kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Свет надежды" (По рассказу А.Грина "Зеленая лампа")

Нажмите, чтобы узнать подробности

По типу – урок-размышление. По форме - комбинированный урок.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с творчеством А.Грина, проанализировать рассказ «Зеленая лампа». Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений А.Грина, для рождения вопросов о смысле жизни.

2.Поощрение и обеспечение самостоятельности.

3.Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска и открытия знаний.

4.Развитие и поощрение интереса учащихся к себе.

К уроку учащиеся получили индивидуальные и групповые задания, причём выбирали их самостоятельно и сами же формировали три группы.

Эпиграф к уроку:

1. Как трудно во мраке найти свой проселок, тропинку, дорогу –

Легко ошибиться, приняв за природу простые эстампы.

И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу

Зеленая лампа, зеленая лампа.

                                                        Г.Сипер. «Зеленая лампа»

2. …Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,

И век пахнёт чужим, и кров ваш обречен,

Послушайтесь меня, перечитайте Грина,

Вам нечего терять, не будьте дурачьём.

                                                      Б.Чичибабин. «Памяти Грина»

ОБОРУДОВАНИЕ урока:

1.  Портреты А.Грина, иллюстрации к произведениям и презентация.

2)   Иллюстрации к рассказу «Зеленая лампа», выполненные учащимися.

3)  Каждый ученик имеет карту контроля, с которой работает в течение урока.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Звучит мелодия.

II.Сообщение темы урока учителем и определение цели урока учащимися.

     Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным писателем, человеком светлой мечты – Александром Степановичем Гриневским – Александром Грином – и его рассказом «Зеленая лампа», написанным 11 июля 1930 года, поразмышляем над страницами рассказа.

      Целеполагание.

       Запишите, какие цели вы поставите перед собой на этом уроке. (Учащиеся записывают в карте контроля каждый свою цель. Варианты: узнать больше о творчестве А.Грина, высказать свое мнение о героях рассказа «Зеленая лампа» и т.д.).      

III.Знакомство с биографией писателя. Беседа. (Реализация индивидуального задания и отчет группы)

      В 1985 г. Академия наук СССР назвала малую планету № 2786 Солнечной системы Гриневия в честь Александра Грина.

      Вопросы:

  1. Как вы думаете, писатель это заслужил?              
  2. Какие произведения А.Грина вы прочитали?

Отчет группы библиографов. Комментарий к библиотечной карте.(Например: рассказ «Зеленая лампа» прочитали все 32 человека, рассказ «Победитель» - 30 чел. и т.д.). Самый активный читатель познакомился с 15 рассказами и повестью «Алые паруса».3.Что вы знаете о Грине, писателе и человеке?(Реализация индивидуального задания)

 Рассказ о писателе подготовлен учащимися.

а) «Человеком светлой мечты» назвал А.Грина другой замечательный русский писатель К.Г.Паустовский.

       А.Грин (Александр Степанович Гриневский) – человек с тяжелой мучительной жизнью – создал в своих рассказах невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств и приморских праздников. Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов. Его рассказы вызывают легкое головокружение, как запах раздавленных цветов и свежие, печальные ветры.

        Грин провел почти всю свою жизнь в ночлежных домах, в грошовом и непосильном труде, в нищете и недоедании. Он был матросом, грузчиком, нищим, банщиком, золотоискателем, но прежде всего – неудачником.

Взгляд его остался наивен и чист, как у мечтательного мальчика. Он не замечал настоящего и жил на облачных, веселых берегах. Грин – романтик. Его романтика проста, весела, блестяща. Она возбуждает в людях желание разнообразной жизни, полной риска и «чувства высокого», жизни, свойственной исследователям, мореплавателям и путешественникам. Она вызывает упрямую потребность увидеть и узнать весь земной шар, а это желание благородно и прекрасно.

       Писатель верит в жизнь, добро и справедливость, в сильных духом, красивых людей. Его произведения наполнены шумом моря, свистом ветра и музыкой.

     б) Чтение наизусть стихотворения Б.Чичибабина «Памяти Грина».

3) Посмотрите на портрет А.Грина. Запишите кратко свои впечатления об этом человеке. (Учащиеся зачитывают  варианты ответов):

 Александр Грин:

  А) любящий жизнь и ищущий ее смысл; путешествует, переживает,    сочиняет, он – рыцарь светлой мечты, романтик.

