Просмотр содержимого документа
«Статья "Метод проектов - как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика "»
Статья "Метод проектов - как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика "
Из опыта работы учителя географии и биологии МБОУ СОШ №4 ст. Зольской Курановой Н.И В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980–1990-х г. г., в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников. Считаю, что тема выбранной мной работы "Метод проектов - как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика" является очень актуальной в концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения, где определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путём освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижение на этой основе способности к развитию компетентности к обновлению компетенции.
Новое время диктует свои условия современной школе, предъявляет свои требования к структуре личности ученика. Сегодня мы хотим видеть своих детей предприимчивыми, социально адаптированными, интеллектуально-развитыми, материально независимыми, то есть современная школа должна не только давать знания и воспитывать, она должна учить жизни. Для того, чтобы получить какие-либо результаты в данном направлении, необходимо внедрить в свою деятельность новые педагогические технологии.
Современный учитель, передавая свои знания и опыт ученикам, не ориентируется на репродуктивное восприятие материала, а организует учебный процесс и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок, осмыслив полученную информацию, смог найти творческий, индивидуальный путь решения проблемы, чтобы у каждого ребенка появилось желание познать глубже изучаемый предмет.
География, как наука, всегда опиралась на исследовательскую деятельность в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся. Проектная деятельность раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует уверенности в собственных возможностях. Следовательно, способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников и её можно считать здоровьесберегающей.
География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать исследовательскую деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.
Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к исследовательской деятельности.
Наблюдается и повышенный интерес к занятиям с применением ИКТ в проектной деятельности. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика и основной целью моего опыта является развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, навыков сотрудничества с людьми, умения собирать информацию из разных источников, осмысление её и использование для выполнения проекта
Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане вовлечения учащихся в проектную деятельность, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной средней школы по географии.
Задачи которые я ставлю перед собой - это
Способствовать развитию самостоятельности и творчества в исследовательской деятельности, составлении проектов, определении целей и задач, при анализе и обобщении материала, формулировке выводов;
Овладевать умениями видеть проблемы, выдвигать гипотезы, прогнозировать ситуацию или проблему;
Обучить применению информационно-коммуникационных технологий для презентации собственных исследований;
Формировать национальное самосознание через привитие патриотических чувств, любви к своему родному краю и стране в которой мы живем;
Развивать критическое и творческое мышление;
Вовлекать обучающихся в практическую деятельность по изучению природных и социально-экономических закономерностей и решению геоэкологических проблем.
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции. Но для развития столь важного направления необходимо решить основную проблему, суть которой и заключается в том, чтобы у ребенка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы.
С 2008 года я начала заниматься проектно - исследовательской деятельностью со своими учащимися. Ознакомление и обучение данному виду деятельности осуществляю не только на уроках, но и провожу дополнительные занятия, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы, учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Чтобы работа была более интересной я стала применять экскурсии по ознакомлению с культурно- природными объектами Ставропольского края и других регионов России( Республикой Калмыкия, Осетией, Кабардино-Балкарией, Карачаеко-Черкесией, Адыгеей.). При этом я ставлю задачей развитие у учащихся. формирование активной жизненной позиции школьника, расширение его социокультурного опыта, кругозора через изучение культуры, этики, истории, традиций соседних регионов. Знакомство с культурой и бытом, обычаями и традициями представителей народов разных регионов России. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности было нацелено не на результат, а на процесс. Главное заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутые результаты. Пусть учащиеся не сделают новых открытий, они повторяют путь ученого; от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Любой поиск нового знания начинается с возникновения у ребенка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. проблемы. Это структурное звено мышления и познавательной активности - возникновение проблемы, предшествующее постановке мыслительной задачи, имеет самостоятельную ценность и особое значение в обучении. Реализация метода проектов по географии может осуществляться через внеурочную деятельность (кружковую работу.) Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.
В основе моей технологии лежат идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного и деятельностно-ориентированного подходов. Я осуществляю пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений с учетом возрастных особенностей детей. Важно выбрать интересную для детей тематику исследований. Понимая это, я предлагала ребятам самим определиться какую экскурсию лучше совершить, а для этого необходимо выяснить, что они хотели увидеть своими глазами, «дотронуться» к удивительным местам и познать их историю и место в природе и жизни людей. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника. При подготовке к экскурсии рекомендую учащимся использовать дополнительную информацию из периодической печати, сети Интернет.
Таким образом проанализировав разные предложения мы выбирали именно ту экскурсию, которая больше всего заинтересовывала школьников. Вместе с родителями мы определяли возможности посетить эти места или регионы, но одним из условий поставленных перед ними был сбор информации, подбор фото и видио материала, для последующего использования при оформлении проекта. Таким образом, мы побывали в г. Элиста столице республики Калмыкия – которая поразила впечатления учащихся, ребята сделали проект и с удовольствием выступали на классных часах и на уроках географии в 8-9 классах со своим проектом, развивая свои умения защищать свою работу. Подобным образом мы выполнили и другие проекты. Важность такой работы заключается в том, что учащиеся вырабатывают умение видеть красоту природы не только своего края, но и других регионов России, умение ценить и уважать культуру и религию разных народов нашей великой державы, быть коммуникабельными.
Как же может быть представлен конечный результат работы?
Я предлагаю ученикам следующий перечень возможных вариантов конечного продукта исследовательской работы
Мультимедийная презентация;
Сочинение-эссе;
Словарь;
Справочник;
Слайд-шоу;
Фотоальбом
Серия иллюстраций;
Мультимедийная публикация;
Рекламный проспект;
Дневник-путешествие
Газета, журнал
Способы мотивации
Помогаю учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Формированию мотивации способствуют презентации, выставки, конференции.
Результаты своей работы я отслеживаю на:
- конференциях, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентациях, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступлениях перед своими одноклассниками, учащихся других классов, заинтересованных данной темой;
- выставке достижений, которая проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине;
-через оценку уровня сформированности учебных и социальных компетенций.
Вот некоторые проектные работы выполненные за последнее время ребятами нашей школы:
- Проект: Путешествие в республику Калмыкия.
Рис.1 экскурсия в Хурул.
-Проект: Удивительная Адыгея
Рис.2 Ходжохская теснина
-Проект: Экологическое состояние пруда ст. Зольская
Рис.3 фото пруда
Рис.4 исследования воды учащимися
В своей работе я рассмотрела значимость работы учителя по формированию исследовательских умений у учащихся. А также проанализировала использование технологии проектов в собственной практике работы.
Таким образом я пришла к заключению, что развитие исследовательских умений и формирование исследовательской компетенции школьников в процессе проектной работы представляется сложной задачей. Ее решение предполагает существенное переосмысление учителем не только исходных педагогических позиций, но и представлений о временных рамках урока и внеурочной деятельности.
Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога.
Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
ЛИТЕРАТУРА:
Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", -1995.-№6.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "103837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1402640506"
}
}