Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах.
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах.
Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает в себя приобретение знаний, развитие познавательных и творческих способностей, постоянное обогащение научными знаниями и применение их на практике, обеспечивает нормальное существование и функционирование человека в системе социальных отношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках биологии в 5-6 классах.»
Хусанов С.А. учитель биологии и химии МАОУ СОШ№28 г.Балаково.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ.
Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает в себя приобретение знаний, развитие познавательных и творческих способностей, постоянное обогащение научными знаниями и применение их на практике, обеспечивает нормальное существование и функционирование человека в системе социальных отношений.
Биологическая грамотность - способность человека определять и понимать роль биологии в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные биологические суждения и использовать биологию так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие мыслящему, всесторонне развитому человеку. К сожалению, учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Современный учитель должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения он не должен выдавать знания, а стимулировать учеников к их получению, обеспечить возможность добиться успеха через проблемное обучение.
На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся, применения полученных знаний на практике и использования их в процессе социальной адаптации, формирования умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.
Согласно стандарту учащиеся должны овладеть умениями:
- задавать вопросы по тексту и отвечать на них;
- уделять внимание языковым особенностям текста и их влиянию на передачу идеи;
- подтверждать своё мнение выдержками из текста;
- приводить доказательства при анализе текста;
- выделять главную мысль с помощью деталей;
- анализировать структуру текста и новые слова;
- изучать развитие событий на протяжении всего повествования.
Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности:
1. Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.
2. Выявлять особенности естественнонаучного исследования.
3. Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.
4. Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.
5. Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.
6. Понимать методы научных исследований.
7. Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
8. Перечислять явления, факты, события.
9. Сравнивать объекты, события, факты.
10. Объяснять явления, события, факты.
11. Характеризовать объекты, события, факты.
12. Анализировать события, явления и т.д
13. Видеть суть проблемы.
14. Составлять конспект, план.
Для развития навыков функциональной грамотности на уроках биологии использую алгоритмы начиная с 5 класса. Алгоритмы оформляю в виде памятки (см. памятки 1 и 2).
Памятка 1. Как учить биологию дома
Возьмите учебник, приготовьте тетрадь по биологии, ручку, карандаш и линейку.
Внимательно прочитайте заданный параграф учебника, посмотрите записи и зарисовки в тетради, сделанные в классе при изучении нового материала. Рассмотрите в учебнике все рисунки и схемы к изучаемому материалу, ответьте на вопросы к параграфу. Устно повторите материал, стараясь не смотреть в учебник.
Сделайте необходимые записи и зарисовки. Если возникли вопросы, запишите их, чтобы задать на уроке и обсудить с учителем и одноклассниками.
Выучив материал по учебнику, хорошо было бы воспользоваться и другими источниками информации, в том числе и сетью Интернет для поиска сведений об изучаемой теме.
Памятка 2. Как работать с учебником биологии
Найдите по оглавлению изучаемую тему и страницу, на которой на которой изложен новый материал.
Прочитайте весь параграф. Затем читайте по абзацам и постарайтесь дать название каждому, выделив главную мысль. Отметьте биологические понятия и термины, которые встречаются в тексте, запишите их в тетради и дайте им объяснения.
Составьте план изложения материала данного параграфа.
Глядя на план, восстановите в памяти содержание изучаемого материала, используя рисунки, схемы, таблицы, данные к тексту.
Ответьте на вопросы к параграфу и выполните рекомендуемые задания.
В своей работе в 5-6 классах применяю разные приемы на этапах закрепления, применения и совершенствования знаний и умений.
Для закрепления понимания смысла о чём текст или статья в учебнике, применяю следующие типы учебных задач:
- восстанови текст, вставляя термины из предложенного списка;
- восстанови текст, установив логическую последовательность описанных событий
- инфо-карусель; при работе в группе сначала каждый индивидуально читает текст, а затем выбирает ответ на первый предложенный вопрос. Участник группы под номером 2 проверяет ответ, если первый отвечающий ошибся, то исправляет ответ и переходит ко второму вопросу, затем в работу включаются постепенно участник под номером 3 и 4, действуя по тому же принципу: проверил – исправил, если необходимо – ответил сам – передал другому. Работа заканчивается тогда, когда закончатся вопросы и группа придет к единому мнению по всем вопросам. Текст имеется у каждого участника группы, опросный лист один на группу;
- да-нет-ка/ верю-не верю;
- Лови ошибку/укажи предложения с ошибками и исправь ошибки.
Для приобретения навыка полного извлечения информации из текста и его критического анализа применяю такие методические приёмы как:
- слепой кластер;
- задай вопрос (прием «толстых» и «тонких» вопросов, ромашка Блума, кубик Блума)
- рассказ по рисунку, схеме, плану, таблице (сводной, сравнительной, вопросной)
Для отработки понимания биологических терминов есть тоже ряд любимых методических приёмов:
- дополни/сконструируй определение ;
- установи соответствие ;
- технологическая карта работы с терминами;
- синквейн.
Рассмотрим некоторые приемы, которые часто применю на уроках.
1.Приём «Ромашка Блума» (рис. 1):6 лепестков – 6 типов вопросов и заданий по тексту учебника к уроку:
-простые вопросы: Как будет…
-уточняющие вопросы: Если я правильно понял…
-интерпретационные вопросы: (объясняющие)…Почему
- творческие вопросы, содержат частицу «бы» …А если бы…
-оценочные вопросы: Почему что-то хорошо…
-практические вопросы: Где вы в обычной жизни можете наблюдать…
Каждый вправе выбрать вопрос по желанию при индивидуальной работе, при работе в парах и группах.
Рисунок 1. Ромашка Блума
2. Приём «Восстанови текст». Текст собирается всеми участниками из отдельных предложений в логической последовательности.
3. Приём «Лови ошибку». Участникам группы выдаётся текст с ошибками, которые надо найти и исправить, используя учебник.
4. Приём «Верные и неверные утверждения». Выдается тест, в котором необходимо решить, что верно, а что неверно, своё решение пояснить.
5. Приём «Памятка на полях (Инсерт)». При чтении текста, учащийся оставляет метки:
«+» - знаю, «-» - не знал, «?» -возник вопрос, «!» - я удивлён.
6. Приём «Задай вопрос». Ученики читают текст и составляют вопросы, которые потом задают друг другу.
7. Приём «Составь задание». На основе анализа текста составляют задание в парах или группах.
8. Прием «Дополни или сконструируй определение». При работе с текстом, выделяют главную мысль и выполняют задание.
Использование различных заданий на уроках возможно при индивидуальных и групповых методах работы. Их можно использовать при изучении нового материала и в качестве домашней работы. Самое главное, чтобы ученик пытался сам найти решение в данной ситуации, мог высказать предположение о происходящем процессе и сделать выводы. Предложенные для учащихся задания способствуют развитию таких компетентностей, как информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в группах, парах, индивидуально, находить решения в нестандартных ситуациях.
Используемые источники
1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.
2. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.
3. Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С. «Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажер 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2020.
4. Бенджамин Блум «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания», 1956 г.