kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Систематизация материала по теме "Критерии вида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщение и систематизация материала по теме "Критерии вида". Ресурс состоит из двух частей: первая – таблица для заполнения учащимися, вторая – таблица-эталон  для учителя. Данный ресурс можно использовать для подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. В таблице приведены дополнительные примеры, которых нет в учебниках.

Просмотр содержимого документа
«Систематизация материала по теме "Критерии вида"»

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

с.Карагай, Пермский край

















Критерии вида

(таблица)




Подготовила:

Трефилова Раиса Поликарповна,

учитель биологии

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
















Карагай - 2018


Ресурс предназначен для систематизации и обобщения знаний учащихся по теме «Критерии вида». Состоит из двух частей. Первая часть – сетка таблицы для учащихся. Вторая часть – заполненная таблица как эталон для проверки. В таблице приведены дополнительные примеры, которых нет в учебниках.


Критерии вида


Название критерия

Какими общими признаками по этому критерию должны обладать особи, чтобы отнести их к одному виду.



Исключение

1. Морфологический

2. Биохимический



3. Физиологический

4. Генетический

5. Цитологический

6. Географический

7. Экологический

8. Исторический



9. Этологический





Критерии вида


Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого.


Название критерия

Какими общими признаками по этому критерию должны обладать особи, чтобы отнести их к одному виду.



Исключение

1. Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения организмов.

Виды – двойники, половой диморфизм, полиморфизм особей одного вида. Учёные обнаружили виды двойники у растений, рыб, насекомых, млекопитающих.

У чёрных крыс два вида-двойника, внешне не отличающихся друг от друга, с 38 и 42 хромосомами. Ранее считавшийся один вид малярийного комара разделён на 6 видов-двойников.

У многих птиц ярко выражен половой диморфизм, например разная окраска самцов и самок у представителей отряда Куриные (тетерев, глухарь). У кряквы самец ярко окрашен, а самка темно-бурая.

У благородного оленя самцы имеют рога, а у самок их нет. У бабочки капустной белянки гусеница отличается от взрослой особи внешними признаками. У папоротника щитовника мужского спорофит имеет листья и корни, а гаметофит представлен зеленой пластинкой с ризоидами.

Рыбка-щиповка имеет 3 вида –двойника.

По одному морфологическому критерию нельзя судить, относятся ли особи к одному виду.

2. Биохимический

Сходны по биохимическим показателям (химический состав, состав и структура белков и нуклеиновых кислот)


Есть очень близкие виды по биохимическому составу, поэтому один биохимический критерий нельзя использовать для определения вида.

Ряд биологически активных веществ играют аналогичную роль в обмене веществ у разных видов. Например, хлорофилл у всех зеленых растений участвует в фотосинтезе.  

3. Физиологический

Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании. Представители разных видов не скрещиваются или потомство бесплодно. Нескрещиваемость объясняется разным строением половых органов, разными сроками размножения.

Собака х волк – плодовитое потомство - волкособ.

Тополь х ива – плодовитое потомство.

Канарейка х зяблик – плодовитое потомство.

4. Генетический

Хромосомный набор – главный критерий. Генетическая изоляция видов.

Особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их форм и строения)

Наличие межвидовых гибридов.

Геномный полиморфизм:

козья ива имеет диплоидное — 38 и тетраплоидное число хромосом — 76. У серебряного карася встречаются популяции с набором хромосом 100, 150, 200, тогда как нормальное число их равно 50.

5. Цитологический

Одинаковое строение клеток у особей одного вида.

Хромосомный полиморфизм в пределах вида. У разных видов число хромосом может быть одинаковым:

у человека и тополя – 46 хромосом, но они имеют разную форму и размеры.

6. Географический

Занимают определенный ареал. Он бывает большим или меньшим, сплошным или прерывистым.

Лиственница сибирская распространена в Сибири (Зауралье), а лиственница даурская — в Приморском крае (Дальний Восток).

Есть виды-космополиты, обитающие повсеместно: сорные растения, насекомые-вредители. Ареалы многих видов совпадают.

7. Экологический

Сходны способом питания, местом обитания, условиями факторов внешней среды, необходимых для их существования. Каждый из 14 видов дарвиновых вьюрков (названных так в честь Ч. Дарвина, впервые обратившего на них внимание), обитающих на Галапагосских островах, имеет свою специфическую эконишу, отличающуюся от других, прежде всего характером корма и путями его добывания.


Экологические ниши разных видов перекрываются. Выведение человеком новых пород животных и сортов растений показало, что особи одного вида (дикие и окультуренные) могут жить в сильно различающихся условиях среды.

Это доказывает относительный характер экологического критерия.

8. Исторический

Единая история возникновения и развития вида, общие предки.

У некоторых видов неизвестны конкретные далёкие предки.

9. Этологический

Особи одного вида схожи по поведенческим признакам.

Существуют виды, имеющие сходное поведение.



Источники информации:


  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы/ Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. – 3-е изд.-М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

  2. Биология. Справочник абитуриента / З.А.Власова. – М.: Филол. Об-во «СЛОВО», АСТ, 1997.

  3. Учебник по биологии, УМК любой.

  4. http://school6.org.ua/index.php/learning/biology/84-kriterii-vida критерии вида



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Систематизация материала по теме "Критерии вида"

Автор: Трефилова Раиса Поликарповна

Дата: 16.06.2018

Номер свидетельства: 473468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "открытый урок по теме "Do your parents understand you" в 9 классе. "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-po-tiemie-do-your-parents-understand-you-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "100363"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402378552"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "коаткосрочный план по истории Казахстана на тему: Восточный Казахстана в эпоху раннего железа."
    ["seo_title"] => string(103) "koatkosrochnyi-plan-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-vostochnyi-kazakhstana-v-epokhu-ranniegho-zhielieza"
    ["file_id"] => string(6) "274756"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452438905"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему  "Разложение многочлена на множители" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-na-tiemu-razlozhieniie-mnoghochliena-na-mnozhitieli"
    ["file_id"] => string(6) "126966"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415250896"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска""
    ["seo_title"] => string(166) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-po-distsiplinie-inostrannyi-iazyk-anghliiskii-tiema-ekskursiia-po-ghorodu-iakutsku-dostoprimiechatiel-nosti-iakutska"
    ["file_id"] => string(6) "259673"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448808505"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "серия последовательных уроков по теме "Прием пищи""
    ["seo_title"] => string(59) "sieriia-posliedovatiel-nykh-urokov-po-tiemie-priiem-pishchi"
    ["file_id"] => string(6) "280923"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453450199"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства