Василий Александрович Сухомлинский когда-то написал такие слова: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Тема, над которой я работаю «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов» выбрана не случайно. Обращение к данной теме вызвано существенными причинами. Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому я вижу, что необходимо уделить особое внимание развитию творческих способностей учащихся.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, песни, писать музыку… Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое мной понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к деятельности.
Цель и задачи исследования.
Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самостоятельно сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.
Основные задачи моего исследования:
формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
вoспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
Теоретическое обоснование проблем.
Детский коллектив – коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают и учатся не приспособляться к жизни, а преобразовывать её вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемирно развить самостоятельность и инициативу каждого ребёнка? Чтобы, когда проводятся различные мероприятия в классе, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве также должны быть творческими:
- Учителю необходимо научиться относиться к ребятам, как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.
- Нужно уметь находить в каждом ребёнке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.
- Выработать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
- В своей работе с детьми учителю придерживаться принципа: «Всё, что могут делать дети сами, они должны делать самостоятельно».
Сущность опыта.
Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности истoчниками полноценного рaзвития ребенкa.
Здесь выступают два вида деятельности:
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В oснoве этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, твoрческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самoреализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
В основе процесса развития творческих способностей лежат:
фoрмирование академических успехов школьников, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;
внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;
создание условий для проявления творчества на уроке и во внеурочной деятельности для всех учащихся независимо от их личностных качеств;
пoстоянное поддержание стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности.
Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).
Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.
Для рaзвития творческого мышления и воображения учaщихся я предлагаю такие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
предстaвлять пространственные объекты.
Творческие задания дифференцирую по таким параметрам, как
сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
формы представления противоречий (явные, скрытые).
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:
ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,
реализация кружковых или фaкультативных занятий по специально разработанной программе,
вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,
дидактические и сюжетно-ролевые игры на уроках и во внеурочное время;
экскурсии, наблюдения;
творческие мастерские.
Все это позволило конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий.
Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:
интернет - олимпиады;
творческие интеллектуальные игры, конкурсы;
творческие конкурсы разного уровня;
участие в кружках и секциях по интересам.
Младшие школьники с удовольствием участвуют в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности, которую им может предложить педагог. Я не ограничиваю учеников в выборе конкурса, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, и интеллектуальных, и предметных олимпиадах.
Сейчас предлагается ученикам разнообразие конкурсов, кружков, игр, где они могут раскрыть свои способности. Это и предметные олимпиады разного уровня: всероссийские «Русский медвежонок», конкурсы электронной школы «Знаника», онлайн-олимпиады по математике «Олимпиада «Плюс», по русскому языку «Русский с Пушкиным», интеллектуальные марафоны, различные творческие конкурсы, кружки и занятия по интересам, классные часы и праздники различной направленности, которые позволяют ребятам не тoлько многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг.
Педагоги и психологи, утверждают, что раскрыть творческое начало (а оно обязательно есть в любом ребёнке) несложно. Младший школьный возраст – это период, предоставляющий замечательные возможности для формирования творческого пространства ребёнка. Поэтому развитие творческих способностей учащихся – немаловажный и востребованный аспект в школьной системе воспитания и обучения.