Развитие творческих способностей учащихся начальной школы
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы
Творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что - либо новое, какой бы крупицейне казалось это новое по сравнению созданиями гениев. Эти слова Л.С.Выготского являются девизом моей работы на д развитием творческой личности ученика начальной школы.Предложенные мной приемы развития творческой личности ученика, помогут и начинающим педагогам, но и надеюсь, и педагогам с большим стажем работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся начальной школы »
Творческие задания
на уроках
и во внеурочной деятельности.
Подготовила Нагорная Л.В.
2013 – 2014 уч. год.
Творчество на деле существует не только
там, где оно создаёт великие исторические
произведения, но и везде там, где человек
воображает, комбинирует, изменяет и
создаёт что-либо новое, какой бы крупицей
ни казалось это новое по сравнению с
созданиями гениев.
Л.С. Выготский
«Наиболее необходимым и ценным товаром в нашем мире являются творческие способности. Мы сможем не беспокоиться об отправлении людей к другим планетам, о решении проблем, связанных с расовыми предрассудками, о плате за политические кризисы или о какой-либо другой серьёзной проблеме, если мы не научимся направлять свою энергию на творческий ум человека. В творческих способностях, и только в них одних лежат ответы на все эти проблемы всего человечества». С.Смит.
Уже несколько лет я работаю над проблемой формирования качеств творческой личности у младших школьников на уроках литературного чтения. Стремясь развивать у своих учеников творческие способности, я ставлю перед собой следующую цель: не механическое овладение определённым набором знаний, а выработка умения работать в любой образовательной ситуации. Задача учителя – помочь ученику сформировать эти умения.
Родной язык – величайший учитель, который учил детей и тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ. И эта его функция не утрачена и поныне. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни тысяч общеупотребительных слов, его фразеологией – меткой, образной поэтичной, его богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, воссоздающей механизмы функционирования языка, образование форм и сочетание их в предложении – формулируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности.
В процессе обучения и воспитания младших школьников на уроках обучения чтению и литературного чтения я в своей работе использую следующие приёмы, способствующие развитию творческих способностей и воображения.
Оживление»
Детям предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете, находящемся в портфеле (о ручке, линейке, карандаше и т.д.). Вот какие сказки придумали первоклассники.
«Путешествие ручки»
Однажды одна смелая ручка решила посмотреть на мир. Она выкатилась из пенала, спрыгнула с парты и побежала по коридорам. Навстречу ей попадались потерянные, сломанные, разбитые школьные принадлежности. Это были карандаши, ручки, ластики, точилки, линейки. Испугалась ручка, что она станет такой же калекой, и решила поскорее вернуться домой, в пенал. «Нет ничего лучше, чем жить в моём уютном и красивом домике», - подумала ручка, укладываясь на своё место.
«Спор книг»
В книжном магазине продавалось много книг. Они были очень красивые, в дорогих переплётах, с яркими обложками и красочными иллюстрациями. Книги хвастались и спорили между собой, кто же из них лучше. Только одна скромная книга не принимала участия в их споре. Она была самой обыкновенной книгой в скромненьком переплёте. Но однажды в магазин зашёл мальчик. Из всех книг, стоявших на полках, он выбрал именно эту книгу. Она нужна была ему для учёбы. Дорогие книги очень удивились этому и спросили: «Почему он купил тебя, а не нас? Ведь мы красивее тебя!» А скромная книга сказала им на прощание: «Главное не внешность, а содержание!». Она была очень рада тому, что у неё появился хозяин.
«Инсценирование»
Очень нравится ребятам такой вид творческой работы с текстом, как инсценирование. Дети с увлечением играют роли героев сказок, рассказов, стихов. Умение «вжиться» в образ героя помогает развивать артистизм и творческие способности ребят. Этот вид работы даёт возможность согласовать мысли и действия, сохраняя при этом индивидуальный стиль самовыражения, служит толчком для развития самых разнообразных видов театральной деятельности.
«Сочинение сказок наизнанку»
Детям предлагается придумать сказку, например, про трёх поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый. Или придумать сказку про Красную Шапочку, которая посещает секцию бокса. Ребятам очень понравилось сочинять сказки «наизнанку».
