kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа "Природа и мы" для учащихся 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Требованиями нашего времени    является существенное изменение образования в целом и естественнонаучного, в частности: новые учебники, новые программы направленные на развитие  функциональной грамотности учащихся.Особенностью современных реформ является   повышение научного уровня преподавания, изучение вопросов современной науки, внесение заданий развивающих логическое мышление  и предметные компетенции, изменение традиционной последовательности изучения разделов курсов.  Однако наряду с положительными переменами  появились тенденции нарушения преемственности в обучении: обновленный курс биологии требует более серьезной подготовки учащихся по физике, биологии  и химии.

       В 6- м классе ученики теперь на уроках биологии рассматривают химический состав клетки (органические и неорганические вещества), сведения из микробиологии, особенности прокариот и эукариот,  различные виды движения,, давление, движение жидкостей. Это достаточно сложные вопросы, но программа 5- го класса не обеспечивает понятийного базиса для их изучения. Аналогичная ситуация наблюдается с курсом географии: на уроках рассматриваются атмосферное давление, конвекционные потоки, климат и климатические зоны и т.д., что не соответствует подготовке учащихся в рамках курса естествознания.   Пропедевтика естественнонаучных знаний начинается еще в начальной школе. Однако в учебниках по предметам естественного цикла основной школы мало учитываются знания, полученные учениками на этом этапе. Количество часов для изучения очень ограничено  до 34 за год. Целью программы является разработка и внедрение пропедевтического курса «Природа и мы» в 5 классе, который развивает основные навыки  естественнонаучных исследований,  создание  базы  для изучения предметов естественного цикла, а также пересмотр содержания естественнонаучного образования в основной школе, обеспечение  преемственности в формировании естественнонаучных  понятий и учебно- познавательных умений учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Природа и мы" для учащихся 5 класса»

Программа курса по выбору «Природа и мы» для учащихся 5-го класса.

Пояснительная записка.

Требованиями нашего времени является существенное изменение образования в целом и естественнонаучного, в частности: новые учебники, новые программы направленные на развитие функциональной грамотности учащихся .Особенностью современных реформ является повышение научного уровня преподавания, изучение вопросов современной науки, внесение заданий развивающих логическое мышление и предметные компетенции , изменение традиционной последовательности изучения разделов курсов. Однако наряду с положительными переменами появились тенденции нарушения преемственности в обучении: обновленный курс биологии требует более серьезной подготовки учащихся по физике, биологии и химии.

В 6- м классе ученики теперь на уроках биологии рассматривают химический состав клетки (органические и неорганические вещества), сведения из микробиологии , особенности прокариот и эукариот, различные виды движения, , давление, движение жидкостей. Это достаточно сложные вопросы, но программа 5- го класса не обеспечивает понятийного базиса для их изучения. Аналогичная ситуация наблюдается с курсом географии: на уроках рассматриваются атмосферное давление, конвекционные потоки, климат и климатические зоны и т.д., что не соответствует подготовке учащихся в рамках курса естествознания. Пропедевтика естественнонаучных знаний начинается еще в начальной школе. Однако в учебниках по предметам естественного цикла основной школы мало учитываются знания, полученные учениками на этом этапе. Количество часов для изучения очень ограничено до 34 за год. Целью программы является разработка и внедрение пропедевтического курса «Природа и мы» в 5 классе, который развивает основные навыки естественнонаучных исследований, создание базы для изучения предметов естественного цикла, а также пересмотр содержания естественнонаучного образования в основной школе, обеспечение преемственности в формировании естественнонаучных понятий и учебно- познавательных умений учащихся.

Цель программы:

1.Курс «Природа и мы» является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению естественнонаучных дисциплин на втором этапе в 6- 9-х классах;

2. Развивать навыки работы с дополнительным материалом, выбирать и использовать соответствующие приборы и методы реализации поставленных задач, через проблемное обучение.

Особенность программы: Структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с приборами, информацией из справочников, интернета и т.д. Отработать основные понятия из разделов: мир физики, мир биологии и мир химии;

Задачи программы:

.1 Знакомить с методами научного познания;

2. Развивать мышление, наблюдательность учащихся;

3. Создавать условия для развития устойчивого интереса к изучению естественнонаучных дисциплин;

4. Способствовать приобретению учащимися практических навыков наблюдения, учиться делать выводы . выполнять отчеты..

Курс рассчитан на 34 часа в 5 классе.

Методичесое обеспечение:

- тематическое планирование и дидактический материал, включающий самостоятельные и игровые задания , ребусы, кроссворды , тесты.

Используемые технологии:

Проблемное и проектное обучение т.к. курс насыщен действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями, видеоролики, презентации, практические работы с измерительными приборами. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения. В основном все работы творческого характера, включающие вопросы. активизирующие мышление учащихся: как ты думаешь? можно ли измерить?, сделай вывод из увиденного?, а как ты думаешь, как это могло бы быть и т.д.

Из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. Последний урок в четверти – , с урок – игра . Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: сочини сказку, рассказ, нарисуй, проверь как это будет действовать. Например: проверь, как ведут себя в разной воде разные сорта мыла и т.д.

Предполагается самостоятельная работа учащихся с компьютером, как форма обучения. В этом случае учитель выступает в роли консультанта, а ученик работает самостоятельно дома и в школе (при наличии компьютера и интернета).

Формы подведения итогов: Калейдоскоп презентаций выполненных учащимися, выставка рисунков, выполненных макетов, кроссвордов, рассказов, проектов.

Приемы и методы: ТРИЗ, практическая работа, эксперимент, проблемно-поисковый, проектный,

Техническое оснащение: интерактивная доска, компьютер, доступ к интернету. Подборка презентаций и видеороликов, измерительные приборы.

Требования к знаниям и умениям:Учащиеся должны знать: понятие физическое тело, вещество, физическое явление, строение вещества, электричество, свет, химические вещества, химические явления, строение клетки, признаки живых организмов классификацию организмов(царства природы), роль животных в природе.

Учащиеся должны уметь: определять цену деления физического прибора, пользоваться линейкой,измерительной лентой,мерным цилиндром , измерять температуру, пользоваться методами разделения смесей.



Календарно- тематическое планирование

темы


Количество часов

Тема занятия

Практическая работа

Дата проведения

I

1

Введение

Инструктаж по ТБ в кабинете биологии, химии.



1

Науки о природе. методы изучения природы

П.р .№1 Измерительные приборы. Правила их использования.


II

6

Мир физики




1

Что такое физика, молекулы и атомы.



П.Р.№2: Построение моделей молекул



1

Движения тел. электричество

П.Р.№3 статическое электричество.




1

Приключения с магнитом




1

Звук, свет, практические опыты по отражению света, распространению звука.




1

Физика и практика

П.р.№4 Изготовление волчка, магнитных игрушек.



1

Физические явления природы

Пр.р.№5 Составление дневника погоды, знакомство с метеорологическими сайтами


III

8

Мир химии




1

Истоки химии, начало современной химии




1

Многообразие веществ.Вода-растворитель. Вода жесткая и мягкая.




1

Смеси и чистые вещества.


П.р.№6 Способы разделения смесей.



1

Химический элемент. Простые и сложные вещества.




1

Органические и неорганические вещества




1

Химия в наши дни. Значение химии в жизни, пища.




1

Выращивание кристаллов

П.р.№7



1

Химия в быту. Маленькие секреты большой стирки.

П.р.№8 Определение моющих свойств разных средств в зависимости от состава воды.


IV

19

Мир биологии




1

Что такое биология. Из истории биологии. Микроскоп.




1

Экскурсия в мир клеток.

П.р.№9



1

Как классифицируют организмы, царства.




2

Насекомые – самая многочисленная армия животных.


Изучение коллекций насекомых


1

О тех, кого не любят. Земноводные, пресмыкающиеся


Наблюдение за лягушками, видеофильм.


1

Сумчатые – кто это?




2

Млекопитающие – высшие животные.


Видеофильм о млекопитающих


1

Поведение животных и интеллект.




1

Животные Казахстана.




1

Нужны все на свете. Охрана видов.

П.р.№10 Составление дневника наблюдений (видеоролика) за животным, птицей.



1

Биология и практика.




1

Биологи защищают природу , мини-проекты.




1

Экскурсия




2

Обобщение работы по курсу.Работа над проектами.




2

Защита исследовательской работы по выбранной теме



Итого:

34








Содержание программы: (краткое описание тем)

Науки о природе. Методы изучения природы История изучения природы, значение ее изучения, какие используются методы. Практическая работа №1. Изучение и использование измерительных приборов .(линейка, термометр, секундомер, весы, сантиметровая лента и др.)

Мир физики. Что такое физика. Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества. Практическая работа №2 Построение моделей молекул. Движение тел . Опыты по движению тел на плоскости, с уклоном, понятие ускорения. Электричество. Практическая работа №3 С татическое электричество. Безопасность при работе с электроприборами.. Магнит., его свойства, опыт с магнитом. Звук, свет, распространение звука в воздухе. Звуковые волны. Практические опыты по распространению звука. Физика и практика. Практическая работа №4 Изготовление волчка, магнитной игрушки и т.д. Физические явления природы, их причины. Наблюдение за природными явлениями, составление дневника погоды, отслеживание значений компонентов погоды.,Практическая работа №5 знакомство с метеорологическими сайтами.

Мир химии. Истоки химии. Алхимия. Значение химии в жизни, многообразие веществ, смеси и чистые вещества. Вода –растворитель.Вода жесткая и мягкая. Практическая работа №6. Способы разделения смесей. Составление смесей и подбор способов их разделения. Знакомство с химической посудой .Органические и неорганические вещества.. Химия в наши дни: СМС, пища. Практическая работа №7 Определение моющих свойств разных моющих средств, выявление их эффективности в воде разной жесткости. Маленькие секреты большой стирки.

Мир биологии. Биология –наука о живой природе. Из истории биологии, увеличительные приборы. Знакомство с микроскопом. Практическая работа №8 Экскурсия в мир клеток.Рассматривание различных клеток. Правила приготовления микропрепарата. Как классифицируют организмы. Царства природы. Знакомство с насекомыми-самой многочисленной группой животных.-насекомыми. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы, их многообразие и значение. Млекопитающие –высшие животные, многообразие млекопитающих. Животные Казахстана. Эндемики. Охрана животного мира.Красная книга Казахстана. Редкие и охраняемые животные и птицы нашей местности. Практическая работа №9 Наблюдение и составление дневника наблюдений.(видеодневника) за животным или птицей. Защита исследовательской работы. Подготовка сообщений, презентаций , комиксов на темы: Создание измерительных приборов. Изучение элктричества. Опасные и удивительные природные явления. Из истории моющих средств. Интересные насекомые. Насекомые и легенды.Насекомые в литературе. О тех, кого не любят . Удивительные птицы. Интересные животные.. Интеллект и поведение животных.

Используемая литература:

  1. С.Ю.Модестов «Сборник творческих задач» С.-Петербург.1998г

  2. Е.Н.Анашкина «Веселая ботаника»1998

  3. Е.Н.Анашкина «300 вопросов и ответов о домашних условиях»

  4. П.Мариковский «Тайны мира насекомых» «Кайнар» 1966

  5. И.В.Измайлов «Биологические экскурсии»Москва 1983

  6. Л.Б.Беме «Жизнь птиц у нас дома» Москва 1986

  7. И.Мариковский «Жизнь насекомых»»Кайнар»1978

  8. В.А.Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии» Ярославль 1998


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Авторская программа "Природа и мы" для учащихся 5 класса

Автор: Бойко Елена Ивановна

Дата: 29.04.2016

Номер свидетельства: 323585

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "245559"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446141592"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816843"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Разработка программы по литературе 7 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-proghrammy-po-litieraturie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247808"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446632309"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства