kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает в себя приобретение знаний, развитие познавательных и творческих способностей, постоянное обогащение научными знаниями и применение их на практике, обеспечивает нормальное существование и функционирование человека в системе социальных отношений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах.»

Хусанов С.А. учитель биологии и химии МАОУ СОШ№28 г.Балаково.



РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ.

Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает в себя приобретение знаний, развитие познавательных и творческих способностей, постоянное обогащение научными знаниями и применение их на практике, обеспечивает нормальное существование и функционирование человека в системе социальных отношений.

Биологическая грамотность - способность человека определять и понимать роль биологии в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные биологические суждения и использовать биологию так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие мыслящему, всесторонне развитому человеку. К сожалению, учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Современный учитель должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения он не должен выдавать знания, а стимулировать учеников к их получению, обеспечить возможность добиться успеха через проблемное обучение.



На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся, применения полученных знаний на практике и использования их в процессе социальной адаптации, формирования умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Согласно стандарту учащиеся должны овладеть умениями:

- задавать вопросы по тексту и отвечать на них;

- уделять внимание языковым особенностям текста и  их влиянию на передачу идеи;

- подтверждать своё мнение выдержками из текста;

- приводить доказательства при анализе  текста;

- выделять главную мысль с помощью деталей;

- анализировать структуру текста и новые слова;

- изучать развитие событий на протяжении всего повествования.



Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности:

1. Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.

2. Выявлять особенности естественнонаучного исследования.

3. Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.

4. Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.

5. Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.

6. Понимать методы научных исследований.

7. Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

8. Перечислять явления, факты, события.

9. Сравнивать объекты, события, факты.

10. Объяснять явления, события, факты.

11. Характеризовать объекты, события, факты.

12. Анализировать события, явления и т.д

13. Видеть суть проблемы.

14. Составлять конспект, план.

Для развития навыков функциональной грамотности на уроках биологии использую алгоритмы начиная с 5 класса. Алгоритмы оформляю в виде памятки (см. памятки 1 и 2).

Памятка 1. Как учить биологию дома

  1. Возьмите учебник, приготовьте тетрадь по биологии, ручку, карандаш и линейку.

  2. Внимательно прочитайте заданный параграф учебника, посмотрите записи и зарисовки в тетради, сделанные в классе при изучении нового материала. Рассмотрите в учебнике все рисунки и схемы к изучаемому материалу, ответьте на вопросы к параграфу. Устно повторите материал, стараясь не смотреть в учебник.

  3. Сделайте необходимые записи и зарисовки. Если возникли вопросы, запишите их, чтобы задать на уроке и обсудить с учителем и одноклассниками.

  4. Выучив материал по учебнику, хорошо было бы воспользоваться и другими источниками информации, в том числе и сетью Интернет для поиска сведений об изучаемой теме. 

Памятка 2. Как работать с учебником биологии

  1. Найдите по оглавлению изучаемую тему и страницу, на которой на которой изложен новый материал.

  2. Прочитайте весь параграф. Затем читайте по абзацам и постарайтесь дать название каждому, выделив главную мысль. Отметьте биологические понятия и термины, которые встречаются в тексте, запишите  их в тетради и дайте им объяснения.

  3. Составьте план изложения материала данного параграфа.

  4. Глядя на план, восстановите в памяти содержание изучаемого материала, используя рисунки, схемы, таблицы, данные к тексту.

  5. Ответьте на вопросы к параграфу и выполните рекомендуемые задания.  





В своей работе в 5-6 классах применяю разные приемы на этапах закрепления, применения и совершенствования знаний и умений.

Для закрепления понимания смысла  о чём текст или статья в учебнике, применяю следующие типы учебных задач:

- восстанови текст, вставляя термины из предложенного списка;

- восстанови текст, установив логическую последовательность описанных событий 

- инфо-карусель; при работе в группе сначала каждый индивидуально читает текст, а затем выбирает ответ на первый предложенный вопрос. Участник группы под номером 2 проверяет ответ, если первый отвечающий ошибся, то исправляет ответ и переходит ко второму вопросу, затем в работу включаются постепенно участник под номером 3 и 4, действуя по тому же принципу: проверил – исправил, если необходимо – ответил сам – передал другому. Работа заканчивается тогда, когда закончатся вопросы и группа придет к единому мнению по всем вопросам. Текст имеется у каждого участника группы, опросный лист один на группу;

- да-нет-ка/ верю-не верю;

- Лови ошибку/укажи предложения с ошибками и исправь ошибки.

Для приобретения навыка полного извлечения информации из текста и его критического анализа применяю такие методические приёмы как:

- слепой кластер;

- задай вопрос (прием «толстых» и «тонких» вопросов, ромашка Блума, кубик Блума)

- критический анализ текста

- зигзаг ;

- составление таблиц: сравнительная, сводная, таблица-пазл , вопросная ;

- пирамидная история;

- рассказ по рисунку, схеме, плану,  таблице  (сводной, сравнительной, вопросной) 

 Для  отработки понимания биологических терминов есть тоже ряд любимых методических приёмов:

- дополни/сконструируй определение ;

- установи соответствие ;

- технологическая карта работы с терминами;

- синквейн.

Рассмотрим некоторые приемы, которые часто применю на уроках.

1.Приём «Ромашка Блума» (рис. 1): 6 лепестков – 6 типов вопросов и заданий по тексту учебника к уроку:

-простые вопросы: Как будет…

-уточняющие вопросы: Если я правильно понял…

-интерпретационные вопросы: (объясняющие)…Почему

- творческие вопросы, содержат частицу «бы» …А если бы…

-оценочные вопросы: Почему что-то хорошо…

-практические вопросы: Где вы в обычной жизни можете наблюдать…

Каждый вправе выбрать вопрос по желанию при индивидуальной работе, при работе в парах и группах.

Рисунок 1. Ромашка Блума

2. Приём «Восстанови текст». Текст собирается всеми участниками из отдельных предложений в логической последовательности.

3. Приём «Лови ошибку». Участникам группы выдаётся текст с ошибками, которые надо найти и исправить, используя учебник.

4. Приём «Верные и неверные утверждения». Выдается тест, в котором необходимо решить, что верно, а что неверно, своё решение пояснить.

5. Приём «Памятка на полях (Инсерт)». При чтении текста, учащийся оставляет метки:

«+» - знаю, «-» - не знал, «?» -возник вопрос, «!» - я удивлён.

6. Приём «Задай вопрос». Ученики читают текст и составляют вопросы, которые потом задают друг другу.

7. Приём «Составь задание». На основе анализа текста составляют задание в парах или группах.

8. Прием «Дополни или сконструируй определение». При работе с текстом, выделяют главную мысль и выполняют задание.

Использование различных заданий на уроках возможно при индивидуальных и групповых методах работы. Их можно использовать при изучении нового материала и в качестве домашней работы. Самое главное, чтобы ученик пытался сам найти решение в данной ситуации, мог высказать предположение о происходящем процессе и сделать выводы. Предложенные для учащихся задания способствуют развитию таких компетентностей, как информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в группах, парах, индивидуально, находить решения в нестандартных ситуациях.



Используемые источники

1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.

2. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.

3. Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С. «Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажер 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2020.

4. Бенджамин Блум «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания», 1956 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах.

Автор: Хусанов Сергей Александрович

Дата: 19.06.2022

Номер свидетельства: 610090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Развитие функциональной грамотности по биологии  через внеклассную работу "
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-po-biologhii-chieriez-vnieklassnuiu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "209661"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431260176"
  }
}
object(ArrayObject)#896 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-i-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "155606"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421305259"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}
object(ArrayObject)#896 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Авторская программа "Природа и мы" для учащихся 5 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "avtorskaiaproghrammaprirodaimydliauchashchikhsia5klassa"
    ["file_id"] => string(6) "323585"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1461945974"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация к уроку биологии по теме "Рациональное питание" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-k-uroku-biologhii-po-tiemie-ratsional-noie-pitaniie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "156141"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421383327"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства