Авторская программа "Природа и мы" для учащихся 5 класса
Авторская программа "Природа и мы" для учащихся 5 класса
Требованиями нашего времени является существенное изменение образования в целом и естественнонаучного, в частности: новые учебники, новые программы направленные на развитие функциональной грамотности учащихся.Особенностью современных реформ является повышение научного уровня преподавания, изучение вопросов современной науки, внесение заданий развивающих логическое мышление и предметные компетенции, изменение традиционной последовательности изучения разделов курсов. Однако наряду с положительными переменами появились тенденции нарушения преемственности в обучении: обновленный курс биологии требует более серьезной подготовки учащихся по физике, биологии и химии.
В 6- м классе ученики теперь на уроках биологии рассматривают химический состав клетки (органические и неорганические вещества), сведения из микробиологии, особенности прокариот и эукариот, различные виды движения,, давление, движение жидкостей. Это достаточно сложные вопросы, но программа 5- го класса не обеспечивает понятийного базиса для их изучения. Аналогичная ситуация наблюдается с курсом географии: на уроках рассматриваются атмосферное давление, конвекционные потоки, климат и климатические зоны и т.д., что не соответствует подготовке учащихся в рамках курса естествознания. Пропедевтика естественнонаучных знаний начинается еще в начальной школе. Однако в учебниках по предметам естественного цикла основной школы мало учитываются знания, полученные учениками на этом этапе. Количество часов для изучения очень ограничено до 34 за год. Целью программы является разработка и внедрение пропедевтического курса «Природа и мы» в 5 классе, который развивает основные навыки естественнонаучных исследований, создание базы для изучения предметов естественного цикла, а также пересмотр содержания естественнонаучного образования в основной школе, обеспечение преемственности в формировании естественнонаучных понятий и учебно- познавательных умений учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Природа и мы" для учащихся 5 класса»
Программа курса по выбору «Природа и мы» для учащихся 5-го класса.
Пояснительная записка.
Требованиями нашего времени является существенное изменение образования в целом и естественнонаучного, в частности: новые учебники, новые программы направленные на развитие функциональной грамотности учащихся .Особенностью современных реформ является повышение научного уровня преподавания, изучение вопросов современной науки, внесение заданий развивающих логическое мышление и предметные компетенции , изменение традиционной последовательности изучения разделов курсов. Однако наряду с положительными переменами появились тенденции нарушения преемственности в обучении: обновленный курс биологии требует более серьезной подготовки учащихся по физике, биологии и химии.
В 6- м классе ученики теперь на уроках биологии рассматривают химический состав клетки (органические и неорганические вещества), сведения из микробиологии , особенности прокариот и эукариот, различные виды движения, , давление, движение жидкостей. Это достаточно сложные вопросы, но программа 5- го класса не обеспечивает понятийного базиса для их изучения. Аналогичная ситуация наблюдается с курсом географии: на уроках рассматриваются атмосферное давление, конвекционные потоки, климат и климатические зоны и т.д., что не соответствует подготовке учащихся в рамках курса естествознания. Пропедевтика естественнонаучных знаний начинается еще в начальной школе. Однако в учебниках по предметам естественного цикла основной школы мало учитываются знания, полученные учениками на этом этапе. Количество часов для изучения очень ограничено до 34 за год. Целью программы является разработка и внедрение пропедевтического курса «Природа и мы» в 5 классе, который развивает основные навыки естественнонаучных исследований, создание базы для изучения предметов естественного цикла, а также пересмотр содержания естественнонаучного образования в основной школе, обеспечение преемственности в формировании естественнонаучных понятий и учебно- познавательных умений учащихся.
Цель программы:
1.Курс «Природа и мы» является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению естественнонаучных дисциплин на втором этапе в 6- 9-х классах;
2. Развивать навыки работы с дополнительным материалом, выбирать и использовать соответствующие приборы и методы реализации поставленных задач, через проблемное обучение.
Особенность программы: Структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с приборами, информацией из справочников, интернета и т.д. Отработать основные понятия из разделов: мир физики, мир биологии и мир химии;
Задачи программы:
.1 Знакомить с методами научного познания;
2. Развивать мышление, наблюдательность учащихся;
3. Создавать условия для развития устойчивого интереса к изучению естественнонаучных дисциплин;
4. Способствовать приобретению учащимися практических навыков наблюдения, учиться делать выводы . выполнять отчеты..
Курс рассчитан на 34 часа в 5 классе.
Методичесое обеспечение:
- тематическое планирование и дидактический материал, включающий самостоятельные и игровые задания , ребусы, кроссворды , тесты.
Используемые технологии:
Проблемное и проектное обучение т.к. курс насыщен действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями, видеоролики, презентации, практические работы с измерительными приборами. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения. В основном все работы творческого характера, включающие вопросы. активизирующие мышление учащихся: как ты думаешь? можно ли измерить?, сделай вывод из увиденного?, а как ты думаешь, как это могло бы быть и т.д.
Из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. Последний урок в четверти – , с урок – игра . Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: сочини сказку, рассказ, нарисуй, проверь как это будет действовать. Например: проверь, как ведут себя в разной воде разные сорта мыла и т.д.
Предполагается самостоятельная работа учащихся с компьютером, как форма обучения. В этом случае учитель выступает в роли консультанта, а ученик работает самостоятельно дома и в школе (при наличии компьютера и интернета).
Приемы и методы: ТРИЗ, практическая работа, эксперимент, проблемно-поисковый, проектный,
Техническое оснащение: интерактивная доска, компьютер, доступ к интернету. Подборка презентаций и видеороликов, измерительные приборы.
Требования к знаниям и умениям:Учащиеся должны знать: понятие физическое тело, вещество, физическое явление, строение вещества, электричество, свет, химические вещества, химические явления, строение клетки, признаки живых организмов классификацию организмов(царства природы), роль животных в природе.
П.р .№1 Измерительные приборы. Правила их использования.
II
6
Мир физики
1
Что такое физика, молекулы и атомы.
П.Р.№2: Построение моделей молекул
1
Движения тел. электричество
П.Р.№3 статическое электричество.
1
Приключения с магнитом
1
Звук, свет, практические опыты по отражению света, распространению звука.
1
Физика и практика
П.р.№4 Изготовление волчка, магнитных игрушек.
1
Физические явления природы
Пр.р.№5 Составление дневника погоды, знакомство с метеорологическими сайтами
III
8
Мир химии
1
Истоки химии, начало современной химии
1
Многообразие веществ.Вода-растворитель. Вода жесткая и мягкая.
1
Смеси и чистые вещества.
П.р.№6 Способы разделения смесей.
1
Химический элемент. Простые и сложные вещества.
1
Органические и неорганические вещества
1
Химия в наши дни. Значение химии в жизни, пища.
1
Выращивание кристаллов
П.р.№7
1
Химия в быту. Маленькие секреты большой стирки.
П.р.№8 Определение моющих свойств разных средств в зависимости от состава воды.
IV
19
Мир биологии
1
Что такое биология. Из истории биологии. Микроскоп.
1
Экскурсия в мир клеток.
П.р.№9
1
Как классифицируют организмы, царства.
2
Насекомые – самая многочисленная армия животных.
Изучение коллекций насекомых
1
О тех, кого не любят. Земноводные, пресмыкающиеся
Наблюдение за лягушками, видеофильм.
1
Сумчатые – кто это?
2
Млекопитающие – высшие животные.
Видеофильм о млекопитающих
1
Поведение животных и интеллект.
1
Животные Казахстана.
1
Нужны все на свете. Охрана видов.
П.р.№10 Составление дневника наблюдений (видеоролика) за животным, птицей.
1
Биология и практика.
1
Биологи защищают природу , мини-проекты.
1
Экскурсия
2
Обобщение работы по курсу.Работа над проектами.
2
Защита исследовательской работы по выбранной теме
Итого:
34
Содержание программы: (краткое описание тем)
Науки о природе. Методы изучения природы История изучения природы, значение ее изучения, какие используются методы. Практическая работа №1. Изучение и использование измерительных приборов .(линейка, термометр, секундомер, весы, сантиметровая лента и др.)
Мир физики. Что такое физика. Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества. Практическая работа №2 Построение моделей молекул. Движение тел . Опыты по движению тел на плоскости, с уклоном, понятие ускорения. Электричество. Практическая работа №3 С татическое электричество. Безопасность при работе с электроприборами.. Магнит., его свойства, опыт с магнитом. Звук, свет, распространение звука в воздухе. Звуковые волны. Практические опыты по распространению звука. Физика и практика. Практическая работа №4 Изготовление волчка, магнитной игрушки и т.д. Физические явления природы, их причины. Наблюдение за природными явлениями, составление дневника погоды, отслеживание значений компонентов погоды.,Практическая работа №5 знакомство с метеорологическими сайтами.
Мир химии. Истоки химии. Алхимия. Значение химии в жизни, многообразие веществ, смеси и чистые вещества. Вода –растворитель.Вода жесткая и мягкая. Практическая работа №6. Способы разделения смесей. Составление смесей и подбор способов их разделения. Знакомство с химической посудой .Органические и неорганические вещества.. Химия в наши дни: СМС, пища. Практическая работа №7 Определение моющих свойств разных моющих средств, выявление их эффективности в воде разной жесткости. Маленькие секреты большой стирки.
Мир биологии. Биология –наука о живой природе. Из истории биологии, увеличительные приборы. Знакомство с микроскопом. Практическая работа №8 Экскурсия в мир клеток.Рассматривание различных клеток. Правила приготовления микропрепарата. Как классифицируют организмы. Царства природы. Знакомство с насекомыми-самой многочисленной группой животных.-насекомыми. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы, их многообразие и значение. Млекопитающие –высшие животные, многообразие млекопитающих. Животные Казахстана. Эндемики. Охрана животного мира.Красная книга Казахстана. Редкие и охраняемые животные и птицы нашей местности. Практическая работа №9 Наблюдение и составление дневника наблюдений.(видеодневника) за животным или птицей. Защита исследовательской работы. Подготовка сообщений, презентаций , комиксов на темы: Создание измерительных приборов. Изучение элктричества. Опасные и удивительные природные явления. Из истории моющих средств. Интересные насекомые. Насекомые и легенды.Насекомые в литературе. О тех, кого не любят . Удивительные птицы. Интересные животные.. Интеллект и поведение животных.