Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках биологии
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках биологии
Учащиеся, прийдя на урок биологии, должны получить навыки, умения, знания, которые они могут использовать в любой жизненной ситуации.
Курс биологии 8 класса касается анатомии, физиологии, гигиены человека, значит навыки, умения, знания помогут учащимся сохранить, укрепить свое здоровье и здоровье окружающих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках биологии »
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся
на уроках биологии в 8 классе.
Учащиеся, прийдя на урок биологии, должны получить навыки, умения, знания, которые они могут использовать в любой жизненной ситуации.
Курс биологии 8 класса касается анатомии, физиологии, гигиены человека, значит навыки, умения, знания помогут учащимся сохранить, укрепить свое здоровье и здоровье окружающих.
На каждом уроке биологии надо формировать и развивать функциональную грамотность учащихся. Ведь порой, имея большой багаж знаний, человек, прийдя в самостоятельную жизнь не знает, как его правильно использовать.
Урок по теме «Группа крови и резус- фактор». Существует 4 группы крови, «+» и «-» резус- факор. Каждый человек обязан знать свой резус- фактор и группу крови. Учитель интересуется, какая группа крови и резус -фактор у присутствующих учащихся. К сожалению,многие не имеют об этом понятие. Хотя родители должны сообщить своим детям их параметры крови, ведь при рождении ребенка эти данные становятся известны.
Дается в качестве домашнего задания: узнать свою группу крови и резус-фактор. Есть люди, которые носят браслеты, кулоны с вибытыми данными крови, потому что бывают ситуации, когда от этих данных зависит их жижзнь, а может и жизнь другого человека. Любой здоровый гражданин может стать донором, пополнить запасы крови на станциях переливания крови, оттуда кровь поступает в больницы.
При создании семьи мало кого интересует резус-фактор, поэтому дети со школы должны знать, как он влияет на развитие плода , что будущая мама, имеющая «-» резус-фактор, не должна этим пренебрегать, обязана находиться под наблюдением врачей.
Урок «Кровотечения, ивиды кровотечения, оказание первой доврачебной помощи».
На данном уроке с детьми надо отрабатывать до автомотизма действия по оказанию первой доврачебной помощи при разных видах кровотечений. Дети в жизни часто сталкиваются с капиллярным кровотечением, первое, что они должны сделать – обработать рану перекисью водорода или спиртом, прижать место кровотечения на несколько минут, потом смазать зеленкой или заклеить пластырем. Такую помощь дети могут оказать не только себе, но и другим людям. Боле сложное венозное и артериальное кровотечения, но, если в жизни им придется оказывать помощь, то полученные НУЗ могут быть использованы во имя спасения человеческой жизни.
Урок «Витамины, их значение». Рассматривая группы витаминов, их содержание в различных продуктах, значение у учащихся закладывается первоначальное представление о влиянии витаминов на рост и развитие человеческого организма. Они поймут, что использование какого либо продукта не просто ради аппетита, а для пользы организма.
Объяснение понятий «гиповитаминоз», «гипервитаминоз», «авитаминоз» поможет в будущем не бояться этих слов и, если коснется их этот диагноз или их родных, то не сидет сложа руки, а действовать по оздоровлению организма. Витамины есть не только в продуктах, но и существуют лекарственные формы, назначаемые при необходимости врачом.
Урок «Глаз, строение глаза». Самое главное - надо довести до сознания детей, что через уникальное устройство глаза человек может созерцать мир во всем его великолепии.
Беречь зрение – дело непростое: надо ежедневно соблюдать правила гигиены глаза, правильно читать, не просиживать долгое время за компьютером, быть осторожными при обращении с разными предметами (острыми, колющими), использовать витаминизированную пищу. Эти правила помогут детям сохранить полноценное зрение, не коснется их такие заболевания глаза, как близорукость, дальнозоркость.
Урок «Заболевания сердечно-сосудистой системы». Сердце, сосуды – один из главных механизмов, отвечающий за транспортировку и доставку кислорода и питательных веществ к каждой клеточке организма. Если этот механизм даст сбой, то организм может погибнуть . Сбой вызывается бляжками на стенках сосудов, омертвением мышечной ткани сердца. Бляшки – результат неправильного питания(жирная пища), сбои в сердце - нервные стрессы, малоподвижный образ жизни. Учащиеся сами приходят к выводу: для слаженной работы механизма надо беречь нервы, правильно питаться, заниматься спортом. Последствия сбоя – инсульт, инфаркт миокарда, стенокардтя, гипертония, гипотония. На этом уроке учителю надо обязательно ознакомить учащихся со строением прибора тонометра и показать, как с ним работать, при необходимости, ребенок сможет померить давление своим близким.
Урок «Гигиена нервной системы». Нервная система – контролирует и регулирует слаженную работу всех систем организма. Вопрос к учащимся: что может привести к нарушениям нервной системы ? Чтобы дети дали правильные ответы, нервную систему надо сравнить с компьютером. Компьютер выйдет из строя при ударе, высоком напряжении, неправильном использовании, поражении вирусом. Учащиеся проводят аналогию: к нарушениям нервной системы могут привести черепно-мозговые травмы, умственное и физическое пернапряжения, употребление алкоголя, наркотиков.
Дети в очередной раз убеждаются, чтобы сохранить здоровье надо быть рассудительным, доброжелательным, чередовать умственную и физическую работу, правильно питаться, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.