«Фантастические гипотезы»
Что произошло бы и что бы ты сделал, если бы:
- из крана на кухне полилась бы вместо воды кока-кола;
- из тучи вместо дождя посыпалась карамель;
- люди придумали таблетку от сна;
- поймал золотую рыбку;
- у тебя была бы волшебная палочка и т.д.
Сочинение сказок с заданными персонажами
Первоклассникам были предложены следующие персонажи сказок:
- В зоопарке жили пев, попугай и собачка. Однажды…
- На опушке леса жил маленький гномик. Он жил один в своём маленьком домике. Однажды…
Сказки, придуманные детьми, оказались очень интересными и увлекательными.
Гном и ёж
На опушке леса жил маленький гномик. Он жил один в своём маленьком домике. В лесу он собирал грибы и ягоды. Однажды гномик пошёл в лес за грибами. Но он не нашёл ни одного гриба. Навстречу ему шёл ёжик. Он нёс на своих иголках много грибов. Ёжик поделился грибами с гномиком. Они стали друзьями и всегда ходили за грибами вместе.
Освобождение
В зоопарке жили лев, попугай и собачка. Им очень плохо жилось в зоопарке в клетках. Они мечтали о свободе и решили сбежать из зоопарка.
Однажды ночью собачка вырыла нору и выбралась из своей клетки. Она неслышно подкралась к служителю зоопарка и взяла у него ключи от клеток своих друзей. Собачка освободила попугая, а попугай открыл клетку льва. Так они оказались на свободе.
Сочинение сказок с изменением концовки, начиная с критической ситуации
Приведу примеры окончания сказки «Колобок», начиная с критической ситуации: Колобок на носу у лисы.
- Колобок стал набирать много воздуха, чтобы громче спеть песню, раздулся, как воздушный шар, и улетел.
- Колобок был сделан из дрожжевого теста, которое стало разбухать в животе у лисы, и лиса стала похожа на шар. Она покатилась по дорожке, напевая песенку колобка.
Сочинение загадок
Огромным полем деятельности для развития творческих способностей являются произведения устного народного творчества. На уроке по теме «Загадки» я предложила детям сочинить загадки, в которых по определённым признакам нужно узнать предмет.
Зелёная красавица подарками и песнями порадует народ. (Ёлка)
Коротышка-озорник делать шалости привык.
На Луну слетать мечтает, только очень мало знает. (Незнайка)
Эта птичка с красной грудкой
прилетает к нам сюда.
И рябину поедает,
несмотря на холода. (Снегирь)
Пословица – мудрость народная
При изучении пословиц и поговорок для активизации и развития творческого воображения я предлагаю детям придумать рассказ, который можно было бы озаглавить так «У страха глаза велики», «Семь раз отмерь – один раз отрежь» и т.д.
Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами из текста.
Работая над художественным произведением, я предлагаю ребятам такой вид работы, как иллюстрирование отрывка из текста и подписывание своих рисунков словами из текста. По рисункам детей было организовано посещение «картинной галереи».
Серия рисунков к одному тексту
Этот вид работы я использую для улучшения понимания текста. Каждый ученик или группа учащихся получают задание проиллюстрировать одно предложение, один абзац или одну часть. После этого рисунки вывешиваются по порядку, что значительно помогает понять текст.
Составление писем и телеграмм литературным героям
Очень нравятся ребятам задания, в которых предлагается придумать и написать письмо или телеграмму одному из литературных героев. Ребята писали письма Карлсону, давали советы Нильсу, как стать добрее, посылали телеграммы Незнайке и другим героям.
Творческий пересказ
В своей работе я использую различные виды пересказа. Но наиболее продуктивным в плане развития творческих способностей является пересказ с изменением лица или времени, места действия. Этот вид пересказа наряду с развитием творческого мышления и воображения способствует и развитию речи учащихся.
Использование творческих заданий на уроках создаёт максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности. Эти задания позволяют:
- прививать ребёнку любовь к чтению;
- дают возможность разностороннего развития личности, творческих способностей детей;