kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие функциональной грамотности по биологии через внеклассную работу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие функциональной грамотности по биологии

через внеклассную работу.

                                                                                        Григорьева О.П.,СОШ № 30,

                                                                                        учитель биологии

Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету.

Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях. [1]

Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна.

Важную роль во внеклассной работе играют  викторины («Собаки и кошки в одной обложке», «В мире животных») конкурсы (Конкурс костюмов из вторичного сырья), конференции  («Наш дом - планета Земля», «День глобальных климатических действий»). Играя, отвечая на вопросы викторин, проблемные вопросы, решая головоломки, ребусы, кроссворды, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и учатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запоминать названия растений и животных, активно и непринужденно   пользоваться терминологией. На внеклассных занятиях часто применяю прием театрализации. Цель создания театральных инсценировок - отражение проблем ближайшего окружения, призыв к зрителям беречь всех обитателей планеты, свой организм, добрые человеческие отношения. Важно ввести самого ребенка в различные типы поведения в типичных для его жизни ситуациях. Так были поставлены следующие сказки и сценки «Сказки старого чайника», «Тайные мысли организма», «Наказание», парламент «Системы питания». Это позволяет добиваться глубокого эмоционального воздействия на детей, содействовать творческому развитию.

Огромную роль в воспитательном процессе играют экскурсии. Экскурсии  представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у детей формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся с тем, как нужно собирать  материал, обрабатывать (на занятиях в классе после экскурсии), систематизировать. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, дети учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой.

Учащиеся понимают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Знания, полученные в этих условиях, оказываются  очень прочными и надолго укладываются в детскую память и способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, походы укрепляют сознательную дисциплину, развивают  самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособиться к обстановке, проявить сообразительность в различных затруднительных положениях, содействуют закалке и укреплению здоровья учащихся. [2]

По тематике все организованные и проведенные экскурсии можно разделить на следующие группы:

  • наблюдение за явлениями природы в различное время года (для учащихся 6-х классов);
  • знакомство с особенностями органов растений, жизненными формами (6 класс), классами и семействами растений (7 класс);
  • экскурсии в экологический  музей, знакомство с проблемами охраны окружающей среды (9,11 классы);
  • экскурсии в краеведческий и анатомический музеи (8-9 классы).

Педагогическая эффективность учебных экскурсий в природу зависит не только от умения учителя ставить образовательные и воспитательные цели, но и от выбора интересного маршрута и степени предварительной подготовки учащихся.

Изучать родной край нужно систематически. Тот учитель, который осуществляет подобную работу, сам обогащается полезными знаниями и улучшает свое педагогическое мастерство.

Результатом данной работы является:

  • статьи учащихся в журнале « Я и Земля»;
  • фото и видеоматериал для уроков биологии;
  • гербарный материал по семействам растений;
  • воспитание бережного отношения к природе, чувства   коллективизма и взаимопомощи;
  • повышение мотивации к изучению биологии;
  • углубление знаний о  природе родного края;
  • защита проекта «Биогеографическое исследование района гор Соран, экологический мониторинг данного природного объекта» учащимися  (XVII Областная научно-практическая конференция «Экология и дети» в городе Шахтинске; Областная научно- практическая конференция «Шаги в мир науки » в  КарГУ им. Букетова; НПК «Сарыарка дарыны»).

Учащиеся награждены дипломами и ценными призами на XVII  Областной научно-практической конференции «Экология и дети» за 2 место и на Областной научно-практической конференция «Шаги в мир науки» за 1 место, а также грамотой НПК «Сарыарка дарыны» (2011г.).

  •  создание методического пособия  «Методика организации и проведения экскурсий» 2011 г
  • Участие с данным пособием в конкурсе педагогического мастерства.
  • 2012 год – диплом 2 степени на областном конкурсе «Методический вернисаж»;  диплом 3 степени и приз в номинации «Учебно-методическое обеспечение образовательной программы» Республиканского конкурса.

Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом, поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.

НПК «Экология и дети» 2 место                               НПК «Шаги в мир науки» 1 место

Экологический десант в горах Соран                       Экскурсия в экологический музей

Список литературы:

  1. Экологическое воспитание детей и молодежи: пособие для дошкольных учреждений и школ./ Сборник. Под ред. Костенкова П.П. – Барнаул: Изд. «Анна Поом и К0», 2005, 160с.
  2. В. В. Травникова. Биологические экскурсии. – СПб.: Паритет. 2002, 256с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности по биологии через внеклассную работу »

Развитие функциональной грамотности по биологии

через внеклассную работу.

Григорьева О.П.,СОШ № 30,

учитель биологии

Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету.

Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях. [1]

Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна.

Важную роль во внеклассной работе играют викторины («Собаки и кошки в одной обложке», «В мире животных») конкурсы (Конкурс костюмов из вторичного сырья), конференции («Наш дом - планета Земля», «День глобальных климатических действий»). Играя, отвечая на вопросы викторин, проблемные вопросы, решая головоломки, ребусы, кроссворды, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и учатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запоминать названия растений и животных, активно и непринужденно пользоваться терминологией. На внеклассных занятиях часто применяю прием театрализации. Цель создания театральных инсценировок - отражение проблем ближайшего окружения, призыв к зрителям беречь всех обитателей планеты, свой организм, добрые человеческие отношения. Важно ввести самого ребенка в различные типы поведения в типичных для его жизни ситуациях. Так были поставлены следующие сказки и сценки «Сказки старого чайника», «Тайные мысли организма», «Наказание», парламент «Системы питания». Это позволяет добиваться глубокого эмоционального воздействия на детей, содействовать творческому развитию.

Огромную роль в воспитательном процессе играют экскурсии. Экскурсии представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у детей формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся с тем, как нужно собирать материал, обрабатывать (на занятиях в классе после экскурсии), систематизировать. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, дети учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой.

Учащиеся понимают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память и способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, походы укрепляют сознательную дисциплину, развивают самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособиться к обстановке, проявить сообразительность в различных затруднительных положениях, содействуют закалке и укреплению здоровья учащихся. [2]

По тематике все организованные и проведенные экскурсии можно разделить на следующие группы:

  • наблюдение за явлениями природы в различное время года (для учащихся 6-х классов);

  • знакомство с особенностями органов растений, жизненными формами (6 класс), классами и семействами растений (7 класс);

  • экскурсии в экологический музей, знакомство с проблемами охраны окружающей среды (9,11 классы);

  • экскурсии в краеведческий и анатомический музеи (8-9 классы).

Педагогическая эффективность учебных экскурсий в природу зависит не только от умения учителя ставить образовательные и воспитательные цели, но и от выбора интересного маршрута и степени предварительной подготовки учащихся.

Изучать родной край нужно систематически. Тот учитель, который осуществляет подобную работу, сам обогащается полезными знаниями и улучшает свое педагогическое мастерство.

Результатом данной работы является:

  • статьи учащихся в журнале « Я и Земля»;

  • фото и видеоматериал для уроков биологии;

  • гербарный материал по семействам растений;

  • воспитание бережного отношения к природе, чувства коллективизма и взаимопомощи;

  • повышение мотивации к изучению биологии;

  • углубление знаний о природе родного края;

  • защита проекта «Биогеографическое исследование района гор Соран, экологический мониторинг данного природного объекта» учащимися (XVII Областная научно-практическая конференция «Экология и дети» в городе Шахтинске; Областная научно- практическая конференция «Шаги в мир науки » в КарГУ им. Букетова; НПК «Сарыарка дарыны»).

Учащиеся награждены дипломами и ценными призами на XVII Областной научно-практической конференции «Экология и дети» за 2 место и на Областной научно-практической конференция «Шаги в мир науки» за 1 место, а также грамотой НПК «Сарыарка дарыны» (2011г.).

  • создание методического пособия «Методика организации и проведения экскурсий» 2011 г

  • Участие с данным пособием в конкурсе педагогического мастерства.

  • 2012 год – диплом 2 степени на областном конкурсе «Методический вернисаж»;  диплом 3 степени и приз в номинации «Учебно-методическое обеспечение образовательной программы» Республиканского конкурса.

Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом, поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.


НПК «Экология и дети» 2 место НПК «Шаги в мир науки» 1 место



Экологический десант в горах Соран Экскурсия в экологический музей


Список литературы:

  1. Экологическое воспитание детей и молодежи: пособие для дошкольных учреждений и школ./ Сборник. Под ред. Костенкова П.П. – Барнаул: Изд. «Анна Поом и К0», 2005, 160с.

  2. В. В. Травникова. Биологические экскурсии. – СПб.: Паритет. 2002, 256с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие функциональной грамотности по биологии через внеклассную работу

Автор: Григорьева Ольга Петровна

Дата: 10.05.2015

Номер свидетельства: 209661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сравнительный анализ работы методической кафедры естественно - научного цикла"
    ["seo_title"] => string(86) "sravnitiel-nyi-analiz-raboty-mietodichieskoi-kafiedry-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "249455"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446903352"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства