Данный урок последний из шести предусмотренных для изучения темы «Do your parents understand you?» в разделе 4 по учебнику «Happy English.ru» 9 класс (авторы: К.Кауфман, М.Кауфман).
Тип урока - обобщающий. Содержание урока соответствует требованиям государственных образовательных стандартов обучения иностранному языку в школе, с использованием ИКТ (использование ИКТ позволило «уплотнить» урок, применить различные формы работы, кроме этого, с помощью компьютерных технологий была организована деятельность учащихся, позволяющая активизировать их мыслительную деятельность).
Были поставлены следующие цели и задачи:
Главная цель урока: обобщение и систематизация материала по разделу «Do your parents understand you?».
- Образовательный компонент цели:
-закрепление и активизация лексики по теме «Do your parents understand you?»;
- Закрепление грамматического материала по теме «Сложное дополнение»
- Воспитательный компонент цели:
-поддержание интереса к изучению английскому языка и культуре стран изучаемого языка;
-воспитание уважения к родителям, одноклассникам и их мнениям.
-расширение лингвистического кругозора учеников (в рамках знаний по теме);
- Воспитательный компонент цели:
-воспитание уважения к родителям, одноклассникам и их мнениям.
Задачи урока:
- повторить и закрепить лексический материал по теме «Do your parents understand you»;
- повторить и закрепить грамматический материал по теме «Сложное дополнение»;
- совершенствовать навыки работы в паре;
-совершенствовать произносительные навыки учащихся;
- совершенствовать навыки аудирования с извлечением конкретной информации;
- совершенствовать навыки письменной речи.
На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования с соблюдением требований СанПиН, чтобы максимально активизировать обучение, систематически и последовательно раскрыть содержимое ведущих понятий (для визуального восприятия материала, выполнения заданий на развитие внимания, наблюдательности и т.д.), но при этом большое внимание уделялось живому слову учителя.
На уроке соблюдались все этапы, характерные для данного типа урока, рационально использовалось время каждого этапа. Каждый этап имел свою задачу.
В ходе урока применялись коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.
Использовались следующие методы:
1) осуществления познавательной деятельности:
- по источникам передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа, объяснение), наглядные (иллюстрации, слайды), практические (упражнения);
- по логике передачи и восприятия: индуктивные, дедуктивные;
- по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый;
- по способу организации учебной деятельности: работа в парах, самостоятельная работа.
2) повышения учебной мотивации: создание эмоционально - комфортной атмосферы;
3) контроля: фронтальный, индивидуальный, парный, самоконтроль.
Структура урока:
1) Организационный момент (начало урока). Краткое приветствие обеспечило переключение учащихся на иноязычную речевую деятельность. Речевая зарядка с помощью повторения слов и скороговорки, касающихся темы урока, помогла ситуативно обусловить основную часть урока. Речевая разминка с помощью слайдов помогла настроиться на работу. Так же в этой части были проговорены задачи и цели урока с детьми. Ввод в тему урока.
2) Основная часть урока. Первый вид деятельности - закрепление грамматического материала. Так как эта тема вызывает большие трудности у учащихся, выполняется ряд упражнений на интерактивной доске для повторения основных понятий урока, без которых трудно было бы продолжать работу дальше. Сложное дополнение понадобится в дальнейшем изучении английской грамматики с причастием прошедшего времени (Participle II).
3) Закрепление лексического материала, для этого выполняется упражнение на соотнесение, учащиеся заполняют таблицу и составляют предложения по картинкам.
3) Заключительная часть.
Заключительная часть подводит итог всей работы. Дети отвечают на вопросы, что нового они узнали, что интересного они изучили.
Далее происходит оценивание деятельности.
При планировании занятия учитывались возрастные, учебные, индивидуальные особенности девятиклассников, применялся дифференцированный подход в обучении (разноуровневое домашнее задание). 1 уровень - задание для среднего уровня подготовки; 2 уровень- задание повышенной трудности. Урок строился с учётом принципов новизны, посильности и последовательности, что способствовало поддержанию интереса к изучению материала.
По всем видам речевой деятельности применялись различные режимы работы по принципам коммуникативной направленности (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик1, ученик2). Смена речевых видов деятельности положительно сказалась на активности учащихся.
Хорошо развитая память учащихся обусловила включение в содержание урока такой вид речевой деятельности, как диалогическая речь «ученик – ученик».
Организационный момент был направлен на создание доброжелательного микроклимата на уроке, мотивировал учащихся на творческую, активную работу, так как тема урока близка и интересна детям. Речевая зарядка создала атмосферу иноязычного общения, настроила учеников на тему урока.
На этапе актуализации знаний осуществлялся контроль усвоения и систематизация знаний лексико-грамматического материала. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). При взаимоконтроле учащиеся оценивают работы по принципу: а) средний уровень- 4 верных ответа – «3», более 4 – «4»; б) высокий уровень – 1 правильный ответ- 1 балл.
На этапе актуализации знаний обучающиеся выполнили ряд заданий на зрительной и аудитивной основе. Задания были тематически связаны с содержанием материала урока и ориентированы на активизацию деятельности учащихся. Для наглядного представления учебного материала была подготовлена презентация, которая служила опорой для отработки лексики и грамматики в серии речевых упражнений.
Для предотвращения утомления, поддержания учебной мотивации проводилась физкультминутка – релаксация для глаз.
На этапе самостоятельного применения знаний учащиеся выполнили комплексные проблемно-коммуникативные задания. При построении высказывания акцент делался не на механическое воспроизведение речевых структур, а на осознанный выбор необходимого материала, систематизированного на предыдущих этапах урока. В процессе урока учащиеся переходили от более простых к более сложным в языковом и речевом плане трансформациям.
На заключительном этапе урока были подведены итоги, проведена рефлексия, дан инструктаж к домашнему заданию. 1 уровень- задание для среднего уровня подготовки; 2 уровень- задание повышенной трудности. Рефлексия дала возможность детям проанализировать свои достижения, определить уровень усвоения материала. Полученные оценки свидетельствуют о прочном усвоении материала на предыдущих уроках.
Урок проводился с учётом требований ФГОС нового поколения о необходимости и важности создания субъектно-субъектных отношений. В процессе урока создавались условия для формирования умений контролировать свою речь, выражать свои мысли, умение проводить наблюдения, делать выводы и оценивать друг друга. Время этапов урока было распределено рационально и использовалось эффективно. Задачи урока выполнены, поставленные цели реализованы.