Программа развития УУД на уроках биологии в 5, 6- х классах.
Программа развития УУД на уроках биологии в 5, 6- х классах.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе особенно важной становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы в основную. Поэтому определение средств формирования УУД школьников 5, 6-го классов для педагогов, и в частности учителя биологии, является бесспорной необходимостью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа развития УУД на уроках биологии в 5, 6- х классах.»
Басова Ольга Ивановна,
учитель биологии Кужновского филиала
МБОУ «Оборонинская СОШ»
Программа развития УУД на уроках биологии в 5, 6- х классах.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе особенно важной становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы в основную. Поэтому определение средств формирования УУД школьников 5, 6-го классов для педагогов, и в частности учителя биологии, является бесспорной необходимостью.
Объектом исследования данной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников 10-12 лет.
Предмет исследования – средства формирования универсальных учебных действий школьников, диагностика УУД
Цельпредставляемой системы работы, заключается в содействии формированию УУД школьников, посредством предмета биологии.
Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:
провести анализ сформированности универсальных учебных действий обучающихся на начало учебного года;
выявить психологические и педагогические особенности работы с детьми 10-12 лет;
разработать средства формирования универсальных учебных действий обучающихся 5, 6-го классов на уроках биологии;
спланировать уровень развития УУД к концу 6-го класса.
Гипотеза: предполагается, что формирование УУД осуществляется в процессе изучения каждого из предметов основного образования, в том числе биологии.
Практическая новизна данной работы состоит в том, что она может стать основой для создания собственной методики преподавания учителя биологии основной общеобразовательной школы в условиях модернизации российского образования, повысить эффективность процесса обучения.
Предполагаемый уровень сформированности УУД у пятиклассников на начало учебного года.
Познавательные:
Читать и пересказывать текст;
Отвечать на вопросы, используя текст учебника.
Осуществлять поиск информации по конкретному понятию с использованием ресурсов библиотеки и Интернета, используя рекомендации учителя.
Сравнивать объекты.
Разделять текст на смысловые единицы: составлять план параграфа и вопросы к нему;
Заполнять таблицы, используя текст параграфа; преобразовывать текст в схему; извлекать информацию из таблиц, схем, иллюстраций; понимать и объяснять смысл терминов, понятий;
Осуществлять поиск информации по конкретному вопросу с использованием ресурсов библиотеки и Интернета;
Делать выводы на основе сравнения.
Действовать по простому заданному алгоритму.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической речи;
Отстаивать свою точку зрения, приводит аргументы;
Регулятивные:
1. Формулировать цель деятельности с помощью учителя;
2.Самостоятельно формулировать цель деятельности; составлять план действий по решению проблемы (задачи).
Личностные:
1.Оценивать ситуации и поступки
Объяснять смысл своих оценок;
2. Особенности работы с детьми 10-12 лет. Возраст 10-12 лет пограничный между детством и отрочеством. Это пространство и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный переходный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой - с ошибками в организации обучения (условно-педагогический кризис). Первый из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка «изнутри», а другой – «извне».
Важно кратко охарактеризовать существенные психологические особенности учащихся 5 - 6-х классов. В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.
Необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной работы учащихся.
Возникающие проблемы: учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается, прежде всего, в работе с текстами. В начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которого лежит общеклассная работа с учебником. Основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, это художественные тексты или научно-популярные статьи (описания), апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в системе «учитель – ученик».
Протекание школьной жизни учеников 5 - 6-х классов осложняется еще и неоправданными требованиями, которые начинают предъявлять к подросткам учителя, привыкшие работать в старших классах. Это недопустимо, по меньшей мере, по трем причинам:
- содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мышление находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития, до сих пор ученик работал лишь с отдельными единичными понятиями, лишь с некоторыми понятийными связями. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями пятиклассников - шестиклассников. Новые научные термины и понятия нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе их разнообразной практической деятельности;
- высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников порой не учитывает возрастные особенности младших школьников и угрожает эмоциональному благополучию большей части обучающихся. Поэтому так важно работать с учащимся в «зоне его ближайшего развития», что означает помощь и поддержку учителя в тех случаях, когда самостоятельно школьник еще не может решить данную учебную задачу;
- сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. У младших школьников она только начинает формироваться, теперь, в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием.
Обеспечение преемственности и перспективности в решении этих задач - обязательное условие адаптации школьников к обучению в 5-м классе.
Успешность самореализации подростков тесно связана с общим стилем взаимоотношений в учебном коллективе. В этом плане очень важно, чтобы учитель создавал ситуации, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, на свое мнение, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения.
3. Развитие УУД обучающихся средней общеобразовательной школы на уроках биологии в контексте стандартов второго поколения.
Познавательные УУД . Как сделать учебу интересней?
Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).Для диагностики и формирования познавательных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
“найди отличия”;
“на что похоже?”;
поиск лишнего;
“лабиринты”;
“логические цепочки”;
хитроумные решения;
составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
составление и распознавание диаграмм;
работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).
Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.
Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:
Запишите тему, выделите ключевые слова.
Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
Приведите примеры.
На уроках биологии для развития познавательных УУД можно использовать всевозможные биологические задачи:
а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.
б) Задачи на распознавание натуральных объектов.
в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
е) Задачи, связанные с самонаблюдением.
ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.
Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно объяснить?
Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.
Задача 4. У каких растений – болотных, луговых или пустынных - корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?
Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?
Средством развития познавательного интереса к уроку биологии являются также познавательные игры.
Коммуникативные УУД Умеем ли мы общаться?
Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий – работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:
- создают учебную мотивацию
- пробуждают познавательный интерес
- создают ситуацию успеха
- вырабатывает умение общаться с другими детьми
- формирует оценочные категории своей работы.
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда, мини- проекта;
- «отгадай, о ком говорим»;
- взаимопроверка;
- выполнение практической работы
Например: Высказывание собственной аргументированной точки зрения
Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.
- Сформулируй своё мнение к высказыванию «Бактерии – это вредные и опасные организмы».
- Приведи не менее трёх, аргументов (доказательств) к высказыванию «Без растений на Земле невозможна жизнь».
Саша и Миша готовятся к олимпиаде по ботанике. Обсуждая вопрос «Все ли деревья относятся к отделу Покрытосеменные - цветковые» мальчики заспорили. Саша считает, что все, а Миша с ним не согласен. Кто из мальчиков прав? Аргументируй (докажи) свою точку зрения.
Во время работы учеников учитель выполняет роль эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы. Учитель наблюдает за работой, направляет деятельность учащихся. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы, которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами: внимательно выслушать ответ товарища, обратить внимание на логику изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными ; примерами, обоснование оценки ответа. Учитель обращает внимание на то, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей других участников.
Приемы создания проблемной ситуации.
Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства». Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.
1прием. Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Пример:
Тема «Пластиды»
Проблемный вопрос «Почему листья растений имеют зеленую окраску?»
«ящерица зеленого цвета, значит она растение?»
Пример:
В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.
Что же это за существа?
Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?
Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
2 прием.
Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал.
Пример:
Маша сказала что береза - растение, Миша утверждает, что береза - дерево. Кто из них прав?
3 прием.
Этот прием выполняется в два шага: сначала(1шаг) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем «шаг 2» сообщением, экспериментом предъявляет научный факт. При изучении темы «Бактерии» в 5 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.
(Шаг 1) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду.
(Шаг2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются..
4 прием.
Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни, предметы.
А) Тема «Строение стебля» Проблемный диалог
Урок начать с игры в дудочку (видео, аудиофрагмент)
Какое отношение дудочка может иметь к нашему уроку?
Выскажите гипотезы.
Как вы думаете, из какой части растения она сделана? (стебель)
Какова цель нашего урока? (изучить строение стебля);
Б) Тема «Строение папоротников»
Легенда о цветке папоротника: Самая красивая и известная легенда о папоротниках гласит, что это растение цветет только в ночь на Ивана Купалу (7 июля). Между листьями, похожими на крылья орла, поднимается цветочная почка. В полночь она с треском раскрывается, и появляется огненный цветок, озаряющий все вокруг, при этом раздается гром и сотрясается земля. Согласно легенде, человеку, одолевшему страх перед нечистой силой и овладевшему цветком папоротника, подвластны все тайны и чары. Он приобретет множество полезных свойств: станет понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, может стать невидимкой, а главное, начнет видеть сквозь землю и, конечно, найдет все клады, спрятанные в земле.
Поверим этой легенде или проверим ее?! Добавлю, что ботаники до сих пор не обнаружили цветок папоротника!
Определим цели урока: Что хотим узнать:
Отличительные признаки папоротников от других групп растений
Есть ли цветы? Как размножается? Где растут? Где можно использовать?
Регулятивные УУД . Что входит в умение учиться?
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
В блок регулятивных УУД входят:
- целепологание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка.
«Преднамеренные ошибки» (умышленное заблуждение).
Пример. Найдите ошибки в тексте и исправьте их
Строение растительной клетки
Клетки кожицы лука плотно прилегают друг другу. Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку, в которой есть поры. Под ней находится живое бесцветное вязкое вещество-кариоплазма, которое медленно движется. В центре клеток находится небольшое плотное тельце-ядро. Почти во всех клетках, особенно в старых, есть хорошо заметные полости - пластиды, заполненные растворами питательных веществ. Эти полости обеспечивают тургор клеток.
Поиск информации в предложенном источнике.
Пример. Прочитайте текст «Лишайники» и выполните задание.
Лишайники.
Лишайники очень неприхотливые организмы. Зона их распространения от тропиков до Антарктиды. Лишайники растут в самых бесплодных местах, даже на голых скалах.
Тело лишайника состоит из гифов гриба и одноклеточных зеленых водорослей или клеток цианобактерий. Гриб доставляет водорослям воду с растворенными минеральными веществами. Водоросли в процессе фотосинтеза синтезируют органические вещества, которыми питается гриб. Плотно сплетенная нитями гриба, водоросль надежно защищена от иссушения. Однако прежде чем наступит такое сожительство, проходит долгое время. Поначалу размножаются грибы и водоросли порознь. Споры гриба, который входит в состав лишайника не торопятся прорастать и обживаться на новом месте. Они сделают это, лишь встретив «свою» водоросль, с которой могут образовать новый союз.
Растут лишайники очень медленно, например, ягель (олений мох) за год вырастает всего на 1-2 мм.
Отличие лишайников от цветковых растений состоит в том, что большинство растений поглощает воду из почвы при помощи корней, а лишайники впитывают влагу всей поверхностью слоевища из дождей, росы и тумана. Это свойство позволяет лишайникам селиться везде, где есть свет - даже на поверхности стекла. Без света органические вещества в клетках водоросли не образуются и лишайники погибают.
На голых скалах селятся накипные лишайники, на камнях и коре деревьев – листоватые, а в сосновых борах и тундре разные виды лишайников образуют сплошной ковер из маленьких кустиков – это кустистые лишайники.
Лишайники в числе первых осваивают безжизненные места, неплодородные каменные россыпи и пески. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы, а отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения.
Задание. Используя содержание текста «Лишайники» и знание курса, ответьте на следующие вопросы.
Почему лишайники называют комплексными организмами?
За какую особенность лишайники называют «пионерами растительности»?
Каково практическое значение лишайников?
«Ищу ошибки».Найдите 3 ошибки в приведенном тексте и исправьте их. 1. Грибы выделяют в отдельное царство организмов. 2. Тело гриба состоит из мицелия. 3. Грибная клетка имеет клеточную стенку, в состав которой входит целлюлоза. 4. В клетках грибов синтез АТФ осуществляется в митохондриях. 5. Запасным питательным веществом у грибов является гликоген. 6. По способу питания грибы – автотрофы. 7. Грибы неподвижны, рост их ограничен.
Контрольный опрос на определенную тему.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.
Этот раздел поможет вам понять:
Клетка - это структурная единица всего живого на Земле.
Для этого вы должны разобраться в том:
Каковы признаки растительной клетки
Особенности строения растительной клетки
Каковы функции частей клетки
Каков химический состав клетки
Как использовать в быту элементарные биологические знания основ цитологии, чтобы формулировать правила здорового образа жизни и знать симптомы нарушения нормальной жизнедеятельности живого организма.
Для этого вы должны:
объяснять некоторые процессы, проходящие в клетке.
понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (обмен веществ, питание, дыхание).
Контрольная работа №1 по теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»
Вариант № 1
Часть А. Задания с одним вариантом ответа
А 1. Молодая клетка отличается от старой клетки тем, что в ней
А) мелкие вакуоли Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли
А 2. Форму грибной клетке придает
А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма
А 3. Цитоплазма в животной клетке
А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку
Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки
А 4. Органические вещества клетки
А) углеводы Б) вода В) ионы натрия и калия Г) минеральные соли
А 5. Органические вещества клетки, выполняющие строительную и энергетическую функцию
В 2. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки
Функции Части клетки
А) отвечает за наследственность 1. Ядро
Б) граница 2. Клеточная мембрана
В) участвует в делении клетки
Г) обмен веществ
Д) форма
Е) защита
В 3. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.
Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)____, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_____. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…
Часть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы.
Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках — до 95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки. Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе. Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью ее молекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникают комплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такие вещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю). Это многие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения между молекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества, такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (от греч. «фобос» — страх) — жиры, липиды и др.
1. В каких клетках можно наблюдать максимальное содержание количества воды?
2. Какие вещества называются гидрофобными?
3. Какая основная роль воды в клетке?
Взаимный диктант
Один ученик из пары читает свой текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).
Другой ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.
Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично, но уже вместе — сначала один диктант, потом — второй.
Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок.
Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.
Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверял Петров», «Проверяла Стрельцова».
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала.
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.
3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%.
4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.
5.Общее название солей, содержащихся в клетке.
6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.
7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.
8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? 10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста.
11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.
12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал.
Или
пропущены буквы, необходимо вставить их и объяснить значение термина:
Личностные УУД. Как понять себя и чувства другого?
Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Приёмы, активизирующие деятельность учащихся:
1. Приём новизны, который предполагает включение в содержание интересных сведений, фактов, исторических данных, сведений из различных литературных источников, ярких примеров из жизни.
2. Приём динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. Используя мультимедийные пособия, демонстрирую процессы распространения спор у грибов, движение цитоплазмы в 5 классе, процессы опыления и оплодотворения цветковых растений в 6 классе, деление клетки, размножение. Именно отношение ученика к тому или иному явлению определяет его поведение и способствует формированию системы ценностей и взглядов. Поэтому воздействовать необходимо за счет создания определенной воспитательной ситуации.
3. Приём создания проблемной ситуации. Учащиеся усваивают материал, когда у них есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. На уроке необходимо создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и самое главное, захотел это узнать. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.
4. Рефлексия. Самоконтроль учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. Комментируют ошибки, ищут их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения. Примеры:
1) Рефлексивный полилог:
Сегодня я узнал….; было интересно…; было трудно…; теперь я могу…;
я почувствовал, что…; я приобрёл…; я научился…; у меня получилось…; я смог…;
я попробую…; меня удивило…; урок дал мне для жизни…; мне захотелось…
2) анкетирование
1. На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3.Урок для меня показался коротким/ длинным
4.За урок я не устал/ устал
5.Моё настроение стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
7.Домашнее задание мне кажется полезен/ бесполезен
лёгким/трудным
интересно/неинтересно
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:
· участие в проектах;
· подведение итогов урока;
· творческие задания;
· самооценка события, происшествия;
· дневники достижений.
Формированию личностных УУД способствуют также выполнение творческих заданий, которые помогают выразить своё отношение к жизни как ценности, осознать собственное «Я» и место человека в обществе, раскрыть личные качества учащихся, развить творческие способности.
Примеры креативных заданий:
- Придумай рекламу
- Сочини сказку о растениях семейства бобовые, пасленовые, лилейные и т.д.
- Напиши благодарственное письмо от имени цветка (например, клевера) шмелю, от имени животных.
4. Уровень развития УУД, который планируется достичь к концу 6-го класса.
Личностные результаты: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать: – риск взаимоотношений человека и природы; – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» 5–6-й классы является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника: – осознание роли жизни; – рассмотрение биологических процессов в развитии; – использование биологических знаний в быту; – объяснять мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.