Предмет | биология | Класс | 5б |
Раздел | «Многообразие живых организмов» |
Тема урока | Царство Грибы |
Тип урока | Урок - моделирование |
Дидактическая цель урока: | Усвоение новых знаний через моделирование |
Образовательные цели |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Продолжить формирование представлений учащихся о многообразии живых организмов Познакомить с характерными признаками грибов как представителей самостоятельного царства живой природы Изучить особенности строения и жизнедеятельности плесневых, шляпочных грибов и дрожжей Продолжить формирование умений работы с учебником навигатором, диском и лабораторным оборудованием | ПУУД: 1.Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач 2.Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в кластер и пр.) КУУД: 1.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах РУУД: 1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД | Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию (ДЗ) Обучение основам самоконтроля, самооценки
|
Основные понятия, изучаемые на уроке | Плодовое тело, грибница, спора, шляпочные грибы, плесневые грибы, дрожжи |
ФОПД | групповая, индивидуальная, фронтальная |
Средства обучения: | Ноутбуки, учебник – навигатор «Введение в биологию» В.И.Сивоглазов, А.А.Плешаков, диск к учебнику – навигатору, микро лаборатории |
Методы обучения: | Проектные, поисково - исследовательские |
Организационная структура урока |
№ | Этап урока | Деятельность | Примечание |
учителя | учащихся |
1 | 1.Актуализация 2.Проблематизация учебной ситуации 3.Выявление границ «знания» – «незнания» в предметной области | 1.Приветствие. Вступление. На предыдущем уроке мы познакомились с царством бактерий. Сегодня продолжим знакомство с царствами живой природы. Работать будем в постоянных группах. Начнем с высказывания французского ботаника Вайяна «…дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы…» Какому живому объекту оно принадлежит? 2.Привлечение учащихся к обсуждению причин такого определения этих удивительных организмов. 3.Вопрос: Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока? 4.Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства Обсудите в группах, что вас удивило? Какие вопросы возникли? 6. Возникла проблема: что же такое грибы? Почему их выделили в отдельное царство? 7. Вопрос: Что же мы уже знаем о грибах? Чтобы лучше вспомнить, выполним задание в группах. Откройте диск к учебнику – навигатору, найдите тему «Царство грибы» и в колонке «Контроль знаний» найдите Тест. Выполните 5 вопросов теста. Проверка правильности выполнения теста произойдет автоматически на шкале ответов. 8.Вопрос: Сколько допустили ошибок команды? Почему у вас возникли трудности при выполнении теста? | 1.Визуально реагируют на эпиграф к уроку, на слайд с изображением грибов . 2.Предлагают свои версии. 3.Предлагают варианты темы урока (запись в тетради) 4.Зачитывают факты на слайде: 1 факт. Грибы не похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные 2 факт. Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами как животные 5.Осуждение в группах, проговаривание вопросов. 6.Записывают проблему в тетради 7. Выполнение теста на ноутбуках. Самопроверка (зеленый цвет указывает на правильность ответа, красный – на ошибочный ответ) 8. Учащиеся отвечают на заданные вопросы | |
2. 3. | Целеполагание в учебной деятельности Планирование учебной деятельности. Выполнение заданий по содержанию. | 9.Вопрос: Так что нам необходимо узнать о грибах, чтобы ответить на тот вопрос, который мы не знаем? Формулируем цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности грибов 10.Сейчас мы с вами должны определить виды заданий, которые помогут нам решить поставленные задачи. Что необходимо узнать в первую очередь? А все ли грибы одинаковы по строению? Так что еще мы должны узнать?
11.Вспомним правила работы в группах.
12. Приступаем к выполнению заданий по инструктивным карточкам (7 мин) . | 9. Совместно с учителем формулируют цель. 10. а) Выбирают последовательность заданий. б) Мотивируют свой выбор. 11.Проговаривают правила, написанные на слайде. Распределяют роли в группах. 12. Работают в группах по инструктивным карточкам: Группа № 1 Инструктивная карточка Найдите с помощью учебника – навигатора с.65-67 и диска и изучите материал о строении грибов. Определите и назовите части гриба. Ответьте на вопросы: что такое грибница? Что такое плодовое тело? Оформите отчет на листе в виде схемы Группа № 2 Инструктивная карточка 1.Найдите с помощью учебника – навигатора с.65-67 и диска и изучите материал о процессах жизнедеятельности грибов 2. Ответьте на вопросы: как размножаются грибы? Как питаются грибы? 3. Найдите черты сходства и в процессах жизнедеятельности гриба и растения, гриба и животного 4. Оформите отчет на листе в виде таблицы. Группа № 3 Инструктивная карточка 1.Найдите с помощью учебника – навигаторас.65-67 и диска и изучите материал о шляпочных грибах 2.Выполните виртуальную лабораторную работу на ноутбуке 3.Ответьте на вопросы: каково строение шляпочных грибов? Это одноклеточный или многоклеточный организм? 4.Оформите отчет на листе в виде схемы. Группа № 4 Инструктивная карточка 1.Найдите с помощью учебника – навигатора с.65-67 и диска и изучите материал о грибе пеницилле. 2.Выполните виртуальную лабораторную работу на ноутбуке 3.Ответьте на вопросы: к какой группе грибов относится пеницилл? Это одноклеточный или многоклеточный организм? Каково его значение? 4.Оформите отчет. Группа № 5 (1 подгруппа) Инструктивная карточка 1.Выполните лабораторную работу с помощью микро лаборатории по плану: а) на предметное стекло в каплю воды поместите пипеткой небольшое количество дрожжей из пробирки б) рассмотрите препарат под малым увеличением микроскопа 2. Зарисуйте клетки дрожжей Группа № 5 (2 подгруппа) Инструктивная карточка 1.Найдите с помощью учебника - навигатора с.65-67 и диска и изучите материал о дрожжах. 2. Ответьте на вопросы: какую форму имеют клетки дрожжей? Это одноклеточный или многоклеточный организм? Каково их значение? 3. Оформите отчет | |
4 | Создание образа изучаемого образовательного продукта. | 13.Предлагаю завершить работу, оформив отчеты по заданиям на листе. | 13.Заканчивают работу, оформляют отчет | |
5. | Физкультминутка Презентация проектного продукта. | 14. Выполните упражнения на слова: «Вырос гриб на тонкой ножке. Встань и ты, постой немножко. Крышу сделай над собой, Как из шляпки грибной. Все тихонечко вздохнем, Вновь грибы учить начнем» 15. Ответственные представляют итоги работы группы 16.А теперь вернемся к тесту и попробуем выполнить его еще раз. Вопросы: Какой теперь ваш результат? Благодаря чему он улучшился? | 14.Выполнение упражнений на слова 15.Демонстрация образовательного продукта: кластер «Царство Грибы» 16.Выполняют тест. Отвечают на вопросы учителя | |
6. | Оценка. Рефлексия. | 17.Оцените работу группы по алгоритму, предложенному вам. Вопросы: 1.Какова была цель нашего урока? Мы ее достигли? 2. Все ли получилось? 3.Какие трудности испытали при работе? | 17.Самооценка работы группы по предложенному алгоритму: 1.Что нужно было сделать в этом задании? Какая была поставлена цель? 2.Удалось получить результат? 3.Группа справилась полностью правильно или с незначительной ошибкой (если да, то какой)? 4.Справились самостоятельно или с помощью? 5.Какие ставите себе оценки? | |
7. | Домашнее задание (одно по выбору) | Написать мини – сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство» Решить ребусы (см. диск) Ответить на вопрос: Каковы преимущества грибов по сравнению с бактериями? | | |