Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности.
Данная программа представляет собой курс углубленного изучения концептуальных основ физиологии растений с целью формирования у учащихся возраста 15-17 лет научного понятийного аппарата и специальных умений, необходимых для изучения биологии на профильном уровне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Дополнительная общеобразовательная программа «Зеленый парус» имеет естественнонаучную направленность и предназначена для изучения на повышенном уровне раздела «Растения». Предлагаемая программа связана с содержательным блоком урока биологии, часто является подготовкой или продолжением его.
Актуальность программы
Данная программа представляет собой курс углубленного изучения концептуальных основ физиологии растений с целью формирования у учащихся возраста 15-17 лет научного понятийного аппарата и специальных умений, необходимых для изучения биологии на профильном уровне.
Отличительные особенности программы:
Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и потому помогает решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические знания учащихся.
Близкое общение учителя с учащимися при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельности.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 15-17 лет, что соответствует 9–11 классам общеобразовательной школы, то есть тому возрасту, когда ребенок начинает определяться со своими дальнейшими жизненными интересами, выбирает себе профессию или род занятий в будущем. Группа формируется из учащихся, занимающихся по школьной программе с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин.
Объем и срок освоения программы: Программа курса обучения составлена из расчета 62 учебных занятий, рассчитана на проведение занятий 1 раз в неделю по 2 часа.
Формы обучения: занятия проводятся в кабинете биологии, включают теоретические занятия, практические работы и защиту проектов. Дополнительная образовательная программа «Зеленый парус» предусматривает различные формы и методы работы: групповые занятия, индивидуальные занятия, исследовательскую деятельность, выполнение опытов, проведение экскурсий.
Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения; состав группы постоянный.
Режим занятий: программа рассчитана на проведение занятий 1 раз в неделю по 2 часа.
Педагогическая целесообразность: содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. обучающиеся могут включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
Практическая значимость: заключается в том, что при ее реализации у обучающихся возникает интерес к биологии, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные качества личности, и как результат – участие в олимпиадах, биологических конкурсах разного уровня, научно-исследовательских конференциях. Программа направлена на решение профориентационных задач, обеспечивая возможность знакомства обучающихся с современным оборудованием и актуальными требованиями к профессиям естественнонаучной направленности.
Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.
Таким образом, образовательная программа рассчитана на создание образовательного маршрута каждого обучающегося. Обучающиеся, имеющие соответствующий необходимым требованиям уровень ЗУН, могут быть зачислены в программу углубленного уровня.
Ведущие теоретические идеи: Ведущая идея данной программы — создание современной практико- ориентированной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать проектную и экспериментально-исследовательскую деятельность обучающихся в разновозрастных проектных командах, получать новые образовательные результаты и инновационные продукты.
В процессе обучения старшеклассники приобретают новые теоретические знания и практические навыки в биологии, которые позволяют:
лучше понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;
глубже изучить особенности морфологии, физиологии и воспроизведения представителей основных царств растений и животных, понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития;
познакомиться с принципом системной организации, дифференциации и интеграции функций организма;
формировать четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы.
Цели программы:
1. Обучить основам физиологии растений.
2. Познакомить с особенностями экспериментальной работы по изучению физиологии растений.
3. Сформировать интерес к цветоводству.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельного проведения опытов и наблюдений за комнатными растениями, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований;
2. Формировать потребность в приобретении новых знаний и способов их получении путем самообразования.
3. Научить умению вести научную дискуссию, эвристическую беседу.
Принципы отбора содержания: Программа, помимо хорошо известных базовых принципов педагогики и дидактики, опирается на такие, как: --1)целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной, волевой и деятельностной составляющих личности; 2)воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребенка; 3)индивидуального подхода в условиях коллективной работы; 4)принцип непрерывной связи теории с практикой (новый материал закрепляется выполнением практической работы); 5)принцип сочетания индивидуальной и коллективной форм организации педагогического процесса; 6)принцип природосообразности (учет возрастных возможностей и задатков учащихся при включении их в различные виды деятельности); 7)принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы учащихся; 8)принцип гуманизации;принцип разноуровневости, дифференциации; 9)принцип культуросообразности. Основные формы и методы: Основной технологией обучения по программе выбрана технология исследовательской деятельности с использованием следующих форм занятий: индивидуально-групповая; индивидуальная; групповая. Базовая форма обучения данной программы – очная, но в случаях невозможности проведения занятий в очном режиме доступно осуществление некоторого числа дистанционных занятий с использованием электронно-коммуникационных технологий, в том числе сети интернет. В процессе обучения прослеживаются межпредметные связи: с искусством для развития воображения и рисования объектов с микроскопа, визуальных способностей, эстетического восприятия мира; с математикой и ИКТ для развития счетных способностей и логического мышления; с моторикой и риторикой для разработки кисти рук детей и развития навыков речи и письма, умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Содержание программы включает теоретические и практические занятия.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения ДООП:
Учащиеся должны знать:
1.Особенности строения и физиологии растений.
2. Виды размножения; способы бесполого размножения.
3. Разнообразие насекомых-вредителей комнатных растений.
Учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно проводить опыты по наблюдению за физиологическими процессами растений.
2. Владеть понятиями, характеризующими химический состав и физиологические процессы растений.
4. Уметь отстаивать собственную точку зрения при защите рефератов.
5.Уметь работать с определителями.
6.Овладеть навыками оформления результатов наблюдений.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
теория
практические
занятия
Введение
1
1
1
Почвенное питание растений
3
3
2
Воздушное питание растений
5
2
3
3
Дыхание растений
6
4
2
4
Размножение
2
2
5
Вегетативное размножение
3
3
6
Размножение растений стеблевыми черенками
6
5
1
7
Лист
2
1
1
8
Подземные побеги
3
2
1
9
Вредители и болезни комнатных растений
6
5
1
10
Изучение влияния комнатных растений на здоровье человека
4
4
11
Рост и развитие растений
9
8
1
12
Систематика растений
4
2
2
13
Растения – биоиндикаторы
3
3
14
Редкие охраняемые виды растений Нижегородской области
3
3
15
Обобщающий семинар
2
1
1
Итого
62
49
13
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
Введение (1 час)
Тема 1. Почвенное питание растений (3 часа)
Занятие 1. Питание растений.
Задачи: ознакомить с сущностью питания. Продолжить формирование навыков узнавания органов, тканей растительного организма на таблицах, рисунках.
Занятие 2. Почвенное питание.
Задачи: ознакомить с особенностями почвенного питания растительного организма, ролью корня в этом процессе.
Занятие 3. Выращивание растений на растворах минеральных удобрений.
Задачи: ознакомить с особенностями выращивания растений на растворах минеральных удобрений.
Тема 2. Воздушное питание растений (5 часов)
Занятие 1. Воздушное питание растений.
Задачи: расширить знания о питании растений на примерах особенностей воздушного питания, об условиях его осуществления в листьях растений и о значении для жизни на Земле.
Занятие 2. Практическая работа 1 «В погоне за светом».
Цель: научить проводить наблюдение за реакцией растений на свет.
Занятие 3. Фотосинтез.
Задача: показать особенности получения растением питательных веществ, условия осуществления фотосинтеза в клетках листа и его результаты. Значение фотосинтеза для жизни на Земле.
Занятие 4. Практическая работа 2 «Выделение кислорода листьями элодеи на свету».
Цель: научить наблюдать за выделением кислорода листьями в процессе фотосинтеза.
Занятие 5. Практическая работа 3 «Образование крахмала в листьях на свету».
Цель: научить постановке эксперимента, доказывающего, что крахмал образуется в листьях только на свету.
Тема 3. Дыхание растений (6 часов)
Занятие 1. Дыхание.
Задачи: добиться усвоения учащимися знаний о дыхании, особенностях дыхания растений.
Занятие 2. Практическая работа 4 «Дыхание листа».
Цель: научить определять, с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Занятие 3. Практическая работа 5 «Испарение из растений».
Цель: научить определять, как растения теряют влагу за счет испарения.
Занятие 4. Внутреннее строение листа.
Задачи: Установить взаимосвязь листа с выполняемыми функциями.
Занятие 5. Транспорт веществ в организме.
Задачи: Выяснить, как осуществляется транспорт веществ в растительном организме, особенности строения проводящей ткани.
Занятие 6. Обмен веществ и энергии.
Задачи: Показать особенности обмена веществ в растительном организме.
Тема 4. Размножение растений (2 часа)
Занятие 1. Общая характеристика размножения.
Задачи: познакомить с видами размножения растений.
Занятие 2. Половое размножение.
Задачи: выяснить особенности полового размножения растений.
Тема 5. Вегетативное размножение (3 часа)
Занятие 1. Вегетативное размножение, его сущность и значение.
Задачи: рассказать об особенностях вегетативного размножения цветковых растений, морфологических признаках растений, полученных с помощью вегетативного размножения. Знать биологическую роль вегетативного размножения.
Занятие 2.Субстраты комнатных растений.
Задачи: познакомить с требованиями различных растений к субстратам, приемами составления субстратов.
Занятие 3.Подготовка почвосмесей для выращивания рассады.
Задачи: ознакомить с технологиями приготовления почвосмесей.
Тема 6. Размножение растений стеблевыми черенками (6 часов)
Занятие 1. Стебель как составная часть побега и его функции.
Задачи: изучить особенности внешнего строения побега (стебля, почек, листа), связанных с функциями; изучить строение побеговых черенков.
Занятие 2. Прививки.
Задачи: расширять знания учащихся о биологическом значении вегетативного размножения при помощи побегов.
Занятие 3.Черенкование комнатных растений.
Задачи: углубить и конкретизировать знания о способах вегетативного размножения; воспитывать бережное отношение к растениям.
Занятие 4. Практическая работа 6 «Черенкование традесканции».
Задачи: познакомить учащихся с биологическими основами черенкования, помочь усвоить агротехнические требования по созданию оптимальных условий для черенков; развивать практические умения по размножению комнатных растений и уходу за ними;
Занятие 5.Размножение отводками.
Задачи: расширить агротехнические знания учащихся по созданию условий для размножения хлорофитума отводками.
Занятие 6. Размножение растений делением куста.
Задачи: расширить знания о способах вегетативного размножения.
Тема 7. Лист (2 часа)
Занятие 1. Особенности внешнего строение листа.
Задачи: рассмотреть значение листьев в жизни растений, положение листьев на стебле, разнообразие листьев, возможность размножения с помощью листа.
3анятие 2. Практическая работа 7 «Размножение листом».
Задачи: усвоить агротехнические требования по созданию оптимальных условий для размножения растений листьями.
Тема 8. Подземные побеги (3 часа)
Занятие 1. Видоизмененные побеги – клубни и луковицы.
Задачи: рассмотреть анатомические особенности клубня и луковицы. Роль питательных веществ, накопленных видоизмененными побегами; познакомиться с химическим составом органических веществ клубня.
Занятие 3. Практическая работа 8 «Прививка глазками на клубнях картофеля».
Задачи: закрепить и расширить знания о прививках растений.
Тема 9. Вредители и болезни комнатных растений (6 часов)
Занятие 1. Характеристика насекомых-вредителей комнатных растений.
Задачи: познакомить учащихся с насекомыми-вредителями комнатных растений, сельскохозяйственных культур.
Занятие 2. Практическая работа 9 «Определение насекомых-вредителей по повреждениям растений».
Задачи: Закрепить умения определять виды насекомых по повреждаемым ими растениям.
Занятие 3.Химические методы борьбы с насекомыми- вредителями комнатных растений.
Задачи: познакомить учащихся с химическими препаратами для лечения комнатных растений, особенностями их применения.
Занятие 4.Биологическиеские методы борьбы с насекомыми- вредителями комнатных растений.
Задачи: познакомить учащихся с биологическими методами борьбы с вредными насекомыми.
Занятие 5.Болезни комнатных растений.
Задачи: познакомить учащихся с болезнями комнатных растений.
Занятие 6. Некоторые инсектицидные растения для борьбы с вредителями и болезнями комнатных растений.
Задачи: познакомить учащихся с растениями, используемыми в борьбе с болезнями комнатных растений, способами приготовления из них растворов и отваров.
Тема 10. Изучение влияния комнатных растений на здоровье человека (4 часа).
Занятие 1. Особенности влияния растений на здоровье человека. Задачи: расширить знания об особенностях влияния растений на здоровье человека.
Занятие 2. Комнатные растения по знакам зодиака. Задачи: изучить соответствие комнатных растений по знакам зодиака.
Занятие 3. Растения, благотворно влияющие на определенные органы и системы органов человека. Задачи: изучить особенности растении, благотворно влияющих на определенные органы и системы органов человека.
Занятие 4. Фитонцидные свойства комнатных растений. Задачи: изучить фитонцидные свойства комнатных растений.
Тема 11. Рост и развитие растений (9 часов).
Занятие 1. Соотнесение понятий «рост» и «развитие». Факторы, лежащие в основе этих процессов. Задачи: выяснить механизм регуляции активности работы генов, роль гормонов и гормоноподобных веществ.
Занятие 2. Влияние фитохромов на процессы роста и развития. Задачи: дать понятие о фитохромах, местах их локализации, химической природе, видах, взаимопревращения фитохромов в зависимости от условий освещения.
Занятие 3. Суточные ритмы у растений. Задачи: расширить знания о суточных ритмах растений.
Занятие 4. Гормоны растений, их характеристика. Задачи: расширить знания о гормонах, выяснить применение фитогормонов в практической деятельности.
Занятие 5. Общие понятия устойчивости. Действие высоких и низких температур на растение. Задачи: расширить понятия об устойчивости растений, разных температур на растение.
Занятие 6. Стресс, адаптация, устойчивость; их взаимосвязь. Задачи: углубить и конкретизировать знания о стрессе, адаптации и устойчивости растений.
Занятие 7. Практическая работа №10: Определение способности растений переносить обезвоживание. Задачи: закрепить и расширить знания о стрессоустойчивости растений.
Занятие 8. Действие недостатка и избытка влаги на растение. Общие механизмы устойчивости. Задачи: Изучить действие недостатка и избытка влаги на растение и общие механизмы устойчивости.
Занятие 9. Общие механизмы устойчивости растения в условиях действия разных стрессовых факторов. Задачи: выяснить общие механизмы устойчивости растения в условиях действия разных стрессовых факторов.
Тема 12. Систематика растений (4 часа).
Занятие 1. Основные отделы растений. Систематика покрытосеменных растений. Задачи: вспомнить основные отделы растений. Систематика покрытосеменных растений
Занятие 2-3. Практическая работа №11, 12: Определение семейств однодольных и двудольных растений по определителям. Задачи: научиться определять по принадлежность растений к семействам.
Занятие 4. Изучение видового состава комнатных растений в школе и дома. Задачи: изучить видовой состав комнатных растений в школе и дома.
Тема 13.Растения – биоиндикаторы (3 часа).
Занятие 1. Общая характеристика организмов – индикаторов качества среды. Задачи: изучить характеристику организмов – индикаторов качества среды.
Занятие 2-3. Растения – биоиндикаторы. Задачи: выяснить особенности растений – биоиндикаторов.
Тема 14.Редкие охраняемые виды растений Нижегородской области (3 часа).
Занятие 1. Характерные представители флоры и их распространение по территории Нижегородской области области. Задачи: изучить основных представителей флоры и их распространение по территории Нижегородской области области.
Занятие 2-3. Редкие охраняемые виды растений Нижегородской области. Задачи: выяснить видовой состав редких охраняемых растений Нижегородской области.
Обобщающий семинар (2 часа)
Задачи: закрепить знания учащихся о физиологических процессах, значении растений для формирования плодородного слоя земли.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
№ п/п
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
Дата
теория
практические
занятия
Введение
1
1
1
Почвенное питание растений
Питание растений.
3
1
3
2
Почвенное питание.
1
3
Выращивание растений на растворах минеральных удобрений.
1
1
Воздушное питание растений
Воздушное питание растений.
5
1
2
3
2
Практическая работа «В погоне за светом».
1
3
Фотосинтез.
1
4
Практическая работа «Выделение кислорода листьями элодеи на свету».
1
5
Практическая работа «Образование крахмала в листьях на свету»
1
1
Дыхание растений
Дыхание.
6
1
4
2
2
Практическая работа «Дыхание листа».
1
3
Практическая работа «Испарение из растений».
1
4
Внутреннее строение листа.
1
5
Транспорт веществ в организме.
1
6
Обмен веществ и энергии.
1
1
Размножение
Общая характеристика размножения.
2
1
2
2
Половое размножение.
1
1
Вегетативное размножение
Вегетативное размножение, его сущность и значение.
3
1
3
2
Субстраты комнатных растений.
1
3
Подготовка почвосмесей для выращивания рассады
1
1
Размножение растений стеблевыми
черенками
Стебель как составная часть побега и его функции.
6
1
5
1
2
Прививки.
1
3
Черенкование комнатных растений.
1
4
Практическая работа «Черенкование традесканции».
1
5
Размножение отводками.
1
6
Размножение растений делением куста.
1
1
Лист
Особенности внешнего строение листа.
2
1
1
1
2
Практическая работа «Размножение листом».
1
1
Подземные побеги
Видоизмененные побеги – клубни и луковицы.
3
1
2
1
2
Размножение клубнями глоксинии.
1
3
Практическая работа «Прививка глазками на клубнях картофеля».
1
1
Вредители и болезни комнатных растений
Характеристика насекомых-вредителей комнатных растений.
6
1
5
1
2
Практическая работа «Определение насекомых-вредителей по повреждениям растений».
1
3
Химические методы борьбы с насекомыми- вредителями комнатных растений.
1
4
Биологические методы борьбы с насекомыми- вредителями комнатных растений.
1
5
Болезни комнатных растений.
1
6
Некоторые инсектицидные растения для борьбы с вредителями и болезнями комнатных растений.
