Личностные: осознание ценностей биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования
Предметные: называть и показывать части клетки, знать особенности живых организмов и их сред обитания.
Учебник: Биология. Введение в биологию. 5 класс : учебник для общеобразоват. Учреждений /А.А. Плешаков, Н.И.Сонин.-2-е изд.,стереотип.-М.: / Дрофа, 2013.- 158с.:ил
Наглядный и раздаточный материал по изучаемой теме (презентация, карточки в виде 3 моделей машин разного цвета: красные, желтые и зеленые ( для разделения класса на группы) , карточки с изображением сред обитания , с изображением животных, карточки «Ребус», «Дерево ожиданий», карточки- красные и зеленые яблоки, рабочие карты, конверты с буквами, изображениями органоидов и текстом- подсказкой.)
Оборудование: Мультимедийное оборудование (рабочее место учителя, проектор, интерактивная доска)
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результат Универсальные учебные действия |
Организационный | Формировать самооценку готовности к уроку. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Проверяет готовность класса к работе на уроке, приветствие обучающихся. Представление рабочих групп. Здравствуйте! | Проверяют готовность рабочего места к уроку, настраиваются к работе на учебном занятии. | Самооценка готовности к уроку. Регулятивные Учебно-познавательный интерес к данному уроку. Познавательные |
Актуализация знаний Первичная рефлексия | 1.Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся. 2.Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | Организует и направляет деятельность учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. После ответов учащихся тема урока вывешивается на доске Живой организм Прежде чем отправиться в путешествие, мы украсим наше дерево ожиданий. Напишите пожалуйста на красных яблоках, то , что вы ожидаете от сегодняшнего урока, а на зеленых - ваши опасения (ваши страхи, если они есть) | | А | Б | В | Г | 1 | В | Н | Ф | Р | 2 | П | Ж | З | Е | 3 | У | А | О | Ц | 4 | И | М | Г | Й | 2б,4а,1а,3в,4г, 3в,1г,4в,3б,1б,4а,2в,4б Учащиеся самостоятельно выходят на тему урока.( находят слова и составляют словосочетания – объект путешествия - живой организм) Дети записывают ответы на листочках и вешают их на дерево ожиданий . | Коммуникативные Определение границы «знания-незнания» Регулятивные Личностные. |
Проверка домашнего задания | 1.повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме. 2. выявить уровень знаний по изучаемой теме. | Из списка животных выбрать и заселить определенную среду обитания: медведь, орел, акула, ерш, ласточка, заяц, кенгуру, воробей, окунь ( на листочках соответствующего цвета) - Одна из сред осталась, не заполнена, какая? Приведите примеры животных обитающих в почвенной среде. Можете ли вы отнести всех этих животных к группе живых организмов? Почему? -Перечислите основные свойства живых организмов | Участники группы находят о приклеивают животных в свою среду обитания и вывешивают свои схемы на доску. Учащиеся называю животных, обитающих в почве. Перечисляют основные свойства живых организмов. | Строить понятные для партнера высказывания, владеть вербальными средствами общения. Коммуникативные Проверка знаний в ранее изученной теме. Определение границы «знания-незнания» Регулятивные Умение контролировать и оценивать работу и полученный результат одноклассника. Личностные. Проверка знаний в ранее изученной теме. Определение границы «знания-незнания». |
Изучение нового материала | | - Из чего состоят все живые организмы? - Что мы можем использовать для изучения организма? На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с устройством микроскопа и даже успели рассмотреть строение нервной клетки и клеток крови. Я вам предлагаю вспомнить этот материал , но работать мы будем по принципу «Автобусной остановки» «Автобусная остановка» Строение микроскопа. Красный желтый белый Правила работы с микроскопом. Зеленый желтый белый Строение и функции клетки 3. Строение и функции клетки Красный Зеленый белый | Уч-ся делают свои предположения 1.Дети работают по группам (перемещаясь в часовом порядке). Учащиеся работают на листочках соответствующего цвета и поля, после перемещения- группы могут соглашаться с ответами , дополнять или изменять их. 2. Учащиеся защищают свои работы у доски: Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Строение и функции клетки. | |
Постановка учебной задачи ( проблема) | | Мы с вами сказали , что клетки можно рассмотреть с помощь микроскопа. Вспомнили 3 основных органоида клетки. ( на доску вывешивается изображение клетки, которая содержит только ядро, цитоплазму и клеточную мембрану) Но кроме ядра, цитоплазмы и мембраны в составе клеток можно встретить и другие органоиды. Какие? Посмотрите внимательно на рисунок, и вы сможете ответить на мой вопрос. А знаете ли вы какие функции выполняют эти органоиды? Я предлагаю вам еще раз поработать в группах. С помощью подсказок , которые лежат в конверте на ваших столах ( карточки с буквами, рисунок органоида и текст) вы определите с каким органоидом клетки будет работать ваша группа. И вторая ваша задача- с помощью текста определить функцию этого органоида. | Учащиеся работают с учебником ( стр.30) и находят: митохондрию, лизосомы и аппарат Гольджи. Работа в группах . ребята достают из конверта карточки с изображением букв, составляют из них название органоида и по тексту определяют его функцию. Защита групп и дополнение рисунка «Клетка» | Умение использовать научный метод познания – сравнения и формулировать проблему урока. Познавательные Самостоятельное определение цели урока: узнать все органоиды клетки. Регулятивные Представление о результате: какое строение и какие функции выполняют органоиды клетки. Понимание ценности совместной познавательной деятельности, к полученным результатам. Личностные Умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик», выражать свои мысли, вступать в диалог, понимать и высказывать свою точку зрения. Умение работать в группе Коммуникативные |
Закрепление. Рефлексия. | Повторить и закрепить изученный материал. Развитие рефлексивных умений. Самооценка результатов деятельности. | К сожалению, наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться домой. У вас на столах лежат красные и зеленые яблоки . Если ваши ожидания подтвердились, а опасения нет- то вы вывешиваете на наше дерево красные яблоки. А если ваши ожидания не подтвердились, и не исчезли ваши опасения, то зеленые. | Учащиеся записывают свои впечатления на листочках. | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Личностные. Регулятивные. |
Подведение итогов. Домашнее задание. | | Учитель выставляет оценки за урок. Стр.27-31 Творческие задания: - вылепить, нарисовать или сделать аппликацию клетки. | Дети записывают домашнее задание в дневник. | Развитие мыслительных операций. Умение формулировать вопрос. Познавательные Развитие учебно-познавательного интереса к учебному материалу и способам решения частной задачи Личностные |