Б) Мечтающий, мужественный; искал, любил, писал, он «последний сказочник 20 века».

В) Упорный, отважный, мечтал, странствовал, писал, создал романтический мир Гринландии.

IV. Анализ рассказа «Зеленая лампа»

1.К уроку вы прочитали рассказ А.Грина «Зеленая лампа». Какое впечатление он произвел на вас? (Вопрос на выявление восприятия.)

2.Что нужно продумать, увидеть, вообразить, чтобы сочинить рассказ? (Работа с литературоведческими  терминами и понятиями.)                           Учащиеся вспоминают определения рассказа и притчи.

Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме.                                                             

3.   Замысел, тема, основная мысль, сюжет, композиция, действующие лица и способы их описания, своеобразие стиля – как способы «завораживания» читателя должны возникнуть в нашем воображении. Что придумал для «завораживания» читателя Александр Грин? (Учащиеся высказывают свое мнение, обобщенные выводы записываются в тетрадь.)

а) Композиция зеркальная. Рассказ делится на две достаточно самостоятельные части.

б)  Многое из жизни героев мы узнаем не только от автора, но и из их рассказов о себе.

в)  Отсутствует кульминация

г)  Действие рассказа переносит нас в Лондон начала 20 века на улицу Пикадилли.

д) Само название «Зеленая лампа».   

Название рассказа ассоциируется с чем?

Учащиеся составляют ассоциативный ряд.

(Уют, дом, семья, доброта, успокоенность

– надежда, тайна, сигнал для людей).

е) В произведениях А.Грина особую, символическую, часто смысловую значимость имеет цвет («Алые паруса», «Золотая цепь», «Зеленая лампа»…

4.Что вы можете сказать о главных героях рассказа? В чем видят смысл жизни Стильтон и Джон Ив?

 Пересказ с элементами чтения. Характеристики героев учащиеся составляют дома, в классе дополняют из ответов товарищей.

Примерные характеристики: Джон Ив знает, что такое труд, любит и умеет трудиться и добиваться цели в жизни. Ирландцев в Англии считали людьми «третьего сорта», и Ив просто не мог не иметь в Лондоне больших проблем с устройством.

 Стильтон, пресыщенный обычными развлечениями в жизни, «считал себя человеком большого воображения и хитрой фантазии», а потому не придумал ничего занятней, чем «делать из людей игрушки».

5.К какому жизненному итогу приходят герои «Зеленой лампы»? Чем была зеленая лампа для Стильтона и чем стала для Джона? Почему А.Грин назвал рассказ «Зеленая лампа»? (Работа в парах. Учащиеся, анализируя текст, ищут ответы на проблемные вопросы, записанные на доске.)

Джон Ив становится врачом, успешным и обеспеченным человеком. Стильтон проигрывает свои деньги на бирже и становится нищим. Они как бы меняются местами.

Так Грин, словно факелом в ночи, высвечивает перед читателем жизненные пути, по которым можно идти и которые каждый выбирает для себя. Кому служить – дьяволу или пророку?

    Обобщение учителя: Зеленая лампа не просто деталь сюжета, знак, интригующий момент развития действия, а символ веры в возможности человека, в его стремление к исполнению мечты, символ надежды, преодоления, символ света и добра. Зеленая лампа открывает героям новые, истинные ценности жизни. Это многозначный, метафоричный символ.

Учащиеся составляют ассоциативный ряд к слову «свет». (Свет солнца, свет в душе, свет надежды, свет улыбки, свет знаний…)

6.В конце рассказа Джон Ив говорит Стильтону (а может, это Грин обращается к нам?): «А спускаясь по темной лестнице, зажигайте…хотя бы спичку». Что могут значить эти слова?

Чтобы всегда был свет надежды у каждого человека и в душе, и в жизни.

Побеждает в рассказе великодушие, прощение, благородство чувств и мыслей. «Прочитаешь рассказ А.Грина, и ляжет на душу добро» (Б.Ахмадулина)

      Закончить фразу: «Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что человек не игрушка, а творец, если у него есть…»

7.Почему рассказ «Зеленая лампа» можно считать притчей?

8.Чтение наизусть стихотворения Михаила Сипера «Зеленая лампа» или исполнение песни на эти стихи. Зажигается зелёная лампа. Звучит мелодия флейты.

V.Заключительная часть урока. Развитие способности к рефлексии, само-и взаимооценке.

1.Итак, мы сегодня в классе перечитали и обсудили рассказ «Зеленая лампа». Каждому из вас что-то особенно в нем запомнилось. Давайте ответим всего на три вопроса (ответы записываются в тетрадях):

А) Меня удивило…

Б) Меня взволновало…

В) Мне запомнились строки…

2. Самооценка деятельности, оценка возможностей и способностей учащихся.

Учащиеся заполняют карту контроля (в скобках приведены варианты ответов):

1). Достиг ли я цели, поставленной в начале урока?

          2) Я сегодня…(размышлял, задавал вопросы и отвечал на них, воображал, радовался…).

          3) Самооценка деятельности, оценка возможностей и способностей. Я ставлю себе оценку за работу на уроке…

Группа аналитиков собирает карты контроля, анализирует их и совместно с учителем выставляет оценки за урок.

VI.Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру. Тему учащиеся выбирают по желанию (ситуация выбора).

1.Можно ли из меня сделать игрушку?

2.Хотели бы вы делать из людей игрушки?

3.Как бы вы поступили на месте Джона Ива, приняв предложение Стильтона?

4.Если я зажигаю лампу…

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Свет надежды" (По рассказу А.Грина "Зеленая лампа") »


Урок литературы «Свет надежды. По рассказу А. Грина «Зеленая

лампа»»



По типу – урок-размышление. По форме - комбинированный урок.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством А.Грина, проанализировать рассказ «Зеленая лампа». Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений А.Грина, для рождения вопросов о смысле жизни.

  2. Поощрение и обеспечение самостоятельности.

  3. Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска и открытия знаний.

  4. Развитие и поощрение интереса учащихся к себе.

К уроку учащиеся получили индивидуальные и групповые задания, причём выбирали их самостоятельно и сами же формировали три группы:

1. Оформители. Находят реквизит и рисуют иллюстрации; составляют «библиотечную карту» (что прочитали и сколько человек), собирают отзывы о прочитанном и определяют самых активных читателей произведений А.Грина.

2. Библиографы. Группа создает литературный журнал по творчеству А.Грина и проводит его презентацию. В журнале должны быть отражены жизнь и творчество А.Грина, высказывания и воспоминания о нем других писателей, гриновская география и Гринландия.

3. Аналитики. Анализируют отдельные эпизоды, определяют причинно-следственные связи между событиями.

Эпиграфы к уроку:


1. Как трудно во мраке найти свой проселок, тропинку, дорогу –

Легко ошибиться, приняв за природу простые эстампы.

И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу

Зеленая лампа, зеленая лампа.

Г.Сипер. «Зеленая лампа»

2. Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Ю.Левитанский

3. …Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,

И век пахнёт чужим, и кров ваш обречен,

Послушайтесь меня, перечитайте Грина,

Вам нечего терять, не будьте дурачьём.

Б.Чичибабин. «Памяти Грина»


ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

1. Портреты А.Грина, иллюстрации к произведениям и презентация.

2) Иллюстрации к рассказу «Зеленая лампа», выполненные учащимися.

3) Карта Гринландии.

4) Выставка книг А.Грина.

5) Настольная лампа с зеленым абажуром.

6) Каждый ученик имеет карту контроля, с которой работает в течение урока.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент. Звучит мелодия


  1. Сообщение темы урока учителем и определение цели урока учащимися.


Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным писателем, человеком светлой мечты – Александром Степановичем Гриневским – Александром Грином – и его рассказом «Зеленая лампа», написанным 11 июля 1930 года, поразмышляем над страницами рассказа.

Целеполагание.

Запишите, какие цели вы поставите перед собой на этом уроке. (Учащиеся записывают в карте контроля каждый свою цель. Варианты: узнать больше о творчестве А.Грина, высказать свое мнение о героях рассказа «Зеленая лампа» и т.д.).

  1. Знакомство с биографией писателя. Беседа. (Реализация индивидуального задания и отчет группы)


В 1985 г. Академия наук СССР назвала малую планету № 2786 Солнечной системы Гриневия в честь Александра Грина.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, писатель это заслужил?

Да, потому что его произведения служат путеводной звездой для многих людей, они

учат мечтать и воплощать мечту в жизнь.

  1. Какие произведения А.Грина вы прочитали?

Отчет группы библиографов. Комментарий к библиотечной карте.(Например: рассказ «Зеленая лампа» прочитали все 32 человека, рассказ «Победитель» - 30 чел. и т.д.). Самый активный читатель познакомился с 15 рассказами и повестью «Алые паруса».

  1. Что вы знаете о Грине, писателе и человеке?(Реализация индивидуального задания)

Рассказ о писателе подготовлен учащимися.

а) «Человеком светлой мечты» назвал А.Грина другой замечательный русский писатель К.Г.Паустовский.

А.Грин (Александр Степанович Гриневский) – человек с тяжелой мучительной жизнью – создал в своих рассказах невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств и приморских праздников. Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов. Его рассказы вызывают легкое головокружение, как запах раздавленных цветов и свежие, печальные ветры.

Грин провел почти всю свою жизнь в ночлежных домах, в грошовом и непосильном труде, в нищете и недоедании. Он был матросом, грузчиком, нищим, банщиком, золотоискателем, но прежде всего – неудачником.

Взгляд его остался наивен и чист, как у мечтательного мальчика. Он не замечал настоящего и жил на облачных, веселых берегах. Грин – романтик. Его романтика проста, весела, блестяща. Она возбуждает в людях желание разнообразной жизни, полной риска и «чувства высокого», жизни, свойственной исследователям, мореплавателям и путешественникам. Она вызывает упрямую потребность увидеть и узнать весь земной шар, а это желание благородно и прекрасно.

Писатель верит в жизнь, добро и справедливость, в сильных духом, красивых людей. Его произведения наполнены шумом моря, свистом ветра и музыкой.

б) Чтение наизусть стихотворения Б.Чичибабина «Памяти Грина».


  1. Посмотрите на портрет А.Грина. Запишите кратко свои впечатления об этом человеке. (Учащиеся зачитывают варианты ответов):

Александр Грин:

А) любящий жизнь и ищущий ее смысл; путешествует, переживает, сочиняет, он – рыцарь светлой мечты, романтик.

Б) Мечтающий, мужественный; искал, любил, писал, он «последний сказочник 20 века».

В) Упорный, отважный, мечтал, странствовал, писал, создал романтический мир Гринландии.


IV. Анализ рассказа «Зеленая лампа»

  1. К уроку вы прочитали рассказ А.Грина «Зеленая лампа». Какое впечатление он произвел на вас? (Вопрос на выявление восприятия.)

  2. Что нужно продумать, увидеть, вообразить, чтобы сочинить рассказ? (Работа с литературоведческими терминами и понятиями.) Учащиеся вспоминают определения рассказа и притчи.

Рассказ – небольшое произведение прозаического характера, в котором нарисовано одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц.

Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме.

  1. Замысел, тема, основная мысль, сюжет, композиция, действующие лица и способы их описания, своеобразие стиля – как способы «завораживания» читателя должны возникнуть в нашем воображении. Что придумал для «завораживания» читателя Александр Грин? (Учащиеся высказывают свое мнение, обобщенные выводы записываются в тетрадь.)

а) Композиция зеркальная. Рассказ делится на две достаточно самостоятельные части.

б) Многое из жизни героев мы узнаем не только от автора, но и из их рассказов о себе.

в) Отсутствует кульминация

г) Действие рассказа переносит нас в Лондон начала 20 века на улицу Пикадилли.

д) Само название «Зеленая лампа».

Название рассказа ассоциируется с чем?

Учащиеся составляют ассоциативный ряд.

(Уют, дом, семья, доброта, успокоенность

– надежда, тайна, сигнал для людей).

е) В произведениях А.Грина особую, символическую, часто смысловую значимость имеет цвет («Алые паруса», «Золотая цепь», «Зеленая лампа»…

  1. Что вы можете сказать о главных героях рассказа? В чем видят смысл жизни Стильтон и Джон Ив?

