение №4

Морфофункциональные и ситуационные задачи

Задача № 1

Электромонтер, 27 лет, 2 года назад перенесший закрытую травму черепа с сотрясением головного мозга, стал отмечать сильную жажду в сочетании с частым и обильным мочеиспусканием, которые беспокоят и ночью, нарушая сон. Суточное количество мочи составляет 10 л и более. Моча светлая с низкой относительной плотностью (1,001-1,003), сахар в моче отсутствую. Мочевой осадок не изменен. При ограничении потребляемой жидкости наблюдаются симптомы дегидратации головная боль, сухость кожи и слизистых оболочек, тошнота, рвота, тахикардия.

Ваше мнение о заболевании и какая проба может быть полезной для диагностики?

Задача № 2

Инженер-химик, мужчина, 35 лет, в течение последних 3 лет отме­чал слабость, головную боль, повышенную потливость, нарушение сна. Лечился с диагнозом неврастения без стойкого улучшения. Вскоре семья и окружающие его сотрудники заметили изменения внешности больного, которые нарастали. Стали появляться грубые очертания лица за счет большого носа, толстых губ, больших ушей, выступания подбородка, надбровных дуг, скуловых костей. Одновременно наблюдалось утолщение кистей и стоп, увеличение объема грудной клетки, расширение межреберных промежутков, спланхномегалия (увеличение внутренних органов), снижение остроты зрения и т.д.

Ваш предварительный диагноз и вероятная причина заболевания.

Задача  № 3

Женщина-агроном, 37 лет, мать троих детей, на протяжении по­следних 2 лет стала беспричинно отмечать общую слабость, быструю утомляемость, головную боль, нарастание массы тела, появление красных  полос (стрий) на коже живота, бедер, ягодиц, изменение внешнего вида  («лунообразное лицо»). Избыточный рост волос на верхнем гy6e, подбо­родке, туловище и конечностях по мужскому типу (гирсутизм), нарушение  менструального цикла и т.д.

Объективно определяется стойкое повышение АД, рентгенологиче­ски - начальные явления остеопороза (разрежения) костей сводя черепа, спинки турецкого седла клиновидной кости, грудного и поясничного от­делов позвоночника, в крови и моче - повышение уровня 17-оксикортикостероидов.

Ваше мнение о предполагаемом диагнозе.

Домашнее задание

Подготовится к компьютерному тестированию по теме:

 «Эндокринная система»

Л и т е р а т у р а

  1. Смолянникова Н.В. Анатомия и физиология: учебник для студентов учреждений СПО. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 576 с.
  2. Воробьева Е.А. и др. Анатомия и физиология.  1987.  С. 398 - 419
  3. Гаврилов Л.Ф. и др. Анатомия.  1986.  С. 345-360.
  4. Липченко В.И. и др. Атлас нормальной анатомии человека - 1988.
  5. С. 309-318
  6. Георгием С.А. и др. Физиология.  1986. С. 376-390.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка семинарского занятия "Эндокринная система" »

КОМСОМОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


По дисциплине: «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»


Тема: «ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА»


Cпециальность: 34.02.01. «Сестринское дело»



Составила: преподаватель

Кокшарова Н.У.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Материал практического занятия предназначен для студентов с целью обучения, самопроверки и объективного контроля, знаний при решении тестовых заданий, морфофункциональных и ситуационных задач, кроссвордов, при ответах на контрольные вопросы, а так же при выполнении тестов, с помощью ТСО - компьютерные тесты, при составлении поисковых вопросов, ситуационных задач, тестов, содержит обобщенные и более уточненные сведения по предмету с учетом новейших данных из отечественной и зарубежной литературы. Соответствует ФГОС СПО для студентов специальности 34.02.01. «Сестринское дело»

Материал практического занятия охватывает основной материал программы предмета анатомии и физиологии человека.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА»

Тема: «Железы внутренней секреции и их патология»

Цели занятия:

  1. Выяснить строение и функции эндокринных желез, название гормонов и их физиологическую характеристику.

  2. Развивать логическое мышление, через привитие умений работать с

дополнительной литературой;

  1. Прививать чувства ответственности, любовь к профессии

Методы обучения:

  • словесно-наглядный

  • демонстративный, иллюстративный

Место проведения: каб. № 503

Оснащение занятия

1. Плакаты «Эндокринные железы», « Патология желез внутренней секреции», «Атлас нормальной анатомии человека», муляжи по теме

2.Видеофильм «Железы внутренней секреции»

3. Презентации

4. Компьютерные тесты по теме

Межпредметные связи:

Хирургия, терапия, акушерство, педиатрия.

Внутрипредметные связи:

“Гистология”, “Нервная система”, «ВНС», последующие темы: “Сердечно-сосудистая система”, “Процесс дыхания”, “Мочеполовая система”.

Продолжительность занятия: 90 мин

  1. Мотивация изучении темы:

Для того чтобы человек жил, рос, развивался, двигался, выполнял разнообразную работу, нужна не только пища, но и особые химические вещества, гормоны, стимулирующие или ослабляющие функции клеток ткани и органов. Вырабатываются гормоны в железах, не имеющих выводных протоков и выделяющиеся во внутреннею среду организма. Студенты при изучении темы: «Эндокринная система» должны знать основные свойства гормонов, методы изучения функции эндокринных желез. Знать основные нарушения, наблюдаемые при гипо - гиперфункции гипофиза щитовидной железы, паращитовидной железы.

Связать свои знания об эндокринной системе, представляемой как сложный функциональный комплекс, все элементы которого находятся в тесной взаимосвязи, и применять на других дисциплинах. Знать то, что нарушение функции одной желез внутренней секреции вызывает изменения в других.


Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов


Задание № 1.

1. Используя плакаты «Атлас нормальной анатомии че­ловека»,

В.Я. Липченко и др., 1988 г, с. 302 - 306,

учебники Е.А.Воробьевой и др., «Анатомия и физиология», 1987 г, с. 245 - 257,

Л.Ф.Гаврилова и др. «Анатомия», 1986, с. 225 - 234,

С.А. Георгиевой и др. «Физиология», 1986, с. 245 - 274, «Лекции по анатомии и физиологии», изучите топографию, строение, функции эндокринных желез и основные нарушения, наблюдаемые при гипо- и гиперфункции этих желез.


Задание №2.

1. Начертите в альбомах таблицу «Гормоны и их физиологическая характеристика» по прилагаемой форме и впишите в нее гормоны, отме­чая, на что и как они действуют.

В таблицу включите следующие эндокринные железы, их составные части и гормоны:

1). Гипофиз

а). передняя доля - 6 гормонов (соматотропин, тиреотропин, кортикотропин, пролактин, фоллитропин, лютропин);

б). средняя доля - 2 гормона (интермедии, липотропин);

в). задняя доля - 2 гормона (вазопрессин, окситоцин);

  1. .Щитовидная железа - 3 гормона (тироксин, трийодтиронин, тирокальциотонин).

  2. .Паращитовидные железы - 1 гормон (парагормон, или паратиреокрин),

  3. .Поджелудочная железа (панкреатические островки) - 3 гормона
    (инсулин, глюкагон, липокаин).

5). Надпочечник

а). корковый слой:

клубочковая зона - 2 минералкортикоида (альдостерон, дезоксикортикостерон);

пучковая зона - 3 глюкокортикоида (гидрокортизон, кортизон, кортикостерон);

сетчатая зона - 3 половых гормона (андрогены, эстрогены, про­гестерон);

6). мозговой слой - 2 гормона (адреналин, норадреналин).
б). Половые железы (гонады)

а). мужские - 2 гормона (тестостерон и андростерон);

б). женские - 2 гормона (эстрогены, прогестерон).

  1. Эпифиз - 2 гормона (мелатонин, гломерулотропин).

  2. Тимус (вилочковая железа) - 3 гормона (тимозин тимопоэтин;
    тимусный гуморальный фактор).

В качестве примера, как следует заполнять таблицу, приводится описание нескольких гормонов передней доли гипофиза.


Задание № 3.

  1. Для закрепления полученных знаний и самоконтроля проверьте
    себя или друг друга по двум вариантам вопросов и ответов, помогая взаимно в выборе правильного ответа. При затруднении смотрите готовые ответы на других станицах «Практикума по анатомии….» под одними и теми же номерами.

  2. Проверьте по тестам, морфофункциональным и ситуационным задачам насколько прочно Вы усвоили материал по строению, функциям
    эндокринных желез и их патологии.

  3. Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопро­сы или к другому виду контроля: тестовому, (по ускорению преподавателя).

Приложение№1


Контрольные вопросы

  1. Какие железы называются эндокринными и каковы их общие
    анатомо-физиологические черты?

  1. Назовите чисто эндокринные и смешанные железы.

  2. Основные характерные свойства гормонов.

  3. Методы исследования функции эндокринных желез.

  4. Гипофиз, положение, масса, строение.

  5. Гормоны передней доли гипофиза.

  6. Карликовость, гигантизм, акромегалия.

  7. Гормоны средней и задней доли гипофиза.

  8. Щитовидная железа, топография, масса, строение.

  9. Гормоны щитовидной железы и их физиологическая роль.


Приложение № 2


Вопросы для закрепления полученных знаний и самоконтроля


ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ПАТОЛОГИЯ

Вариант I

1. Какие железы называются чисто эндокринными?

  1. Назовите железы смешной секреции.

  2. Что такое гормон?

  3. Что объединяет аденогипофиз?

  4. Перечислите гормоны передней доли гипофиза.

  5. Какую роль играет гормон соматотропин?

  6. Что наблюдается при избытке соматотропина в детстве?
    8. Какую функцию выполняет гормон тиреотропин?

  1. На что влияет гормон фоллитропин?

  2. Перечислите гормоны средней доли гипофиза.


Приложение №3

Ответы для закрепления полученных знаний и самоконтроля

Вариант I

1. Чисто эндокринными называются железы, выполняющие функ­цию только органов внутренней секреции.

2. К железам смешанной секреции относятся поджелудочная желе­за, половые железы (гонады), вилочковая железа. Кроме того, способностью вырабатывать гормоны обладают и другие органы, формально не относящиеся к эндокринным железам, например: желудок и тонкий кишечник (гастрит, секретин, энтерокринин и др.), почки (ренин, эритропоэтин) и др.

3. Гормон - это физиологически активное вещество, выделяемое беспротоковой железой непосредственно в кровь и лимфу, стимулирующее или ослабляющее функции клеток, тканей и органов.

Аденогипофиз объединяет переднюю и среднюю (промежуточ­ную) доли гипофиза, имеющие эпителиальное происхождение.

Передняя доля гипофиза вырабатывает следующие тропные гормоны: соматотропин, пролактин, тиреотропин, кортикотропин (адренокортикотропный гормон - АКТГ), гонадотропины (фоллитропии и лютропин).

6. Гормон соматотропин (гормон роста) стимулирует синтез белка в организме, рост хрящевой ткани, костей и всего тела.

  1. При избытке соматотропина в детстве развивается гигантизм
    (рост 240-250 см).

  2. Тиреотропин стимулирует функцию щитовидной железы, осуществляя синтез и секрецию тиреоидных гормонов: тироксина и трийодтиронина.

  3. Фоллитропин действует на яичники и семенники. Симулирует
    рост фолликулов в яичнике женщин, сперматогенез в яичках у мужчин.

  4. Средняя доля гипофиза вырабатывает 2 гормона: меланоцитостимулирующий гормон, или интермедии, и липотропин.


Вопросы для закрепления полученных знаний и самоконтроля

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ПАТОЛОГИЯ

Вариант II

  1. Какие железы называются железами смешанной секреции?

  2. Перечислите чисто эндокринные железы.

  3. Кем был впервые предложен термин «гормон»?

  4. Что такое нейрогипофиз?

  5. Назовите гормоны задней доли гипофиза.

  6. Что наблюдается при недостатке соматотропина в детском воз­расте?

  7. Что наблюдается при избытке соматотропина у взрослых?

  8. Какую функцию выполняет гормон кортикотропин?

  9. Что стимулирует гормон лютропин?

10. На что и как действует гормон пролактин?


Приложение №4

Морфофункциональные и ситуационные задачи



Задача № 1

Электромонтер, 27 лет, 2 года назад перенесший закрытую травму черепа с сотрясением головного мозга, стал отмечать сильную жажду в сочетании с частым и обильным мочеиспусканием, которые беспокоят и ночью, нарушая сон. Суточное количество мочи составляет 10 л и более. Моча светлая с низкой относительной плотностью (1,001-1,003), сахар в моче отсутствую. Мочевой осадок не изменен. При ограничении потребляемой жидкости наблюдаются симптомы дегидратации головная боль, сухость кожи и слизистых оболочек, тошнота, рвота, тахикардия.

Ваше мнение о заболевании и какая проба может быть полезной для диагностики?



Задача № 2

Инженер-химик, мужчина, 35 лет, в течение последних 3 лет отме­чал слабость, головную боль, повышенную потливость, нарушение сна. Лечился с диагнозом неврастения без стойкого улучшения. Вскоре семья и окружающие его сотрудники заметили изменения внешности больного, которые нарастали. Стали появляться грубые очертания лица за счет большого носа, толстых губ, больших ушей, выступания подбородка, надбровных дуг, скуловых костей. Одновременно наблюдалось утолщение кистей и стоп, увеличение объема грудной клетки, расширение межреберных промежутков, спланхномегалия (увеличение внутренних органов), снижение остроты зрения и т.д.

Ваш предварительный диагноз и вероятная причина заболевания.


Задача № 3


Женщина-агроном, 37 лет, мать троих детей, на протяжении по­следних 2 лет стала беспричинно отмечать общую слабость, быструю утомляемость, головную боль, нарастание массы тела, появление красных полос (стрий) на коже живота, бедер, ягодиц, изменение внешнего вида («лунообразное лицо»). Избыточный рост волос на верхнем гy6e, подбо­родке, туловище и конечностях по мужскому типу (гирсутизм), нарушение менструального цикла и т.д.

Объективно определяется стойкое повышение АД, рентгенологиче­ски - начальные явления остеопороза (разрежения) костей сводя черепа, спинки турецкого седла клиновидной кости, грудного и поясничного от­делов позвоночника, в крови и моче - повышение уровня 17-оксикортикостероидов.

Ваше мнение о предполагаемом диагнозе.


Домашнее задание


Подготовится к компьютерному тестированию по теме:

«Эндокринная система»


Л и т е р а т у р а


  1. Воробьева Е.А. и др. Анатомия и физиология. 1987. С. 398 - 419

  2. Гаврилов Л.Ф. и др. Анатомия. 1986. С. 345-360.

  3. Липченко В.И. и др. Атлас нормальной анатомии человека - 1988.

  4. С. 309-318

  5. Георгием С.А. и др. Физиология. 1986. С. 376-390.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка семинарского занятия "Эндокринная система"

Автор: Кокшарова Наталья Услановна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129757


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства