Просмотр содержимого документа
«Актуализация творческих способностей учащихся начальной школы»
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность и перспективность опыта:
Обеспечивает условия для развития творческой личности;
Содействует выполнению заданий ГОС НОО;
Содействует позитивной мотивации учащихся к познавательной деятельности, потребности в самопознании, самореализации.
Позволяет гарантировать достижения определенного стандарта образования;
Обеспечивает личностно ориентированную модель образования;
Делает возможным креативный подход к построению структуры современного урока;
Цель опыта:
Создание атмосферы оптимальных условий для актуализации творческих способностей учащихся начальной школы;
Создание атмосферы сотрудничества, взаимодействия учителя и ученика;
Развитие социальной и общественной компетенции ученика.
Теоретическую базу опыта составляют положения, которые базируется на психологической теории творческой личности и ее развития (Р. Грановская, Я. Пономарев), работа отечественных специалистов ( Левина В.А. «Воспитание творчества».) , а также известных российских психологов Эльконина, Давыдова, Выготского.
Результативность опыта.
Повысился интерес к изучению предметов начальной школы, увеличилось количество учащихся, желающих принять участие в разнообразных соревнованиях, постепенно намечается тенденция роста успеваемости, повысилось процентное качество знаний.
Освещение содержания опыта как системы в действии.
Постоянно совершенствуя педагогическое мастерство, работаю над темой самообразования «Актуализация творческих способностей учащихся начальной школы с использованием ИКТ», изучаю методическую литературу, передовой педагогический опыт, разрабатываю и провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия на методических днях школы. Провожу уроки с применением ИКТ.
Актуальность выбранной мной темы объясняется следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема актуализации и развития творческих способностей личности.
Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить. А.С.Макаренко подчеркивал, что развитие творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с проявлением самостоятельности личности, с поиском нового. Российские психологи Выготский, Эльконин, Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью является «межличностное общение» учащихся, «общественно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации. Опираясь на современные достижения педагогики, стараюсь использовать все многообразие приемов и методов обучения главной целью которого становится - научить учащихся учиться. Эффективным будет считаться лишь то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим будет лишь то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей учащихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть знаниями, умениями и навыками на адекватно их способностям уровне, так и творческих способностей.
Творческие способности проявляются в решении творческих задач. Но оптимальным условием, обеспечивающим актуализацию творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям: - познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности; - задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым; - система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение. В своей работе использую систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по актуализации творческих способностей детей. . Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника. Указанные предпосылки творческой деятельности младших школьников формируют такие средства обучения родному языку как сказки и загадки; уроки чтения, заслуживающие названия уроков искусства; языковые игры и различные олимпиады, конкурсы, викторины; выступления учащихся на утренниках, на уроках – доклады, сообщения по литературному чтению, музыкальному искусству.
Много внимания я уделяю самостоятельной работе на уроках. Учащиеся сами ищут способ деятельности, самостоятельно ориентируясь в данных ситуациях. Включение «конфликтных» слов в задание повышает внимание учащихся, отучает от шаблона в мышлении, ставит их в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения. На своих уроках я создаю благоприятные условия для всестороннего развития индивидуальных способностей учащихся и воспитания творческой личности. Это способствует развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Это побуждает детей к активности, самостоятельности, воспитывает взаимовыручку, уважительное отношение друг другу.
Изучив теоретические основы проблемы формирования творческих способностей, я в учебно-воспитательном процессе стала применять те приёмы и методы, которые побуждали учащихся к творению.
На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из различных источников. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы учащиеся составляют проекты, пишут сообщения, рисуют рисунки, создают плакаты. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач; к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.
Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии. Дети увлечённо работают над созданием поделок, вносят в готовые изделия свои коррективы и применяют свои творческие способности на практике.
Уроки литературного чтения – это полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Тем, кто неплохо сочиняет, я предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины, стихи. Тем, кто хорошо рисует – изобразить литературных героев и их поступки в своём представлении, проанализировать свои работы. Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнить и на этом основании сделать вывод, например: чей план из написанных на доске более удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее известное. На уроках литературного чтения исполнительская деятельность возвышается до подлинного творчества: это особый вид чтения – чтение сопереживание героям, полное погружение в мир героев книг (эмоционально-творческий), отсюда вытекает выразительное чтение, драматизация, иллюстрирование прочитанного; часто учащиеся изменяют сюжет рассказа или сказки, вводят новые эпизоды или переставляют их (логический – составление плана, моделирование сюжета, творческий пересказ с введением сюжетных изменений, новых героев, а также иллюстрирование.
На уроках русского языка использую составление предложений по открыткам осенним, зимним или весенним пейзажами. Начиная с 1 класса, учу детей выражать свои мысли в письменной и устной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, ставить отметки, вступать в беседу, в дискуссию со мной .
Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. Содержание математического образования ориентировано на формирование самостоятельности и культуры мышления младших школьников, обще учебных умений, которые составляют функциональную грамотность личности. Поэтому предмет математики должен служить для педагога средством обучения. Ученику в равноправном диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану.
Актуализация творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе.
Для раскрытия творческих способностей применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, турниры, собеседования, творческий труд, поисковые эксперименты, художественно-эстетическую деятельность. Работа над развитием творческих способностей позволяет формировать учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать УУД.
С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активнее, принимают участие во внеклассной работе: конкурсах чтецов, рисунков плакатов, поделок, сочинений, газет.
Следовательно, не могу не согласится с цитатой Л.Н. Толстого:
«Если ученик в школе не научился
сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.»