1
1
Изучение влияния комнатных растений на здоровье человека
Особенности влияния растений на здоровье человека
4
1
4
2
Комнатные растения по знакам зодиака
1
3
Растения, благотворно влияющие на определенные органы и системы органов человека
1
4
Фитонцидные свойства комнатных растений
1
1
Рост и развитие растений
Соотнесение понятий «рост» и «развитие». Факторы, лежащие в основе этих процессов.
9
1
8
1
2
Влияние фитохромов на процессы роста и развития
1
3
Суточные ритмы у растений
1
4
Гормоны растений, их характеристика
1
5
Общие понятия устойчивости. Действие высоких и низких температур на растение
1
6
Стресс, адаптация, устойчивость; их взаимосвязь
1
7
Практическая работа №10: Определение способности растений переносить обезвоживание.
1
8
Действие недостатка и избытка влаги на растение. Общие механизмы устойчивости
1
9
Общие механизмы устойчивости растения в условиях действия разных стрессовых факторов.
1
1
Систематика растений
Основные отделы растений. Систематика покрытосеменных растений
4
1
2
2
2
Практическая работа №11, 12: Определение семейств однодольных и двудольных растений по определителям
2
3
Изучение видового состава комнатных растений в школе и дома
1
1
Растения – биоиндикаторы
Общая характеристика организмов – индикаторов качества среды
3
1
3
2
Растения – биоиндикаторы
2
1
Редкие охраняемые виды растений Нижегородской области
Характерные представители флоры и их распространение по территории Нижегородской области области
3
1
3
2
Редкие охраняемые виды растений Нижегородской области
2
Обобщающий семинар
2
1
1
Итого
62
49
13
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Данная программа предусматривает следующие формы подведения итогов реализации программы:
- тестирование; - защита проектов (исследовательских работ); - отчеты о проведении опытов и наблюдений; - участие биологических олимпиадах, проектах и конкурсах.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Метапредметные УУД
1 уровень базовый
2 уровень повышенный
3 уровень высокий
Регулятивные
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок
Приобретения навыка саморегуляции
Познавательные
Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи
Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Коммуникативные
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды диагностики: текущая и итоговая.
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года.
Формы текущего контроля:
• педагогическое наблюдение;
• выполнение заданий.
Итоговая диагностика – это оценка качества усвоения обучающихся
уровня достижений, заявленной в образовательной программе по завершении
всего образовательного курса программы. Осуществляется в виде отчета после выполнения исследовательской работы.
Критерии оценки исследовательских работ и публичной защиты
Критерии
Максимальный балл
Исследовательская работа
1. Оформление (титульный лист, сноски и т.д.)
1 балл
2. Структура работы (введение, основная часть, заключение, список используемой литературы)
1 балл
3. Актуальность темы
1 балл
4. Формулировка темы (соответствие содержанию работы, содержание проблемы)
2 балла
5. Постановка цели и задач (наличие, четкость, соответствие содержанию и выводам)
3 балла
6. Стилевое единство работы. Обоснованность терминологии. Научная лексика.
1 балл
7. Полнота раскрытия темы
1 балл
8. Исследовательский характер работы
10 баллов
Защита работы
глубокое знание исследуемой темы
свободное владение материалом
четкость, логичность изложения материала
умение:
анализировать, обобщать факты, делать выводы;
аргументировано отстаивать свою точку зрения;
изложить материал в определенное время (7-10 мин);
наличие, качество, грамотное использование наглядного материала
7 баллов
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды деятельности: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, эвристическая беседа на основе наблюдений и изученного материала, вопросы на осмысление методики опытов,
самостоятельная работа, демонстрация гербарных экземпляров растений, таблиц, черенков, коллекций насекомых, заполнение таблицы, межпредметный семинар с сообщениями учащихся, защита рефератов, отчетов о работе, составление презентаций.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Коллекции насекомых, гербарные экземпляры, лабораторное оборудование, комнатные цветы, вазоны с землей, удобрения, таблицы, мультимедийное оборудование, цифровой микроскоп, световой микроскоп
Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm интернет-журнал для школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Для педагога дополнительного образования:
1. Бинас, А. В., Маш, Р. Д., Никишов, А. И. и др. Биологический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 2010.
2. Дорохина, Л. Н., Нехлюдова, А. С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. - М.: Просвещение, 2013.
3. Жизнь растений / под ред. Федорова А. А. - М.: Просвещение, 1998.
4. Клинковская, Н. И., Пасечник, В. В. Комнатные растения в школе. - М.: Просвещение, 2015.
5. Кузнецова, В. И. Уроки биологии. 6-7 класс. - М.: Просвещение, 2015.