Пересказ с элементами чтения. Характеристики героев учащиеся составляют дома, в классе дополняют из ответов товарищей.

Примерные характеристики:

Джон Ив знает, что такое труд, любит и умеет трудиться и добиваться цели в жизни. Ирландцев в Англии считали людьми «третьего сорта», и Ив просто не мог не иметь в Лондоне больших проблем с устройством.

Стильтон, пресыщенный обычными развлечениями в жизни, «считал себя человеком большого воображения и хитрой фантазии», а потому не придумал ничего занятней, чем «делать из людей игрушки».

  1. К какому жизненному итогу приходят герои «Зеленой лампы»? Чем была зеленая лампа для Стильтона и чем стала для Джона? Почему А.Грин назвал рассказ «Зеленая лампа»? (Работа в парах. Учащиеся, анализируя текст, ищут ответы на проблемные вопросы, записанные на доске.)

Джон Ив становится врачом, успешным и обеспеченным человеком. Стильтон проигрывает свои деньги на бирже и становится нищим. Они как бы меняются местами.

Так Грин, словно факелом в ночи, высвечивает перед читателем жизненные пути, по которым можно идти и которые каждый выбирает для себя. Кому служить – дьяволу или пророку?

Обобщение учителя: Зеленая лампа не просто деталь сюжета, знак, интригующий момент развития действия, а символ веры в возможности человека, в его стремление к исполнению мечты, символ надежды, преодоления, символ света и добра. Зеленая лампа открывает героям новые, истинные ценности жизни. Это многозначный, метафоричный символ.

Учащиеся составляют ассоциативный ряд к слову «свет». (Свет солнца, свет в душе, свет надежды, свет улыбки, свет знаний…)

  1. В конце рассказа Джон Ив говорит Стильтону (а может, это Грин обращается к нам?): «А спускаясь по темной лестнице, зажигайте…хотя бы спичку». Что могут значить эти слова?

Чтобы всегда был свет надежды у каждого человека и в душе, и в жизни.

Побеждает в рассказе великодушие, прощение, благородство чувств и мыслей. «Прочитаешь рассказ А.Грина, и ляжет на душу добро» (Б.Ахмадулина)

Закончить фразу: «Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что человек не игрушка, а творец, если у него есть…»

  1. Почему рассказ «Зеленая лампа» можно считать притчей?

  2. Чтение наизусть стихотворения Михаила Сипера «Зеленая лампа» или исполнение песни на эти стихи. Зажигается зелёная лампа. Звучит мелодия флейты.


      1. Заключительная часть урока. Развитие способности к рефлексии, само-и взаимооценке.


    1. Итак, мы сегодня в классе перечитали и обсудили рассказ «Зеленая лампа». Каждому из вас что-то особенно в нем запомнилось. Давайте ответим всего на три вопроса (ответы записываются в тетрадях):

А) Меня удивило…(необыкновенное воображение автора, великодушие Джона Ива, неожиданные повороты судьбы героев, приемы противопоставления. контраста, на которых построен рассказ, афористичность языка…)

Б) Меня взволновало…(жестокость человека, делающего из другого человека игрушку, способность человека преодолевать трудности и раскрывать свои способности, умение автора вселить надежду в читателя… )

В) Мне запомнились строки…

2. Самооценка деятельности, оценка возможностей и способностей учащихся.

Учащиеся заполняют карту контроля (в скобках приведены варианты ответов):

1). Достиг ли я цели, поставленной в начале урока?

2) Я сегодня…(размышлял, задавал вопросы и отвечал на них, воображал, радовался…).

3) Самооценка деятельности, оценка возможностей и способностей. Я ставлю себе оценку за работу на уроке…

Группа аналитиков собирает карты контроля, анализирует их и совместно с учителем выставляет оценки за урок.


      1. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру. Тему учащиеся выбирают по желанию (ситуация выбора).


  1. Можно ли из меня сделать игрушку?

  2. Хотели бы вы делать из людей игрушки?

  3. Как бы вы поступили на месте Джона Ива, приняв предложение Стильтона?

  4. Если я зажигаю лампу…





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Свет надежды" (По рассказу А.Грина "Зеленая лампа")

Автор: Незговорова Татьяна Вениаминовна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163432


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства