kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуализация творческих способностей учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы учителя начальных классов по теме "Актуализация творческих способностей учащихся начальной школы"

Актуальность и перспективность опыта:

  • Обеспечивает условия для развития творческой личности;
  • Содействует выполнению заданий ГОС НОО;
  • Содействует позитивной мотивации учащихся к познавательной деятельности, потребности в самопознании, самореализации.
  • Позволяет гарантировать достижения определенного стандарта образования;
  • Обеспечивает личностно ориентированную модель образования;
  • Делает возможным креативный подход к построению структуры современного урока;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Актуализация творческих способностей учащихся начальной школы»

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность и перспективность опыта:

  • Обеспечивает условия для развития творческой личности;

  • Содействует выполнению заданий ГОС НОО;

  • Содействует позитивной мотивации учащихся к познавательной деятельности, потребности в самопознании, самореализации.

  • Позволяет гарантировать достижения определенного стандарта образования;

  • Обеспечивает личностно ориентированную модель образования;

  • Делает возможным креативный подход к построению структуры современного урока;

Цель опыта:

  • Создание атмосферы оптимальных условий для актуализации творческих способностей учащихся начальной школы;

  • Создание атмосферы сотрудничества, взаимодействия учителя и ученика;

  • Развитие социальной и общественной компетенции ученика.

Теоретическую базу опыта составляют положения, которые базируется на психологической теории творческой личности и ее развития (Р. Грановская, Я. Пономарев), работа отечественных специалистов ( Левина В.А. «Воспитание творчества».) , а также известных российских психологов Эльконина, Давыдова, Выготского.

Результативность опыта.

Повысился интерес к изучению предметов начальной школы, увеличилось количество учащихся, желающих принять участие в разнообразных соревнованиях, постепенно намечается тенденция роста успеваемости, повысилось процентное качество знаний.

Освещение содержания опыта как системы в действии.

Постоянно совершенствуя педагогическое мастерство, работаю над темой самообразования «Актуализация творческих способностей учащихся начальной школы с использованием ИКТ», изучаю методическую литературу, передовой педагогический опыт, разрабатываю и провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия на методических днях школы. Провожу уроки с применением ИКТ.

Актуальность выбранной мной темы объясняется следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема актуализации и развития творческих способностей личности. 

Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить. А.С.Макаренко подчеркивал, что развитие творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с проявлением самостоятельности личности, с поиском нового. 
Российские психологи Выготский, Эльконин, Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью является «межличностное общение» учащихся, «общественно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации. Опираясь на современные достижения педагогики, стараюсь использовать все многообразие приемов и методов обучения главной целью которого становится - научить учащихся учиться. Эффективным будет считаться лишь то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим будет лишь то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей учащихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть знаниями, умениями и навыками на адекватно их способностям уровне, так и творческих способностей. 

Творческие способности проявляются в решении творческих задач. Но оптимальным условием, обеспечивающим актуализацию творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям: - познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности; - задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым; - система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. 
Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение. В своей работе использую систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по актуализации творческих способностей детей. . Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника. Указанные предпосылки творческой деятельности младших школьников формируют такие средства обучения родному языку как сказки и загадки; уроки чтения, заслуживающие названия уроков искусства; языковые игры и различные олимпиады, конкурсы, викторины; выступления учащихся на утренниках, на уроках – доклады, сообщения по литературному чтению, музыкальному искусству.

Много внимания я уделяю самостоятельной работе на уроках. Учащиеся сами ищут способ деятельности, самостоятельно ориентируясь в данных ситуациях. Включение «конфликтных» слов в задание повышает внимание учащихся, отучает от шаблона в мышлении, ставит их в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения. На своих уроках я создаю благоприятные условия для всестороннего развития индивидуальных способностей учащихся и воспитания творческой личности. Это способствует развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Это побуждает детей к активности, самостоятельности, воспитывает взаимовыручку, уважительное отношение друг другу.

Изучив теоретические основы проблемы формирования творческих способностей, я в учебно-воспитательном процессе стала применять те приёмы и методы, которые побуждали учащихся к творению.

На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из различных источников. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы учащиеся составляют проекты, пишут сообщения, рисуют рисунки, создают плакаты. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач; к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии. Дети увлечённо работают над созданием поделок, вносят в готовые изделия свои коррективы и применяют свои творческие способности на практике.

Уроки литературного чтения – это полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Тем, кто неплохо сочиняет, я предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины, стихи. Тем, кто хорошо рисует – изобразить литературных героев и их поступки в своём представлении, проанализировать свои работы.
Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнить и на этом основании сделать вывод, например: чей план из написанных на доске более удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее известное. На уроках литературного чтения исполнительская деятельность возвышается до подлинного творчества: это особый вид чтения – чтение сопереживание героям, полное погружение в мир героев книг (эмоционально-творческий), отсюда вытекает выразительное чтение, драматизация, иллюстрирование прочитанного; часто учащиеся изменяют сюжет рассказа или сказки, вводят новые эпизоды или переставляют их (логический – составление плана, моделирование сюжета, творческий пересказ с введением сюжетных изменений, новых героев, а также иллюстрирование.

На уроках русского языка использую составление предложений по открыткам осенним, зимним или весенним пейзажами. Начиная с 1 класса, учу детей выражать свои мысли в письменной и устной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, ставить отметки, вступать в беседу, в дискуссию со мной .

Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. Содержание математического образования ориентировано на формирование самостоятельности и культуры мышления младших школьников, обще учебных умений, которые составляют функциональную грамотность личности. Поэтому предмет математики должен служить для педагога средством обучения. Ученику в равноправном диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану. 

Актуализация творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе.

Для раскрытия творческих способностей применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, турниры, собеседования, творческий труд, поисковые эксперименты, художественно-эстетическую деятельность. Работа над развитием творческих способностей позволяет формировать учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать УУД.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активнее, принимают участие во внеклассной работе: конкурсах чтецов, рисунков плакатов, поделок, сочинений, газет. 

Следовательно, не могу не согласится с цитатой Л.Н. Толстого:

«Если ученик в школе не научился

сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Актуализация творческих способностей учащихся начальной школы

Автор: Лопатюк Екатерина Васильевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286520

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428012207"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Проблемное обучение в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(45) "probliemnoie-obuchieniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "224143"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438521751"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Использование активных методов  обучения на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(77) "ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "135532"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416932686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства